Тормозные системы автобусов МАЗ
  • Общее описание тормозных систем
    Автобус оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы тормозов и других потребителей сжатого воздуха.
    Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Контур рабочих тормозов ведущего моста оснащен противобуксовочной системой (ASR).
    Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автобуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы ведущего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов – пневматический. Стояночная тормозная система обеспечивает удержание автобуса с полной нагрузкой на уклоне не менее 18%.
    При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.
    Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости автобуса, или его остановки, в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняют исправные контуры тормозной системы.
    Остановочный тормоз включается автоматически при открытии любой из служебных дверей автобуса и условии, что скорость автобуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы ведущего моста. Остановочный тормоз может быть включен нажатием кнопки 17, а выключен повторным нажатием этой же кнопки. Применение остановочного тормоза рекомендуется при кратковременных остановках (перед светофором и т.п.).
    Вспомогательная тормозная система – гидравлический тормоз-замедлитель, встроенный в ГМП. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса без использования колесных тормозных механизмов.

  • Тормозные механизмы

    Передний тормоз
    1 - контрольный клапан; 2 - масленка; 3 - регулировочный рычаг; 4 - пружина; 5 - тормозная колодка; 6 - суппорт тормоза; 7 - ось

    Передняя тормозная камера
    1 - крышка корпуса; 2 - бобышка; 3 - пружина; 4 - диафрагма; 5 - шток; 6 - вилка; 7 - корпус

    Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором
    1 - болт; 2, 12 - пружина; 3 - уплотнитель поршня; 4 - поршень; 5 - цилиндр; 6 - толкатель; 7 - подпятник; 8 - дренажная трубка; 9 - фланец цилиндра; 10 - диафрагма; 11 - диск; 13 - шток; 14 - вилка.

    Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным барабаном.
    Тормозные накладки – безасбестовые, серповидного профиля, крепятся к колодке стальными пустотелыми заклепками. Тормозной барабан 30 крепится к ступице колеса 33 болтами.
    На конце вала S-образного разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 20 со встроенным автоматическим регулятором компенсации износа фрикционных накладок.
    В отрегулированных тормозах полный ход штоков тормозных камер составляет 38…44 мм. При правильной эксплуатации регулировка хода штоков, как правило, не требуется.
    Для предотвращения попадания смазки из опор разжимного кулака в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков установлены манжеты.
    Диафрагменные тормозные камеры предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес передней оси и оси второй секции автобуса при включении рабочей и запасной тормозной системы.
    Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей, стояночной, запасной тормозных систем и остановочного тормоза.
    При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы ведущего моста приводятся в действие штоками 12 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер.
    При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 4, который под действием пружины 2 движется вправо и перемещает толкатель 6, последний через подпятник 7 воздействует на диафрагму 10 и шток 13 тормозной камеры, в результате чего происходит затормаживание автобуса.
    При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 4, который вместе с толкателем перемещается влево сжимая пружину 2, диафрагма 10 и шток 13 тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 возвращаются в исходное положение.
    При использовании стояночного тормоза для торможения воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автобуса, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.

  • Пневматический тормозной привод
    Сжатый воздух из компрессора 1 через охладитель 2 и влагомаслоотделитель 3 с устройствами автоматического сброса конденсата поступает к осушителю воздуха 4. Осушитель воздуха предназначен для осушки воздуха методом адсорбции воды из нагнетаемого воздуха. Адсорбция происходит в патроне с адсорбентом, содержащим силикоалюминий (цеолит). Накопленная в адсорбенте вода удаляется во время срабатывания регулятора давления продувкой сжатым воздухом из регенерационного ресивера 11. Осушитель воздуха оборудован регулятором давления и предохранительным клапаном. Далее воздух поступает в четырехконтурный защитный клапан 5 и через него в ресиверы привода передних тормозов 6, ресиверы привода задних тормозов 7, ресивер стояночного тормоза 8, ресиверы потребителей и подвески 9 и ресивер привода дверей 10, а также через перепускной клапан 17 в ресиверы привода тормозов оси второй секции автобуса 40, 43,44.
    В пневматический привод входят следующие пневмоконтуры:
    – контур привода тормозных механизмов передней оси;
    – контур привода тормозных механизмов ведущего моста;
    – контур привода тормозных механизмов оси второй секции;
    – контур привода стояночного тормоза;
    – контур питания подвески, дверей и других потребителей.
    Ресиверы каждого контура снабжены контрольными клапанами 23, которые собраны в отдельный блок диагностики пневмосистем. В этом же блоке находятся контрольные клапаны, установленные в контурах привода тормозов, пневмоэлектрические датчики 30, связанные с манометрами на щитке приборов, пневмоэлектрические датчики 28 наполнения ресиверов и пневмоэлектрические датчики 29 сигналов торможения. Датчики 28 связаны с соответствующими сигнальными лампами на щитке приборов.
    Пневмопривод рабочих тормозов оснащен антиблокировочной системой (ABS). Контур привода тормозных механизмов ведущего моста оборудован противобуксовочной системой (ASR). Колесные узлы имеют магнитоэлектрические (индуктивные) датчики динамического состояния колес 33. В пневматических магистралях тормозного привода перед тормозными камерами установлены электропневматические модуляторы давления 35. Датчики 33 и соленоиды модуляторов давления 35 электрически связаны с электронным блоком управления 36. На щитке приборов в кабине водителя имеются две лампы контроля и информации о работе ABS и ASR.

    Работа пневматического привода рабочих тормозов
    При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух из ресиверов 6 через нижнюю секцию тормозного крана 12 и через модуляторы 35.1 и 35.2 поступает в тормозные камеры 19, которые приводят в действие тормозные механизмы передней оси.
    Из верхней секции тормозного крана воздух через двухмагистральный клапан 15.1 подается в управляющую магистраль ускорительного клапана 14, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 7 через модуляторы 35.3 и 35.4 в тормозные камеры 20 ведущего моста. Одновременно воздух через двухмагистральный клапан 15.4 поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 16 стояночного тормоза, который перепускает сжатый воздух из ресивера 8 в полости энергоаккумуляторов тормозных камер 20, исключая возможное двойное воздействие на колесные тормозные механизмы от рабочей и стояночной систем.
    Управление ускорительным клапаном тормозов оси второй секции 27 осуществляется через двухмагистральный клапан 15.3, который обеспечивает управление тормозами или от контура тормозов передней оси, или от контура рабочих тормозов ведущего моста. Воздух в тормозные камеры 41 поступает через ускорительный клапан 42 и модуляторы давления 35.5 и 35.6.

    Работа пневматического привода стояночного тормоза
    При выключенном стояночном тормозе сжатый воздух из ресивера 8 через перепускной клапан 18 поступает к крану управления стояночным тормозом 13, от которого через двухмагистральный клапан 15.4 направляется в управляющую магистраль ускорительного клапана 16, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресивера 8 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 20.
    При торможении стояночным тормозом (рукоятка крана 13 установлена в заднее фиксированное положение), воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 16 и из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 20 выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста.
    При аварийном падении давления в контуре привода стояночного тормоза перепускной клапан 18 обеспечивает сохранение давления более 5,5 кгс/см2 в пружинных энергоаккумуляторах, сохраняя возможность буксировки без механического растормаживания пружинных энергоаккумуляторов; если рукоятка тормозного крана была переведена в положение включения стояночного тормоза, то включаются пружинные энергоаккумуляторы, и автобус затормаживается. В этом случае для обеспечения буксировки автобуса необходимо вывернуть болты 1 на задних тормозных камерах, или заполнить пневмосистему от внешнего источника сжатого воздуха.
    Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автобус с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.

    Работа привода остановочного тормоза
    Остановочный тормоз включается автоматически при открывании служебных дверей автобуса и скорости автобуса ниже 5 км/ч.
    При нажатии на кнопку включения остановочного тормоза, находящуюся на панели приборов, или автоматически, при открывании дверей салона автобуса, электрический сигнал поступает на электропневмоклапан 24, при этом электропневмоклапан пропускает сжатый воздух из ресиверов 9 к клапану ограничения давления 25. Клапан ограничения давления подает воздух под давлением около 300 кПа (3 кгс/см2) через двухмагистральный клапан 15.1 в управляющую магистраль ускорительного клапана 14, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 7 в задние тормозные камеры 20.
    Остановочный тормоз функционирует только при включенном зажигании. Запрещается покидать рабочее место водителя, если не включен стояночный тормоз.

  • Возможные неисправности тормозной системы


  • Блок диагностики пневмосистем первой секции автобуса МАЗ 105

    1 - датчик указателя давления воздуха в ресивере тормозов передней оси; 2 - клапан контрольного вывода ресивера подвески и потребителей; 3 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере подвески; 4 - клапан контрольного вывода ресивера тормозов ведущего моста; 5 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере тормозов ведущего моста; 6 - клапан контрольного вывода ресивера тормозов передней оси; 7 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере тормозов передней оси; 8 - клапан контрольного вывода ресивера стояночного тормоза; 9 - клапан контрольного вывода ресивера привода дверей; 10 - клапан контрольного вывода ресивера управления тормозами оси второй секции; 11 - датчик аварийного давления воздуха в контуре стояночного тормоза; 12 - одинарный защитный клапан без обратного потока; 13 - клапан контрольного вывода привода тормозов оси второй секции; 14 - датчик включения КЛ стояночного тормоза; 15 - клапан контрольного вывода пружинных энергоаккумуляторов; 16 - датчик включения стоп-сигналов от контура тормозов передней оси; 17 - клапан контрольного вывода тормозных камер передней оси; 18 - датчик включения стоп-сигналов от контура тормозов ведущего моста; 19 - клапан контрольного вывода тормозных камер ведущего моста; 20 - датчик указателя давления воздуха в ресивере тормозов ведущего моста.

  • Блок диагностики пневмосистем первой секции автобуса МАЗ 103

    1 - датчик указателя давления воздуха в ресивере тормозов передней оси; 2 - клапан контрольного вывода ресивера подвески и потребителей; 3 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере подвески; 4 - клапан контрольного вывода ресивера тормозов ведущего моста; 5 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере тормозов ведущего моста; 6 - клапан контрольного вывода ресивера передних тормозов; 7 - датчик аварийного давления воздуха в ресивере тормозов передней оси; 8 - клапан контрольного вывода ресивера стояночного тормоза; 9 - клапан контрольного вывода ресивера привода дверей; 10 - одинарный защитный клапан без обратного потока; 11 - датчик аварийного давления воздуха в контуре стояночного тормоза; 12 - клапан контрольного вывода пружинных энергоаккумуляторов; 13 - датчик включения КЛ стояночного тормоза; 14 - клапан контрольного вывода тормозных камер передней оси; 15 - датчик включения стоп-сигналов от контура тормозов передней оси; 16 - клапан контрольного вывода тормозных камер ведущего моста; 17 - датчик включения стоп-сигналов от контура тормозов ведущего моста; 18 - датчик указателя давления воздуха в ресивере тормозов ведущего моста.

  • Блок подготовки сжатого воздуха

    1 - осушающий элемент осушителя воздуха; 2 - обратный клапан; 3 - осушитель воздуха; 4 - контрольный клапан; 5, 6 - глушитель шума; 7 - влагомаслоотделитель; 8 - охладитель

  • Влагомаслоотделитель с разгрузочным устройством

    1 - влагомаслоотделитель; 2 - уплотнительное О - образное кольцо (16х3,5); 3 - уплотнительное кольцо; 4 - разгрузочное устройство; 5 - глушитель шума. I - подвод воздуха; II - отвод воздуха; III - атмосферный выход; IV - управление.

    На автобусах устанавливается влагомаслоотделитель 6 с устройством автоматического удаления конденсата, которое управляется осушителем воздуха.
    Разгрузочное устройство 4 влагомаслоотделителя работоспособно, если оно открывается (чихает) одновременно с разгрузочным устройством осушителя воздуха и остается открытым до тех пор, пока открыто разгрузочное устройство осушителя. Работоспособность разгрузочного устройства влагомаслоотделителя необходимо проверять при проведении ТО-1.
    Если разгрузочное устройство влагомаслоотделителя не функционирует, или происходит утечка воздуха на атмосферном выходе «III» или на выводе «IV» в режиме нагнетания воздуха в пневмосистему, то необходимо проверить состояние и, при необходимости, заменить уплотнительное кольцо 2 (100-3512025) или уплотнительное кольцо 3 (100-3512033). При установке кольцо смазать смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 или смазкой ЖТ-72 ТУ 38.101.345-77.
    В зимнее время, во избежание обмерзания глушителя шума 5, перед постановкой автобуса на длительную стоянку добиться срабатывания регулятора давления и сброса конденсата из влагомаслоотделителя и осушителя воздуха.

eltroll2 2019-2024