Аппараты защиты от перенапряжения, защиты от перенапряжения, нулевая защита, грозозащита и защита от радиопомех
  • Автомат напряжения АН
    В силовой цепи во время рекуперативного режима работы тяговых электродвигателей при отсутствии на линии потребителей электроэнергии может возникнуть повышенное напряжение, недопустимое для электрических аппаратов и машин. Поэтому в схему силовой цепи вагона РВЗ-6М включен автомат напряжения АН. Функции автомата напряжения выполняет электромагнитный контактор КПД-113.
    Автомат напряжения АН имеет один замыкающий блок-контакт А1-АН и один размыкающий 2К-2П блок контакт. Катушка АН включена в высоковольтную цепь через резистор.
    Замыкающий блок-контакт А1-АН включается при 1/3 хода якоря контактора от начального положения. В этом случае шунтируется резистор А1-АН, что обеспечивает четкое включение автомата при падении напряжения. Повторное включение возможно только через нулевое положение контроллера водителя. При напряжении 720-750В автомат срабатывает, включая параллельно цепи тяговых электродвигателей ступень реостата Р11-Р12, и своими размыкающими контактами 2К-2П отключает цепь питания подъемных катушек линейных контакторов ЛК1 и ЛК2.
    После отключения линейных контакторов цепь с режима рекуперации переводится на тормозной режим, что приводит к снижению напряжения в высоковольтной цепи. Исследованиями установлено, что при отсутствии потребителей на линии в момент рекуперации при высокой скорости вагона и бездействии автомата напряжения напряжение в сети может достигнуть 2000В.

  • Реле нулевое РН
    Кроме максимальной защиты, предназначаемой для предохранения электрического оборудования от чрезмерных токов, на вагонах устанавливают аппараты нулевой защиты. Нулевая защита автоматически отключает тяговые электродвигатели при исчезновении высокого напряжения в силовой цепи. Функции аппарата нулевой защиты в схемах вагонов РВЗ-6М выполняют реле минимального напряжения РН. Реле РН подключено к сети, и якорь реле находится в притянутом состоянии при нормальном напряжении в сети. При исчезновении же напряжения в сети или понижении его на 50% номинального якорь реле отпадает и разрывает силовую цепь линейными контакторами.
    При отсутствии в схеме реле напряжения РН и появлении напряжения после его исчезновения цепи тяговых электродвигателей включались бы с выведенными пусковыми реостатами, что могло бы привести к круговому огню на коллекторах двигателей и перебросам дуги на корпус.

  • Вентильный грозоразрядник РМВУ-0,55

    Для защиты от перенапряжений изоляции трамвайных сетей положительной полярности с номинальным напряжением 550В и индуктивностью сети от места нахождения разрядника до источника питания не более 5 мГн в вагонах РВЗ-6М применяется вентильный грозоразрядник РМВУ-0,55.
    Разрядник состоит из днища 4, в центре которого расположен постоянный магнит 5 в виде дисков. На магните 5 находится нелинейный рабочий резистор - вилитовый диск 3 диаметром 70 мм. Диск прижимается пружиной 2. Между дисками находится искровой промежуток 6 с магнитным гашением. На основание (днища) разрядника установлена герметически закрытая фарфоровая покрышка 1. При повышении напряжения в контактной сети более 850В разрядник срабатывает. В таблице ниже указаны технические данные грозоразрядника.


  • Радиореактор и конденсаторы
    В качестве защиты от помех радиоприему в вагоне РВЗ-6М используют радиореактор и конденсаторы.
    Радиореактор ИК-8Б-2 состоит из двух последовательно соединенных катушек, распооложенных одна над другой. Радиореактор не имеет стального сердечника. Он включен в силовую цепь и рассчитан на длительный ток 120-150А при номинальном напряжении 550В. Сопротивление двух катушек при 20°С составляет 0,0158 Ом, вес радиореактор 58 кг.
    Кроме радиореактора, в силовую цепь включен конденсатор СГ типа КБГМ1-2-0,1 II. Во вспомогательную цепь включены четыре конденсатора CII, CIII, CIV и CV типа КБГП1-2-0,5 II.

© eltroll2 2019-2022