Кузовное оборудование автобусов МАЗ
  • Остекление

    Окно водителя
    1 - заднее стекло; 2 - рамка; 3 - подвижное стекло; 4 - верхнее стекло; 5 - ручка; 6 - переднее стекло (с электроподогревом); 7 - нижнее стекло

    Форточка
    1 - рамка; 2 - уплотнитель; 3 - ручка; 4 - стекло; 5 - упор; 6, 9 - алюминиевые профили; 7 - пружина; 8 - винт.

    Ветровые стекла автобусов устанавливаются в проем передней стеклопластиковой панели на резиновых уплотнителях с замком. Ветровые стекла изготовлены из трехслойного стекла и имеют безбликовую конфигурацию.
    Боковые стекла и заднее стекло изготовлены из закаленного стекла и вклеены в проемы каркаса. По желанию потребителя стекла могут быть изготовлены из теплопоглощающего стекла.
    Стекла рейсоуказателей изготовлены из бесцветного закаленного стекла, оборудованы электроподогревом, устанавливаются на резиновых уплотнителях.
    Стекла дверей изготовлены из закаленного стекла и установлены в проемы дверей на резиновом уплотнителе.
    Окно водителя состоит из рамки 2, изготовленной из алюминиевых профилей в которую вклеены верхнее стекло 4, нижнее стекло 7 и заднее стекло 1. Переднее стекло 6 оборудовано электроподогревом и закреплено в рамке резиновыми профилями. Подвижное стекло 3 может перемещаться по алюминиевому профилю на полиамидных направляющих и фиксироваться в переднем положении защелкой ручки 5. Рамка окна водителя вклеена в проем каркаса автобуса.
    Автобусы оборудуются несколькими клапанными форточками. Форточка состоит из рамки 1, изготовленной из специальных алюминиевых профилей. Рамка форточки вклеена в каркас автобуса.
    В нижний профиль рамки вставлен алюминиевый профиль 9 в который вклеено стекло 4 форточки. Стекло форточки в закрытом состоянии прижато к уплотнителю 2 пружинами 7, предварительное сжатие которых производится при заворачивании винтов 8 крепления профиля 6. В открытом положении стекло форточки прижимается пружинами 7 к резиновым упорам 5. На форточках по 4 пружины. К стеклу форточки двумя винтами крепится ручка 3.

    Замена стекол
    Замена ветровых стекол производится в следующей последовательности:
    – удалить замок из резинового уплотнителя;
    – выдавить наружу ветровое стекло, удерживая его присосками;
    – смазать глицерином пазы резинового уплотнителя;
    – надеть на стекло резиновый уплотнитель по контуру прилегания;
    – в паз резинового уплотнителя, которым он фиксируется на панели (кроме паза, прилегающего к средней стойке), заложить электропровод диаметром примерно 3 мм (рекомендуется электропровод с изоляцией из ПВХ), выпустив свободные концы провода длиной по 500 мм снизу и сверху;
    – удерживая присосками, завести стекло с надетым уплотнителем в проем панели, начиная от средней вертикальной стойки;
    – после того, как резиновый уплотнитель будет одет на выступы стойки панели, электропровод, намотанный свободными концами на руки, постепенно вывести из паза профиля уплотнителя и, прижимая стекло к панели, установить его в проем;
    – после установки стекла, места снаружи и внутри по контуру прилегания уплотнителя к стеклу и панели заполнить герметиком (SIKA LASTOMER 710);
    – завести замок в профиль резинового уплотнителя.
    Замена боковых и заднего стекол производится в следующем порядке:
    – снять декоративные накладки облицовки стекол;
    – просверлить отверстие в уплотнении между каркасом и стеклом;
    – протянуть изнутри через отверстие в уплотнении режущую струну;
    – вырезать струной стекло и удалить его из оконного проема;
    – удалить острым ножом с кузова уплотняющий материал, оставляя на поверхности лишь слой, который послужит грунтом новому клею для стекла;
    – в случае повреждения лакокрасочного покрытия кузова, загрунтовать поврежденные места для защиты их от коррозии;
    – края вклеиваемых стекол шириной 30 мм тщательно очистить средством для очистки и обезжиривания поверхностей. Чистой салфеткой удалить остатки очищающего продукта;
    – очищенная поверхность должна сохнуть на воздухе в течение 10 мин;
    – наклеить на каркас резиновые прокладки толщиной 5 мм;
    – нанести кисточкой на подготовленную поверхность равномерный слой праймера (грунта для стекла);
    – оставить сохнуть нанесенный праймер не менее 10 мин. Если нанесенный слой разместился неравномерно, повторно нанесите слой праймера;
    – для нанесения клея открыть картуш, удалить вещество для осушки, проткнуть защитную пленку на конце винтовой головки и навинтить на картуш наконечник;
    – поместить картуш в картуш-пистолет и нанести клей для стекла (SIKAFLEX 255 или SIKAFLEX 265) непрерывными жгутами на металл кузова по всему проему окна на все плоскости прилегания стекла к каркасу. Толщина жгутов клея должна быть не менее 9 мм. Толщина жгута клея определяется отверстием наконечника;
    – через 10 мин после нанесения клея установить при помощи специальных держателей с присосками стекло в проем кузова и прижать стекло для обеспечения совпадения плоскости заменяемого стекла с соседними стеклами либо с панелями облицовки. В случае необходимости произвести корректировку положения стекла;
    – на время отвердевания клея зафиксировать стекло. Удалить выступившие излишки клея, прежде чем они высохнут;
    – уплотнение образовавшихся щелей производится повторным нанесением клея;
    – установить декоративные облицовочные накладки;
    – после монтажа стекол не следует на время отвердевания клея (в течение 48-72 часов после вклейки стекол) эксплуатировать автобус. Время отвердевания зависит от влажности воздуха.
    Замена стекол рейсоуказателей вставленных в резиновые профили производится аналогично замене ветровых стекол.
    Замена стекол в блоке бокового окна водителя, вклеенного в проем каркаса, производите подобно замене боковых и заднего стекол.

  • Зеркала

    1 - кронштейн; 2 - зеркало; 3 - болт; 4 - винт; 5, 6 - колодки; 7 - переходник; 8 - корпус; 9 - держатель.

    Автобусы оборудованы двумя наружными зеркалами заднего вида и одним или двумя внутренними зеркалами обзора пассажирского салона. Наружные зеркала заднего вида оснащены электроподогревом.
    Наружное зеркало заднего вида 2 крепится в нужном положении на кронштейне 1 болтами 4.
    Наклон зеркала регулируется при отпущенном болте 3. Конструкция держателя 9 позволяет складываться кронштейну 1 вместе с зеркалом, выходя из фиксированного положения при встрече с препятствием. После возврата кронштейна с зеркалом в исходное положение дополнительных регулировок положения кронштейна не требуется.
    Конструкция позволяет производить снятие и установку держателя совместно с зеркалом без применения инструмента.
    Для снятия держателя с зеркалом необходимо:
    – сжать колодку 6, нажав пальцами на рифленые поверхности в направлении стрелок «1», и потянув колодку 5 в направлении стрелки «2» рассоединить штекерное соединение (не прикладывать усилие к электропроводу);
    – снять зеркало в сборе с кронштейном 1 и держателем 9, сдвинув держатель 9 в направлении стрелки «3».
    Установку производить в обратной последовательности. После установки дополнительной регулировки положения зеркала не требуется.

  • Люки крыши
    Автобусы комплектуются крышными вентиляционными/аварийными люками в 1-й секции и вентиляционными люками во 2-й секции.
    Люки крыши в 1-й секции автобуса предназначены для осуществления вентиляции автобуса и эвакуации пассажиров в случае аварии.
    Вентиляционный/аварийный люк 1-й секции

    1 - корпус; 2 - палец; 3, 6 - ручки; 4 - короб; 5 - механизм поворота; 7 - крышка; 8 - палец; 9 - плита; 10 - пружина; 11 - толкатель; 12 - рычаг; 13 - тяга; 14 - стяжка; 15 - фиксатор; 16 - проставка.

    Вентиляционный/аварийный люк 1-й секции состоит из корпуса 1, на котором посредством пальцев 2 закреплены ручки 3 с рычагами 12, толкателями 11 и пружинами 10. На корпус 1 через уплотнитель опирается крышка 7, которая соединяется с ручками 3 фиксаторами 15 и пальцами 8. На крышке 7 закреплен короб 4, механизм поворота 5 и плита 9. К механизму поворота 5 крепится ручка 6 и тяги 13, соединяющие его с фиксатором 15.
    При эксплуатации люка в обычном (неаварийном) режиме ручка 3 жестко соединена с крышкой 7 фиксаторами 15 и пальцами 8. Подъем и опускание крышки 7 люка производится с помощью ручек 3, при этом пружины 10 удерживают люк в открытом или закрытом положениях. Высота подъема крышки 7 люка определяется упором рычага 12 в толкатель 11.
    В аварийной ситуации необходимо повернуть ручку 6 по стрелке до упора, при этом механизм поворота 5 через тяги 13 поворачивает фиксаторы 15, что приводит к отсоединению ручек 3 от крышки 7, и крышку можно отбросить для освобождения аварийного выхода.
    Для возвращения крышки в эксплуатационное положение необходимо установить ручки 3 в верхнее положение, направить пальцы 8 в соответствующие отверстия крышки и повернуть ручку против стрелки до упора.
    Вентиляционный люк 2-й секции

    1 - корпус; 2 - рычаг; 3 - винт; 4 - болт; 5 - профиль; 6 - короб; 7 - крышка; 8 - толкатель; 9 - пружина; 10 - палец; 11 - каркас; 12 - ручка.

    Вентиляционный люк второй секции состоит из корпуса 1, на котором посредством пальцев 10 закреплены ручки 12 с рычагами 2, толкателями 8 и пружинами 9. На корпус 1 через уплотнитель опирается крышка 7, которая соединяется с ручками 12 через каркас 11 с помощью винтов 3 и болтов 4.
    Подъем и опускание крышки 7 люка производится с помощью ручек 12, при этом пружины 9 удерживают люк в открытом или закрытом положениях. Высота подъема крышки 7 люка определяется упором рычага 2 в толкатель 8.

  • Система отопления и вентиляции
    Автобус оборудован системой отопления салона и рабочего места водителя с использованием тепла от системы охлаждения двигателя, в которую подключен независимый жидкостный подогреватель (ПЖД). Кроме этого для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
    ПЖД подключается последовательно с системой охлаждения двигателя к системе отопления рабочего места водителя и салона, и может быть использован не только для предпускового прогрева двигателя, но и для отопления рабочего места водителя и салона.
    По требованию заказчика на автобусы, которые эксплуатируются в районах с арктическим климатом, может устанавливаться два ПЖД.
    На автобусах применена двухконтурная система отопления.
    Контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из проходного крана 24, трубопроводов и отопителя 1, подвод и отвод теплоносителя осуществляется через конвектор 26 отопления салона. Включение контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запотевания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопление эффективно функционирует только при закрытом кране прогрева двигателя 23.
    Отопитель рабочего места водителя

    1 - крышка досупа к вентиляторам отопителя; 2 - заслонка; 3 - кран выпуска воздуха; 4 - радиатор отопителя; 5 - центральный воздухопровод; 6 - воздуховоды; 7 - ручка переключения забора воздуха; 8 - шланг отвода жидкости; 9 - трос; 10 - прижим; 11 - шланг подвода жидкости; 12 - рычаг; 13 - электрический разъем вентиляторов отопителя; 14 - фильтр; 15 - вентиляторы.

    Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса. При открытом кране 24 теплоноситель подводится по шлангу 11 к радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в систему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиаторе установлен кран 3. Воздух через радиатор прогоняется тремя электрическими вентиляторами 15, интенсивность подачи теплого воздуха может изменяться регулятором, который расположен на левой панели щитка приборов. Забор воздуха для обогрева рабочего места водителя может осуществляться как снаружи, так и изнутри автобуса. Управление заслонкой 2 осуществляется ручкой 7. При верхнем положении ручки осуществляется забор воздуха снаружи автобуса, а при нижнем – изнутри. Правильное функционирование привода заслонки обеспечивается закреплением оболочки троса 9 прижимом 10 при горизонтальном положении ручки 7 и рычага 12. При заборе воздуха снаружи воздух очищается от пыли фильтром 14, наклеенным на корпус отопителя.
    Подогретый в отопителе воздух направляется через центральный воздуховод 5 в воздухораспределительную панель, а через воздуховоды 6 – в нишу к ногам водителя. Через отверстия в передней части панели и два центральных дефлектора воздух подается на ветровое стекло, через правый дефлектор воздух может подаваться на обогрев ветрового стекла или стекла двери водителя. Выход воздуховода 6 также оснащен дефлектором. Конструкция дефлектора позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
    Съемная крышка 1 обеспечивает доступ к вентиляторам 15.
    При наличии воздуха в контуре существенно снижается эффективность работы отопителя. Наиболее вероятно наличие воздуха в радиаторе отопителя. Воздух из радиатора отопителя удаляется при работающем двигателе и включенном ПЖД при открытом кране 24 и закрытых кранах 22, 23 и 25 через кран выпуска воздуха 3.
    Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором, расположенным на дополнительной панели слева от водителя. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35°С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры входящего в отопитель воздуха. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
    Максимальная теплопроизводительность отопителя составляет 2,0 кВт при расходе топлива 0,24 л/час и потреблении энергии 22 Вт.
    В регулируемом диапазоне теплопроизводительность отопителя составляет 0,9-1,8 кВт при расходе топлива 0,12-0,22 л/час и потреблении энергии 9…18 Вт.
    Обогрев салона осуществляется двумя раздельными контурами. Контур обогрева салона первой секции включается краном 25. Контур состоит из конвектора 3 расположенного по правому автобуса, и салонных отопителей 2 и 5. Передний конвектор, расположенный по левому борту, включается при включении обогрева рабочего места водителя краном 24, а салонный отопитель 18 и задний конвектор 17 – при включении отопления второй секции автобуса краном 22. Контур обогрева салона второй секции состоит из конвекторов 13, 14, 16, расположенных по левому борту автобуса, и салонных отопителей 12 и 15. Эффективность обогрева салона может быть повышена включением вентиляторов отопителей (осуществляется клавишным включателем на левой панели щитка приборов). Каждый из отопителей салона оснащен радиатором и одним вентилятором с электроприводом.
    Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло окна водителя и отопитель рабочего места водителя при закрытом кране 24. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентиляторов отопителя.
    Естественная вентиляция салона на автобусах стандартной комплектации осуществляется через форточки окон и люки крыши. В передней части боковин автобуса установлены решетки вытяжной вентиляции. При движении автобуса в зоне решеток создается разрежение, и воздух из салона выходит наружу. Вытяжная вентиляция в зимний период может быть закрыта с помощью заслонок, перекрывающих проход воздуха. Заслонки расположены по правому и левому борту автобуса за съемными верхними панелями.
    По требованию заказчика для увеличения эффективности вентиляции салона могут устанавливаться крышные вентиляторы с электроприводом.

  • Поручни, сиденья

    Элементы крепления поручней
    1 - боковая опора; 2 - верхняя опора; 3, 4, 5, 6 - накладки.

    Поручни 3 изготавливаются из металлических труб, покрытых порошковой краской. Соединяются поручни между собой винтами с помощью накладок 6, 7, 8, 9. К кузову поручни крепятся винтами 4 с помощью опор 1 и 5. Опоры и накладки изготовлены из алюминиевого сплава.

    Крепление жестких сидений
    1 - подставка, 2, 3 - стойки; 4, 6 - болты; 5 - кронштейн.

    На автобусах установлены неразборные жесткие пассажирские сиденья, которые закреплены на подставках 1 болтами. Подставки 1 крепятся на каркасе автобуса через стойки 2 и 3. На боковой стенке подставка крепится болтами 6 с помощью кронштейна 5 на профиле, закрепленном на боковине каркаса автобуса. Со стороны прохода подставка крепится через стойку 2 болтами 4 к полу автобуса.
    На колесных арках и ступеньке моторного отсека подставки крепятся болтами.

  • Крышки технологических люков

    Фиксация технологических люков
    Для обеспечения доступа с салона к различным составным частям автобуса кузов оборудован технологическими люками.
    Крышки технологических люков оборудованы замками, с помощью которых производится фиксация крышек в закрытом положении. Корпус замка 6 закреплен в крышке 7 шурупами или винтами с гайками. Сердечник 5 крепится в корпусе при затягивании винта 4, паз сердечника совпадает по направлению с осью язычка 2. Между корпусом и сердечником установлены пружинные шайбы 3.
    При установке крышки необходимо повернуть сердечник 5 так, чтобы шлиц сердечника занял перпендикулярное положение к запираемой стороне крышки, при этом язычок 2 заходит за уголок 1 и фиксирует крышку в закрытом положении. При необходимости плотность прилегания крышки может регулироваться подгибанием уголка 1.
    Для снятия крышки необходимо повернуть сердечники замков в положение, при котором шлицы сердечников параллельны запираемым сторонам крышки. Для снятия Г-образной крышки 11 после отпирания замков необходимо вначале приподнять горизонтальную полку крышки и затем извлечь крышку из проема.
    При установке крышки сердечники замков должны находиться в позиции соответствующей открытому положению.
    В корпус замка при сборке закладывается смазка Литол-24.

  • Задняя крышка люка моторного отсека

    1 - балка каркаса; 2 - петля; 3, 7 - кронштейны; 5 - газовая пружина; 6 - замок; 8 - защелка; 9 - заглушка; 10 - буфер.

    Крышка моторного отсека 14 устанавливается на задней части каркаса и обеспечивает доступ в моторный отсек и к блоку подготовки сжатого воздуха.
    Крышка изготовлена из стеклопластика. В крышке выполнено углубление под номерной знак и установлены фонари подсветки номерного знака.
    Крышка люка моторного отсека установлена на двух петлях 2 и имеет два фиксированных положения в открытом состоянии. Крышка оборудована ручками, газовыми пружинами 5, защелками 8 и замками 6.
    Регулировка положения крышки относительно кузова осуществляется перемещением петель 2 при ослабленных гайках крепления. Для предотвращения «проваливания» крышки в верхней части установлены ограничительные кронштейны 3. Регулировка положения крышки в закрытом состоянии осуществляется перемещением кронштейнов 7, закрепленных на заднем буфере 10.

  • Рампа для инвалидной коляски

    1 - петля; 2, 13 - винт; 3 - рампа; 4 - замок рампы; 5 - накладка; 6 - пол автобуса; 7 - кронштейн; 8 - прокладка; 9, 11 - гайка; 10 - датчик положения рампы; 12 - балка каркаса.

    Рампа 3 предназначена для заезда в салон и выезда из салона инвалидной коляски. Рампа установлена на входе в среднюю дверь. Рампа закреплена винтами 13 на нижней балке каркаса 12 через петлю 1. В закрытом положении рампа фиксируется замком 4. Под рампой, напротив замка 4 установлен бесконтактный датчик положения трапа 10, который подает сигнал на контрольную лампу 36. Датчик должен располагаться напротив корпуса замка 4 (регулировать перемещением датчика в отверстии кронштейна 7 при отпущенных гайках 9) и при закрытой рампе должен касаться резиновой прокладки 8 (регулировать положение датчика 10 по высоте вращением гаек 9).
    Сигнал о необходимости раскладывания рампы подается при нажатии наружной или внутренней кнопки требования подачи рампы, при этом загорается контрольная лампа 37. Для раскладывания рампы необходимо разблокировать замок рампы и специальным крючком (входит в состав комплекта ЗИП автобуса) приподнять рампу и повернуть на петле 1 до упора в бордюр.
    При откинутой рампе для инвалидов средняя дверь блокируется и на щитке приборов загорается контрольная лампа 36.
    На вертикальном поручне рядом с местом для инвалидной коляски установлен откидывающийся поручень 1. Поручень закреплен через ось 4 на кронштейне 2. Поручень фиксируется в кронштейне 2 фиксатором 7 в вертикальном положении. Для перемещения поручня из вертикального положения в горизонтальное необходимо нажать на кнопку 9. Для возврата поручня в вертикальное положение необходимо переместить поручень вверх до фиксации.
    Для облегчения перемещения поручня между поверхностями поручня 1 кронштейна 2 установлена фрикционная прокладка 3.
    Поручень для инвалида

    1 -поручень; 2 - кронштейн; 3 - прокладка; 4 - ось; 5, 10 - пружина; 6 - поручень; 7 - фиксатор; 8 - стопор; 9 - кнопка

eltroll2 2019-2024