Электропневматические контакторы ПК
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение 3000 В
Ток длительный 350 А
Номинальное напряжение цепи управления 50 В
Длительный ток блокконтактов 5 А
Номинальное давление сжатого воздуха для работы пневматического привода 5 Атм
Вес аппарата 29,6 кг
Технические требования
Разрыв контактов 24-27 мм
Провал контактов 4-5,5 мм
Контактное нажатие при давлении сжатого воздуха в цилиндре 5 Атм 27-32 кг
Давление на контакт от притирающей пружины:
начальное
конечное

3,5-4,5 кг
5,5-7,0 кг
Длина линии касания контактов не менее 80% ширины контактов
Контактор должен надежно включаться при давлении 3,5 Атм
Вентиль должен надено работать при давлении воздуха 5 Атм и напряжении 30 В
Напряжение переменного тока (частота 50 Гц) для испытания изоляции силовой цепи в течение 1 мин 9000 В
Напряжение переменного тока (частота 50 Гц) для испытания изоляции цепи управления в течение 1 мин 800 В
Давление сжатого воздуха для проверки привода на утечку 7 Атм

  • Общий вид электропневматического контактора ПК-301

    1 - кронштейн неподвижного контакта; 2 - шунт; 3 - рычаг подвижного контакта; 4 - валик; 5 - болт; 6 - кронштейн подвижного контакта; 7 - ось; 8 - наконечник тяги; 9 - шток; 10 - поршень; 11 - манжета кожаная; 12 - электромагнитный вентиль; 13 - пружина; 14 - цилиндр; 15 - тяга изоляционная; 16 - дугогасительный рог; 17 - подвижный контакт; 18 - неподвижный контакт; 19 - брусок огнеупорный изоляционный; 20 - полюс; 21 - дугогасительная камера; 22 - скоба; 23 - болт; 24 - катушка дугогасительная; 25 - стойка изоляционная.

  • Описание электропневматических контакторов
    На электровозах применяются следующие типы контакторов: ПК-301, ПК-302, ПК-303 и ПК-304.
    Конструктивное отличие контакторов ПК-302, ПК-303 и ПК-304 от контактора ПК-301 заключается в следующем:
    - ПК-302 не имеет дугогасительного устройства;
    - ПК-303 не имеет дугогасительного устройства и электромагнитного вентиля. Управление им осуществляется от электромагнитного вентиля соседнего контактора, для чего цилиндры их соединены трубкой;
    - ПК-304 не имеет электромагнитного вентиля. Управление им осуществляется так же, как и контактора ПК-303. Кроме того, электропневматические контакторы могут иметь различные исполнения блокировок.
    В остальном конструкция всех пневматических контакторов одинакова. Описание конструкции приводится для контактора ПК-301.

    На изоляционной стойке 25 укреплен кронштейн неподвижного контакта 1, к которому присоединяется один конец дугогасительной катушки 24 и крепится неподвижный контакт 18.
    На этой же стойке укреплен кронштейн 6 подвижного контакта, который является упором для дугогасительной камеры.
    Кронштейн 6 соединен шарнирно с рычагом 3, несущим подвижный контакт 17 и его пружину.
    Рычаг 3 шарнирно соединен с изоляционной тягой 15, жестко связанной со штоком 9 пневматического привода.
    К изоляционной тяге с помощью кронштейна присоединяется тяга блокировки.
    Внутри цилиндра 14 помещается выключающая пружина 13.
    На нижнем 6 и верхнем 1 кронштейнах укрепляется дугогасительная камера 21, которая состоит из двух боковых асбоцементных стенок, двух брусков 19 и двух внутренних асбоцементных перегородок, скрепленных болтами.
    Внутри камеры имеется дугогасительный рог 16. Снаружи камеры расположены полюсы 20 для подведения магнитного потока в зону гашения дуги.
    Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки 24.
    При возбуждении катушки электромагнитного вентиля 12 сжатый воздух поступает в пневматический цилиндр 14, поднимает поршень 10 с рычагом 3 и сжимает пружину 13 - контактор включается. При этом с помощью тяги блокировочные пальцы переключаются.
    При выключении питания катушки электромагнитного вентиля 12 воздух выходит из цилиндра в атмосферу, и контактор под действием пружины выключается.

Групповой контактор ПКГ-305В
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение 3000 В
Ток длительный 350 А
Номинальное давление сжатого воздуха для работы пневматического привода 5 Атм
Номинальное напряжение цепи управление 50 В
Длительный ток блокконтактов 5 А
Время поворота кулачкового вала:
из первого положения во второе
из второго положения в третье

3,5 с
2,1 с
Вес аппарата 543 кг
Технические требования
Разрыв главных контактов 24-27 мм
Провал главных контактов 11-14 мм
Контактное давление 16-20 кг
Провал блокконтактов 2,3-3 мм
Давление блокконтактов 1,2-5 кг
Минимальное давление сжатого воздуха для срабатывания привода 3,5 Атм
Минимальное напряжение срабатывания электромагнитных вентилей 30 В
Напряжение переменного тока (частота 50 Гц) для испытания изоляции силовой цепи в течение 1 мин 9000 В
Напряжение переменного тока (частота 50 Гц) для испытания изоляции цепи управления в течение 1 мин 800 В
Давление сжатого воздуха для проверки привода на утечку 7 Атм

  • Общий вид группового контактора

    Корпус группового контактора ПКГ-305В состоит из двух литых стальных рам 1, соединенных между собой уголками.
    На корпусе установлены восемнадцать контакторных элементов 2 типа КЭ-1, кулачковый вал 3, блокировочный барабан 4 с пальцами 5, два пневматических цилиндра 6 и четыре электромагнитных вентиля 7 и 8.

  • Контакторный элемент КЭ-1

    1 - стержень; 2 - держатель неподвижного контакта; 3 - контактный рычаг; 4 - кронштейн; 5 - блокировочные пальцы; 6 - блокировочный барабан; 7 - кулачковый вал; 8 - пружина; 9 - держатель подвижного контакта; 10 - дугогасительная камера; 11 - дугогасительная катушка.

    Контакторный элемент КЭ-1 состоит из стального четырехгранного стержня 1, опрессованного составной изоляцией, держателя неподвижного контакта 2, отлитого совместно с дугогасительным рогом, кронштейна 4, с которым шарнирно соединен контактный рычаг 3 с роликом.
    С контактным рычагом шарнирно соединен держатель 9 подвижного контакта с пружиной 8 и подвижным контактом.
    Для гашения дуги контакторный элемент снабжен дугогасительной катушкой 11 и дугогасительной камерой 10.
    Кулачковый вал 7 представляет собой шестигранный стержень, опрессованный составной изоляцией, на который насажены чугунные кулачки, разделенные между собой изоляторами.
    Главный вал с кулачками вращается в двух шарикоподшипниках, укрепленных в рамах корпуса.
    Во избежание прогиба вал имеет среднюю опору в виде двух роликов, поддерживаемых литым кронштейном.
    Привод ПКГ состоит из двух цилиндров. В каждом цилиндре расположены два поршня и зубчатая рейка. В верхнем цилиндре поршни соединены с рейкой, в нижнем свободны.
    Рейки обоих цилиндров находятся в зацеплении с шестерней, сидящей на главном валу.
    Передача вращения с главного вала на вал вспомогательного барабана осуществляется зубчатой передачей, размещенной со стороны привода.
    Блокировочный барабан 4 выполнен из бумажно-бакелитового цилиндра. На его поверхности укреплены медные сегменты, замыкающие при вращении вала соответствующие контактные пальцы, и изоляционные сегменты, изготовляемые из фибры.
    Подача сжатого воздуха в цилиндры привода и выпуск его в атмосферу производятся тремя включающими 8 и одним выключающим 7 электромагнитными вентилями, катушки которых питаются от контроллера машиниста.
    Выключающий вентиль 7 подводит воздух к правой полости верхнего цилиндра; к левой его полости и обеим полостям нижнего цилиндра воздух подводят включающие вентили 8.

    Управление аппаратом происходит следующим образом.
    При последовательном соединении двигателей катушки всех вентилей не возбуждены. Выключающий вентиль подает сжатый воздух в правую полость верхнего цилиндра. Все три включающих вентиля соединяют полости цилиндров с атмосферой, при этом поршень верхнего цилиндра установится в левое крайнее положение и соответственно повернет кулачковый вал.
    При последовательно-параллельном соединении двигателей получают питание выключающий вентиль и оба вентиля нижнего цилиндра. Правая полость верхнего цилиндра соединяется с атмосферой. Обе полости нижнего цилиндра заполняются воздухом, зучатая рейка устанавливается в среднее положение и соответственно поворачивает кулачковый вал.
    В момент перехода возбуждены все катушки вентилей. Встречные магнитные потоки катушек выключающего вентиля взаимно уничтожаются, вследствие чего вентиль работает, как при обесточенных катушках. Все четыре полости цилиндров заполняются сжатым воздухом, и привод остается в том же среднем положении.
    На параллельном соединении возбуждены катушки включающего и выключающего вентилей верхнего цилиндра. Правая полость верхнего цилиндра и обе полости нижнего цилиндра соединены с атмосферой. Сжатый воздух передвигает рейку верхнего цилиндра в правое крайнее положение и соответственно поворачивает кулачковый вал.
    На электровозах, не имеющих рекуперативного торможения, установлен групповой контактор типа ПКГ-323, аналогичный по конструкции и отличающийся от описанного меньшим количеством контакторных элементов (четырнадцать) и иной разверткой вспомогательного барабана и кулачкового вала.

Электромагнитные контакторы
  • Технические характеристики контактора МК-310Б
Номинальное напряжение силовой цепи 3000 В
Длительный ток контактора МК-310Б-1 25 А
Длительный ток контактора МК-310Б-2 50 А
Номинальное напряжение цепи управления 50 В
Длительный ток блокировочных контактов 5 А
Длительный ток включающей катушки 0,65 А
Вес 28,4 кг
Технические требования
Разрыв контактов 30-34 мм
Провал контактов 7-9 мм
Начальное давление контактов 0,8-1,3 кг
Конечное давление контактов 1,8-2,7 кг
Разрыв блокировочных контактов 9-16 мм
Провал блокконтактов 4-6 мм
Давление блокконтактов 0,15-0,25 кг
Напряжение для испытания изоляции переменным током (частота 50 Гц) в течение 1 мин
цепи высокого напряжения
цепи управления

9000 В
800 В
Контактор должен надежно включаться при напряжении на клеммах включающей катушки 30 В

  • Общий вид и описание контактора МК-310Б

    1 - магнитопровод; 2 - катушка дугогасительная; 3 - упор латунный; 4 - включающая катушка; 5 - якорь; 6 - рычаг текстолитовый; 7 - стенка текстолитовая; 8 - выключающая пружина; 9 - контактная пружина; 10 - защелка; 11 - камера дугогасительная; 12 - подвижный контакт; 13 - дугогасительный рог; 14 - стойка текстолитовая.

    Между двумя стальными полосами магнитопровода 1 контактора шарнирно укреплен якорь 5 с текстолитовым рычагом 6, на верхнем конце которого укреплены держатель подвижного контакта 12 с контактной пружиной 9. На стойке 14 закреплен сердечник с надетой на него катушкой 4. Выключающая пружина 8 одним концом упирается в хвостовик рычага 6, а другим - в поперечную перегородку, размещенную между двумя текстолитовыми стенками. На текстолитовой стойке 14 укреплен дугогасительный рог 13 с неподвижным контактом и дугогасительной катушкой 2. Дугогасительная камера 11 состоит из двух боковых стенок и двух перегородок, выполненных из асбоцемента и скрепленных болтами. На стенках камеры с наружной стороны расположены полюсы для подведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки 2. В камере закреплен второй дугогасительный рог. Камера крепится на контакторе с помощью винта и защелки.
    Включение контактора происходит под действием электромагнитных сил включающей катушки 4 при прохождении по ней тока.
    Выключение контактора происходит при обесточенной включающей катушке под действием усилия выключающей пружины 8. У контакторов с блокировками неподвижные блокировочные контакты располагаются между текстолитовыми стенками 7.
    Контактор МК-З10Б-1 предназначен для включения и выключения двигателей вентиляторов и крмпрессоров, МК-310Б-2-для включения мотор-генератора.

  • Технические характеристики контактора МК-15-01
Номинальное напряжение силовой цепи 3000 В
Длительный ток контактов 1,4 А
Напряжение цепи управления 50 В
Вес 15,5 кг
Технические требования
Разрыв контактов 30-34 мм
Провал контактов 5-7 мм
Давление контактов 1,7-2,1 кг
Напряжение для испытания изоляции переменным током (частота 50 Гц) в течение 1 мин
для цепи высокого напряжения
для цепи управления

9000 В
800 В
Контактор должен надежно включаться при напряжении на клеммах включающей катушки 30 В

  • Общий вид и описание контактора МК-15-01

    Контактор МК-15-01, рассчитанный на меньший ток, чем МК-310Б, конструктивно отличается от него контактной системой, обеспечивающей двукратный разрыв цепи тока, и отсутствием дугогасительного устройства. Для предотвращения перебросов дуги при разрыве тока контакты защищены асбоцементными перегородками.
    Принцип действия тот же, что и у контактора МК-310Б. Предназначен для включения и выключения электрических печей отопления.

Контактор заземления КН-7А
  • Технические характеристики контактора
Напряжение 3000 В
Вес 7,7 кг
Технические требования
Разрыв контактов 24-27 мм
Провал контактов 4-6 мм
Начальное давление контактов 6,5-8 кг
Конечное давление контактов 10-12 кг
Напряжение переменного тока (частота 50 Гц) для испытания изоляции в течение 1 мин 9000 В

  • Общий вид и описание контактора

    На основании 5 контактора заземления укреплен изоляционный стержень 3 с держателем неподвижного контакта 2 и контактный рычаг 4.
    С рычагом подвижного контакта шарнирно связан рычаг 1, ролик которого перекатывается по вырезу на планке двери высоковольтной камеры. Профиль выреза обеспечивает замыкание контактора при открывании двери более чем на 100 мм.

eltroll2 2019-2024