Узел сочленения автобуса МАЗ 105.465
  • Узел сцепки

    1, 8 - масленка; 2 - уплотнитель; 3 - ограничитель; 4 - корпус; 5, 12, 22 - крышка; 6 - пробка; 7 - пружина; 9, 10 - сухарь; 11, 17 - шаровый палец; 13 - предохранительный клапан; 14, 20 - гайка; 15 - уплотнительное кольцо; 16 - регулировочные прокладки; 18 - плита дышла 1-ой секции; 19 - втулка; 21 - стопорная шайба; 23 - корпус; 24 - вкладыш; 25 - плита дышла 2-ой секции; 26 - кронштейн; 27 - рамка.

    Узел сцепки предназначен для передачи тянущего усилия от первой секции ко второй, обеспечения углового перемещения секций друг относительно друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также обеспечения взаимного закручивания секций относительно продольной оси автобуса и перемещений рамки сочленения.
    Узел сцепки состоит из следующих деталей:
    – двух опорных плит 18 и 25, которые приварены к сцепным узлам первой и второй секции соответственно;
    – нижней шаровой опоры, служащей для передачи тягового усилия от первой секции ко второй, и обеспечивающей угловые перемещения и закручивания секций автобуса относительно друг друга;
    – шаровой опоры рамки, обеспечивающей перемещение рамки сочленения.
    Нижняя шаровая опора, служащая для передачи тягового усилия и обеспечения угловых перемещений, состоит из шарового пальца 17, который неподвижно закреплен в конусном отверстии плиты дышла первой секции 18 гайкой 20. Гайка стопорится загибанием уса стопорной шайбы 21 в паз гайки.
    Сфера шарового пальца закреплена крышкой 22 в корпусе 23. Между сферической поверхностью корпуса и шарового пальца установлен вкладыш 24, внутренняя поверхность которого имеет полимерное покрытие с низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Под крышку 22 установлены регулировочные прокладки 16, подбором которых обеспечивается необходимый зазор между рабочими поверхностями шаровой опоры. Сверху к корпусу крепится крышка 12.
    Смазка опоры осуществляется через масленку 1, которая установлена на кронштейне 26.
    Шаровая опора рамки 27 сочленения состоит из шарового пальца 11, который неподвижно закреплен в конусном отверстии крышки 12 гайкой 14. Сфера шарового пальца закреплена в сухарях 9 и 10, которые установлены в корпусе 4 жестко закрепленном на рамке сочленения. Нижний сухарь 10 опирается на бурт цилиндрического отверстия корпуса 4, а верхний сухарь 9 поджимается к шаровому пальцу 11 пружиной 7, которая позволяет выбирать зазор в паре трения при износе (под пружину устанавливается сухарь 9 большей высоты). Предварительное усилие в пружине создается при заворачивании пробки 6, которая после затяжки стопорится крышкой 5, под крышку установлена уплотнительная прокладка.
    В нижней части опора герметизируется уплотнителем 2 и ограничителем 3. Смазка шаровой опоры осуществляется через масленку 8.

    Техническое обслуживание узла сцепки
    При ТО-1 смазать смазкой Литол-24 шарнир рамки через масленку 8 до появления смазки из-под уплотнителя 2, и через масленку 1 смазать нижнюю шаровую опору до появления свежей смазки из предохранительного клапана 13.
    В случае появления стуков при движении автобуса необходимо убедиться в отсутствии зазоров между шаровым пальцем 11 крепления поворотной рамки и сухарями 9, 10. Увеличенный люфт можно устранить подтяжкой пробки 6, аналогично устранению люфтов рулевых тяг. Если подтяжкой пробки устранить люфт не удается, то необходимо заменить сухари. При подтяжке пробки или замене сухарей пробка 6 должна быть затянута моментом силы 117…156 Н·м (12…16 кгс·м).
    При замене шарового пальца 11 гайка 14 должна быть затянута моментом силы 156…196 Н·м (16…20 кгс·м) и застопорена шплинтом.
    В случае появления осевого люфта между шаровым пальцем 17 и корпусом 23, устранение люфта возможно удалением регулировочных прокладок 16. Если люфт удалением прокладок устранить не удается, то следует заменить вкладыш 24. При замене шарового пальца 17 гайка 20 должна быть затянута моментом силы 882…980 Н·м (90…100 кгс·м) и застопорена загибанием уса стопорной шайбы 21 в прорезь гайки.

  • Стабилизатор положения рамки

    1 - поперечная штанга; 2 - кронштейн; 3 - продольная штанга; 4, 6 - поворотные кронштейны; 5 - рамка; 7 - втулка; 8 - крышка; 9 - болт; 10 - бобышка; 11 - шайба; 12 - гайка; 13 - полиамидная втулка; 14 - центральный палец; 15 - крышка.

    Стабилизатор положения рамки служит для ориентирования поворотной рамки 5 в пространстве таким образом, чтобы углы складывания и перекоса (кручения) между первой и второй секцией рамка делила пополам и занимала все время промежуточное положение. Это необходимо для того, чтобы передняя и задняя секции гибкого сочленения деформировались на одинаковую величину.
    Стабилизатор расположен на верхней части поворотной рамки.
    Стабилизатор состоит из рамки 5, двух поворотных кронштейнов 4, 6 и четырех реактивных тяг.
    На площадке рамки 5 закреплен крышкой 15 центральный палец 14, на котором на полиамидных втулках установлены поворотные кронштейны 4 и 6. Кронштейны закреплены на пальце гайкой 12, они имеют одинаковую конструкцию, только перевернуты на 180° друг относительно друга.
    На пальцах кронштейнов через конусные резиновые втулки 7 закреплены болтами 9 продольные штанги 3 реактивных тяг. Каждая из реактивных тяг состоит из поперечной штанги 1 и продольной штанги 3, соединенных между собой также через резиновые втулки. Другими концами реактивные тяги закреплены аналогичным образом на кронштейнах 2, прикрепленных к площадкам крыши.

    Техническое обслуживание стабилизатора положения рамки
    Техническое обслуживание стабилизатора положения рамки заключается во внешней проверке его состояния при ТО-2 с одновременной проверкой положения рамки (ось, проходящая через шаровую опору узла сочленения и центральный палец 14 должна быть перпендикулярна дорожному полотну). Особое внимание следует обращать на состояние втулок 7 и 13, при значительных деформациях втулки необходимо заменить.
    При замене конусных втулок 7 необходимо подсобрать стабилизатор, не зажимая стяжные болты 9, установить автобус на горизонтальной площадке в положение, соответствующее прямолинейному движению. Затем выставить поворотную рамку 5 в положение, при котором ось, проходящая через шаровую опору узла сочленения и центральный палец 14, будет перпендикулярна дорожному полотну. После этого затянуть болты 9 и застопорить шплинт-проволокой.
    Для предотвращения возникновения скрипа открытые торцовые поверхности втулок перед сборкой смазать тонким слоем графитной смазки. Не допускается попадание смазки на конусную и цилиндрическую поверхности втулок.

  • Делитель угла поворота рамки

    1 - дышло первой секции; 2, 5 - тяги; 3 - поворотная рамка; 4 - делитель; 6 - дышло второй секции; 7 - датчик предельного угла складывания секций; 8 - наконечник тяги; 9 - переходник; 10 - направляющая; 11 - масленка; 12 - контрольный клапан.

    С сентября 2010 года на автобусах применяется делитель угла поворота рамки с одним делителем.
    Делитель угла поворота рамки состоит из двух направляющих 10 с делителем 4 и двух тяг. Делитель 4 может перемещаться по направляющим 10 на полиамидных втулках. Для смазки поверхностей трения в корпус делителя ввернута масленка 11. Направляющие в сборе с делителем закреплены болтами на поворотной рамке 3. Делитель соединен тягами с дышлами первой и второй секции.
    Каждая из тяг состоит из трубы и ввернутых в нее наконечников 8. Для облегчения регулировки длины тяги один наконечник ввернут через переходник 9, который имеет правую и левую резьбу.
    Перпендикулярность поворотной рамки вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось симметрии автобуса в положении, соответствующем прямолинейному движению автобуса достигается изменением длины тяг 2 и 5. При этом разность размера «Ж» с правой и левой стороны автобуса не должна превышать 8 мм, а размеров «В» и «Е» не более 4 мм.
    Регулировку проводить изменением длины тяги 5 при длине тяги 2 – 527…533 мм (размер «Д»). При этом длина резьбовой части, выступающей над контргайкой (размеры «А» и «Г») не должна превышать 10 мм.

    Техническое обслуживание делителя угла поворота рамки
    Техническое обслуживание делителя поворота рамки заключается в периодической подтяжке резьбовых соединений и смазке при ТО-1 делителей через масленки 12 до появления смазки из контрольных клапанов 13. При проведении ТО-1 проверить перпендикулярность поворотной рамки вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось симметрии автобуса в положении, соответствующем прямолинейному движению автобуса, при необходимости отрегулировать изменением длин тяг.

  • Гибкое сочленение

    1 - гофрированная обечайка; 2 - рамка; 3 - полог; 4 - поворотный кронштейн ; 5 - палец; 6 - корпус наконечника; 7 - сферический подшипник; 8,18 - прижимы; 9 - пружина; 10 - направляющая тяга; 11 - скоба; 12 - палец; 13 - масленка; 14 - корпус; 15 - сферическая втулка; 16 - опора; 17 - наконечник тяги; 19 - корпус; 20 - скользящая втулка; 21 - тяга; 22 - чехол; 23 - уплотнитель; 24 - стяжной трос; 25 - опора; 26 - гайка; 27 - держатель; 28 - фиксатор.
    Гибкое сочленение предназначено для облицовки перехода между секциями автобуса. На автобусе устанавливается два одинаковых гибких сочленения, закрепленных одной стороной на секции автобуса, а другой - на рамке 2.
    Каждая часть гибкого сочленения состоит из гофрированной обечайки 1, образующей верхнюю и боковые стороны сочленения, и съемного полога 3, замыкающего сочленение в его нижней части.
    Обечайка и полог изготовлены из плотного тканого материала, имеющего полиэфирную основу, с нанесенным поливинилхлоридным покрытием.
    Для придания гибкому сочленению необходимой жесткости каждый наружный гребень обечайки окантован специальным алюминиевым профилем. Концы этих профилей соединяются алюминиевой стяжкой, образуя жесткий замкнутый наружный периметр гибкого сочленения.
    Гофрированная обечайка крайними гребнями навешивается на специальные швеллера секции автобуса и рамки. Фиксация обечайки осуществляется затяжкой тросов 24, что позволяет добиться герметичности соединения. Резьбовой наконечник троса пропускается через неподвижную опору 25, и трос натягивается наворачиванием гайки 26.
    Съемный полог располагается над алюминиевыми стяжками и в нескольких местах к ним прикреплен, что предотвращает его провисание. В продольном направлении полог соединен «липучкой» с гофрированной обечайкой. В поперечном направлении полог 3 крепится к нижним балкам секции автобуса и рамки фиксаторами 28, которые вставляются в отверстия держателей 27.
    Для устранения провисания гибкое сочленение подвешено на направляющей 10 через скобы 11 и пружину 9, предназначенную для равномерного распределения по длине гофрированной обечайки 1 при взаимном перемещении секций и рамки автобуса. Для этого один конец пружины неподвижно закреплен на направляющей со стороны рамки прижимом 8. Другой конец пружины имеет возможность перемещения по направляющей, т.к. он закреплен прижимами 18 на корпусе 19 скользящей пластмассовой втулки 20. Корпус пластмассовой втулки через тягу 21 шарнирно связан с неподвижной опорой 16, расположенной на крыше секции автобуса.
    Направляющая 10 воспринимает нагрузку от веса гибкого сочленения и распределяет ее на кронштейн 4 стабилизатора положения рамки через шаровой шарнир 7 и на опору 16 через полиамидную втулку 15.
    Корпус 14 и опора 16 образуют шаровое гнездо для втулки 15, позволяющее передавать нагрузку на каркасы крыш секций во время движения автобуса при изменяющихся углах поворота тягача и прицепа между собой как в продольном, так и в поперечном направлении.
    Для увеличения срока эксплуатации узла подвески гибкого сочленения предусмотрена смазка поверхностей трения направляющей 10, корпуса 14, втулки 15 и опоры 16 через масленку 13, а также предотвращение попадания влаги и абразивных частиц в зону трения установкой резиновых чехлов 22.

    Техническое обслуживание гибкого сочленения
    При проведении ТО-1 проверить состояние гофр и пологов сочленения. При ТО-2 смазать через масленку 13 сферическую опору направляющей, напрессовав около 10 г смазки. Смазку сферических подшипников 7 и 17 производить при сборке и ремонте.

  • Поворотный круг

    1 - опорный ролик; 2 - поворотная плита; 3 - опора; 4 - рамка сочленения; 5 - резиновое ограждение; 6 - ролик; 7 - эксцентрик; 8 - масленка; 9 - петля; 10 - палец; 11 - прокладка; 12 - болт.

    Поворотный круг предназначен для безопасного перемещения пассажиров между салонами первой и второй секций автобуса.
    Поворотный круг состоит из двух полукруглых поворотных плит 2, соединенных шарнирными петлями 9 с опорами 3. Опоры закреплены на одном общем пальце 10, который зафиксирован в рамке сочленения 4. Поворотные плиты опираются на 8 опорных роликов 1, оси которых закреплены на каркасах первой и второй секций автобуса. Вертикальное перемещение плит ограничивается четырьмя роликами 6, установленными на эксцентриках 7. Эксцентриками регулируется зазор между роликом 6 и поверхностью поворотной плиты 2 (зазор должен быть 5 мм).
    Установка плит на одном пальце позволяет компенсировать перекос между полом автобуса и плитами поворотного круга при продольном относительном закручивании секций автобуса, трение при этом происходит по поверхности прокладок 11, приклепанных к опорам 3.
    Установка плит на петлях позволяет компенсировать перекос между полом автобуса и плитами поворотного круга при поперечном складывании секций.
    Опорные ролики 6 служат для скольжения поворотных плит при повороте автобуса и исключения трения плит по полу автобуса. Регулирование зазора между полом автобуса и поворотными плитами производится перемещением опорных роликов 1. Для смазки опорных роликов ввернуты масленки 8.
    Со стороны гибкого сочленения к опорным плитам крепятся резиновые ограждения 5. Для безопасности пассажиров, находящихся на поворотном круге, на рамке 4 закреплено металлическое ограждение.

    Техническое обслуживание поворотного круга
    При техническом обслуживании, для доступа в пространство под поворотным кругом, необходимо отвернуть гайки крепления эксцентриков 7, затем вынуть эксцентрики из кронштейнов. После этого приподнять поворотные плиты 2, поворачивая их на петлях 9. При проведении работ с приподнятыми плитами поворотного круга плиты должны быть надежно закреплены.
    Смазать при ТО-1 оси опорных роликов 1 через масленки 8 до появления смазки из зазоров. Проверить зазоры между полом секций автобуса и поворотными плитами, зазор должен быть 3…5 мм, при необходимости отрегулировать зазоры перемещением корпусов опорных роликов 1.
    После опускания поворотных плит необходимо установить эксцентрики 7 и проверить расстояние между роликами 6 и поворотными плитами, расстояние должно быть 4…6 мм, при необходимости отрегулировать вращением эксцентриков 7.

eltroll2 2019-2024