1 - щеткодержатель мотора; 2 - коллектор мотора; 3 - остов; 4 - якорь; 5 - вентилятор; 6 - коллектор генератора; 7 - щеткодержатель генератора; 8 - ограничитель скорости.
1 - дополнительный полюс генератора; 2 - главный полюс генератора; 3 - дополнительный полюс двигателя; 4 - главный полюс двигателя.
Мотор-генератора ДК-401В представляет собой однокорпусный агрегат; якоря двигателя и генератора смонтированы на одном валу. Остов разъемный. Возбуждение двигателя и генератора смешанное с независимым питанием параллельной обмотки от низкого напряжения 50 В. Вентиляция мотор-генератора осуществляется вентилятором, сидящим на валу между якорями двигателя и генератора. Вход воздуха со стороны коллекторов через отверстия в крышках коллекторных люков, выход воздуха - через отверстия с сетками в остове против вентилятора. Подшипники роликовые: со стороны двигателя фиксирующий подшипник №22320, со стороны генератора плавающий подшипник №2320. Уплотнения масляных камер подшипниковых узлов лабиринтовые. На конец вала со стороны генератора насажен ограничитель скорости (реле оборотов), который предохраняет мотор-генератор от разноса в случае обрыва параллельной обмотки двигателя. Ограничитель скорости отключает питание двигателя при 1800 об/мин. С конца 1956 г. мотор-генератор изготовляется с реле оборотов РО-1 вместо ограничителя скорости.
Двигатель имеет четыре главных и четыре дополнительных полюса.
Под сердечниками дополнительных полюсов проложено по одной латунной прокладке толщиной 1 мм. На главных полюсах имеется по две катушки: последовательная и параллельная. Последовательная катушка изготовена из квадратного провода размером 3,28*3,28 мм с изоляцией ПБД и имеет 98 витков, параллельная катушка - из квадратного провода размером 2,1*2,1 мм с изоляцией ПБД и имеет 208 витков, катушка дополнительного полюса - из прямоугольного провода размером 2,83*2,83 мм с изоляцией ПБД и имеет 132 витка. Корпусная изоляция катушек выполнена из лакоткани толщиной 0,2 мм, в 6 оборотов в полуперекрышу и киперной ленты. До электровоза №1819 крепление дополнительных полюсов к остову производилось латунными болтами, с №1819 - стальными болтами. Обмотка якоря двигателя волновая, крепится на якоре проволочными бандажами. Секция якоря намотана из прямоугольного провода размером 1*2,26 мм с изоляцией ПБД. Корпусная изоляция секции - лакоткань толщиной 0,1 мм, в 7 оборотов, наружная - тафтяная лента толщиной 0,25 мм. Траверса поворотная с четырьмя щеткодержателями, крепится на подшипниковом щите болтами.
Генератор имеет шесть главных и шесть дополнительных полюсов.
На главном полюсе две катушки - параллельная и последовательная. Последовательные катушки одновитковые, из голой шинной меди размером 4,4*18 мм. Параллельные катушки из прямоугольного провода размером 1,81*4,7 мм с изоляцией ПБД по 306 витков в каждой. Корпусная изоляция выполнена лакотканью толщиной 0,2 мм, в один слой в полуперекрышу, тафтяной и киперной лентами. Катушки дополнительного полюса наматываются из голой шинной меди размером 3,8*16,8 мм в 9 витков. Корпусная изоляция выполнена микалентой толщиной 0,13 мм, в два слоя в полуперекрышу и киперной лентой. Обмотка якоря петлевая, с уравнительными соединениями, крепится на якоре проволочными бандажами. Секции якоря намотаны из голого прямоугольного провода размером 1,56*8 мм. Изоляция проводника - микалента толщиной 0,075 мм, один слой в полуперекрышу, корпусная изоляция - три слоя в полуперекрышу и тафтяная лента. Уравнительные соединения выполнены из голой меди размером 1,56*5,9 мм, изолированной микалентой, крепятся на корпусе коллектора проволочными бандажами. Траверса поворотная, с шестью щеткодержателями, крепится на подшипниковом щите болтами.
1 - контакты; 2 - рычаг; 3 - крышка; 4 - корпус; 5 - муфта; 6 - диск.
1 - болт; 2 - контакты; 3 - выключатель; 4 - рычаг; 5 - балансир; 6 - пружина; 7 - муфта; 8 - корпус.
Ограничитель скорости (реле оборотов) служит для защиты мотор-генератора от разноса. При скорости, превышающей 1800 об/мин, ограничитель скорости (реле оборотов) разрывает цепи катушек электромагнитных контакторов отключающих двигатель. Принцип действия центробежный. Ограничитель скорости установлен со стороны генератора агрегата ДК-401В и состоит из корпуса, прикрепленного болтами к подшипниковому щиту мотор-генератора, и вращающейся муфты, насаженной на конец вала якоря мотор-генератора на шпонке. На муфте смонтированы балансир, пружина и специальный болт; на корпусе - рычаг, выключатель, контакты, провода. Отход балансира при заданных оборотах регулируется изменением натяжения пружины с помощью специального болта. При отходе балансир ударяет по рычагу, который выбивает выключатель, и контакты размыкаются. Для пуска мотор-генератора ДК-401В необходимо замкнуть контакты, для чего выключатель за рукоятку поднимают вверх. Реле оборотов располагается в корпусе, который крепится к подшипниковому узлу генератора и закрывается крышкой. В корпусе расположены рычаг с отключающей пружиной, кнопкой и подвижными контактами, панель изоляционная с контактными стойками, рычаг упорный и пружина. Подвижная часть реле, связанная муфтой с валом мотор-генератора, имеет диск с регулировочной пружиной. При чрезмерном повышении числа оборотов вала диск под действием центробежной силы преодолевает усилие пружины и поворачивает упорный рычаг. Последний выходит из зацепления с другим рычагом, который под действием пружины поворачивается и размыкает контакты реле. Кнопка служит для ручного возврата реле в исходное положение. |
eltroll2 2019-2024 |