Контроллер машиниста КМЭ-8Г
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение 50 В
Номинальный ток контактов 30 А
Раствор контактов 4-7 мм
Провал контактов 2,5-4 мм
Нажатие контактов 2,45-2,94 Н
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин 1500 В
Наибольший разрываемый ток при напряжении 50 В и индуктивности в цепи L = 50 мГн 10 А
Вес аппарата 175 кг

  • Общий вид контроллера

    1, 2 - тормозная и главная рукоятки; 3 - крышка; 4 - контактный элемент; 5 - кожух; 6 - рейка; 7 - рама; 8 - вал кулачковый.

  • Описание контроллера
    Контроллер машиниста служит для дистанционного управления работой тяговых двигателей.
    Контроллер машиниста КМЭ-8Г имеет два кулачковых вала: главный и тормозной.
    Валы приводятся в движение двумя рукоятками: главной 2 и тормозной 1, которые связаны с соответствующими зубчатыми передачами.
    Реверсирование тяговых двигателей и выбор схемы их соединения в тормозом режиме осуществляются двумя кулачковыми барабанами, которые установлены на подшипниках на главном и тормозных валах; оба барабана управляются одной реверсивно-селективной рукояткой.
    Изоляционные кулачковые шайбы главного и тормозного валов и кулачки барабанов переключают контакторные элементы 4, смонтированные на двух рейках 6.
    Главный вал имеет 24 кулачковые шайбы и обеспечивает 37 фиксированных рабочих позиций (не считая нулевой), из которых 16, 27 и 37-я являются ходовыми, а остальные пусковыми. Тормозной вал набран из 22 кулачковых шайб и имеет четыре позиции ослабления возбуждения и 16 позиций торможения. Фиксация главного и тормозного валов по позициям обеспечивается защелками рукояток, западающими в пазы секторов на крышке 3 контроллера машиниста.
    Реверсивно-селективная рукоятка имеет девять положений: нулевое и по четыре положения в направлениях Вперед и Назад (М - тяговый режим; П, СП и С - рекуперативный режим).
    Каждый контакторный элемент 4 имеет подвижной и неподвижный контакты, установленные на изоляторе, который закреплен к рейке. Контакты замыкаются под действием пружины, размыкаются при нажатии кулачковой шайбы. Последовательность замыкания контактов определяется профилем кулачковых шайб.
    Для предотвращения ошибочных действий при работе все три рукоятки механически сблокированы между собой, что обеспечивает:
    - при установке реверсивной рукоятки в положение М главная рукоятка может быть установлена на любую позицию;
    - при установке главной рукоятки контроллера машиниста на 16, 27 и 37-ю позиции тормозная рукоятка может быть установлена на позиции ослабления возбуждения ОПI, ОПII, ОПIII, ОПIV, при этом перемещение главной рукоятки невозможно до возвращения тормозной рукоятки на нулевую позицию;
    - обратный поворот тормозной рукоятки возможен до 1-й позиции включительно, а после установки главной рукоятки на нулевую позицию тормозную рукоятку можно повернуть также на нулевую позицию;
    - при рабочем положении главной и тормозной рукояток поворот реверсивно-селективной рукоятки невозможен.
    При техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах проверяют последовательность замыкания контакторных элементов, взаимодействие механических блокировок, разыв, провал и нажатие контактов.

Панель управления ПУ-3Г
  • Общий вид панели управления


  • Схема панели управления


  • Описание панели управления
    Панель управления ПУ-3Г предназначена для обеспечения управления совместной работой генератора управления и аккумуляторной батареи. На лицевой стороне панели 8 смонтированы два регулятора напряжения 1 типа СРН-7У-3, реле обратного тока 2 типа Р-15Е, переключатель 9 генераторов, амперметр 11, вольтметр 3, переключатель 4 вольтметра, рубильник 6 усиленной зарядки батареи, рубильник 5 для включения батареи, предохранители 7 и выключатель 10 лампы освещения. Монтаж проводов и трубчатых резисторов выполнен на задней стороне панели.
    Генераторы управления должны быть заземлены через провод, идущий от панели. Минуя панель, заземлять генераторы запрещается, так как это может привести к их полному короткому замыканию.
    Нормально должен работать генератор Г1 (верхнее положение переключателя 9), так как только в этом положении возможен переход вентиляторов на режим низкой частоты вращения с сохранением нормального значения напряжения на генераторах управления. При неисправности генератора Г1 или его регулятора напряжения необходимо перейти на работу генератора Г2, установив переключатель 9 в нижнее положение. При этом на режиме низкой частоты вращения генератор не будет давать полного напряжения, цепь управления будет питаться от батареи. В этом случае нужно следить по амперметру и вольтметру за разрядом батареи. Нельзя доводить разряд батареи из 33 элементов ниже 40 В даже при полном разрядном токе 12,5 А, тем борлее нельзя разряжать батарею ниже этого напряжения при меньших токах.
    При каждом текущем ремонте проверяют: для реле обратного тока - напряжение включения и обратный ток; для регулятора напряжения - напряжение уставки и суммарный разрыв контактов.

  • Технические характеристики регулятора напряжения
Номинальное напряжение 125 В
Напряжение уставки 50±2 В
Сопротивление катушки при 20 С 0,96 Ом
Номинальный ток катушки 2 А
Наибольшее допустимое напряжение контактов 28 В
Наибольший ток контактов 7 А
Суммарный зазор контактов 0,5-1 мм
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин 1500 В
Наибольший разрываемый ток при напряжении 50 В и индуктивности в цепи L = 50 мГн 10 А
Масса 4,3 кг

  • Общий вид и описание регулятора напряжения

    Регулятор СРН-7У-3 предназначен для поддержания постоянного напряжения на зажимах генератора управления.
    Регулятор смонтирован на изоляционной панели 8 и имеет две катушки и угольные контакты. Неподвижная катушка 1 установлена на сердечнике магнитопровода. Подвижная катушка 2 укреплена на подвижном якоре 3 и находится в кольцевом зазоре между сердечником и втулкой ярма магнитопровода. На якоре укреплен подвижной угольный контакт 5. Два неподвижных угольных контакта 4 и 6 укреплены на панели с помощью биметаллических пластин.
    Регулировочная пружина 7 создает усилие, направленное против силы притяжения подвижной катушки к сердечнику неподвижной катушки, и при обесточенном состоянии регулятора напряжения прижимает его подвижной контакт к правому неподвижному контакту.
    При напряжении на зажимах генератора управления, равном 50 В, подвижной контакт регулятора вибрирует около среднего положения.
    При увеличении напряжения генератора ток, протекающий по катушкам, увеличивается. Преодолевая натяжение пружины, подвижная катушка стремится притянуться к неподвижной, и при дальнейшем возрастании напряжения подвижной контакт замыкается с левым неподвижным контактом, закорачивая обмотку возбуждения генератора. При этом ток в обмотке возбуждения генератора снижается, напряжение надает, сила тока в катушках уменьшается и подвижной контакт замыкается с правым неподвижным контактом, вследствие чего ток возбуждения возрастает, напряжение повышается и все повторяется вновь.
    Благодаря такой работе регулятора в обмотке возбуждения генератора обеспечивается среднее значение тока возбуждения, при котором напряжение на зажимах генератора поддерживается равным 50 В.
    Биметаллические пластины неподвижных контактов, изгибаясь при нагреве контактов от непрерывного искрения, перемещают плоскости угольных контактов относительно друг друга, что уменьшает выгорание угольных контактов в отдельных точках.

  • Технические характеристики реле обратного тока
Номинальное напряжение 50 В
Напряжение включения 48 В
Обратный ток последовательной катушки, при котором размыкаются контакты 2,5 А
Ток нагрузки продолжительного режима 70 А
Разрыв главных контактов 6-7 мм
Провал главных контактов 2,5-3 мм
Нажатие главных контактов 9,8 Н
Разрыв вспомогательных контактов 4-5 мм
Провал вспомогательных контактов 6-7 мм
Нажатие вспомогательных контактов 0,098-0,49 Н
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин 1500 В
Масса 7,47 кг

  • Общий вид и описание реле обратного тока

    А) общий вид; Б) схема включения.

    Реле Р-15Е предназначено для отключения аккумуляторной батареи от генератора управления в случае, если напряжение генератора становится ниже напряжения батареи.
    Реле смонтировано на изоляционной панели 8 и состоит из последовательной 1 и параллельной 2 катушек, якоря 3, ярма 5 с сердечником, регулировочной пружины 4, главных 6 и вспомогательных 7 контактов.
    При обесточенных катушках под действием пружины верхние контакты находятся в разомкнутом положении и батарея отсоединена от генератора управления, нижние контакты замкнуты и питают цепь сигнальных ламп. Сигнальные лампы в кабине машиниста при этом гаснут.
    Когда генераторы начинают работать, через параллельную и последовательную катушки начинает протекать ток, благодаря которому при напряжении на генераторах 48 В якорь притянется и замкнутся сначала вспомогательные, а затем главные контакты. Вспомогательный контакт при включении закорачивает часть витков параллельной катушки, а главный подключает батарею к генератору.
    С целью предотвращения температурного влияния на сопротивление параллельной катушки в ее цепь включен резистор.
    Если напряжение генератора управления выше напряжения аккумуляторной батареи, то после включения реле начинается процесс подзарядки аккумуляторов. При этом ток по параллельной и последовательной катушкам протекает в одном направлении и их магнитные потоки складываются. Когда напряжение на зажимах генератора становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток в последовательной катушке меняет свое направление и уже не усиливает, а ослабляет действие магнитного потока параллельной катушки. Якорь под действием пружины размыкает оба контакта и отключает батарею от генератора.

Выключатель управления ВУ-223А
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение 50 В
Номинальный ток 45 А
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин
между главными контактами и крепежным винтом
между разомкнутыми контактами

2100 В
1900 В

  • Общий вид и описание выключателя

    Выключатель ВУ-223А предназначен для подключения цепей управления электровоза к источнику низкого напряжения - генератору управления или аккумуляторной батарее.
    Выключатель ВУ-223А установлен в пластмассовом корпусе 2. Он состоит из выключателя с дугогасительной камерой 4 и предохранителя 7. Выключатель и предохранитель соединены последовательно. Выключатель имеет неподвижный 5 и подвижный 6 контакты, закрепленные на контактных пластинах 1. Для гашения электрической дуги предусмотрена дугогасительная катушка 3. Приводом является ручка 8 с пружиной 9.

Штепсельные и гибкие соединения
  • Технические характеристики штепсельного соединения
Номинальное напряжение 50 В
Номинальный ток 13 А
Число контактов 37
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции между контактами и корпусом в течение 1 мин 1500 В
Масса
розетки
штепселя

5,7 кг
6 кг

  • Общий вид и описание штепсельного соединения

    Штепсельное соединение состоит из розетки РЗ-37Д и штепселя ШУ-37Д и предназначено для электрического соединения проводов цепи управления обеих секций электровоза.
    Розетка (штепсель) состоит из литого корпуса 1, в который установлены прессованные изоляторы. Между изоляторами розетки (штепсели) укреплены штыри (гнезда) 4. Штыри изготовлены из латуни, гнеда - из бронзы КМЦ. Для увеличения надежности электрического контакта штыри и гнезда покрыты слоем серебра; кроме того, в гнездах сделан крестообразный разрез и установлена контактная пружина 3. Соедиенние розетки со штепселем производят с помощью рычага 2, укрепленного на корпусе штепселя.
    Гибкие соединения. У электровозов, начиная с №700, низковольтное межкузовное соединение выполняют без штепсельного разъема с помощью гибких соединений. Гибкие соединения выполнены кабелем площадью сечения 37*2,5 мм2 типа РШМ. Кабели пропущены через вырезы в полу секций кузова и закреплены в клице. Если при ремонте необходимо поднять одну секцию, то ослабляют болты клицы и несколько вытаскивают кабели. Для этого каждый из них имеет запас длиной 2 м, который укладывают в виде петель в тамбурных желобах и надежно закрепляют.

  • Технические характеристики розетки РН-1
Номинальное напряжение 440 В
Номинальный ток 500 А
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции между контактами и корпусом в течение 1 мин 2000 В
Число на электровоз 2
Масса 1,5 кг

  • Общий вид и описание розетки РН-1

    Розетка РН-1 предназначена для подсоединения элеткровоза к источнику питания при передвижении его в депо.
    Розетка состоит из двух изоляторов 2, соединенных между собой болтами. Между изоляторами установлено контактное устройство 1. Для исключения попадания влаги внутрь розетки имеется крышка 3 с резиновой прокладкой.

Вентиль защитный ВЗ-1
  • Технические характеристики вентиля
Ход клапана 0,85 мм
Вентиль должен включаться при напряжении в цепи управления 30 В
Вентиль должен удерживаться во включенном положении при напряжении в контактной сети 2200 В
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин 3300 В
Давление сжатого воздуха для испытания на утечку 0,66 МПа
Масса 3,2 кг

  • Общий вид и описание вентиля

    1 - ярмо; 2 - катушка; 3 - коробка; 4 - якорь; 5 - крышка; 6 - сердечник; 7 - ствол клапана; 8 - седло; 9 - клапан; 10 - пружина; 11 - корпус; 12 - пробка; 13 - коробка распределительная.

    Вентиль ВЗ-1 исключает возможность доступа в высоковольтную камеру и на крышу электровоза при наличии напряжения на токоприемнике.
    Вентиль защитный ВЗ-1 состоит из распределительной пневматической коробки 13 и электромагнитного включающего вентиля с двухсекционной катушкой 2, имеющей четыре вывода. Одну секцию катушки через нижние выводы включают через добавочный резистор и катушку реле низкого напряжения на напряжение 3000 В.
    Другую секцию включают в цепь управления электровоза. Она получает питание при включении общей кнопки токоприемника на пульте управления машиниста. Секции катушек включают в цепь таким образом, чтобы их потоки были направлены согласованно.
    Вентиль включается при возбуждении одной из секций катушки, поэтому при снятии напряжения с низковольтной секции и возбужденной высоковольтной воздух через вентиль поступает в цилиндры пневматических блокировок двери высоковольтной камеры и люка крыши, блокируя их.

Электропневматический клапан КП-1 и КП-1А
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение срабатывания 50 В
Номинальное давление сжатого воздуха 0,49 МПа
Клапан должен четко срабатывать при давлении сжатого воздуха 0,37 МПа
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции катушек в течение 1 мин 1500 В
Вентиль должен четко работать при напряжении 30 В
Масса 8,7 кг

  • Общий вид и описание клапанов

    1 - трехкамерный цилиндр; 2, 3 - верхний и нижний клапаны; 4 - пружина; 5 - поршень.

    Электропневматический клапан КП-1. Он предназначен для подачи воздуха к форсункам песочниц и звуковым сигналам.
    По конструкции и принципу действия клапан КП-1 аналогичен клапану КП-17-09А, но не имеет дроссельного винта и редуктора, поэтому скорость прохождения воздуха не регулируется.
    Электропневматический клапан КП-1А. Он предназначен для подачи воздуха к сигналам. Электропневматический клапан КП-1А аналогичен клапану КП-1, но не имеет вентиля. Сжатый воздух под поршень подается не через вентиль, а ручным клапаном КП-17-03Б, установленным в кабине машиниста.

Прожекторы
  • Общий вид лобового и буферного прожекторов


  • Описание прожекторов
    Прожектор лобовой. Путь и контактный провод в темное время освещаются лобовым прожектором, установленным на крыше кабины электровоза в специальной обойме.
    Для изготовления лобового прожектора используют детали прожектора промышленного производства ПЛС-45. Стеклянный отражатель 1 соединен со стойкой 3 шарнирно, что дает возможность регулировать угол наклона отражателя в вертикальной плоскости. Отражатель закреплен с помощью специальной проушины 4.
    Прожектор закрепляют на основании болтами. Отверстия под болты в плите выполнены овальными для возможности регулировки положения прожектора при его установке. Крышку с защитным стеклом укрепляют на крыше кабины перед обоймой. В прожекторе установлена лампа 2 мощностью 500 Вт, которая может.быть.включена как ярко, так и тускло.
    Прожекторы буферные. На электровозе в нижней части лобовой стенки кузова установлено по два сигнальных буферных прожектора. Так как буферные прожекторы в основном служат не для освещения пути впереди электровоза, а лишь в качестве сигналов, они снабжены лампами 2 небольшой мощности (25 Вт) и имеют значительный уго т рассеяния для лучшей видимости их со стороны.
    Корпус 1 и крышка 4 буферного прожектора отлиты из алюминия. В корпусе установлен отражатель 3. На крышке, которая имеет защитное стекло 5, изнутри имеются три скобы 6 для установки при надобности цветного сигнального с текла и экрана-затемнителя.

Аккумуляторная батарея 33НК-125
  • Технические характеристики
Номинальная емкость 125 А*ч
Номинальный зарядный ток 7-часового режима 25 А
Номинальный зарядный ток 7-часового режима 7,5 А
Количество электролита 1,2 Л
Масса аккумулятора с электролитом 6,5 кг

  • Общий вид и описание батареи

    Аккумуляторная батарея служит источником энергии для питания цепей низкого напряжения электровоза при отключенном генераторе управления. Аккумуляторная батарея состоит из 33 действующих и трех запасных щелочных (никель-кадмиевых) аккумуляторов НК-125.
    Аккумуляторы 1 собраны в общем плотно закрытом металлическом ящике 4, обложенном внутри фанерными листами 3. В верхней части ящика сделано отверстие для отвода газов, а внизу-отверстие для отвода жидкости. Последняя может появиться после доливки отдельных аккумуляторов (элементов) или из-за повреждения отдельных их банок.
    Все элементы соединяют между собой последовательно медными никелированными перемычками 2. К свободным зажимам «плюс» первого элемента и «минус» последнего присоединяют наконечники выводных проводов. На провода надевают резиновые трубки. Из ящика провода выводят через изоляционную втулку 5.

eltroll2 2019-2024