1 - стержень; 2 - контакт неподвижный; 3 - контакт подвижной; 4 - камера дугогасительная; 5 - тяга изоляционная; 6 - блокировка; 7 - привод пневматический; 8, 10 - кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 9 - рычаг; 11 - катушка дугогасительная
1 - стержень; 2, 3 - неподвижный и подвижный контакты; 4 - тяга изоляционная; 5 - привод пневматический; 6 - блокировка; 7, 9 - кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 8 - рычаг
1 - стержень; 2 - контакт неподвижный; 3 - контакт подвижной; 4 - камера дугогасительная; 5 - тяга изоляционная; 6 - блокировка; 7 - привод пневматический; 8, 10 - кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 9 - рычаг; 11 - катушка дугогасительная
1 - стержень; 2 - контакт неподвижный; 3 - контакт подвижной; 4 - камера дугогасительная; 5 - тяга изоляционная; 6 - блокировка; 7 - привод пневматический; 8, 10 - кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 9 - рычаг; 11 - катушка дугогасительная
1 - цилиндр; 2 - вентиль электромагнитный; 3 - блокировка
Пневматические контакторы предназначены для замыкания и размыкания силовых цепей электровоза.
На изолированном стержне 1 укреплен кронштейн неподвижного контакта, к которому присоединен один конец дугогасительной катушки и закреплен неподвижный контакт 2. На том же стержне укреплен кронштейн подвижного контакта 3, который соединен шарнирно с рычагом, несущим подвижной контакт и его притирающую пружину. Рычаг соединен с изоляционной тягой, связанной со штоком пневматического привода. Внутри цилиндра помещены поршень и выключающая пружина. На нижнем и верхнем кронштейнах укреплена дугогасительная камера. Дугогасительная камера трехщелевого типа состоит из двух асбестоцементных стенок и двух внутренних асбестоцементных перегородок, скрепленных болтами. Внутри камеры имеется дугогасительный рог. Снаружи камеры расположены полюсы для проведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки; от асбестоцементных стенок камеры полюсы изолированы текстолитовой изоляцией. Дугогасительная камера лабиринтно-щелевого типа состоит из двух боковин, спрессованных из кремнийорганического изоляционного материала. Лучи обеих боковин камеры образуют лабиринт, создающий благоприятные условия для быстрейшего гашения дуги. В стенках камеры имеются углубления, где помещены стальные полюсы. При возбуждении катушки электромагнитного вентиля или переключении клапанов вручную с помощью кнопки сжатый воздух поступает в цилиндр пневматического привода, перемещая подвижные детали контактора до полного включения силовых контактов. При этом переключаются блокировочные пальцы. При выключении питания катушки вентиля сжатый воздух выходит из цилиндра через корпус вентиля и подвижные детали контактора под действием выключающей пружины возвращаются в исходное положение. Контакторы ПК-14-ПК-19 в отличие от остальных контакторов не имеют лугогасительных устройств. |
а) - общий вид контактора; б) - схема его включения.
Контакторы МКП-23А и МКП-23В предназначены для автоматического закорачивания пусковых резисторов двигателя преобразователя и двигателя вентилятора при пуске. Конструкция и принцип действия у контакторов МКП-23А и МКП-23В одинаковые. Однако они имеют разные по значению пусковые и рабочие токи. Соответственно этому и катушки контакторов отличаются своими техническими данными. По внешнему виду контакторы МКП-23А и МКП-23В отличить невозможно, поэтому, как правило, катушки контактора МКП-23А окрашивают черным глифталевым лаком, а МКП-23В - красной глифталевой эмалью. Имеется различие и в схеме включения контакторов в цепь двигателей. Контактор МКП-23А подключают в цепь двигателя преобразователя так, что его катушка 4 в этом случае будет удерживающей, а катушка 3 - включающей. Контактор МКП-23В подключают к двигателю вентилятора так, чтобы у него катушка 3 была удерживающей, а 4 - включающей. Контактор состоит из включающей 3 и удерживающей 4 катушек, магнитопровода 5 и якоря 2, который шарнирно связан с подвижным контактом. Неподвижный контакт и магнитопровод с катушками укреплены на асбестоцементной панели 1. Сердечник удерживающей катушки контактора представляет собой тонкостенную втулку, в которую с одной стороны входит якорь, а с другой ввертывают регулировочный винт; таким образом, в цепи магнитопровода образуются два воздушных зазора: рабочий А и регулировочный Б. При прохождении тока через катушки на якорь действуют их магнитные потоки рабочего и регулировочного зазоров. При большом токе в катушках основная часть магнитного потока из-за насыщения полого сердечника замыкается через регулировочный зазор. Усилие магнитного потока в рабочем зазоре при этом бывает недостаточным для замыкания контактов. Когда ток в катушках снижается, электромагнитные усилия в регулировочном зазоре значительно уменьшаются, так как поток замыкается по пути наименьшего магнитного сопротивления через полый стальной сердечник удерживающей катушки; под действием притягивающих усилий магнитного потока в рабочем зазоре контакты замыкаются, шунтируя пусковой резистор и включающую катушку контактора. Контакты размыкаются при разрыве цепи удерживающей катушки или при снижении тока в ней до 7 А и ниже. Для того чтобы контактор не включался при нарастании тока во время пуска при достижении уставки, поставлен короткозамкнутый медный виток. |
1 - отключающая пружина; 2 - стержень изоляционный; 3, 8 - кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 4 - ось; 5, 10 - подвижной и неподвижный контакты; 6 - привод электромагнитный; 7 - шины; 9 - блокировка; 11 - якорь; 12 - амортизатр резиновый; 13 - камера дугогасительная; 14 - катушка дугогасительная; 15 - крестовина опорная.
Быстродействующий контактор БК-2Б предназначен для защиты тяговых двигателей от коротких замыканий при рекуперативном режиме. Для изготовления контактора БК-2Б применены отдельные узлы и детали контактора КВЦ-2А. Все узлы контактора крепят на изоляционном стержне 2 прямоугольного сечения с помощью двух кронштейнов 3 и 8. На оси 4, укрепленной в верхнем кронштейне, свободно вращаются подвижной контакт 5 и электромагнитный привод 6. Якорь 11 электромагнитного привода укреплен на оси в подвижном контакте. Подвижной контакт с якорем отжимается от электромагнитного привода пружиной 1 и опорной крестовиной 15 до упора в амортизатор 12. Электромагнитный привод в свою очередь опирается на изоляционный стержень. Для предохранения от повреждения изоляции и смягчения ударов при отключении привода на последнем предусмотрен амортизатор. Дугогасительная катушка 14 с полюсами укреплена в верхнем кронштейне. В нижнем кронштейне укреплен неподвижный контакт 10. Для обеспечения нормального расстояния между контактами и положения контакта в дугогасительной камере предусмотрена возможность вертикального перемещения неподвижного контакта. Дугогасительная камера 13 закреплена к верхнему кронштейну и неподвижному контакту. Под нижним кронштейном смонтированы контакты блокировки 9. При включении катушек электромагнитного привода якорь втягивается в магнитопровод и замыкает подвижной контакт с неподвижным. В то же время перемещающийся вниз шток со стержнем замкнет контакты блокировки. Для обеспечения надежного контакта при замыкании силовых контактов между якорем и магнитопроводом остается зазор 2,5-4 мм, который выбирается подтягиванием электромагнитного привода к якорю. Усилие отключающих пружин регулируют болтами. Разрыв контактов 10-15 мм, а также расстояние между якорем и магнитопроводом 8-1, мм регулируют изменением толщины амортизатора 12 и амортизатора на электромагнитном приводе. Концы силовой цепи подводят к специальным угольникам, укрепленным на неподвижном контакте, и центральной шине 7 электромагнитного привода. При замкнутых контактах силовой ток идет по следующей цепи: нижний кронштейн, неподвижный контакт, подвижной контакт, гибкий провод подвижного контакта, верхний кронштейн, дугогасительная катушка, гибкий провод дугогасительной катушки, шины, проходящие через магнитопровод, выводная шина. Отключение контактов силовой цепи осуществляется путем обесточивания катушек электромагнитного привода, при этом под действием отключающих пружин подвижной контакт отходит от неподвижного. Дуга гасится в дугогасительной камере. |
1, 9 - верхний и нижний кронштейны; 2, 10 - неподвижный и подвижной контакты; 3 - рычаг контактный; 4 - стержень; 5 - якорь; 6 - привод электромагнитный; 7 - блокировка; 8 - тяга изоляционная; 11 - камера дугогасительная; 12 - перегородка.
Контактор вспомогательных цепей КВЦ-2А служит для включения и отключения вспомогательной цепи электровоза. Контактор КВЦ-2А представляет собой электромагнитный контактор, имеющий двойной разрыв контактов для облегчения дугогашения. Контактор выполнен из двух контакторных элементов, соединенных последовательно, привода и дугогасительного устройства. Контакторный элемент состоит из верхнего 1 и нижнего 9 кронштейнов, собранных на изоляционном стержне 4. На верхнем кронштейне, выполняющем роль дугогасительного рога, укреплены неподвижный контакт 2 и дугогасительная катушка. Нижний кронштейн шарнирно связан с рычагом, несущим подвижной контакт 10 и его пружину. Подвижной рычаг соединен с приводом прессованной изоляционной тягой 8. Привод контактора электромагнитный, плунжерного типа, общий на оба контакторных элемента. Каждый контакторный элемент имеет свою дугогасительную камеру 11 лабиринтно-щелевого типа, взаимозаменяемую с камерами электропневматических контакторов и контакторными элементами группового переключателя. При возбуждении катушки привода якорь 5, преодолевая сопротивление выключающей пружины, вес подвижных частей и усилие контактных пружин, перемещается вверх до упора в электромагнитный привод 6, и контактор включается. При коротком замыкании во вспомогательной цепи электровоза цепь катушек привода разрывается контактами дифференциального реле вспомогательных машин, и контактор выключается. Контактор имеет низковольтную блокировку мостикового типа. |
Контакторы КПМ-111 на номинальный ток 80 А имеют один замыкающий и один размыкающий блокировочные контакты, а на ток 25 А - два замыкающих или без блокировочных контактов.
Контакторы применяют для замыкания цепи обмотки возбуждения генератора и независимой обмотки двигателя преобразователя при рекуперативном торможении. Электромагнитный контактор КПМ-111 имеет магнитную систему клапанного типа. Ярмо 2 состоит из угольника с приклепанными к нему сердечником 3 и планкой 1. На сердечнике ярма установлена включающая катушка 4, а на угольнике с помощью скобы 5 установлен якорь 6. На якоре закреплена изоляционная колодка 8, несущая главный подвижной контакт 10. Неподвижный контакт 11 с дугогасительной системой собран на основании 15 и закреплен к угольнику ярма. Дугогасительная система состоит из дугогасительной катушки 13, полюсов 12 и дугогасительной камеры 14. На якоре приклепана металлическая планка 7, один конец которой является опорой главной пружины 9, а другой - приводом электрических блокировочных контактов. При включении катушки 4 магнитный поток притягивает якорь к сердечнику ярма. Подвижной контакт 10 замыкается с неподвижным контактом 11 у контактора с замыкающими контактами или размыкается у контактора с размыкающими контактами. В эксплуатации осмотр контактора производящие реже одного раза в месяц. При осмотре проверяют состояние винтовых соединений и отсутствие механических заеданий. Смещение подвижного контакта относительно неподвижного в любом направлении допускается не более 1,5 мм. Касание контактов должно быть не менее 75% их ширины. |
Контакторы МК-63 и МК-69 могут быть установлены для замены контакторов КПМ-111 в порядке унификации.
Контакторы МК-63 и МК-69 имеют однотипный электромагнитный привод. Магнитная система привода клапанного типа, контактная система прямоходовая с мостиковыми контактами; каждый полюс имеет двойной разрыв. При подаче напряжения на втягивающую катушку якорь 5 под действием электромагнитных сил поворачивается на призматической опоре и сообщает поступательное движение траверсе 6, в окнах которой установлены контактные мостики. Контактное нажатие на мостик создается пружиной 9. Мостик в средней части имеет перегиб, которым он опирается на цилиндрические выступы в траверcе; нажатие пружины на него передается через цилиндрический сухарь и направляющую скобу. Такое исполнение мостика обеспечивает одновременность размыкания контактов при выключении. Неподвижные контакты 2 закреплены на изоляционной панели 3 из дугостойкого пресс-материала К-78. Контактные мостики и неподвижные контакты снабжены контактными напайками из композиции СОК-15 (СОК-15-СК-121222 и СОК-15-ЦК-121222 ГОСТ 3884-77). Выключение контактора осуществляется под действием отключающей пружины 10, которая действует на траверсу 6 через коромысло 11, В связи с тем что каждый полюс контактов имеет двойной разрыв и восстанавливающиеся напряжения на контактах при отключении малы по значению, система дугогашения выполнена без магнитного дутья. Дуга гасится благодаря интенсивному нарастанию сопротивления в двух дуговых промежутках, чему способствует дугогасительная камера, ускоряющая процесс деиониза-ции этих промежутков. Камера одновременно служит для ограничения пламени дуги. Изоляция контактов относительно привода выполнена на наибольшее рабочее напряжение 600 В. Все детали магнитных систем изготовлены из электротехнической стали Э (Армко). Обмотка втягивающих катушек выполнена из теплостойкого провода марки ПЭТВ, намотанного на изолированный сердечник. Электрическая блокировка контактора МК-63 мостикового типа, имеет моноблочную компоновку. Контакты выполнены с напайками из серебра. Для зашиты от грязи и пыли блокировочные контакты закрыты прозрачным кожухом. Переключение блокировки при включении контактора осуществляется под действием на ее шток приводного рычага или хвостовика якоря. При выключении контактора блокировочные контакты возвращаются в первоначальное положение в результате воздействия на шток возвратной пружины, встроенной в корпус блокировки 4. Провал контакторов регулируют, устанавливая пластину под упор 7. Раствор регулируют, устанавливая пластины 8. Контакты подвижные 1 и неподвижные 2 подлежат смене, если напайки полностью износились. |
eltroll2 2019-2024 |