1, 4 - подшипниковые щиты; 2 - траверса; 3 - остов; 5 - якорь; 6 - коробка выводов; 7 - щеткодержатель; 8, 9 - добавочный и главный полюсы.
Электродвигатель является приводом центробежного вентилятора и генератора управления ДК-405К.
Электродвигатель постоянного тока, четырехполюсный, с последовательным возбуждением. Остов двигателя стальной, цилиндрической формы. Сердечник главного полюса 9 собран из листов электротехнической стали, соединенных заклепками-стержнями. Сердечники добавочных полюсов 8 выполнены из толстолистового проката. Между остовом и добавочными полюсами для улучшения коммутации двигателя имеются прокладки из дюралюминия толщиной 2,5 мм. Катушки главных полюсов имеют по 337 витков и изготовлены из прямоугольного медного провода ПБД размерами 1,95*3,8 мм, катушки добавочных полюсов - из провода той же марки размерами 1,56*3,53 мм по 189 витков каждая. Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изоляция - из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уложенных вполуперекрышу. Обмотка якоря волновая. Корпусная изоляция секции обмотки якоря выполнена из семи слоев лакоткани толщиной 0,1 мм и одного слоя ленты тафтяной толщиной 0,25 мм, уложенных вполуперекрышу. Секции на якоре электродвигателя закреплены проволочными бандажами, лобовые соединения обмотки - бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Траверса 2 поворотного типа с четырьмя щеткодержателями. Щетки марки ЭГ-2А размерами 10*25*50 мм. Коллектор двигателя набран из 343 медных пластин, он имеет диаметр рабочей поверхности 390 мм. Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками. От корпуса и нажимного конуса коллектор изолирован миканитовыми манжетами и цилиндром. Кроме описанных коллекторов, на двигателях НБ-430А и НБ-431А применяют также коллекторы с пластмассовыми корпусами. Медные 1 и миканитовые 2 пластины, а также стальная втулка 4 соединены между собой слоем пластмассы 5, покрытым снаружи дугостойкой эмалью. Траверсы и коллекторы двигателей НБ-430А взаимозаменяемы с траверсами и коллекторами двигателей НБ-431А компрессора. и НБ-429А преобразователя. У них одинаковые марки щеток и нажатия пружин на щетки. Электродвигатель НБ-430А самовентилируемый. Вход воздуха осуществляется через отверстия в подшипниковом шите со стороны коллектора и крышках коллекторных люков, выход - через отверстия с сетками в остове над вентилятором. Якорные подшипники — роликовые. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликоподшипник №92317К1, со стороны, противоположной коллектору, - плавающий подшипник №32417. Радиальный зазор в подшипниках 0,07-0,12 мм. На конусный конец вала со стороны, противоположной коллектору, насаживают в холодном состоянии ротор центробежного вентилятора, закрепляемый гайкой, а на другой конец вала - якорь генератора управления ДК-405К. |
1 - вал якоря; 2, 14 - роликовые подшипники; 3 - обмотка якоря; 4, 11 - подшипниковые щиты; 5, 10 - нажимные шайбы якоря; 6 - сердечник якоря; 7, 16 - катушки добавочного и главного полюсов; 8 - остов двигателя; 9, 15 - сердечники добавочного и главного полюсов; 12 - коллекторная пластина; 13 - щеточная траверса; 17 - щеткодержатель; 18 - коробка выводов.
Электродвигатель НБ-431А является приводом компрессора КТ-6, питающего сжатым воздухом тормозную и пневматическую сети электровоза.
Электродвигатель четырехполюсный с последовательным возбуждением. Остов 8 электродвигателя отлит из стали и имеет цилиндрическую форму. Сердечники 15 главных полюсов собраны из листовой стали в пакеты, которые скреплены заклепками-стержнями. Добавочные полюсы выполнены из толстолистового проката. Катушки 16, 7 главного и добавочного полюсов изготовлены из медного провода марки ПБД диаметром 1,81 мм; число витков катушки главного полюса - 564, катушки добавочного полюса - 393. Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изоляция - из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уложенных вполуперекрышу. Обмотка 3 якоря - волновая. Секции обмотки якоря закреплены на сердечнике проволочными бандажами, а лобовые соединения - бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Корпусная изоляция секций выполнена лакотканью толщиной 0,1 мм в девять слоев и тафтяной лентой 0,25 мм одним слоем встык. Траверса 13 поворотного типа с четырьмя щеткодержателями 17. Щетки марки ЭГ-2А размерами 10*25*50 мм. Якорные подшипники роликовые. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликоподшипник ЗН92317К1Т1, с противоположной - плавающий ЗН32417К1Т1. Вентиляция электродвигателя независимая. Электродвигатель может работать без вентиляции в режиме повторно-кратковременного включения ПВ-20%. С компрессором вал двигателя соединен упругой муфтой. До электровоза ВЛ8-019 электродвигатели выпускались со схемой соединения обмоток, обеспечивающей направление вращения против часовой стрелки. Последующие машины имеют схему соединений и направление вращения по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора. Изменение направления вращения и схемы соединения обмоток двигателей НБ-431А было необходимо вследствие изменения заводом-поставщиком направления вращения вала и компрессора КТ-6. |
1 - щеточная траверса; 2 - остов; 3 - подшипниковый щит двигателя НБ-430А; 4 - якорь; 5 - щеткодержатель; 6 - сердечник головного полюса; 7 - катушка главного полюса.
Генератор предназначен для питания цепей управления, зарядки аккумуляторной батареи и освещения электровоза.
Генератор управления ДК-405К имеет параллельное возбуждение, четыре главных полюса. Добавочных полюсов нет. Якорь 4 генератора насажен на цилиндрический конец вала электродвигателя НБ-430А, остов 2 закреплен болтами к подшипниковому щиту 3 электродвигателя. Остов - стальной литой. Своих подшипниковых щитов генератор не имеет и эксплуатация его раздельно от электродвигателя НБ-430А не предусмотрена. Катушки 7 полюсов выполнены из медного провода ПБД диаметром 2,1 мм, число витков 510. Корпусная изоляция полюсов выполнена лентами из лакоткани толщиной 0,2, тафтяной лентой толщиной 0,25 и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу. Коллектор состоит из медных и миканитовых пластин, стальной втулки и пластмассового корпуса, который является несущим и изолирующим элементом конструкции. Слой пластмассы снаружи якоря покрыт дугостойкой эмалью. Обмотка якоря - волновая, закреплена на сердечнике проволочными бандажами, лобовые соединения закреплены бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Коллектор, нажимная шайба и сердечник якоря собраны на втулке. Катушки изолированы лакотканью ЛШМ толщиной 0,1 мм в 21/4 оборота и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем встык. Траверса 1 - поворотного типа с четырьмя щеткодержателями 5. Щетки марки ЭГ-2А размерами 16*32*32 мм. Вентиляция независимая. Воздух через наружный щит и отверстия в крышках коллекторных люков поступает в генератор и затем вытягивается через отверстия в подшипниковом щите двигателя НБ-430А. |
а) - продольный разрез; б) - поперечный размер.
1 - щеточная траверса двигателя; 2, 4 - подшипниковые щиты; 3 - остов; 5 - щеточная траверса генератора; 6 - якорь; 7 - реле оборотов; 8 - кронштейн щеткодержателя; 9 - щеткодержатель; 10, 19 - сердечники добавочных полюсов; 11, 18 - катушки добавочных полюсов; 12 - катушка обмотки последовательного возбуждения главного полюса двигателя; 13, 16 - катушка обмоток независимого возбуждения; 14, 15 - сердечники главных полюсов; 17 - катушка обмотки противовозбуждения генератора.
На электровозах ВЛ8 установлены преобразователи НБ-429А и НБ-436А (на последних выпусках). Они предназначены для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей при рекуперативном торможении.
Преобразователь НБ-429А. Он состоит из шестиполюсного низковольтного генератора постоянного тока и высоковольтного четырехполюсного двигателя, смонтированных на одном валу и представляющих собой однокорпусный агрегат закрытого исполнения с самовентиляцией. Вентилятор встроен со стороны коллектора генератора. Неразъемный остов 3 цилиндрической формы отлит из стали. В средней части остова имеются окна с отъемными глухими крышками для удобства монтажа и демонтажа катушек. Подшипниковые щиты 2 и 4 стальные литые. Подшипники преобразователя роликовые. Со стороны двигателя установлен фиксирующий подшипник типа ЗН92317К1, со стороны генератора-плавающий типа ЗН32317К1Т1. На свободном конце вала со стороны генератора смонтировано реле оборотов 7 с регулировкой на отключение при частоте вращения 1750 об/мин. Двигатель выполнен с последовательным возбуждением. Катушка 12 главного полюса имеет 130 витков, добавочного полюса 11 - 219 витков. Обмотка якоря двигателя волновая. Секции изолированы лакотканью толщиной 0,1 мм в семь слоев, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм по одному слою, уложенных в полуперекрышу. Магнитная система генератора выполнена малонасыщенной. Сердечники главных полюсов двигателя и генератора набраны из листовой электротехнической стали и скреплены заклепками-стержнями. На главных полюсах генератора размещены катушки независимого возбуждения 16, получающие питание от генератора управления, и встречно включенные катушки обмотки противовозбуждения 17, обтекаемые током рекуперации тяговых двигателей, обеспечивающие необходимые характеристики генератора для устойчивой работы электрических цепей в рекуперативном режиме. Катушки обмотки противовозбуждения 17 включены в две параллельные цепи по три последовательно. Катушки имеют два витка, изолированные асбестовой лентой одним слоем вразбежку, микалентой толщиной 0,13 мм шестью слоями вполуперекрышу и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою встык и вполуперекрышу. На главных полюсах двигателя размещены катушки обмотки последовательного возбуждения 12, включенные последовательно с обмоткой якоря и катушками 11 добавочных полюсов, и катушки обмотки независимого возбуждения 13. Изоляция катушек последовательного возбуждения состоит из одного слоя тафтяной ленты, уложенной вразбежку, шести слоев лакоткани и одного слоя киперной ленты, уложенных вполуперекрышу. Изоляция катушек независимого возбуждения двигателя и генератора выполнена тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем вразбежку, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу. Сердечники 10 и 19 добавочных полюсов стальные поковки. Корпусная изоляция катушек добавочных полюсов состоит из двух слоев микаленты толщиной 0,13 мм вполуперекрышу и киперной ленты толщиной 0,45 мм но одному слою вполуперекрышу и вразбежку. Обмотка якоря генератора петлевая с уравнителями, укрепленными на конусе коллектора бандажами. Секция изолирована микалентой толщиной 0,1 мм тремя слоями вполуперекрышу и стеклолентой толщиной 0,1 мм одним слоем встык. На якоре секции укреплены бандажами. Траверса 5 генератора поворотного типа с шестью пальцами прикреплена к остову штифтами; на каждом пальце смонтировано по пять щеткодержателей 9 со щетками размерами 16*32*32 мм марки ЭГ-2А. Двигатель преобразователя имеет поворотную траверсу с четырьмя щеткодержателями. Преобразователь НБ-436А. Он отличается от преобразователя НБ-429А мощностью, повышение которой достигнуто за счет более рационального использования объема паза якоря, что дало возможность обмотку якоря выполнить проводом ПЭЛШКД с диаметром 1,16 мм вместо провода ПЭЛШД с диаметром 1 мм на двигателе преобразователя НБ-429А. В остальном конструкция преобразователя НБ-436А подобна конструкции преобразователя НБ-429А. |
Электродвигатель постоянного тока П-11 служит для привода вспомогательного компрессора подъема токоприемника в случае отсутствия сжатого воздуха в пневматической системе электровоза.
Электродвигатель имеет изоляцию обмоток класса А. Исполнение электродвигателя защищенное. Главных полюсов - два, добавочных - один. Сердечники главных полюсов и якоря набраны из электротехнической листовой стали. Пазы якоря полузакрыте, обмотка всыпная, закреплена в пазах деревянными клиньями. Коллектор выполнен на пластмассе. Якорь электродвигателя сбалансирован динамически. Подшипники с обеих сторон шариковые №302. |
eltroll2 2019-2024 |