Кран машиниста №334
  • Чертеж крана


  • Общее описание крана
    а - разрез; б - каналы и выемки в корпусе крана; в - каналы и выемки в золотнике.

    Кран машиниста №334 служит для управления пневматическими тормозами поезда и установлен в кабине машиниста. На вагонах Е применен кран машиниста по принципу действия - непрямодействующий, а по конструкции 0 золотниково-поршневой.
    Корпус крана заключает в себе две камеры: левую золотниковую и правую поршневую. В левой камере расположен круглый золотник 3, в правой - уравнительный поршень 2, который делит эту камеру на надпоршневую, сообщаемую каналом с уравнительным резервуаром, и подпоршневую, сообщенную с тормозной магистралью через отверстие Б.
    Через резьбовую крышку 6 левой камеры проходит стержень 7 с клиновидным выступом, который входит в выемку золотника и тем самым определяет положение золотника на зеркале в соответствии с положением стержня. На квадрат стержня сверху надета ручка 5, которая шпонкой связана со стержнем. На наружной поверхности корпуса есть фиксирующие выступы и впадины, перемещаясь по которым пружинный фиксатор 4 ручки определяет положение крана. Положений крана пять. I - быстрый отпуск и зарядка (ручка доведена влево до упора); II - поездное положение; III - "перекрыша"; IV - служебное торможение; V - экстренное торможение (ручка доведена до упора вправо). При повороте золотника открываются или закрываются отверстия и каналы золотникового зеркала.
    Уравнительный поршень имеет уплотнительное стальное кольцо и стержень 10 с клапаном внизу, при помощи которого отсоединяют подпоршневую камеру от бокового атмосферного отростка Ат.
    Клапан при нижнем положении поршня закрывает атмосферный канал диаметром 8 мм. Правый отросток корпуса подсоединяют к тормозной магистрали вагона, левый - к напорной магистрали. Под накидными гайками установлены краны двойной тяги напорной и тормозной магистралей. От корпуса крана напорной магистрали (ниже его пробки) отходит трубка к черной стрелке двухстрелочного манометра кабины машиниста. От левого отростка корпуса крана канал идет в полость над золотником. Таким образом, над золотником всегда находится воздух напорной магистрали. В нижней части корпуса крана расположена внутренняя камера-сборник, связанная каналом с надпоршневой камерой. К наружному отростку 1 корпуса присоединяют трубку к установленному под кабиной машиниста уравнительному резервуару объемом 9,5 л. От этой трубки отводят другую трубку к красной стрелке двухстрелочного манометра. Уравнительный резервуар, связанный с надпоршневой камерой, увеличивает ее объем для возможности получения необходимых ступеней торможения.
    Золотниковое зеркало имеет сквозное окно (отверстие) М, ведущее в отросток тормозной магистрали, в подпоршневую камеру и в канал к рабочей камере золотникового питательного клапана; отверстие ЗК, ведущее в канал к золотниковой камере золотникового питательного клапана; отверстия У1, У2, У3 каналов, ведущих в сборник (одно из них У3 - калиброванное диаметром 2,2 мм); атмосферное отверстие А с дугообразной выемкой; глухую выемку Д. На золотнике расположены три сквозных отверстия 1, 2 и 3.
    К отверстию 1 примыкает глухая выемка 1а. Кроме них, на золотнике имеются глухие выемки 4 и 5, соединенные между собой каналом в теле золотника, и дугообразная выемка 6.
    От атмосферных отверстий корпуса крана под пол кабины выведены трубки с шумоглушителями на концах.

  • Шумоглушитель

    Шумоглушитель служит для ослабления силы звука выходящего в атмосферу сжатого воздуза и состоит из чугунного корпуса 4, верхний прилив которого имеет отверстие с резьбой 3/4" или 3/8". На корпус навинчивают гайку 1, которая зажимает установленные внутри прокладку 3 из войлока (или фетра) и предохранительную сетку 2.
    Шумоглушитель навинчивают на трубу, через которую выходит сжатый воздух.
    ПОпадая в камеру внутри корпуса шумоглушителя, воздух быстро расширяется и выходит наружу через войлочную прокладку, которая при этом разбивает его на множество небольших струй, что и ослабляет силу звука.

  • Действие крана машиниста
    Кран машиниста имеет пять фиксированных положений:
    I положение. I положение - быстрый отпуск и зарядка. Сжатый воздух напорной магистрали идет тремя путями: первый путь - через сквозное отверстие 1 золотника в глухую выемку Д зеркала и через выемки 4, 5 золотника в канал тормозной магистрали М. Происходит быстрая зарядка тормозной магистрали. Второй путь - через сквозное отверстие 1 золотника и примыкающую глухую выемку 1а в отверстие У1 зеркала, ведущее в уравнительный резервуар и в надпоршневую камеру. Заряжается уравнительный резервуар и надпоршневая камера. Третий путь - через отверстие 3 (диаметром 2 мм) золотника в отверстие ЗК и канал, ведущий в камеру золотникового питательного клапана, вследствие чего золотник его надежно прижимается к зеркалу.
    Таким образом, при I положении происходит быстрая зарядка тормозной магистрали, причем машинист не имеет возможности контроля за повышением давления в ней. Держать кран в этом положении продолжительное время нельзя, так как может произойти перезарядка тормозной магистрали.
    II положение. II положение - поездное положение. При этом положении прямое поступление воздуха из напорной магистрали в тормозную прерывается. Сжатый воздух идет лишь через отверстие 2 диаметром 6 мм золотника в ЗПК и через него в тормозную магистраль. Давление в тормозной магистрали повышается медленно, и конечная величина 5±0,1 атм. его определяется регулировкой ЗПК.
    Одновременно воздух из тормозной магистрали через выемки 4 и 5 золотника и отверстие У2 в зеркале поступает в уравнительный резервуар в надпоршневую камеру. В уравнительном резервуаре давление устанавливается равным давлению тормозной магистрали. Машинист по красной стрелке манометра определяет давление в тормозной магистрали.
    III положение. III положение - "перекрыша". При этом положении крана все отверстия перекрыты. Машинист использует это положение для получения ступеней торможения или отпуска.
     IV положение. IV положение - служебное торможение. Через выемку 6 золотника сжатый воздух из уравнительного резервуара и надпоршневой камеры через калиброванное отверстие У3 диаметром 2.2 мм и переднее атмосферное отверстие А выходит в атмосферу. За падением давления в резервуаре машинист следит по красной стрелке манометра и после разрядки уравнительного резервуара кран ставит в "перекрышу". Разрядка резервуара прекращается.
    В результате разрядки резервуара создается разность давления воздуха над и под уравнительным поршнем, под действием которой поршень поднимается и его хвостовик-клапан открывает атмосферное отверстие диаметром 8 мм. Начинается разрядка тормозной магистрали в атмосферу, которая продолжается до тех пор, пока давление в ней, а следовательно, ипод поршнем, не уравняется с давлением над поршнем (в уравнительном резервуаре). При этом поршень садится и разрядка тормозной магистрали прекращается. Таким образом, давление в тормозной магистрали автоматически устанавливается равным давлению, которое машинист получил в уравнительном резервуаре в результате его разрядки. Таким способом можно неоднократно (ступенями) снижать давление в тормозной магистрали.
    V положение. V положение - экстренное торможение. При постановке ручки крана в V положение выемки 4 и 5 золотника одновременно накрывают отверстие тормозной магистрали М и переднее атмосферное отверстие А зеркала. Происходит быстрая зарядка тормозной магистрали в атмосферу через широкое сечение выемок 4 и 5. Одновременно осуществляется разрядка уравнительного резервуара и надпоршневой камеры, так как выемка 6 золотника сообщает калиброванное отверстие У3 с передним атмосферным отверстием А зеркала.
    На коротких составах метрополитена понижение давления в тормозной магистрали происходит быстрее, чем в уравнительном резервуаре и надпоршневой камере, поэтому уравнительный поршень при экстренном торможении остается в нижнем положении, закрывая хвостовиком боковое атмосферное отверстие Ат.
    На длинных составах быстрее происходит разрядка уравнительного резервуара. Создается разность давлений над и под уравнительным поршнем. Поршень поднимается и происходит дополнительный выброс воздуха из тормозной магистрали.
    При экстренном торможении машинист по красной стрелке манометра отмечает падение давления только в уравнительном резервуаре. В тормозной магистрали падение давления происходит быстрее.

eltroll2 2019-2024