Тяговый двигатель ДПЭ-400А
  • Продольный и поперечный разрез двигателя

    1 - остов; 2 - главный полюс; 3 - дополнительный полюс; 4 - якорь; 5 - щеткодержатель; 6 - подшипниковый щит.

  • Технические характеристики двигателя
Наименование параметра Часовой режим Длительный режим
Напряжение в контактной сети, В 3000 3000
Напряжение на коллекторе, В 1500 1500
Мощность на валу, кВт 400 310
Ток, А 290 225
Скорость вращения, об/мин 710 750
Возбуждение последовательное
Изоляция класса В (ГОСТ 2582-50), выполнена на напряжение 3300В
Марка щетки ЭГ-2А
Давление на щетку 3,0-3,8
Расстояние между щеткодержателем и рабочей поверхностью коллектора, мм 5±1
Расстяоние между щеткодержателем и петушками коллектора, мм 9±3
Сопротивление обмотки якоря при 20 С, Ом 0,0645
Сопротивление катушек главных полюсов при 20 С, Ом 0,0732
Сопротивление катушек дополнительных полюсов при 20 С, Ом 0,0372
Вес двигателя, кг 4820

  • Схема соединения обмоток


  • Схема соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами


  • Описание двигателя
    Двигатель четырехполюсный, последовательного возбуждения, реверсивный, с четырьмя дополнительными полюсами и четырьмя щеткодержателями.
    Вентиляция принудительная параллельная. Воздух подается центробежным вентилятором ЦВ-01Б внутрь двигателя через вентиляционное отверстие в остове со стороны коллектора.
    Выход воздуха происходит через отверстия в подшипниковом щите и остове со стороны, противоположной коллектору.
    Под сердечниками дополнительных полюсов проложено по одной латунной прокладке толщиной 10,5 мм.
    Катушки главных полюсов намотаны из ленточной меди размером 2,63*35 мм. Число витков в катушке 67.
    Изоляция витков катушек - асбестовая бумага. Корпусная изоляция катушек - микалента толщиной 0,13 мм, 6 слоев в полуперекрышу. В окно катушки главного полбса вставлена металлическая рамка - обечайка для предохранения изоляции катушки от повреждений.
    Все детали якоря смонтированы на втулке, напрессованной на вал. Обмотка якоря простая волновая, ступенчатая, на якоре крепится проволочными бандажами.
    Секции обмотки разрезные, состоят из нижней и верхней полусекций. Число секций 57.
    В полусекции пять проводников, каждый из которых в свою очередь состоит из двух шин сечением 0,8*21,6 мм с транспозицией.
    Верхние и нижние полусекции со стороны, противоположной коллектору, спаиваются припоем с помощью соединительных скоб.
    Изоляция проводников, места транспозиции и корпусная изоляция секции - микалента. Корпусная изоляция выполняется шестью слоями в полуперекрышу микаленты толщиной 0,13 мм.
    Якорные подшипники роликовые. Со стороны коллектора установлен радиально-упорный (фиксирующий) подшипник №22426ЖК или №92426ЖК с противоположной стороны - радиальный (плавающий) подшипник №32426ЖК. На двигателях ДПЭ-400А первых выпусков с обеих сторон устанавливались подшипники №42426ЖК. Уплотнения подшипниковых узлов лабиринтовые.
    Моторно-осевые подшипники - скользящего трения, снабжены буксами с постоянным уровнем смазки. Вкладыши латунные, внутри залиты баббитом Б16. Толщина слоя 3 мм.
    Зубчатая передача двухсторонняя защищена сварными кожухами. В кожухи наливается смазка, обеспечивающая нормальную работу зубчатой передачи. Тяговый двигатель закрытого типа, подвешивание двигателя трамвайного типа.
    Тяговый двигатель ДПЭ-400А монтируется на электровозах ВЛ22М с прямозубой передачей.
    При косозубой передаче на электровозах устанавливается тяговый двигатель ДПЭ-400К.
    Подшипниковые узлы и якоря этих двигателей не взаимозаменяемы. Якорные подшипники №42426ЖК в тяговом двигателе ДПЭ-400К обеспечивают увеличенный разбег якоря (6-7,8 мм), необходимый для нормальной работы зубчатой передачи. Все остальные узлы и детали взаимозаменяемы.

Тяговый двигатель НБ-411
  • Продольный и поперечный разрез двигателя

    1 - якорь; 2 - коллектор; 3 - щеткодержатель; 4 - главный полюс; 5 - остов; 6 - дополнительный полюс; 7 - шапка моторно-осеового подшипника.

  • Описание двигателя
    На электрвозах ВЛ22М №1843-1852 вместо тяговых двигателей ДПЭ-400 установлены опытные двигатели НБ-411, выполненные на базе ДПЭ-400. С электровоза №1869 двигатель НБ-411 внедрен в серию.
    Тяговый двигатель НБ-411 по сравнению с ДПЭ-400 имеет насыщенную магнитную систему, что достигнуто применением сердечников главных полюсов новой конфигурации и увеличением воздушного зазора между главными полюсами.
    Другим конструктивным отличием тягового двигателя НБ-411 является клиновое крепление обмотки в пазах. Ввиду замены магнитных бандажей немагнитными клиньями для улучшения условий коммутации увеличена толщина диамагнитных прокладок под сердечниками дополнительных полюсов с 10,5 до 14 мм с соответствующим изменением высоты сердечника с 195,5 на 192 мм.
    Во избежании путаницы при демонтаже и монтаже ТЭДов при ремонтах, изменено расстояние между крепящими болтами с 76 на 90 мм.
    Все остальные детали и узлы двигателя НБ-411 взаимозаменяемы с узлами и деталями ДПЭ-400. При сборке остова НБ-411 с якорем ДПЭ-400А необходимо латунную прокладку толщиной 14 мм под дополнительным полюсом заменить латуннной прокладкой толщиной 10,5 мм и стальной прокладкой 3,5 мм.
    Двигатель НБ-411 имеет скорость вращения якоря в часовом режиме 800 об/мин, в длительном режиме 890 об/мин.
    В остальном номинальные данные двигателя НБ-411 при указанных режимах такие же, как данные ДПЭ-400.

eltroll2 2019-2024