Силовой агрегат автобуса МАЗ 105
  • Подвеска силового агрегата
    Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровной дороге и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя.
    Силовой агрегат крепится на каркасе автобуса на четырех опорах (две передние и две задние). Каждая опора состоит из резинометаллического амортизатора 3, закрепленного болтами и гайками 1 на кронштейне каркаса 2.
    Передние и задние амортизаторы имеют одинаковую конструкцию, но различаются по воспринимаемой нагрузке. Номер опоры и твердость резины амортизаторов нанесены на корпусе амортизатора.
    Силовой агрегат крепится на опорах через кронштейны двигателя 6 болтами 5.

    Опоры силового агрегата
    1 - гайка; 2 - кронштейн каркаса; 3 - амортизатор; 4 - защитный колпак; 5 - болт; 6 - кронштейн двигателя

  • Ситема питания двигателя топливом

    1 - электромагнитный топливный насос воздушного отопителя; 2 - топливный бак; 3 - топливозаборник; 4 - подогреватель жидкостный (ПЖД); 5 - ручной топливоподкачивающий насос; 6 - двигатель; 7 - фильтр топливный ПЖД; 8 - воздушный отопитель.

    Система питания двигателя топливом служит для подачи, фильтрации и точного дозирования топлива при различных режимах работы двигателя.
    Топливо из топливного бака 2 при работе двигателя засасывается топливоподкачивающим насосом двигателя через фильтр грубой очистки топлива 5. Из фильтра топливо поступает в двигатель. Избыточное топливо, а вместе с ним попавший в систему воздух отводятся по топливопроводу в топливный бак.
    Ручной топливоподкачивающий насос встроен в фильтр грубой очистки топлива. Запас топлива, необходимый для работы двигателя, ПЖД и воздушных отопителей, размещается в топливном баке, который установлен с правой стороны автобуса.

    Топливный бак
    1 - корпус бака; 2 - топливозаборник; 3-заливная горловина; 4 - фильтр заливной горловины; 5-пробка для слива топлива.
    Топливный бак состоит из корпуса 1, заливной горловины 3 с сетчатым фильтром 4 и топливозаборника 2. Внутри топливного бака имеются перегородки, которые увеличивают жесткость бака, предотвращают взбалтывание топлива и образование пены. В нижней части бака ввернута пробка 5 для слива отстоя. Уровень топлива в баке контролируется по указателю, находящемуся на щитке приборов. Контрольная лампа загорается, если в баке остается около 30 л топлива. Указатель получает сигнал от реостатного датчика уровня топлива, установленного в топливном баке.
    Заливная горловина закрыта герметичной пробкой, в которой установлены впускной и выпускной клапаны. Выпускной клапан открывается при давлении 5,7…18 кПа, предотвращая повышение давления в баке при нагреве топлива, впускной открывается при разрежении 1,6-3,5 кПа, предотвращая разрежение, возникающее при уменьшении количества топлива в баке.
    Полиамидные топливопроводы низкого давления уложены в защитные оболочки и закреплены на шасси автобуса кляммерами. При сборке соединения зажимное кольцо 4 смазать герметиком LOCTITE 5900.
    Фильтр грубой очистки топлива с водоотделителем

    1 - шланг слива отстоя; 2 - отстойник; 3 - фильтрующий элемент; 4 - запорный вентиль; 5 - штекер подогрева топлива; 6 - корпус фильтра; 7 - винт удаления воздуха; 8 - ручной топливоподкачивающий насос.

    Фильтр грубой очистки топлива с водоотделителем предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливную систему. На автобусах устанавливается фильтр грубой очистки топлива «RАCОR» с встроенным ручным топливоподкачивающим насосом. Фильтр оборудован электроподогревом, функционирующим в автоматическом режиме. Фильтр установлен на всасывающей магистрали системы питания и крепится на кронштейне каркаса.
    В корпусе фильтра установлен нагревательный элемент, который эффективно подогревает поток топлива, растапливая выделяющийся парафин. Нагреватель фильтра функционирует, если ключ зажигания находится в положении «II» в автоматическом режиме. Подогрев включается при температуре топлива ниже +7 °С и выключается при температуре около +24 °С. При переводе ключа зажигания в положение «0» или «III» нагреватель выключается автоматически.
    Наряду с фильтром грубой очистки топлива двигатель комплектуется фильтром тонкой очистки.

  • Система питания двигателя воздухом

    1 - шланг компрессора; 2, 3, 12, 16 - соединительный шланг; 4 - охладитель наддувочного воздуха; 5 - впускной патрубок; 14 - воздуховод; 6 - кронштейн воздушного фильтра; 7, 13 - кронштейн; 8 - воздушный фильтр; 9 - гайка; 10 - опора; 11 - трубка, 15 - подводящий трубопровод; 17 - отводящий трубопровод; 18 - турбокомпрессор.

    Система питания двигателя воздухом предназначена для забора воздуха из атмосферы, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Она состоит из воздушного фильтра 8, воздуховодов, охладителя наддувочного воздуха 4, трубопроводов подводящего 15 и отводящего 17, соединительных шлангов.
    Из воздушного фильтра через выходной патрубок и воздуховод 14 очищенный воздух нагнетается турбокомпрессором 18 по трубопроводу 15 в охладитель наддувочного воздуха 4. Далее охлажденный воздух под давлением поступает через трубопровод 17 во впускной коллектор двигателя для распределения его по цилиндрам.
    Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра на кронштейне воздушного фильтра установлены механический датчик засоренности воздушного фильтра 5 и электрический датчик засоренности воздушного фильтра 3, соединенный с контрольной лампой на щитке приборов.
    В воздуховоде перед впускным коллектором установлена свеча ЭФУ.
    Воздушный фильтр 8 сухого типа, двухступенчатый, со сменным картонным фильтрующим элементом.

  • Система охлаждения двигателя

    Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона с одним ПЖД.
    1 - отопитель рабочего места водителя; 2, 5, 18 - салонные отопители 1-ой секции автобуса; 3, 17, 26 - конвекторы 1-ой секции автобуса; 4 - воздухоотделительный бачок; 6 - радиатор; 7 - расширительный бачок; 8 - термостат; 9 - циркуляционный насос; 10 - двигатель; 11- ГМП; 12, 15 - салонные отопители 2-ой секции автобуса; 13, 14, 16 - конвекторы 2-ой секции автобуса; 19 - водяной насос ПЖД; 20 - ПЖД; 21 - напорный коллектор; 22 - кран отопления салона 2-ой секции автобуса; 23 - кран прогрева двигателя; 24 - кран отопления рабочего места водителя; 25 - кран отопления салона 1-ой секции автобуса.

    Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя.
    Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
    Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.
    Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80-98 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
    Основными элементами системы охлаждения двигателя являются радиатор 6, расширительный бачок 7 с датчиком аварийного уровня жидкости в системе, термостат 8, вентилятор с вязкостной муфтой, циркуляционный насос 9 (термостат, циркуляционный насос и вентилятор с вязкостной муфтой установлены на двигателе) и дистанционный термометр.
    Радиатор расположен в шахте моторного отсека перед двигателем. Доступ к расширительному бачку обеспечивается со стороны левой боковины.
    Расширительный бачок

    1 - пароотводящий патрубок; 2 - паровоздушная пробка; 3 - хомут; 4 - пробка заливной горловины; 5, 7 - перегородка; 6 - датчик аварийного уровня; 8 - дренажная трубка; 9 - заглушка; 10 - уплотнительное кольцо.

    Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. На расширительном бачке установлен датчик уровня охлаждающей жидкости 6, при понижении уровня ниже допустимого датчик подает сигнал на контрольную лампу. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2.
    Паровоздушная пробка имеет два клапана – впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление, а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.

  • Система выпуска отработавших газов

    1 - приемный патрубок; 2 - металлорукав; 3 - опора; 4 - глушитель; 5 - буфер; 6, 8 - соединительный патрубок; 7 - выхлопная труба.

    Система предназначена для выброса в атмосферу отработавших газов, отвода тепла от двигателя и уменьшения шума, создаваемого работающим двигателем.
    Система выпуска отработавших газов состоит из приемного патрубка 1 и соединительных патрубков 6 и 8, закрепленных на двигателе и активно-реактивного глушителя 4 с выхлопной трубой 7, закрепленных на кронштейнах каркаса через резиновые опоры 3. Для компенсации взаимного перемещения деталей системы применяется гибкий металлорукав 2.
    Соединение составных частей системы выпуска отработавших газов осуществляется с помощью хомутов.

  • Соединение ГМП с двигателем

    1 - маховик; 2, 5 - болты; 3 - картер маховика; 4 - демпфер крутильных колебаний; 6 - переходной фланец; 7 - ГМП

eltroll2 2019-2024