Пневматический тормозной привод МАЗ 303E10
  • Принципиальная схема пневматического тормозного привода

    1 - пневмокомпрессор; 2 - влагомаслоотделитель; 3 - сушилка воздушная; 4 - клапан защитный чертырехконтурный (MCPV); 5 - ресивер переднего контура; 6 - ресивер заднего контура; 7 - ресивер стояночного контура; 8 - ресивер регенерации; 9 - ресивер подвески и потребителей; 9.1 - ресивер привода дверей; 10 - ножной тормозной модуль (FBM); 11 - одноканальный электропневматический модуль (1C-EPM); 12 - двухканальный электропневматический модуль (2C-EPM); 13 - модулятор давления ABS (PCV); 14 - ЭБУ (ECU EBS 5); 15 - кран стояночного тормоза; 16 - клапан ускорительный (RV); 18 - камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 19 - камера тормозная; 20 - клапан обратный; 21 - клапан контрольный; 22 - клапан перепускной без обратного потока; 23 - клапан перепускной с ограниченным обратным потоком; 24 - датчик давления н/замкнутый; 25 - датчик давления н/разомкнутый; 26 - датчик указателя давления; 27 - указатель давления; 28 - контрольные лампы; 29.1 - датчик (WSS); 29.2 - втулка датчика; 29.3 - ротор; 30 - датчик износа колодок (LWS).

  • Описание работы пневмопривода тормозов
       Сжатый воздух из компрессора 1 через влагомаслоотделитель 2 с устройством автоматического сброса конденсата поступает к осушителю воздуха 3. Осушитель предназначен для осушки воздуха методом адсорбции воды из него. Адсорбция происходит в патроне с адсорбентом, содержащим силикоалюминий (цеолит). Накопленная в адсорбенте вода удаляется во время срабатывания регулятора давления путем продувки в обратном направлении сжатым воздухом из регенерационного ресивера 8. Осушитель воздуха оборудован регулятором давления и предохранительным клапаном. Далее воздух поступает в четырехконтурный защитный клапан 4 и через него - в ресивер привода тормозов передней оси 5, ресивер привода тормозов ведущего моста 6, ресивер привода стояночного тормоза 7 и ресивер потребителей 9.
       В пневматический привод входят следующие пневмоконтуры:
       - контур привода тормозных механизмов передней оси;
       - контур привода тормозных механизмов заднего моста;
       - контур привода стояночного тормоза;
       - контур привода остановочного тормоза;
       - контур потребителей (привод дверей, пневмоподвеска).
       Ресиверы каждого контура снабжены клапанами контрольного вывода 21, которые собраны в отдельные блок. В этом же блоке находятся клапаны контрольного вывода, установленные в контурах привода тормозных механизмов, пневмоэлектрические датчики 24, 25 подающие сигнал на указатели давления 27 ЖК-дисплее.

  • Работа привода рабочих тормозов
       Рабочая тормозная система включает в себя дисковые тормозные механизмы на всех осях с плавающей скобой со встроенным устройством регулировки зазора в паре трения и потенциометрическим датчиком индикации износа накладок тормозных, колодок, а также электронно-пневматический двухконтурный тормозной привод с ножным тормозным модулем с педалью, передающим электрический сигнал торможения электронному блоку управления, а пневматический сигнал - одноканальному осевому модулю, непосредственно управляющему тормозами передней оси, и двухканальному осевому модулю, непосредственно управляющему тормозами ведущего моста. Тормозной привод автобуса реализует функции: антиблокировочную (ABS) на всех колесах и противобуксовочную (ASR) на колесах ведущего моста.
       Колесные узлы всех осей имеют магнито-электрические (индуктивные) датчики динамического состояния колес. Данные датчики, ножной тормозной модуль с педалью, одно- и двухканальный осевые электропенвматические модули электрически связаны с электронным блоком управления EBS.

  • Работа привода стояночного тормоза
       Сжатый воздух из ресивера 7 через перепускной клапан 33 поступает к крану управления стояночным тормозом 11, от которого через двухмагистральный клапан 13 направляется в управляющую магистраль ускорительного клапана 12.1, в результате чего последний пропускает сжатый воздух напрямую из ресивера 7 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 15.
       При затормаживании электробуса стояночным тормозом (рукоятка крана 11 установлена в заднее фиксированное положение), воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 12.1 и из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 15 выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста. При аварийном падении давления воздуха ниже 5,5 bar в контуре привода стояночного тормоза или в контуре привода задних тормозов, и последующем однократном приведении в действие стояночного тормоза, растормозить электробус для буксировки возможно, только если вывернуть болты 1 тормозных камер, или устранив причину аварийного падения давления воздуха в указанных контурах, и запитав после этого пневмосистему (возможна запитка от внешнего источника).
       Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать электробус (запасной системой) с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.

  • Работа привода остановочного тормоза
       Остановочный тормоз включается при нажатии на кнопку 1, и автоматически, при открывании служебных дверей электробуса (при условии, что скорость электробуса ниже 5 км/ч).
       При нажатии на кнопку включения остановочного тормоза или при открывании двери электрический сигнал поступает на электропневмоклапан 20, при этом электропневмоклапан пропускает сжатый воздух из ресивера 9 к клапану ограничения давления 21. Клапан ограничения давления подает воздух под давлением около 300 кПа через двухмагистральный клапан 13 в управляющую магистраль ускорительного клапана 12.2, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресивера 6 в задние тормозные камеры 15.

eltroll2 2019-2024