Мотор-генератор ДК-401В
  • Технические характеристики
Характеристики Двигатель Генератор
Мощность 67 кВт 57 кВт
Напряжение 3000 В 95 В
Ток 27 А 600 А
Скорость вращения 1160 об/мин
Режим работы часовой
Возбуждение смешанное
Изоляция класса А (ГОСТ 2582-50) выполнена на напряжение 3300 В класса А - последовательные и параллельные катушки; класса В - якорь, дополнительные катушки, выполнена на напряжение 95 В
Марка щетки ЭГ-2А
Размер щетки 10*40*40 мм 16*32*32 мм
Давление на щетку 1,2-1,5 кг 1,0-1,2 кг
Расстояние между щеткодержателем и рабочей поверхностью коллектора 3±1 мм 3±1 мм
Расстояние между петушками коллектора и щеткодержателем 5±2 мм 21,5±2 до плюсовой щетки; 17,5±2 до минусовой щетки
Сопротивление обмотки якоря при 20 С 2,02 Ом 0,00472 Ом
Сопротивление последовательных катушек при 20 С 0,674 Ом 0,000108 Ом
Сопротивление параллельных катушек при 20 С 3,65 Ом 2,44 Ом
Сопротивление катушек дополнительных полюсов при 20С 0,52 Ом 0,0023 Ом
Вес двигателя 2795 кг

  • Продольный разрез мотор-генератора ДК-401В

    1 - щеткодержатель мотора; 2 - коллектор мотора; 3 - остов; 4 - якорь; 5 - вентилятор; 6 - коллектор генератора; 7 - щеткодержатель генератора; 8 - ограничитель скорости.

  • Поперечные разрезы мотор-генератора ДК-401В

    1 - дополнительный полюс генератора; 2 - главный полюс генератора; 3 - дополнительный полюс двигателя; 4 - главный полюс двигателя.

    Мотор-генератора ДК-401В представляет собой однокорпусный агрегат; якоря двигателя и генератора смонтированы на одном валу. Остов разъемный.
    Возбуждение двигателя и генератора смешанное с независимым питанием параллельной обмотки от низкого напряжения 50 В.
    Вентиляция мотор-генератора осуществляется вентилятором, сидящим на валу между якорями двигателя и генератора. Вход воздуха со стороны коллекторов через отверстия в крышках коллекторных люков, выход воздуха - через отверстия с сетками в остове против вентилятора.
    Подшипники роликовые: со стороны двигателя фиксирующий подшипник №22320, со стороны генератора плавающий подшипник №2320.
    Уплотнения масляных камер подшипниковых узлов лабиринтовые.
    На конец вала со стороны генератора насажен ограничитель скорости (реле оборотов), который предохраняет мотор-генератор от разноса в случае обрыва параллельной обмотки двигателя.
    Ограничитель скорости отключает питание двигателя при 1800 об/мин.
    С конца 1956 г. мотор-генератор изготовляется с реле оборотов РО-1 вместо ограничителя скорости.

  • Схема соединений обмоток двигателя ДК-401В


  • Схема соединений обмотки якоря двигателя ДК-401В с коллекторными пластинами


  • Описание двигателя ДК-401В
    Двигатель имеет четыре главных и четыре дополнительных полюса.
    Под сердечниками дополнительных полюсов проложено по одной латунной прокладке толщиной 1 мм.
    На главных полюсах имеется по две катушки: последовательная и параллельная.
    Последовательная катушка изготовена из квадратного провода размером 3,28*3,28 мм с изоляцией ПБД и имеет 98 витков, параллельная катушка - из квадратного провода размером 2,1*2,1 мм с изоляцией ПБД и имеет 208 витков, катушка дополнительного полюса - из прямоугольного провода размером 2,83*2,83 мм с изоляцией ПБД и имеет 132 витка.
    Корпусная изоляция катушек выполнена из лакоткани толщиной 0,2 мм, в 6 оборотов в полуперекрышу и киперной ленты.
    До электровоза №1819 крепление дополнительных полюсов к остову производилось латунными болтами, с №1819 - стальными болтами.
    Обмотка якоря двигателя волновая, крепится на якоре проволочными бандажами.
    Секция якоря намотана из прямоугольного провода размером 1*2,26 мм с изоляцией ПБД. Корпусная изоляция секции - лакоткань толщиной 0,1 мм, в 7 оборотов, наружная - тафтяная лента толщиной 0,25 мм.
    Траверса поворотная с четырьмя щеткодержателями, крепится на подшипниковом щите болтами.

  • Схема соединений обмоток генератора ДК-401В


  • Схема соединений обмотки якоря генератора ДК-401В с коллекторными пластинами


  • Описание генератора
    Генератор имеет шесть главных и шесть дополнительных полюсов.
    На главном полюсе две катушки - параллельная и последовательная.
    Последовательные катушки одновитковые, из голой шинной меди размером 4,4*18 мм.
    Параллельные катушки из прямоугольного провода размером 1,81*4,7 мм с изоляцией ПБД по 306 витков в каждой.
    Корпусная изоляция выполнена лакотканью толщиной 0,2 мм, в один слой в полуперекрышу, тафтяной и киперной лентами.
    Катушки дополнительного полюса наматываются из голой шинной меди размером 3,8*16,8 мм в 9 витков. Корпусная изоляция выполнена микалентой толщиной 0,13 мм, в два слоя в полуперекрышу и киперной лентой.
    Обмотка якоря петлевая, с уравнительными соединениями, крепится на якоре проволочными бандажами.
    Секции якоря намотаны из голого прямоугольного провода размером 1,56*8 мм.
    Изоляция проводника - микалента толщиной 0,075 мм, один слой в полуперекрышу, корпусная изоляция - три слоя в полуперекрышу и тафтяная лента.
    Уравнительные соединения выполнены из голой меди размером 1,56*5,9 мм, изолированной микалентой, крепятся на корпусе коллектора проволочными бандажами. Траверса поворотная, с шестью щеткодержателями, крепится на подшипниковом щите болтами.

  • Реле оборотов РО-1 мотор-генератора

    1 - контакты; 2 - рычаг; 3 - крышка; 4 - корпус; 5 - муфта; 6 - диск.

  • Ограничитель скорости мотор-генератора

    1 - болт; 2 - контакты; 3 - выключатель; 4 - рычаг; 5 - балансир; 6 - пружина; 7 - муфта; 8 - корпус.

    Ограничитель скорости (реле оборотов) служит для защиты мотор-генератора от разноса.
    При скорости, превышающей 1800 об/мин, ограничитель скорости (реле оборотов) разрывает цепи катушек электромагнитных контакторов отключающих двигатель. Принцип действия центробежный.

    Ограничитель скорости установлен со стороны генератора агрегата ДК-401В и состоит из корпуса, прикрепленного болтами к подшипниковому щиту мотор-генератора, и вращающейся муфты, насаженной на конец вала якоря мотор-генератора на шпонке. На муфте смонтированы балансир, пружина и специальный болт; на корпусе - рычаг, выключатель, контакты, провода.
    Отход балансира при заданных оборотах регулируется изменением натяжения пружины с помощью специального болта.
    При отходе балансир ударяет по рычагу, который выбивает выключатель, и контакты размыкаются.
    Для пуска мотор-генератора ДК-401В необходимо замкнуть контакты, для чего выключатель за рукоятку поднимают вверх.

    Реле оборотов располагается в корпусе, который крепится к подшипниковому узлу генератора и закрывается крышкой.
    В корпусе расположены рычаг с отключающей пружиной, кнопкой и подвижными контактами, панель изоляционная с контактными стойками, рычаг упорный и пружина.
    Подвижная часть реле, связанная муфтой с валом мотор-генератора, имеет диск с регулировочной пружиной. При чрезмерном повышении числа оборотов вала диск под действием центробежной силы преодолевает усилие пружины и поворачивает упорный рычаг. Последний выходит из зацепления с другим рычагом, который под действием пружины поворачивается и размыкает контакты реле. Кнопка служит для ручного возврата реле в исходное положение.

eltroll2 2019-2024