Компрессор ЭК-2
  • Чертеж компрессора

Таблица


  • Описание
    Компрессор ЭК-2 - поршневой, простого действия, трехцилиндровый, имеет одну ступень сжатия и соединен с электродвигателем при помощи специальной муфты.
    Производительность компрессора составляет 200 л/мин при числе оборотов коленчатого вала 1200 в минуту. Диаметр каждого цилиндра - 55 мм, ход поршня - 38 мм. Мощность электродвигателя компрессора - 1,55 кВт. Скорость вращения электродвигателя - 1350 об/мин. Вес мотор-компрессора - 108 кг; вес одного компрессора - 27 кг.
    Компрессор состоит из следующих основных частей: блока цилиндров со вставленными стальными гильзами; головки блока с клапанами в сборе; поршневой группы с коленчатым валом; картера компрессора с нижней крышкой, масляного насоса шестеренчатого типа.
    Атмосферный воздух через воздухоочиститель 13 поступает в канал 3, опоясывающий все три цилиндра компрессора.
    При вращении коленчатого вала 1 поршням сообщается возвратно-поступательное движение. При перемещении поршня 2 вниз выпускной клапан 9 под действием пружины 8 закрывается и в рабочей полости цилиндра 6 образуется разреженное пространство (вакуум). В нижнем положении поршня открываются отверстия 4, расположенные по окружности гильзы 5, через которые из канала 3 воздух устремляется в разреженное пространство полости цилиндра.
    При обратном движении поршня (вверх) поступивший в рабочую полость цилиндра воздух сжимается. Достигнув некоторого давления, сжатый воздух преодолевает усилие пружины 8, открывает выпускной клапан 9 и выходит в полость 7 головки блока 10. Из этой полости через канал 12 и трубопровод сжатый воздух поступает через обратный клапан, маслоотделитель, резервуар-конденсатор в оба резервуара.
    Упомянутый выше масляный насос имеет следующую конструкцию: на коленчатом валу 1 компрессора насажено ведущее цилиндрическое зубчатое колесо 14 со спиральными зубьями, которое находится в зацеплении с ведомым зубчатым колесом 15. Ведущее зубчатое колесо 14 вращает ведомое зубчатое колесо 15 масляного насоса. Масло нагнетается зубчатыми колесами 14 и 15 при их вращении.
    В корпусе 16 и коленчатом валу 1 к масляному насосу подходят два канала. Один из них - всасывающий 17 - идет из нижней части картера, а второй - нагнетательный 18 - направлен вверх.
    При вращении зубчатых колес масло захватывается зубьями и, проходя по окружности корпуса, выбрасывается в нагнетательный канал.
    В верхней части крышки нагнетательный канал выходит к картеру компрессора, к маслоотделительным кольцам 11, запрессованным в картер, и к шейке коленчатого вала.
    Через маслораспределительные кольца масло проходит в канал коленчатого вала, а затем поступает к шатунным подшипникам и через каналы в шатунах к поршневым кольцам.
    Смащка компрессора производится компрессорным маслом марки Л, ГОСТ 1707-51 при температуре - 15°С веретенным маслом марки 2, ГОСТ 1707-51. Уровень масла должен достигать цилиндрического конца контрольной пробки 19 маслоналивного отверстия в картере компрессора.
    Блок и головка блока цилиндров отливаются из чугуна. В цилиндры блока запрессованы стальные гильзы, каждая из которых имеет по восемь отверстий для засасывания воздуха в рабочую полость. В тело блока цилиндров ввернуто восемь стальных шпилек, при помощи которых крепится головка блока.
    Чугунная головка блока имеет внутри полость, куда поступает сжатый воздух из цилиндра. Для увеличения поверхности охлаждения головка, как и блок цилиндров, имеет ребристую поверхность.
    В головке блока имеются три отверстия с резьбой по верхним и нижним краям для размещения выпускных клапанов. По нижнему краю в каждое отверстие головки ввернуто стальное седло клапана. Клапан представляет собой стальную пластину, хорошо притертую к седлу.
    Пластинчатый клапан постоянно прижимается к седлу пружиной, расположенной на направляющем хвостовике пробки. Пробка ввернута в отверстие по верхнему краю головки.
    Между головкой блока и пробками установлены шайбы из красной меди, а между блоком цилиндров и головкой блока - железоасбестовая прокладка.
    Головка блока имеет восемь отверстий для установки ее на шпильке в теле блока цилиндров. Канал внутренней полости головки присоединяется к воздухопроводу.
    Ход пластинчатого клапана при его открывании ограничивается нижним концом пробки и должен находиться в пределах 1,5440.48 мм.
    Седло выпускного клапана, ввернутое в головку, не должно выступать за нижнюю плоскость головки блока.
    В собранном виде головка испытывается на воздухонепроницаемость под давлением 8 кг/см2.
    Поршень с шатуном. Чугунный поршень соединен с верхней головкой шатуна посредством поршневого пальца, изготовленного из стали. Поршневой палец закреплен в отверстии поршня стопором. Для уменьшения трения между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна в нее запрессовывается бронзовая втулка, имеющая отверстие и канавку для смазки.
    На каждом поршне установлено по два компрессионных кольца и по два маслосъемных кольца. Поршневые кольца выточены из чугунных отливок (серый чугун СЧ-24-44).
    Нижняя головка шатуна соединена с шейкой коленчатого вала при помощи крышки и болтов. Для надежности соединения корончатые гайки шатунных болтов снабжены шплинтами. Внутреннюю полость нижней головки шатуна заливают баббитом Б-83, а затем растачивают.
    Коленчатый вал изготовляется способом горячей штамповки из конструкционной стали 45. В теле коленчатого вала имеются каналы для прохождения смазки, нагнетаемой масляным насосом. Вал устанавливается в двух шариковых подшипниках. Картер компрессора и нижняя крышка отливаются из чугуна. Габаритные размеры компрессора (в мм): длина - 364, высота - 194, ширина - 320.

© eltroll2 2019-2022