|
1 – накрышный блок климатической системы салона; 2 – блок управления климат–контролем; 3 – пульт управления климатической системой; 4 – система распределения воздуха; 5 – блок управления климатической установкой кабины водителя; 6 – климатическая установка водительского отсека; 7, 9 – дополнительные отопители пассажирского салона; 8 – электрический подогреватель зоны водителя; 10 – конвектор; 11 – трубопроводы отопления; 12 – электрические подогреватели зоны салона; 13, 18 – циркуляционные насосы; 14 – расширительный бачок; 15 – датчик солнечной радиации; 16 – кран электрический двухконтурный; 17 – кран электрический одноконтурный; 19 – датчик температуры.
1 – отопитель под сиденьем салона; 2 – отопитель напротив передней двери; А – забор воздуха; Б – подача теплого воздуха.
Система обеспечивает теплом отопители салона и кабины, а также подает нагретую охлаждающую жидкость в радиатор отопления фронтальной климатической установки. Система отопления может работать в трех режимах: автономный режим работы с подачей теплоносителя в отопители салона и радиатор фронтальной установки; отопление салона в режиме климат-контроля; обогрев рабочего места водителя.
Нагревающая среда состоит из воды и гликоля (процентное содержание компонентов в соответствии с инструкцией). Это необходимо для предотвращения повреждения нагревателей от мороза. Для нагрева теплоносителя используются электрические нагреватели: для отопления салона два параллельных нагревателя мощностью 14 кВт; для нагрева радиатора фронтальной климатической установки нагреватель мощностью 10 кВт. Циркуляция жидкости в каждой ветви обеспечивается циркуляционным насосом. В салоне устанавливаются 4 активных отопителя и один конвекторного типа. Активные отопители устанавливаются в салоне под сиденьями (поз. 9), напротив передней двери (поз. 7). Отопители забирают воздух из салона с помощью электровентиляторов и подают его через теплообменники (радиаторы) подогретым в салон. Режима интенсивности обогрева может изменяться за счет изменения скорости вращения вентиляторов. Два электрических подогревателя отопления салона SZN-ID-D установлены в заднем отсеке тягового электрооборудования. |
1 – блок конденсатора; 2 – блок управления; 3 – компрессор; 4 – электрический нагревательный элемент воздуха; 5 – вентилятор; 6 – фильтр хладагента; 7 – окно смотровое; 8 – испаритель; 9 – фильтр воздуха; 10, 18 – клапан-жиклер; 11 – теплообменник; 12 – предохранительный клапан; 13, 16 – датчик давления; 14 – сервисный порт; 15 – двухходовой клапан; 17 – ресивер-накопитель; 19 – электрический нагреватель жидкости; 20, 21 – датчик температуры
1 – блок конденсатора; 2 – блок управления; 3 – компрессор; 4 – электрический нагревательный элемент воздуха; 5 – вентилятор; 6 – фильтр хладагента; 7 – окно смотровое; 8 – испаритель; 9 – фильтр воздуха; 10, 18 – клапан-жиклер; 11 – теплообменник; 12 – предохранительный клапан; 13, 16 – датчик давления; 14 – сервисный порт; 15 – двухходовой клапан; 17 – ресивер-накопитель; 19 – электрический нагреватель жидкости; 20, 21 – датчик температуры; А, Б – отводы к системе термостатирования.
Накрышный блок климатической системы «Songz» модели SEA-ID-BT.
Климатическая установка салона может работать как в режиме охлаждения воздуха (кондиционирование), так и в режиме обогрева (отопления). Дополнительно установка используется для поддержания температурного режима тяговых батарей (в системе термостатирования). Климатическая установка салона (кондиционирования) состоит из следующих составных частей: основного (накрышного) блока; шлангов слива образующегося в кондиционере конденсата; воздухораспределительных коробов, размещённых в салоне вдоль скатов электробуса справа и слева; системы управления кондиционером с пультом управления, установленным в кабине. Работа в режиме кондиционирования основана на общем принципе действия охлаждающих устройств. Рабочий объем хладагента размещен в ресивере накопителе 17. Хладагент является легкокипящим веществом и в кондиционере играет роль переносчика тепла. Компрессор 3 всасывает хладагент из ресивера-накопителя. В ходе процесса сжатия в компрессоре температура и давление газообразного хладагента значительно повышаются. Рабочее высокое давление контролируется датчиком 13. Затем двухходовой клапан 15 направляет нагретый и сжатый хладагент в блок конденсатора 1, где он принудительно охлаждается, отдавая тепло конденсации наружному воздуху, продуваемому через конденсатор электровентиляторами. При этом хладагент переходит в жидкую фазу и затем поступает в фильтр 6, где из него удаляются влага и различные механические примеси. Содержание влаги в хладагенте и количество заправленного хладагента контролируется при помощи смотрового окна 7. Затем хладагент, дросселируется через открытый клапан 18, при этом давление его сильно понижается и хладагент начинает испаряться. Вследствие резкого расширения его температура значительно понижается. В виде смеси жидкости с газом он поступает в испарители 8. В испарителе хладагент полностью превращается в газ и поглощает тепло из воздуха, всасываемого вентиляторами 5 через испарители. Хладагент, прошедший испарители 8, направляется двухходовым клапаном 15 в ресивер-накопитель 17. На входе в ресивер расположен датчик контроля низкого давления 16. Далее хладагент всасывается компрессором и цикл возобновляется. Охлажденный воздух подается в салон электробуса электровентиляторами 5. При этом на пластинах оребрения змеевика испарителя конденсируется влага, содержащаяся в воздухе. Конденсат стекает в поддон, расположенный под испарителем, и затем выводится по шлангам 2 наружу, под электробус. Ресивер 17 представляет собой металлический цилиндр предназначен для аккумулирования хладагента. Фильтр 6 предназначен для отделения от хладагента влаги и возможных механических примесей. Двухходовой клапан 15, совместно с клапаном 18 организуют направление движения хладагента необходимое для работы установки в режиме охлаждения (кондиционирования). Работа установки в режиме отопления (тепловой насос) аналогичная приведенной выше при работе установки кондиционером, но отличается тем, что поток хладагента направлен в противоположную сторону. В результате конденсатор и испарительные батареи функционально меняются местами. Компрессор 3 нагнетает хладагент через ресивер-накопитель 17. В ходе процесса сжатия в компрессоре температура и давление газообразного хладагента значительно повышаются. Рабочее высокое давление в данном случае контролируется датчиком 16. Затем двухходовой клапан 15 направляет нагретый и сжатый хладагент в испарители 8, где он отдает тепло конденсации воздуху, продуваемому через испарители электровентиляторами 5. Дальше хладагент через открытый клапан 18 дросселируется через фильтр 6 в конденсатор 1. Из конденсатора хладагент двухходовым клапаном 15 направляется к компрессору 3 и цикл возобновляется. Нагретый в испарителях воздух подается в салон электробуса электровентиляторами 5. Если тепловой мощности установки, работающей в режиме теплового насоса, не хватает то для поддержания заданной температуры в салоне, дополнительно включаются электрические нагревательные элементы воздуха 4, установленные вдоль испарительных батарей. Работа установки при поддержании температурного режима тяговых батарей обеспечивает им необходимый обогрев или охлаждение соответственно нагревая или охлаждая теплоноситель (охлаждающую жидкость), подаваемый системе термостатирования батарей. Порядок работы установки аналогичен работе при поддержании температуры воздуха в салоне. Отличается тем, что при охлаждении батарей хладагент после конденсатора подается не в испарительные батареи (клапан 18 закрыт), а через открытый клапан 10 дросселируется в теплообменник 11, через который циркулирует жидкость системы термостатирования батарей, охлаждая ее. Точно также при обогреве тяговых батарей установка работает в режиме теплового насоса, а нагретый хладагент подается через открытый клапан 10 в теплообменник 11, отдавая тепло теплоносителю системы термостатирования. Температура жидкости в системе термостатирования контролируется датчиками температуры 20 и 21. В случае если тепловой мощности установки, работающей в режиме теплового насоса, не хватает для поддержания заданной температуры жидкости в системе термостатирования, дополнительно включаются электрический нагреватель 19. В работе климатической установки организовано два раздельных воздушных потока: Один для охлаждения блока конденсатора и второй для охлаждения или нагрева воздуха в салоне электробуса.
Схема охлаждения блока конденсатора
1 – наружный кожух кондиционера; 2 – электровентилятор; 3 – конденсатор.
Воздух для охлаждения блока конденсатора поступает снаружи в отверстия, имеющиеся на кожухе 1 блока спереди, затем электровентиляторами 2 вытягивается через конденсатор. В конденсаторе происходит охлаждение нагретого хладагента. Забор воздуха в климатическую систему осуществляется как снаружи, так и из салона (рециркуляция воздуха). Решетка крышки люка кондиционера в салоне оборудована фильтром 11 и является постоянным заборником воздуха. Забор наружного воздуха выполняется через окно с фильтром 10. Окно может перекрываться заслонкой 9, вращаемой электромотором 8. Воздух, попадающий во внутреннюю полость накрышного блока климатической установки, вытягивается вентиляторами 4 через испарители 7 и дополнительно очищается фильтрами 6. Конденсирующаяся при этом влага стекает по рёбрам испарителей в поддоны корпуса кондиционера, откуда по шлангам 2 наружу под электробус. Охлаждённый или нагретый воздух нагнетается вентиляторами 4 в воздухораспределительные коробы 3, из которых через дефлекторы 1 распределяется по салону электробуса.
Схема вентиляции воздуха салона электробуса
1 – дефлектор; 2 – шланг слива конденсата; 3 – воздухораспределительный короб; 4 – электровентилятор; 5 – кожух; 6 – фильтр воздуха дополнительный; 7 – испаритель; 8 – электромотор привода заслонки; 9 – заслонка приточного воздуха; ванна сбора конденсата; 10 – фильтр приточного воздуха; 11 – фильтр рециркуляции воздуха салона; 12 – решётка люка салона; 13 – электронагреватель воздуха. |
1 – выход охлажденного воздуха для обдува; 2 – выход теплого воздуха для обогрева ног; 3 – четырехходовой клапан; 4 – фильтр воздуха рециркуляции в кабине; 5 – актуатор; 6 – фильтр-осушитель; 7 – конденсорный блок системы кондиционирования; 8 – терморегулирующий вентиль; 9 – трубопровод; 10 – электрокомпрессор системы кондиционирования.
1 – радиатор системы отопления 2 – вентилятор; 3 – радиатор испарительного блока системы кондиционирования
Фронтальный блок климатической системы «Songz» модели ARU1M00009.
Климатическая установка обеспечивает подачу нагретого или охлажденного воздуха посредством воздуховодов в пространство для обогрева ног или обдува через дефлекторы панели приборов. Желаемую ориентацию потоков воздуха из установки водитель может регулировать с помощью дефлекторов, установленных на панели приборов. Установка может работать как по внутреннему циклу (рециркуляция) с забором воздуха из кабины, так и по внешнему циклу с забором наружного воздуха. Для охлаждения воздуха установка оснащена кондиционером, работа которого аналогична кондиционеру накрышного блока. Для нагрева воздуха используется радиатор, подключенный к системе отопления. |
1 – Откидные форточки в салоне; 2 – Сдвижная форточка в кабине
Система вентиляции предназначена для создания более комфортных условий для пассажиров и водителя в жаркое время года.
В электробусе для вентиляции салона и кабины предусмотрены форточки, фронтальная климатическая установка кабины и накрышная установка кондиционирования. Электробус оснащён четырьмя откидными форточками 1 в салоне и одной сдвижной форточкой 2 в кабине водителя. |
eltroll2 2019-2024 |