Двигатель НБ-430А
  • Продольный и поперечный разрез двигателя

    1, 4 - подшипниковые щиты; 2 - траверса; 3 - остов; 5 - якорь; 6 - коробка выводов; 7 - щеткодержатель; 8, 9 - добавочный и главный полюсы.

  • Технические характеристики двигателя
Мощность 37,2 кВт
Напряжение 3000 В
Ток якоря 14,5 А
Скорость вращения 875 об/мин
Режим работы продолжительный
Сопротивление обмотки якоря при 20 С 4,01 Ом
Сопротивление катушек главных полюсов при 20 С 3,52 Ом
Сопротивление катушек дополнительных полюсов при 20 С 1,884 Ом
Класс изоляция А
Вес двигателя 1406 кг

  • Схема соединений обмоток двигателя


  • Схема соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами


  • Коллектор с пластмассовым корпусом двигателя НБ-430А (НБ-431А)


  • Описание двигателя
    Электродвигатель является приводом центробежного вентилятора и генератора управления ДК-405К.
    Электродвигатель постоянного тока, четырехполюсный, с последовательным возбуждением. Остов двигателя стальной, цилиндрической формы. Сердечник главного полюса 9 собран из листов электротехнической стали, соединенных заклепками-стержнями.
    Сердечники добавочных полюсов 8 выполнены из толстолистового проката. Между остовом и добавочными полюсами для улучшения коммутации двигателя имеются прокладки из дюралюминия толщиной 2,5 мм. Катушки главных полюсов имеют по 337 витков и изготовлены из прямоугольного медного провода ПБД размерами 1,95*3,8 мм, катушки добавочных полюсов - из провода той же марки размерами 1,56*3,53 мм по 189 витков каждая. Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изоляция - из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уложенных вполуперекрышу.
    Обмотка якоря волновая. Корпусная изоляция секции обмотки якоря выполнена из семи слоев лакоткани толщиной 0,1 мм и одного слоя ленты тафтяной толщиной 0,25 мм, уложенных вполуперекрышу.
    Секции на якоре электродвигателя закреплены проволочными бандажами, лобовые соединения обмотки - бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком.
    Траверса 2 поворотного типа с четырьмя щеткодержателями. Щетки марки ЭГ-2А размерами 10*25*50 мм. Коллектор двигателя набран из 343 медных пластин, он имеет диаметр рабочей поверхности 390 мм. Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками. От корпуса и нажимного конуса коллектор изолирован миканитовыми манжетами и цилиндром.
    Кроме описанных коллекторов, на двигателях НБ-430А и НБ-431А применяют также коллекторы с пластмассовыми корпусами.
    Медные 1 и миканитовые 2 пластины, а также стальная втулка 4 соединены между собой слоем пластмассы 5, покрытым снаружи дугостойкой эмалью.
    Траверсы и коллекторы двигателей НБ-430А взаимозаменяемы с траверсами и коллекторами двигателей НБ-431А компрессора. и НБ-429А преобразователя. У них одинаковые марки щеток и нажатия пружин на щетки.
    Электродвигатель НБ-430А самовентилируемый. Вход воздуха осуществляется через отверстия в подшипниковом шите со стороны коллектора и крышках коллекторных люков, выход - через отверстия с сетками в остове над вентилятором. Якорные подшипники — роликовые. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликоподшипник №92317К1, со стороны, противоположной коллектору, - плавающий подшипник №32417. Радиальный зазор в подшипниках 0,07-0,12 мм.
    На конусный конец вала со стороны, противоположной коллектору, насаживают в холодном состоянии ротор центробежного вентилятора, закрепляемый гайкой, а на другой конец вала - якорь генератора управления ДК-405К.

Двигатель компрессора НБ-431А
  • Продольный и поперечный разрез двигателя

    1 - вал якоря; 2, 14 - роликовые подшипники; 3 - обмотка якоря; 4, 11 - подшипниковые щиты; 5, 10 - нажимные шайбы якоря; 6 - сердечник якоря; 7, 16 - катушки добавочного и главного полюсов; 8 - остов двигателя; 9, 15 - сердечники добавочного и главного полюсов; 12 - коллекторная пластина; 13 - щеточная траверса; 17 - щеткодержатель; 18 - коробка выводов.

  • Технические характеристики двигателя
Мощность 21 кВт
Напряжение 3000 В
Ток якоря 9,5 А
Скорость вращения 440 об/мин
К.П.Д. (без демпфера) 80,5%
Режим работы повторно-кратковременный, ПВ-50%
Сопротивление резистора, постоянно включенного в цепь якоря 27 Ом
Сопротивление обмотки якоря при 20 С 22 Ом
Сопротивление катушек главных полюсов при 20 С 12 Ом
Сопротивление катушек дополнительных полюсов при 20 С 6 Ом
Количество вентилирующего воздуха 14 м3/мин
Нажатие на щетку 11,7-14,7 Н
Вес двигателя 1085 кг

  • Схема соединений обмоток двигателя


  • Схема соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами


  • Описание двигателя
    Электродвигатель НБ-431А является приводом компрессора КТ-6, питающего сжатым воздухом тормозную и пневматическую сети электровоза.
    Электродвигатель четырехполюсный с последовательным возбуждением. Остов 8 электродвигателя отлит из стали и имеет цилиндрическую форму. Сердечники 15 главных полюсов собраны из листовой стали в пакеты, которые скреплены заклепками-стержнями.
    Добавочные полюсы выполнены из толстолистового проката. Катушки 16, 7 главного и добавочного полюсов изготовлены из медного провода марки ПБД диаметром 1,81 мм; число витков катушки главного полюса - 564, катушки добавочного полюса - 393.
    Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изоляция - из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уложенных вполуперекрышу. Обмотка 3 якоря - волновая. Секции обмотки якоря закреплены на сердечнике проволочными бандажами, а лобовые соединения - бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Корпусная изоляция секций выполнена лакотканью толщиной 0,1 мм в девять слоев и тафтяной лентой 0,25 мм одним слоем встык.
    Траверса 13 поворотного типа с четырьмя щеткодержателями 17. Щетки марки ЭГ-2А размерами 10*25*50 мм. Якорные подшипники роликовые. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликоподшипник ЗН92317К1Т1, с противоположной - плавающий ЗН32417К1Т1.
    Вентиляция электродвигателя независимая. Электродвигатель может работать без вентиляции в режиме повторно-кратковременного включения ПВ-20%. С компрессором вал двигателя соединен упругой муфтой.
    До электровоза ВЛ8-019 электродвигатели выпускались со схемой соединения обмоток, обеспечивающей направление вращения против часовой стрелки.
    Последующие машины имеют схему соединений и направление вращения по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора.
    Изменение направления вращения и схемы соединения обмоток двигателей НБ-431А было необходимо вследствие изменения заводом-поставщиком направления вращения вала и компрессора КТ-6.

Генератор управления ДК-405К
  • Продольный и поперечный разрез генератора

    1 - щеточная траверса; 2 - остов; 3 - подшипниковый щит двигателя НБ-430А; 4 - якорь; 5 - щеткодержатель; 6 - сердечник головного полюса; 7 - катушка главного полюса.

  • Технические характеристики генератора
Мощность 4,5 кВт
Напряжение 50 В
Ток якоря 90 А
Скорость вращения 875 об/мин
Режим работы продолжительный
Изоляция А
Нажатие на щетку 9,8-11,7 Н
Сопротивление обмотки якоря при 20 С 0,0226 Ом
Сопротивление катушек полюсов при 20 С 5,85 Ом
Масса 274 кг

  • Схема соединений обмоток генератора


  • Схема соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами


  • Описание генератора
    Генератор предназначен для питания цепей управления, зарядки аккумуляторной батареи и освещения электровоза.
    Генератор управления ДК-405К имеет параллельное возбуждение, четыре главных полюса. Добавочных полюсов нет. Якорь 4 генератора насажен на цилиндрический конец вала электродвигателя НБ-430А, остов 2 закреплен болтами к подшипниковому щиту 3 электродвигателя. Остов - стальной литой. Своих подшипниковых щитов генератор не имеет и эксплуатация его раздельно от электродвигателя НБ-430А не предусмотрена. Катушки 7 полюсов выполнены из медного провода ПБД диаметром 2,1 мм, число витков 510. Корпусная изоляция полюсов выполнена лентами из лакоткани толщиной 0,2, тафтяной лентой толщиной 0,25 и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу.
    Коллектор состоит из медных и миканитовых пластин, стальной втулки и пластмассового корпуса, который является несущим и изолирующим элементом конструкции. Слой пластмассы снаружи якоря покрыт дугостойкой эмалью. Обмотка якоря - волновая, закреплена на сердечнике проволочными бандажами, лобовые соединения закреплены бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Коллектор, нажимная шайба и сердечник якоря собраны на втулке. Катушки изолированы лакотканью ЛШМ толщиной 0,1 мм в 21/4 оборота и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем встык.
    Траверса 1 - поворотного типа с четырьмя щеткодержателями 5. Щетки марки ЭГ-2А размерами 16*32*32 мм. Вентиляция независимая. Воздух через наружный щит и отверстия в крышках коллекторных люков поступает в генератор и затем вытягивается через отверстия в подшипниковом щите двигателя НБ-430А.

Преобразователи НБ-429А и НБ-436А
  • Технические характеристики преобразователей
Показатели Значение показателей преобразователя
НБ-429А НБ-436А
Двигатель Генератор Двигатель Генератор
Мощность, кВт 29,5 22,2 40,7 30,4
Напряжение на коллекторе, В 3300 37 3300 38
Ток якоря, А 11 600 15 800
К.П.Д., % (без демпфера) 84 73,2 86 71
Сопротивление резистора, постоянно включенного в цепь якоря, Ом 10 - 10 -
Сопротивление обмотки якоря при 20 С, Ом 9,35 0,00376 7,05 0,00315
Сопротивление обмотки последовательного возбуждения (для генератора обмотки противовозбуждения) катушек главных полюсов при 20 С, Ом 1,54 0,000321 1,14 0,00231
Сопротивление обмотки независимого возбуждения при 20 С, Ом 4 0,627 4 0,65
Сопротивление обмотки катушек добавочных полюсов при 20 С, Ом 1,72 0,00205 1,772 0,00202
Размеры щеток, мм 10*25*50 16*32*32 10*25*50 16*32*32
Нажатие на щетку, Н 11,7-14,7 9,8-11,7 - -
Частота вращения, об мин 1200 1200
Система вентиляции Самовентиляция
Расчетный режим работы, мин 40 40
Масса, кг 1900 1900

  • Продольный и поперечный разрезы преобразователя НБ-429А

    а) - продольный разрез; б) - поперечный размер.
    1 - щеточная траверса двигателя; 2, 4 - подшипниковые щиты; 3 - остов; 5 - щеточная траверса генератора; 6 - якорь; 7 - реле оборотов; 8 - кронштейн щеткодержателя; 9 - щеткодержатель; 10, 19 - сердечники добавочных полюсов; 11, 18 - катушки добавочных полюсов; 12 - катушка обмотки последовательного возбуждения главного полюса двигателя; 13, 16 - катушка обмоток независимого возбуждения; 14, 15 - сердечники главных полюсов; 17 - катушка обмотки противовозбуждения генератора.

  • Схема соединений обмоток двигателя НБ-429А (НБ-436А)


  • Схема соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами двигателя НБ-429А (НБ-436А)


  • Схема соединений обмоток генератора НБ-429А (НБ-436А)


  • Схема соединения сердечника обмотки якоря с коллекторными пластинами генератора НБ-429А (НБ-436А)


  • Описание преобразователей
    На электровозах ВЛ8 установлены преобразователи НБ-429А и НБ-436А (на последних выпусках). Они предназначены для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей при рекуперативном торможении.
    Преобразователь НБ-429А. Он состоит из шестиполюсного низковольтного генератора постоянного тока и высоковольтного четырехполюсного двигателя, смонтированных на одном валу и представляющих собой однокорпусный агрегат закрытого исполнения с самовентиляцией. Вентилятор встроен со стороны коллектора генератора. Неразъемный остов 3 цилиндрической формы отлит из стали. В средней части остова имеются окна с отъемными глухими крышками для удобства монтажа и демонтажа катушек.
    Подшипниковые щиты 2 и 4 стальные литые. Подшипники преобразователя роликовые. Со стороны двигателя установлен фиксирующий подшипник типа ЗН92317К1, со стороны генератора-плавающий типа ЗН32317К1Т1. На свободном конце вала со стороны генератора смонтировано реле оборотов 7 с регулировкой на отключение при частоте вращения 1750 об/мин.
    Двигатель выполнен с последовательным возбуждением. Катушка 12 главного полюса имеет 130 витков, добавочного полюса 11 - 219 витков. Обмотка якоря двигателя волновая. Секции изолированы лакотканью толщиной 0,1 мм в семь слоев, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм по одному слою, уложенных в полуперекрышу.
    Магнитная система генератора выполнена малонасыщенной. Сердечники главных полюсов двигателя и генератора набраны из листовой электротехнической стали и скреплены заклепками-стержнями. На главных полюсах генератора размещены катушки независимого возбуждения 16, получающие питание от генератора управления, и встречно включенные катушки обмотки противовозбуждения 17, обтекаемые током рекуперации тяговых двигателей, обеспечивающие необходимые характеристики генератора для устойчивой работы электрических цепей в рекуперативном режиме.
    Катушки обмотки противовозбуждения 17 включены в две параллельные цепи по три последовательно. Катушки имеют два витка, изолированные асбестовой лентой одним слоем вразбежку, микалентой толщиной 0,13 мм шестью слоями вполуперекрышу и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою встык и вполуперекрышу.
    На главных полюсах двигателя размещены катушки обмотки последовательного возбуждения 12, включенные последовательно с обмоткой якоря и катушками 11 добавочных полюсов, и катушки обмотки независимого возбуждения 13.
    Изоляция катушек последовательного возбуждения состоит из одного слоя тафтяной ленты, уложенной вразбежку, шести слоев лакоткани и одного слоя киперной ленты, уложенных вполуперекрышу.
    Изоляция катушек независимого возбуждения двигателя и генератора выполнена тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем вразбежку, лентой из лакоткани толщиной 0,2 мм и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу.
    Сердечники 10 и 19 добавочных полюсов стальные поковки. Корпусная изоляция катушек добавочных полюсов состоит из двух слоев микаленты толщиной 0,13 мм вполуперекрышу и киперной ленты толщиной 0,45 мм но одному слою вполуперекрышу и вразбежку.
    Обмотка якоря генератора петлевая с уравнителями, укрепленными на конусе коллектора бандажами. Секция изолирована микалентой толщиной 0,1 мм тремя слоями вполуперекрышу и стеклолентой толщиной 0,1 мм одним слоем встык.
    На якоре секции укреплены бандажами.
    Траверса 5 генератора поворотного типа с шестью пальцами прикреплена к остову штифтами; на каждом пальце смонтировано по пять щеткодержателей 9 со щетками размерами 16*32*32 мм марки ЭГ-2А. Двигатель преобразователя имеет поворотную траверсу с четырьмя щеткодержателями.

    Преобразователь НБ-436А. Он отличается от преобразователя НБ-429А мощностью, повышение которой достигнуто за счет более рационального использования объема паза якоря, что дало возможность обмотку якоря выполнить проводом ПЭЛШКД с диаметром 1,16 мм вместо провода ПЭЛШД с диаметром 1 мм на двигателе преобразователя НБ-429А. В остальном конструкция преобразователя НБ-436А подобна конструкции преобразователя НБ-429А.

Преобразователи НБ-429А и НБ-436А
  • Технические характеристики
Номинальное напряжение 50 В
Номинальный ток 14,8 А
Мощность 0,5 кВт
Частота вращения 2800 об/мин
Размеры щеток 8*10*25 мм
Масса 18 кг

  • Схема соединений обмоток и панель зажимов двигателя


  • Обмоточные данные двигателя
Обмотка Марка и диаметр обмоточного провода, мм Число витков в катушке Общее сопротивление в холодном состоянии, Ом
Якоря ПЭВ-2, 0,86 - 0,25
Добавочных полюсов ПСД, 2,1 75 0,072
Последовательная главных полюсов ПСД, 2,1 11 0,025
Параллеьльная главных полюсов ПЭВ-2, 0,59 950 33

  • Описание двигателя
    Электродвигатель постоянного тока П-11 служит для привода вспомогательного компрессора подъема токоприемника в случае отсутствия сжатого воздуха в пневматической системе электровоза.
    Электродвигатель имеет изоляцию обмоток класса А. Исполнение электродвигателя защищенное. Главных полюсов - два, добавочных - один. Сердечники главных полюсов и якоря набраны из электротехнической листовой стали. Пазы якоря полузакрыте, обмотка всыпная, закреплена в пазах деревянными клиньями.
    Коллектор выполнен на пластмассе. Якорь электродвигателя сбалансирован динамически. Подшипники с обеих сторон шариковые №302.

eltroll2 2019-2024