|
1 - ступица ведомого диска; 2 - пружина гасителя крутильных колебаний; 3 - маховик; 4 - кожух сцепления; 5 - нажимной диск; 6 - диафрагменная пружина; 7 - крышка; 8 - картер сцепления; 9 - муфта выключения; 10 - вилка выключения сцепления; 11 - коробка передач; 12 - пневмогидроусилитель; 13 - толкатель; 14 - ведомый диск; 15 - картер маховика; 16 - замковое кольцо; 17 - упорные полукольца; 18 - втулка муфты; 19 - пружинное кольцо
1 - педаль; 2 - пополнительный бачок; 3, 10 - гидравлический трубопровод; 4 - датчик износа ведомого диска; 5, 12 - толкатель; 6 - вилка выключения сцепления; 7 - пневмогидроусилитель (ПГУ); 8 - клапан прокачки; 9 - воздушный трубопровод; 11 - подпедальный цилиндр; 13, 15 - контргайка; 14 - оттяжная пружина; 16 - упор
Силовой агрегат с механической коробкой передач комплектуется фрикционным, однодисковым сцеплением SACHS MFZ 430 с диафрагменной вытяжной пружиной.
Ведомый диск сцепления снабжен гасителем крутильных колебаний с тремя степенями демпфирования. Втулка муфты выключения 18 соединяется с диафрагменной пружиной 6 с помощью замкового устройства, которое состоит из упорных колец 17, пружинного кольца 19 и замкового кольца 16. Замковое устройство монтируется на диафрагменную пружину при сборке сцепления. Штампованные кольца 17 устанавливаются в центральное отверстие диафрагменной пружины 6 и распираются пружинным кольцом 19. Замковое кольцо 16 устанавливается в отверстия упорных полуколец. Муфта выключения сцепления 9 постоянно находится на крышке первичного вала коробки передач. На автобусе применяется гидравлический привод сцепления с пневматическим усилением. При нажатии на педаль 1 при выключении сцепления усилие от ноги водителя через толкатель 12 передается к подпедальному цилиндру 11, откуда жидкость под давлением по трубопроводу 10 поступает в пневмогидроусилитель 7, при этом обеспечивается подача сжатого воздуха в ПГУ по трубопроводу 9. Суммарное усилие, определяемое давлением воздуха в цилиндре ПГУ и давлением жидкости, передается на толкатель 5 и через рычаг-вилку 6 обеспечивает перемещение муфты выключения, необходимое для выключения сцепления. Пневмогидроусилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Пневмогидроусилитель снабжен датчиком износа ведомого диска сцепления 4.
При ТО-1 проверить:
– герметичность гидравлической и пневматической системы привода; – уровень жидкости в пополнительном бачке; – свободный ход «А» педали сцепления, при необходимости отрегулировать; – износ ведомого диска по индикатору износа на ПГУ. При увеличении размера «В» до 25 мм ведомый диск сцепления необходимо заменить. После удаления воздуха из привода сцепления, проверить функционирование привода сцепления и переместить стержень датчика износа 4 до упора в сторону двигателя, и кольцо на стержне – до упора в корпус ПГУ. Первую замену тормозной жидкости провести при первом ТО-1, в последующем тормозную жидкость заменять не реже одного раза в 2 года. Запрещается эксплуатация автобуса при критическом износе ведомого диска (размер «В» больше 25 мм). Регулировка свободного и рабочего хода педали сцепления Свободный ход «А» на конце педали сцепления должен составлять 2-4 мм, что обеспечивает зазор между толкателем 12 и поршнем подпедального цилиндра 0,5-1 мм. Запрещается эксплуатация автобуса при отсутствии свободного хода педали сцепления, так как это приведет к «пробуксовке» сцепления, и как следствие к его перегреву и выходу из строя. Свободный ход регулировать вращением толкателя 12 при отпущенной контргайке 13 (при вворачивании толкателя в вилку свободный ход педали увеличивается). После регулировки застопорить толкатель контргайкой. Необходимость регулировки рабочего хода педали сцепления может возникнуть только при замене деталей привода сцепления. Рабочий ход регулировать после полного удаления воздуха из гидропривода вращением упора 16 при отпущенной контргайке 15 (при заворачивании болта рабочий ход педали увеличивается). Рабочий ход считается правильным, если ход толкателя 5 (размер «Б») составляет 21-23 мм. После регулировки зафиксировать упор контргайкой и проверить функционирование привода. Передачи должны включатся без шума. При необходимости откорректировать рабочий ход педали сцепления. Допускается в процессе эксплуатации регулировать рабочий ход педали сцепления без контроля размера «Б». В этом случае упором 16 обеспечить минимальный рабочий ход педали сцепления, при котором обеспечивается бесшумное включение первой передачи и передачи заднего хода. Удаление воздуха из гидропривода сцепления, замена жидкости Для удаления воздуха из гидропривода сцепления необходимо: – удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики; – проверить величину свободного хода «А»; – долить жидкость в пополнительный бачок до нижней кромки наливной горловины; – снять защитный колпачок с клапана прокачки 8, надеть на головку клапана шланг и опустить второй конец шланга в емкость с тормозной жидкостью; – отвернуть клапан на 1/2 - 3/4 оборота и резко нажать на педаль сцепления, а затем плавно отпустить. Продолжать «прокачку» до выхода жидкости из шланга без пузырьков воздуха. В процессе «прокачки» доливать жидкость в пополнительный бачок и следить за тем, чтобы шланг был постоянно погружен в жидкость; – завернуть клапан, снять с клапана шланг и надеть защитный колпачок; – долить жидкость до необходимого уровня. Для полной замены жидкости проводить «прокачку» до выхода из системы около 0,5 л рабочей жидкости. Замену рабочей жидкости с использованием источника подачи жидкости под давлением 0,1-0,2 МПа проводить в следующем порядке: – удалить воздух из ресивера потребителей через контрольный клапан в блоке диагностики; – проверить величину свободного хода «А»; – подставить под пополнительный бачок емкость; – снять защитный колпачок с клапана прокачки 8 и надеть на головку клапана шланг источника подачи рабочей жидкости под давлением 0,1-0,2 МПа; – включить источник подачи рабочей жидкости и отвернуть клапан прокачки на один оборот. Продолжать подачу жидкости до выхода из бачка около 0,5 л жидкости. Прекратить подачу жидкости, только при выходе жидкости из бачка без пузырьков воздуха; – завернуть клапан 8, отключить источник подачи жидкости; – провести окончательную «прокачку» педалью сцепления. |
eltroll2 2019-2024 |