1 - провод включения стартера; 2 - кнопка теста системы ABS/ASR; 3 - жгут питания БК; 4 - диодные сборки; 5 - светодиоды исправности предохранителей; 6 - плавкие предохранители ПР-24; 7 - промежуточные реле; 8 - провод «массы»; 9, 10, 11, 12 - разъемы жгута щитка приборов; 13 - разъем жгута передка; 14 - разъем жгута дверей; 15 - реле стеклоочистителя; 16, 17 - разъемы главного жгута; 18 - реле поворотов; 19 - разъем жгута резерва; 20 - реле стартера; 21 - разъем жгута пневмодатчиков; 22 - разъем диагностики ABS.
БК находится в перегородке за сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на БК. Обслуживание блока коммутации Для надежной работы приборов и аппаратов автобуса необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоке коммутации (БК). Исправность предохранителей контролируется по светодиоду, находящемуся рядом с предохранителем. При перегорании плавкого элемента и включенной нагрузке светодиод начинает светиться, что облегчает поиск электрической цепи, в которой произошло короткое замыкание. Категорически запрещается применять нестандартные предохранители, а тем более, так называемые «жучки». В случае короткого замыкания в цепи это приведет к немедленному выходу из строя приборов электрооборудования и может вызвать оплавление изоляции проводов. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по значению рабочего тока. БК выполняет функции защиты всех цепей электрооборудования автобуса от коротких замыканий, функции релейных развязок между щитком приборов и мощными потребителями электрической энергии. Подвод питания к блоку осуществляется сверху по двум цепям – генераторной 150 и аккумуляторной 300. О том, что цепи подключены, свидетельствует свечение диодов «ГЕН» и «АКБ». Обращение со штекерными соединениями Штекерные соединения значительно облегчают сборку электрооборудования автобусов, проведение технического обслуживания, упрощают поиск неисправностей, исключают ошибки при подключении его узлов. Но для обеспечения требуемой надежности и долговечности необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации и ухода: – тщательно следить за тем, чтобы защитные чехлы, предохраняющие штекерные соединения от коррозии, были плотно надеты на узлы электрооборудования или состыкованы между собой; – не рекомендуется без надобности разъединять штекерные соединения во избежание ослабления и нарушения контакта; – при каждом ТО-2 производить осмотр и очистку штекерных соединений задних фонарей, фонарей подсветки номерного знака и других, на которые может попасть грязь; – при стыковке штекерных соединений XS1…XS13 соблюдать осторожность во избежание выдавливания гнезд и поломки штырей.
Блок коммутации ООО «белкарпром»
Блок коммутации ОДО «Павеж»
1 - разъем жгута дверей; 2 - разъем жгута электрооборудования для инвалидов; 3 - разъем главного жгута; 4 - разъем жгута управления двигателем; 5 - разъем жгута ГМП; 6 - разъем жгута системы пожаротушения; 7 - разъем жгута ABS/ASR; 8 - разъем жгута отопителей; 9 - разъем жгута пневмодатчиков; 10 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 11 - реле-прерыватель системы оповещения при движении задним ходом; 12 - реле поворотов; 13 - промежуточные реле; 14 - светодиоды исправности предохранителей; 15 - плавкие предохранители; 16 - розетка; 17 - разъем жгута боковых габаритных огней; 18 - разъем жгута передка; 19 - разъем жгута панели приборов; 20 - реле стеклоочистителя; 21 - реле стартера; 22 - диодные сборки; 23 - общая «масса»; 24 - подача питания на стартер; 25 - питание с АКБ; 26 - контрольная лампа исправности цепи АКБ; 27 - контрольная лампа исправности цепи генератора; 28 - питание цепи 15000; 29 - питание электронных блоков
Блок коммутации ПРУП «МэМЗ»
1 - разъем жгута дверей; 2 - разъем жгута электрооборудования для инвалидов; 3 - разъем главного жгута; 4 - разъем жгута управления двигателем; 5 - разъем жгута ГМП; 6 - разъем жгута системы пожаротушения; 7 - разъем жгута ABS/ASR; 8 - разъем жгута отопителей; 9 - разъем жгута пневмодатчиков; 10 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 11 - реле-прерыватель системы оповещения при движении задним ходом; 12 - реле поворотов; 13 - промежуточные реле; 14 - светодиоды исправности предохранителей; 15 - плавкие предохранители; 16 - розетка; 17 - разъем жгута боковых габаритных огней; 18 - разъем жгута передка; 19 - разъем жгута панели приборов; 20 - реле стеклоочистителя; 21 - реле стартера; 22 - диодные сборки; 23 - общая «масса»; 24 - подача питания на стартер; 25 - питание с АКБ; 26 - контрольная лампа исправности цепи АКБ; 27 - контрольная лампа исправности цепи генератора; 28 - питание цепи 15000; 29 - питание электронных блоков
На автобусе установлен дистанционный выключатель плюса аккумуляторных батарей ТКС 601 ДОД. Он расположен в отсеке АКБ и служит для отключения аккумуляторных батарей от электрической системы автобуса на стоянках, а также в случае короткого замыкания. Выключатель установлен на панели совместно с силовыми предохранителями F2 и F7 (находятся в блоке 7), защищающими аккумуляторную и генераторную цепи соответственно.
Включение и выключение контактора производится дистанционно из кабины водителя замком зажигания Q2 (см. схему электрооборудования). В схеме электрооборудования предусмотрена блокировка выключателя аккумуляторных батарей при работающем генераторе для предотвращения недопустимого повышения напряжения в системе. Контактор представляет собой электромагнитный аппарат повышенной мощности с вакуумной контактной камерой. Обслуживание контактора Ремонт контактора во избежание разгерметизации вакуумной камеры не допускается. При выходе его из строя необходима замена. При снятии и установке контактора в обязательном порядке следует отсоединить провода от аккумуляторных батарей. Эксплуатация автобуса с неисправным контактором запрещается.
Крепление АКБ и контактора на МАЗ 105
1 - прижим; 2 - гайка; 3 - стяжка; 4 - аккумуляторная батарея; 5 бирка; 6 - стопор; 7 - блок силовых предохранителей; 8 - контактор ТКС 601 ДОД.
Крепление АКБ и контактора на МАЗ 103 и МАЗ 107
1 - стопор; 2 - бирка; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - прижим; 5 - гайка; 6 - стяжка; 7 - контактор ТКС 601 ДОД; 8 - блок силовых предохранителей. На автобусе в специальном отсеке кузова установлены две аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А. Аккумуляторные батареи 4 закреплены прижимами 1 на салазках, которые позволяют выдвигать каждую из аккумуляторных батарей из отсека для их обслуживания. В транспортном положении салазки, с закрепленными на них аккумуляторными батареями, зафиксированы стопорами 6. Для извлечения АКБ из отсека необходимо приподнять стопор 6 и выдвинуть за ручку АКБ из отсека. Обслуживание аккумуляторных батарей Обслуживание аккумуляторных батарей при проведении ТО-1 заключается в следующем: – не реже одного раза в 2 недели проверить надежность крепления батарей и плотность контакта наконечников проводов с выводами батарей; – наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином ВТ13-1 ТУ 38.101180-76 или смазками Литол-24 ГОСТ 21150-75, солидол С ГОСТ 4366-76; – очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10 % раствор); – проверить и, при необходимости, прочистить вентиляционные отверстия; – проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, довести его до нормы дистиллированной водой. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливать непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом. Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверить степень заряженности батареи по плотности электролита (таблица 4.11.1), одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку, указанную в таблице 4.11.2. Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку. Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его утечки. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до утечки.
На автобусы с двигателем ОМ 906 устанавливается две генераторных установки Bosch типа 0 120 516 218 с номинальным током по 100 А.
В схеме электрооборудования генераторы подключаются к бортовой сети параллельно. Обслуживание генератора В процессе эксплуатации необходимо контролировать состояние и натяжение ремня привода генераторов. Слишком сильное натяжение приводит к увеличению нагрузок на подшипники и преждевременному выходу их из строя, а слабое – ухудшает зарядку аккумуляторных батарей, вызывает колебания, отдаваемого генератором тока, расслоение ремня, его пробуксовку и перегрев. Для предупреждения выхода из строя генераторов, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и очистку их от грязи, масла и пыли. Кроме того, при эксплуатации электрооборудования необходимо: – не отключать провода от плюсового выхода генераторной установки при работающем двигателе. Это резко уменьшает нагрузки на генератор и повышает вырабатываемое напряжение, что может привести к выходу из строя регулятора напряжения; – не проверять исправность генератора замыканием клемм «B+», «В-» и «D+» и «W» на массу или между собой. Это может привести к выходу из строя интегрального регулятора напряжения или выпрямительного блока генератора. При мойке двигателя избегать прямого попадания воды в генератор.
1 - рычаг поворотной оси; 2 - тяга; 3 - моторедуктор; 4 - кронштейн; 5 - рычаги пантографа; 6, 8, 9, 10 - гайки; 7 - поворотная ось; 11 - шарнирный рычаг.
На автобусы МАЗ устанавливается двухщеточный пантографный стеклоочиститель. Моторедуктор 3 стеклоочистителя крепится на кронштейне 4, приваренном к балке передней части автобуса. Вращение выходного вала моторедуктора через шарнирный рычаг 11 передается на тяги 2 и преобразуется в качание рычагов поворотных осей 1. На поворотных осях 7 закреплены рычаги пантографов 5. Работа стеклоочистителя объединена с работой стеклоомывателя электронным реле стеклоочистителя. Жидкость разбрызгивается на ветровое стекло при поднятой ручке переключателя стеклоочистителя, при этом система стеклоочистителя продолжает работать в течение нескольких дополнительных циклов после того, как будет отпущена ручка переключателя. Обслуживание стеклоочистителя При монтаже стеклоочистителя на автобус после его ремонта или замены рычаги следует устанавливать так, как показано на рисунке выше. Неправильная установка может привести к поломке шарниров и к выходу из строя моторедуктора. Затяжку гаек 10 производить моментом 22…27 Н·м (на стеклоочистителях DOGA - 13…15 Н·м). Размер «Б» между рычагом и тягой должен быть 2…2,5 мм. Зазор между подвижными деталями привода стеклоочистителя и деталями каркаса должен быть не менее 2 мм. Регулируются зазоры перемещением корпусов поворотных осей 7 в продольном направлении, которое осуществляется гайками 8 и 9. После регулировки гайки должны быть затянуты моментом 55…60 Н·м. Гайки 6 крепления рычагов пантографов на поворотных осях должны затягиваться моментом 35…45 Н·м (DOGA – 20…26 Н·м). На автобусах используются щетки стеклоочистителей длиной 800 мм. Для сохранения долговечности стеклоочистителей необходимо соблюдать следующие правила: - не допускать работу стеклоочистителя по сухому стеклу; – осторожно обращаться со щетками, избегая деформации деталей во время установки на автобус; – протирать резиноленту 10 %-ным раствором кальцинированной соды не реже одного раза в месяц; – в случае примерзания резиноленты к стеклу, приподнять щетку на 5…10 мм, не включая при этом стеклоочиститель; – своевременно заменять резиноленту. Обслуживание стеклоомывателя Во избежание засорения жиклеров, установленных на пантографных рычагах, бачок насоса стеклоомывателя заполнять отфильтрованной жидкостью. При необходимости прочистить жиклеры.
К системе наружной светотехники относятся: фары головного света, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние габаритные фонари, фонари сигналов торможения, фонари заднего хода и фонари освещения номерного знака.
На автобусе устанавливаются головные и противотуманные фары с круглым рассеивателем и галогенной лампой Н7. Включение фар производится главным выключателем света и подрулевым переключателем. Противотуманные фары можно включить только после включения габаритных огней. Применяемые на МАЗ 105 электрические лампы
Применяемые на МАЗ 103 и МАЗ 107 электрические лампы
К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона автобуса, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека. К системе внутреннего освещения можно отнести штепсельные розетки с переносной лампой.
Фонари освещения салона автобуса и места водителя представляют собой люминесцентные светильники типа ЛАС24-18 с номинальным напряжением 24 В и лампой мощностью 18 Вт. Фонари крепятся на потолке автобуса к закладным пластинам самонарезающими винтами. Включение освещения обеспечивается нажатием клавишного переключателя S39 на щитке приборов водителя. Фонарь освещения рабочего места водителя включается клавишным выключателем S38, расположенным на щитке приборов водителя. Освещение дверных проемов в темное время суток обеспечивается фонарями, установленными на пластинах в районе крышки воздушного канала, закрывающей пневмоцилиндры привода дверей. Фонари зажигаются при включенных габаритных огнях и срабатывании конечных выключателей открывания дверей. Для проведения ремонтных работ и периодического осмотра систем двигателя в темное время суток установлен фонарь освещения моторного отсека, включение которого производится тумблером, расположенным на корпусе фонаря. Питание подается непосредственно с цепи аккумуляторных батарей через предохранитель FU30. Для подключения переносной лампы предусмотрены две штепсельные розетки, установленные в моторном отсеке и в нише диагностики пневмосистемы автобуса. |
eltroll2 2019-2024 |