|
1 - кронштейн неподвижного контакта; 2 - шунт; 3 - рычаг подвижного контакта; 4 - валик; 5 - болт; 6 - кронштейн подвижного контакта; 7 - ось; 8 - наконечник тяги; 9 - шток; 10 - поршень; 11 - манжета кожаная; 12 - электромагнитный вентиль; 13 - пружина; 14 - цилиндр; 15 - тяга изоляционная; 16 - дугогасительный рог; 17 - подвижный контакт; 18 - неподвижный контакт; 19 - брусок огнеупорный изоляционный; 20 - полюс; 21 - дугогасительная камера; 22 - скоба; 23 - болт; 24 - катушка дугогасительная; 25 - стойка изоляционная.
На электровозах применяются следующие типы контакторов: ПК-301, ПК-302, ПК-303 и ПК-304.
Конструктивное отличие контакторов ПК-302, ПК-303 и ПК-304 от контактора ПК-301 заключается в следующем: - ПК-302 не имеет дугогасительного устройства; - ПК-303 не имеет дугогасительного устройства и электромагнитного вентиля. Управление им осуществляется от электромагнитного вентиля соседнего контактора, для чего цилиндры их соединены трубкой; - ПК-304 не имеет электромагнитного вентиля. Управление им осуществляется так же, как и контактора ПК-303. Кроме того, электропневматические контакторы могут иметь различные исполнения блокировок. В остальном конструкция всех пневматических контакторов одинакова. Описание конструкции приводится для контактора ПК-301. На изоляционной стойке 25 укреплен кронштейн неподвижного контакта 1, к которому присоединяется один конец дугогасительной катушки 24 и крепится неподвижный контакт 18. На этой же стойке укреплен кронштейн 6 подвижного контакта, который является упором для дугогасительной камеры. Кронштейн 6 соединен шарнирно с рычагом 3, несущим подвижный контакт 17 и его пружину. Рычаг 3 шарнирно соединен с изоляционной тягой 15, жестко связанной со штоком 9 пневматического привода. К изоляционной тяге с помощью кронштейна присоединяется тяга блокировки. Внутри цилиндра 14 помещается выключающая пружина 13. На нижнем 6 и верхнем 1 кронштейнах укрепляется дугогасительная камера 21, которая состоит из двух боковых асбоцементных стенок, двух брусков 19 и двух внутренних асбоцементных перегородок, скрепленных болтами. Внутри камеры имеется дугогасительный рог 16. Снаружи камеры расположены полюсы 20 для подведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки 24. При возбуждении катушки электромагнитного вентиля 12 сжатый воздух поступает в пневматический цилиндр 14, поднимает поршень 10 с рычагом 3 и сжимает пружину 13 - контактор включается. При этом с помощью тяги блокировочные пальцы переключаются. При выключении питания катушки электромагнитного вентиля 12 воздух выходит из цилиндра в атмосферу, и контактор под действием пружины выключается. |
Корпус группового контактора ПКГ-305В состоит из двух литых стальных рам 1, соединенных между собой уголками.
На корпусе установлены восемнадцать контакторных элементов 2 типа КЭ-1, кулачковый вал 3, блокировочный барабан 4 с пальцами 5, два пневматических цилиндра 6 и четыре электромагнитных вентиля 7 и 8.
1 - стержень; 2 - держатель неподвижного контакта; 3 - контактный рычаг; 4 - кронштейн; 5 - блокировочные пальцы; 6 - блокировочный барабан; 7 - кулачковый вал; 8 - пружина; 9 - держатель подвижного контакта; 10 - дугогасительная камера; 11 - дугогасительная катушка.
Контакторный элемент КЭ-1 состоит из стального четырехгранного стержня 1, опрессованного составной изоляцией, держателя неподвижного контакта 2, отлитого совместно с дугогасительным рогом, кронштейна 4, с которым шарнирно соединен контактный рычаг 3 с роликом. С контактным рычагом шарнирно соединен держатель 9 подвижного контакта с пружиной 8 и подвижным контактом. Для гашения дуги контакторный элемент снабжен дугогасительной катушкой 11 и дугогасительной камерой 10. Кулачковый вал 7 представляет собой шестигранный стержень, опрессованный составной изоляцией, на который насажены чугунные кулачки, разделенные между собой изоляторами. Главный вал с кулачками вращается в двух шарикоподшипниках, укрепленных в рамах корпуса. Во избежание прогиба вал имеет среднюю опору в виде двух роликов, поддерживаемых литым кронштейном. Привод ПКГ состоит из двух цилиндров. В каждом цилиндре расположены два поршня и зубчатая рейка. В верхнем цилиндре поршни соединены с рейкой, в нижнем свободны. Рейки обоих цилиндров находятся в зацеплении с шестерней, сидящей на главном валу. Передача вращения с главного вала на вал вспомогательного барабана осуществляется зубчатой передачей, размещенной со стороны привода. Блокировочный барабан 4 выполнен из бумажно-бакелитового цилиндра. На его поверхности укреплены медные сегменты, замыкающие при вращении вала соответствующие контактные пальцы, и изоляционные сегменты, изготовляемые из фибры. Подача сжатого воздуха в цилиндры привода и выпуск его в атмосферу производятся тремя включающими 8 и одним выключающим 7 электромагнитными вентилями, катушки которых питаются от контроллера машиниста. Выключающий вентиль 7 подводит воздух к правой полости верхнего цилиндра; к левой его полости и обеим полостям нижнего цилиндра воздух подводят включающие вентили 8. Управление аппаратом происходит следующим образом. При последовательном соединении двигателей катушки всех вентилей не возбуждены. Выключающий вентиль подает сжатый воздух в правую полость верхнего цилиндра. Все три включающих вентиля соединяют полости цилиндров с атмосферой, при этом поршень верхнего цилиндра установится в левое крайнее положение и соответственно повернет кулачковый вал. При последовательно-параллельном соединении двигателей получают питание выключающий вентиль и оба вентиля нижнего цилиндра. Правая полость верхнего цилиндра соединяется с атмосферой. Обе полости нижнего цилиндра заполняются воздухом, зучатая рейка устанавливается в среднее положение и соответственно поворачивает кулачковый вал. В момент перехода возбуждены все катушки вентилей. Встречные магнитные потоки катушек выключающего вентиля взаимно уничтожаются, вследствие чего вентиль работает, как при обесточенных катушках. Все четыре полости цилиндров заполняются сжатым воздухом, и привод остается в том же среднем положении. На параллельном соединении возбуждены катушки включающего и выключающего вентилей верхнего цилиндра. Правая полость верхнего цилиндра и обе полости нижнего цилиндра соединены с атмосферой. Сжатый воздух передвигает рейку верхнего цилиндра в правое крайнее положение и соответственно поворачивает кулачковый вал. На электровозах, не имеющих рекуперативного торможения, установлен групповой контактор типа ПКГ-323, аналогичный по конструкции и отличающийся от описанного меньшим количеством контакторных элементов (четырнадцать) и иной разверткой вспомогательного барабана и кулачкового вала. |
1 - магнитопровод; 2 - катушка дугогасительная; 3 - упор латунный; 4 - включающая катушка; 5 - якорь; 6 - рычаг текстолитовый; 7 - стенка текстолитовая; 8 - выключающая пружина; 9 - контактная пружина; 10 - защелка; 11 - камера дугогасительная; 12 - подвижный контакт; 13 - дугогасительный рог; 14 - стойка текстолитовая.
Между двумя стальными полосами магнитопровода 1 контактора шарнирно укреплен якорь 5 с текстолитовым рычагом 6, на верхнем конце которого укреплены держатель подвижного контакта 12 с контактной пружиной 9. На стойке 14 закреплен сердечник с надетой на него катушкой 4. Выключающая пружина 8 одним концом упирается в хвостовик рычага 6, а другим - в поперечную перегородку, размещенную между двумя текстолитовыми стенками. На текстолитовой стойке 14 укреплен дугогасительный рог 13 с неподвижным контактом и дугогасительной катушкой 2. Дугогасительная камера 11 состоит из двух боковых стенок и двух перегородок, выполненных из асбоцемента и скрепленных болтами. На стенках камеры с наружной стороны расположены полюсы для подведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки 2. В камере закреплен второй дугогасительный рог. Камера крепится на контакторе с помощью винта и защелки. Включение контактора происходит под действием электромагнитных сил включающей катушки 4 при прохождении по ней тока. Выключение контактора происходит при обесточенной включающей катушке под действием усилия выключающей пружины 8. У контакторов с блокировками неподвижные блокировочные контакты располагаются между текстолитовыми стенками 7. Контактор МК-З10Б-1 предназначен для включения и выключения двигателей вентиляторов и крмпрессоров, МК-310Б-2-для включения мотор-генератора.
Контактор МК-15-01, рассчитанный на меньший ток, чем МК-310Б, конструктивно отличается от него контактной системой, обеспечивающей двукратный разрыв цепи тока, и отсутствием дугогасительного устройства. Для предотвращения перебросов дуги при разрыве тока контакты защищены асбоцементными перегородками.
Принцип действия тот же, что и у контактора МК-310Б. Предназначен для включения и выключения электрических печей отопления. |
На основании 5 контактора заземления укреплен изоляционный стержень 3 с держателем неподвижного контакта 2 и контактный рычаг 4.
С рычагом подвижного контакта шарнирно связан рычаг 1, ролик которого перекатывается по вырезу на планке двери высоковольтной камеры. Профиль выреза обеспечивает замыкание контактора при открывании двери более чем на 100 мм. |
eltroll2 2019-2024 |