А) - реле; Б) - электросхема.
1 - панель; 2 - блокировочные контакты; 3 - планка изоляционная; 4 - якорь; 5 - стойка; 6 - планка; 7 - пружина регулировочная; 8 - магнитопровод; 9 - катушка.
Реле РПН-3 или РПН-496 предназначено для уменьшения тока возбуждения тяговых двигателей и световой сигнализации при напряжении в контактной сети выше 4000 В в режиме рекуперации. Реле РПН-496 устанавливают при модернизации электровоза ВЛ-8.
Конструкция РПН-3. На сердечнике магнитопровода 8 установлена катушка 9. Якорь 4, отжимаемый пружиной 7, с регулирующим устройством через изоляционную планку 3 воздействует на блокировочные контакты 2. Все детали смонтированы на изоляционной панели 1. Для регулировки катушку реле подключают на напряжение постоянного тока 60 В, затем устанавливают ток 0,218 А. Изменяя натяжение пружины 7, добиваются притяжения якоря к сердечнику при указанном значении тока, что соответствует току при напряжении 4000 В с добавочным резистором. Ток отпадания при этом должен быть 0,164 А, что соответствует напряжению 3000 В. Отклонение тока при регулировке реле от указанных значений ±5%. Ток регулировки указан для номинального значения сопротивления добавочного резистора К = 18000 Ом. При отклонении сопротивления добавочного резистора от номинального значения ток регулировки следует пересчитать. Конструкция РПН-496. Оно состоит из магнитопровода 3, якоря 5, катушки 2, блокировки 9, пружины 8, панели 1. Усилие пружины регулируют шпилькой 7. Зазор между якорем и полюсным наконечником 4 устанавливают шпилькой 10. Уставку реле регулируют изменением натяжения пружины (разброс уставки + 5 %). Ток отключения регулируют изменением немагнитного зазора винтом 6. Ток регулировки указан для номинального значения сопротивления добавочного резистора, поэтому регулировку реле следует уточнять вместе с добавочным резистором на электровозе по регулировочным характеристикам. При этом необходимо замерить общее сопротивление катушки реле РПН-496 и сопротивление добавочного резистора и по характеристике определить ток включения. Уставку, разрыв и провал контактов реле проверяют при пуске электровоза в эксплуатацию, техническом обслуживании ТО-3, текущих ремонтах. |
Реле РНН-3 или РНН-497 предназначено для сигнализации машинисту о снижении напряжения в контактной сети. Реле РНН-497 устанавливают при модернизации электровозов ВЛ8, взамен реле РНН-3. По конструктивному исполнению реле низкого напряжения РНН-3 аналогично реле повышенного напряжения РПН-3, а реле РНН-497 аналогично реле РПН-496.
Регулировка реле РНН-3. Катушку реле подключают на напряжение 60 В, затем устанавливается ток 0,103 А. Изменяя натяжение пружины, добиваются выключения реле при вышеуказанном токе, что соответствует напряжению 1900 В с добавочным резистором 21 300 Ом. Ток включения реле при этом должен быть не более 0,147 А, он соответствует напряжению 2700 В. Отклонение тока при регулировке реле от указанных значений ± 5%. Ток регулировки указан при номинальном значении добавочного резистора. При отклонении сопротивления добавочного резистора от номинального значения ток регулировки необходимо пересчитать. Регулировка реле РНН-497. Уставку реле регулируют изменением натяжения пружины (разброс уставки ±5%) аналогично реле РПН-496. Регулировку реле следует уточнить вместе с добавочным резистором на электровозе по регулировочным характеристикам. Уставку, разрыв и провал контактов реле проверяют при пуске электровоза в эксплуатацию, техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах.
А) реле РПН-496; Б) реле РНН-497
|
1 - панель; 2 - катушка; 3 - магнитопровод; 4 - наконечник полюсный; 5 - якорь; 6, 7 - шпильки; 8 - пружина; 9 - блокировка.
Реле РКЗ-3 или РП-472 предназначено для сигнализации наличия напряжения на токоприемниках. Реле промежуточное РП-472 устанавливают при модернизации электровозов ВЛ8, взамен реле РКЗ-3.
Регулировка реле РКЗ-3. Катушку реле подключают на напряжение постоянного тока 60 В, затем устанавливают ток 0,121 А. Изменяя натяжение пружины 7 (см. рис. регулировочных характеристик реле РНН-497), добиваются притяжения якоря к сердечнику при указанном токе, что соответствует напряжению 2200 В (с добавочным резистором). Ток регулировки указан для номинального значения сопротивления добавочного резистора. При отклонении сопротивления добавочного резистора от номинального значения ток регулировки реле РКЗ-3 необходимо пересчитать. Конструкция реле РП-472. Оно выполнено на базе промежуточного реле РП-280, установленного на панели 1. Промежуточное реле РП-280 - электромагнитное клапанного типа, состоит из магнитопровода 3, якоря 5, катушки 2, блокировки 9, отключающей пружины 8. Блокировка реле представляет собой самостоятельный узел (см. рис. ниже). Усилие отключающей пружины регулируют шпилькой 7. В связи с тем что реле РП-472 выполнено на базе низковольтного реле РП-280, для обеспечения безопасности следует его магнитопровод заземлить. Провал и разрыв контактов реле проверяют при пуске электровоза в эксплуатацию, техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах.
1 - панель; 2, 3 - возвратная и контактная пружины; 4 - шток; 5, 6 - подвижной и неподвижный контакты.
|
1 - панель; 2 - блок-контакты; 3 - изоляционная планка; 4 - стойка; 5 - пружина регулировочная; 6 - якорь; 7 - ярмо; 8 - катушка.
1 - панель; 2 - катушка; 3 - магнитопровод; 4 - наконечник полюсный; 5 - якорь; 6 - шпилька; 7 - шпилька регулировочная; 8 - пружина; 9 - блокировка.
1 - панель; 2 - блокировочные контакты; 3 - изоляционная планка; 4 - указатель; 5 - якорь; 6 - стойка; 7 - пружина регулировочная; 8 - якорь; 9 - катушка.
1 - панель; 2 - катушка; 3 - магнитопровод; 4 - наконечник полюсный; 5 - якорь; 6 - шпилька; 7 - шпилька регулировочная; 8 - пружина; 9 - блокировка; 10 - шпилька
Реле РТ-430Б (или РТ-500) и РТ-406В (или РТ-502) предназначены для световой сигнализации при перегрузке соответственно двигателей преобразователей и тяговых двигателей. Реле РТ-500 и РТ-502 устанавливают при модернизации электровозов ВЛ8, соответственно взамен реле РТ-430 Б и РТ-406В.
Катушки реле включают в силовую цепь электровоза последовательно с якорями двигателей. Ток уставки реле регулируют изменением натяжения пружин, удерживающих якорь в разомкнутом положении, и изменением воздушного зазора под якорем. |
А) реле РП-2/1; Б) реле РП-0/4
1 - панель; 2 - блок-контакты; 3 - планка изоляционная; 4 - якорь; 5 - стойка; 6 - пружина регулировочная; 7 - ярмо; 8 - катушка.
Реле предназначены для применения в цепях постоянного тока в качестве вспомогательных в тех случаях, когда коммутационная способность и число контактов основных реле защиты недостаточны. Реле РП-280 и РП-282 устанавливают при модернизации электровоза ВЛ8, взамен реле РП-2/1 и РП-0/4.
Реле РП-2/1 и РП-0/4 смонтированы на изоляционной панели 1. Магнитная система реле клапанного типа. Она состоит из ярма 7, сердечника с катушкой 8, якоря 4. Блокировка реле состоит из неподвижных контактов, укрепленных на изоляционной панели, и подвижных контактов, расположенных на подвижном штоке. Переключение контактов осуществляется перемещением штока блокировки с помощью якоря. Реле РП-2/1 имеет два размыкающих и один замыкающий контакты, реле РП-0/4 - четыре размыкающих контакта. Реле регулируют на ток срабатывания 0,18 А при напряжении 30 В изменением натяжения пружины 6 и воздушного зазора между якорем и сердечником с помощью регулировочного болта. Промежуточные реле РП-280 и РП-282 по конструкции аналогичны. Различие заключается в том, что реле РП-280 имеет два замыкающих и два размыкающих контакта, а РП-282 - четыре замыкающих контакта. Рабочее положение реле вертикальное, блокировкой вверх. |
1 - кожух; 2 - блок-контакты; 3 - якорь; 4 - катушка; 5 - магнитопровод; 6 - панель; 7 - пружина регулировочная; 8 - планка ограничительная.
Реле служит для защиты от токов короткого замыкания силовой и вспомогательной цепей электровоза в тяговом режиме. Блокировочные контакты реле, защищающего силовую цепь, включены в цепь удерживающей катушки быстродействующего выключателя БВП-ЗА; блокировочные контакты реле, защищающего вспомогательную цепь, включены в цепь катушки электромагнитного контактора КВЦ-2А. Конструкция. Реле Д-4 электромагнитное клапанного типа. Оно состоит из шихтованного магнитопровода 5, включающей катушки 4, добавочного резистора, якоря 3 и блокировочных контактов 2. В верхней части магнитопровода на выступах боковых кронштейнов, скрепляющих пакеты магнитопровода, установлена изоляционная панель 6. На один из выступающих пакетов надета катушка, на другой установлен якорь 3 с отключающей пружиной 7 и мостиковым контактом. Между кронштейнами закреплен пакет из электротехнической стали, выполняющий роль магнитного шунта. На изоляционной панели закреплены добавочный резистор, блокировочные контакты и выводные зажимы. Кабели начала и конца цепи, защищаемой дифференциальным реле, пропущены через окно магнитопровода дифференциального реле. Принцип действия. Катушка является как включающей, так и удерживающей. При включении на катушку подается напряжение 50 В. Добавочный резистор вводится в цепь катушки после включения реле. Направление магнитного потока, создаваемого катушкой, показано на рисунке ниже сплошной линией; возникающего от прохождения тока небаланса в силовых кабелях - штриховой. Таким образом, в рабочем зазоре "а" указанные потоки направлены встречно. При отсутствии короткого замыкания в зоне, защищаемой дифференциальным реле, магнитный поток, создаваемый токами, протекающими по силовым кабелям, равен нулю, и под действием магнитного потока катушки якорь находится в притянутом положении, при этом блокировочные контакты замкнуты. При возникновении короткого замыкания в зоне, защищаемой дифференциальным реле, возникает ток небаланса. Магнитный поток от тока небаланса увеличивается и при достижении током небаланса значения, равного току уставки реле, становится таким, что усилие от результирующего потока в зоне рабочего зазора становится меньше усилия выключающей пружины; якорь реле отпадает, блокировочные контакты размыкаются и разрывают цепь питания удерживающей катушки БВП или КВЦ, которые выключаются и разрывают ток короткого замыкания. Магнитный шунт "Шн" служит для того, чтобы при коротком замыкании не произошло обратного включения якоря реле, так как ток короткого замыкания сразу не прекращается. При отпадании якоря еще некоторое время ток короткого замыкания протекает по силовым кабелям и магнитный поток от этого тока стремится снова притянуть якорь. При наличии магнитного шунта поток от тока небаланса в основном будет протекать по нему, так как проводимость этого участка магнитной цепи (АБ) значительно больше, чем проводимость участка магнитной цепи через якорь и воздушный рабочий зазор (АВГИБ). Регулировка реле. Реле Д-4 силовой цепи регулируют на ток небаланса 100 А при одном проводе, заведенном в рамку. Реле Д-4 вспомогательной цепи регулируют на ток небаланса не более 50 А при двух витках провода, заведенных в рамку. При регулировке реле на стенде в рамку магнитопровода заводят провод. На катушку подают напряжение. Якорь должен притягиваться при напряжении на катушке (без добавочного резистора) 30 В и надежно удерживаться при 40 В, когда в цепь катушки включен добавочный резистор. По проводу, заведенному в рамку, пропускают ток, равный току небаланса и направленный, как указано на рисунке ниже. Поскольку реле поляризованное, при испытаниях и монтаже следует строго придерживаться указанной полярности подсоединения. Якорь должен отпадать при токе небаланса, на который регулируют реле, и напряжении на катушке с включенным добавочным резистором 50 В. Реле регулируют затяжкой пружины. Если якорь реле при прохождении тока по проводу не отпадает, нужно изменить полярность катушки реле. Проверку регулировки реле на электровозе проводят следующим образом. Перед испытанием необходимо убедиться, что размыкание контактов реле вручную вызывает отключение быстродействующего выключателя (БВ). Для испытания необходимо сделать короткое замыкание перед тяговым двигателем V, для чего поставить перемычку от ножа отключателя ОД5-6 (зажим 001) на землю. Для проверки полярности реле при включенном БВ и заторможенном электровозе установить главную рукоятку контроллера на 1, 2 и 3-ю позиции. Если блокировка реле не размыкается и БВ не отключается, необходимо изменить полярность катушки реле. Для проверки уставки реле при включенном БВ и заторможенном электровозе установить главную рукоятку контроллера машиниста на 1-ю позицию; если контакты реле не размыкаются и БВ не выключается, необходимо увеличить натяжение регулировочной пружины реле. Перед испытанием реле Д-4 вспомогательных цепей на электровозе необходимо убедиться, что размыкание контактов реле вручную вызывает отключение КВЦ. Для испытания необходимо сделать короткое замыкание после вентилятора электродвигателя В2 на переключателе вентиляторов или пусковом резисторе на зажиме Р60. Затем следует поднять токоприемник и включить кнопку Низкая скорость вентиляторов. Блокировочные контакты реле должны разомкнуться, а КВЦ выключиться. В противном случае необходимо проверить полярность реле или увеличить натяжение пружины. Перед пуском электровоза в эксплуатацию необходимо проверить правильность включения и регулировку реле на срабатывание и восстановление реле путем включения его без добавочного резистора при напряжении 30 В в цепи управления. Натяжение регулировочной пружины должно быть не менее 186 Н. |
А) реле рекуперации РР-3; Б) реле рекуперации РР-4.
1 - панель; 2 - пружина; 3 - магнитопровод; 4 - якорь; 5 - катушка; 6 - изоляционная планка; 7 - блокировочные контакты. Реле РР-3 (или РР-4) предназначено для автоматического включения тяговых двигателей в контактную сеть при переходе в режим рекуперативного торможения при равенстве напряжения в контактном проводе и на зажимах двигателей. На электровозах первых выпусков установлено реле рекуперации РР-3, а на последних - реле рекуперации РР-4. Они имеют одинаковую конструкцию и отличаются только данными обмоток и массой. Реле рекуперации является однокатушечным электромагнитным реле, установленным на гетинаксовой панели. Оно имеет один размыкающий контакт, включенный в цепь катушек вентилей линейных контакторов. Перед началом рекуперативного режима, когда включаются линейные контакторы, реле срабатывает за счет появления разности напряжений на тяговых двигателях и в контактной сети. При этом блокировочные контакты размыкаются. При выравнивании напряжения на тяговых двигателях и в контактной сети реле отключается, замыкая блокировочные контакты. Регулировка реле. Катушку включают на напряжение 60 В постоянного тока. Устанавливают ток 0,1 А. Регулируя натяжение пружины 2, добиваются отпадания якоря. На отрегулированном таким образом реле ток срабатывания должен быть в пределах 0,0052-0,0065 А при разности напряжений тяговых двигателей и контактной сети 80-100 В. |
А) реле боксования РБ-3; Б) реле боксования РБ-4.
1, 2 - неподвижный и подвижный контакты; 3 - упор; 4 - планка изоляционная; 5 - якорь; 6 - пружина; 7 - полюс; 8 - магнитопровод; 9 - катушка; 10 - панель. Реле РБ-3 (или РБ-4) предназначено для сигнализации о боксовании колесных пар электровоза и автоматической подачи песка. На электровозах первых выпусков установлено реле боксования РБ-3, а на последних - реле боксования РБ-4. Реле боксования РБ-3 - двухкатушечное электромагнитное, клапанного типа. Шихтованный магнитопровод 8 П-образной формы укреплен на изоляционной панели 10. Катушки реле включают по схеме, представленной ниже. При включении по этой схеме потоки катушек направлены согласно. При отсутствии боксования напряжение на катушках равно нулю и реле не срабатывает. Когда возникает боксование колесной пары, напряжение на якоре двигателя, связанного с бок-сующей колесной парой, возрастает; при этом нарушится равновесие моста и по катушке потечет ток, магнитный поток от которого создает усилие, достаточное для преодоления натяжения пружины и притягивания якоря реле. С прекращением боксования колесной пары якорь реле возвращается в первоначальное положение. Реле боксования РБ-4 также клапанного типа, но в отличие от реле РБ-3 имеет одну катушку. Его магнитопровод 8 выполнен нешихтованным. По конструкции реле РБ-4 подобно реле РР-4. Включение катушки реле РБ-4 через мост с диодами В1-В4 повышает его чувствительность (уменьшает время срабатывания), так как направление тока в катушке сохраняется независимо от того, какой двигатель боксует. Регулировка реле. Катушку реле включают на напряжение постоянного тока 60 В (другая катушка реле РБ-3 остается обесточенной). Регулируя натяжение пружины, добиваются притяжения якоря к сердечнику для реле РБ-3 при токе 0,013-0,016 А, который соответствует разности напряжений 70-86 В на катушках при работе реле на электровозе, а для реле РБ-4 при токе 0,007-0,0075 А, который соответствует разности напряжений 20,3-21,75 В.
А) реле боксования РБ-3; Б) реле боксования РБ-4.
1, 2, 3, 4 - выводы катушек; B1-B4 - диоды. |
1 - корпус; 2 - крышка; 3, 10 - рычаги; 4 - кнопка; 5 - стойка контактная; 6 - отключающая пружина; 7 - держатель; 8 - контакт; 9 - панель изоляционная; 11 - регулировочная пружина.
Реле РО-1 предназначено для отключения двигателя преобразователя в случае превышения допустимой частоты вращения якоря. Рабога реле основана на использовании центробежных сил вращающегося диска. Реле помещено в корпус 1, который крепят к подшипниковому щиту преобразователя и закрывают крышкой 2. В корпусе расположены рычаг 3 с отключающей пружиной 6, кнопкой 4 и подвижными контактами 8, панель изоляционная 9 с контактными стойками 5, рычаг 10 и защелка с пружиной. Подвижная часть реле, связанная муфтой с валом преобразователя, имеет диск с регулировочной пружиной 11. При чрезмерном повышении частоты вращения вала диск под действием центробежной силы преодолевает усилие пружины и выводит защелку из зацепления с рычагом, который под действием пружины поворачивается и размыкает контакты реле, включенные в цепь катушки контактора преобразователя. Кнопка 4 служит для ручного возврата реле в исходное положение. Регулировка реле. Реле регулируют изменением натяжения основной пружины, которая удерживает диск в исходном положении. Изменяя натяжение пружины, добиваются срабатывания реле при 1750 об/мин. |
eltroll2 2019-2024 |