Мотор-компрессор ЭК-4
  • Чертеж компрессора

Таблица

Таблица

    а - общий вид компрессора; б - разрез компрессора; в - разрез клапанной копобки; 1 - корпус; 2 - блок цилиндров; 3 - коленчатый вал; 4 - шатун; 5 - втулка; 6 - крышка; 7 - разбрызгиватель; 8 - поршень; 9 - поршневой палец; 10 - стопорное кольцо; 11 - клапанная коробка; 12 - ведущая шестерня первой ступени редуктора; 13 - промежуточное зубчатое колесо; 14 - промежуточная шестерня; 15 - бронзовая втулка; 16 - зубчатое колесо второй ступени; 17 - ось блока; 18 - маслоуказательная линейка; 19 - нагнетательный клапан; 20 - всасывающий клапан; 21 - медная уплотняющая прокладка; 22 - резьбовой стакан; 23 - клапанная пластина.

  • Характеристика мотор-компрессора

Таблица


  • Описание
    Компрессор ЭК-4 относится к типу горизонтальных, однорядных, одноступенчатых поршневых машин.
    Вал двигателя через редуктор соединен с коленчатым валом компрессора. Скорость вращения двигателя - 1230 об/мин., а вала - 320 об/мин.
    Корпус компрессора отлит из серого чугуна. Внутри него расположены подшипники коленчатого вала и оси редуктора. Блок цилиндра также чугунный, литой. Наружная поверхность его для лучшего охлаждения - ребристая.
    Коленчатый вал и шатуны - стальные, штампованные. После механической обработки они подвергаются термообрабоке. Коленчатый вал опирается на два шариковых подшипника №411 один из которых имеет свободное продольное перемещение, а второй стопорным пружинным кольцом закреплен в корпусе компрессора.
    В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка; нижняя головка - разъемная, внутренняя полость ее заливается баббитом марки Б-83.
    Поршни компрессора имеют четыре кольца: два верхних - компрессионные, два нижних - маслосъемные. Кольца изготовляются из антифрикционного чугуна. Маслосъемные кольца в отличие от компрессионных имеют фаски, которые при установке в канавку поршня кольца обращены в сторону его днища. Замки у всех колец косые.
    Поршень скрепляется с шатуном при помощи пальца, который вытачивается из стали 20Х. Палец - пустотелый, снаружи - цементированный. Осевые перемещения пальца ограничиваются двумя плоскими пружинными стопорными кольцами.
    Двухступенчатый редуктор имеет четыре кованых косозубчатых цилиндрических колеса и шестерни из стали 40Х, подвергнутые термообработке. Ведущая шестерня первой ступени укреплена на валу двигателя. Промежуточные зубчатые колеса и шестерня выполнены в виде блока, причем колесо насажено на удлиненную ступицу шестерни. В ступицу блока запрессована бронзовая втулка, посредством которой он опирается на эксцентриковую ось. Ось - пустотелая, в средней несущей части имеет эксцентричность по отношению к опорным шейкам, равную 0,25 мм. Поворотом оси на некоторый угол можно регулировать боковой зазор между зубьями передачи. Для этого на половине дуги окружности одной из опорных шеек оси предусмотрены четыре радиальных отверстия. Выбранное при сборке положение оси фиксируется стопорным винтом. Зубчатое колесо второй ступени установлено на хвостовике коленчатого вала компрессора.
    Клапанная коробка представляет собой отдельную деталь. Место соединения ее с блоком уплотнено паранитовой прокладкой. В клапанной коробке на медных уплотняющих прокладках установлены два всасывающих и два нагнетательных клапана, которые прижимаются резьбовыми стаканами. Клапанные пластины изготовлены из стали 2Х13 и подвергнуты термообработке.
    Смазка трущихся поверхностей компрессора и редуктора, а также подшипника вала якоря электродвигателя (со стороны ведущей шестерни) осуществляется подачей масла из картера вращающимися зубчатыми колесами и маслоразбрызгивателями на шатунах. Проверка уровня масла производится специальной линейкой.
    Коленчатый вал, как было указано выше, получает вращение от электродвигателя через двухступенчатый редуктор, помещенный в специальном отделении корпуса компрессора. Электродвигатель крепится к корпусу компрессора, подвеска мотор-компрессора осуществляется болтами через три отверстия.

  • Краткие указания по эксплуатации и ремонту
    В условиях эксплуатации необходимо внимательно наблюдать за работой компрессора в целом и его отдельных узлов.
    При техническом осмотре необходимо осмотреть корпус снаружи и выявить трещины; затем проверить, нет ли течи масла из корпуса; обратить внимание на состояние компрессора во время его работы: нет ли ненормальной вибрации, шума, стуков в корпусе, в поршнях и блоке цилиндров; проверить действие сапуна; в случае загрязнения необходимо осторожно прочистить его, чтобы накопившаяся грязь не попала в корпус; проверить, достаточно ли масла в корпусе, уровень масла должен находиться между рисками линейки маслоуказателя; проверить состояние и крепление воздухопроводов; проверить клапаны на отсутствие на них нагара, так как нагар снижает производительность компрессора; проверить подвеску компрессора, а также, плотно ли завернуты пробки и сапун в корпусе компрессора, а также, плотно ли завернуты пробки и сапун в корпусе компрессора, нет ли утечки масла через них; проверить плотность соединения воздухопровода с копрессором; при проверке плотности соединения прежде всего следует обратить внимание на первое соединение (от компрессора), так как здесь чаще всего бывает утечка воздуха вследствие температурных изменений при работе компрессора; проверить плотность прилегания клапанов к гнездам, плотность крепления крышек клапанов, крепление блока цилиндров, клапанной коробки, крышки коленчатого вала, боковой и верхних крышек корпуса компрессора.
    Во избежание попадания масла из компрессора резиновые уплотнительные манжеты вала электродвигателя следует заменять новыми не позже, чем через год работы электродвигателя.
    Разборка и сборка компрессора. Во избежание порчи деталей работу по разборке следует выполнить после снятия компрессора с установки. Она производится в следующей последовательности: слить масло из корпуса; снять боковую и верхние крышки корпуса; снять клапанную коробку; снять блок цилиндров; расшплинтовать гайки шатунных болтов, отвернуть гайки, снять крышки шатунов, вынуть шатуны вместе с поршнями. Поршневые пальцы вынимаются после удаления стопорных колец; вынуть коленчатый вал вместе с крышкой, не допуская повреждения деталей, разобрать коленчатый вал; вынуть эксцентриковую ось и блок шестерен.
    Сборку компрессора следует производить в обратном порядке. При этом необходимо убедиться в том, что все изношенные детали заменены новыми. Шпильки, винты, болты, гайки, пробки необходимо довернуть до предельной плотности и предохранить их от самоотворачивания.
    Перед сборкой все детали следует вымыть в керосине или бензине и просушить, а также проверить наличие и чистоту предусмотренных отверстий и канавок в деталях, без которых невозможна правильная циркуляция смазки. Плотность соединений, имеющих прокладки, должна быть полностью обеспечена.
    В процессе сборки, после установки на место отдельных вращающихся узлов, их необходимо привести в движение от руки для того, чтобы убедиться в отсутствии перекосов и заклиниваний. При постановке поршней в цилиндры при помощи соответствующего приспособления необходимо сжать поршневые кольца, иначе они могут упираться в края цилиндров и получить при этом повреждения. Замки поршневых колец не должны быть расположены все в одной осевой плоскости и по одну сторону от оси поршня. По окончании сборки следует попробовать от руки вращение вала и движение всего механизма. Если не обнаружатся заклинивание, толчки и удары, сборку можно считать удовлетворительной.

  • Неисправности, повреждения и их устранение
    Очень важно обнаружить причины неисправности компрессора и знать способ их устранения. Ниже, в таблице приводятся наиболее характерные неисправности и повреждения, встречающиеся при работе компрессора, указываются причины их возникновения и способ устранения.

    Для определения производительности мотор-компрессора необходимо:
    если в воздухопроводе есть сжатый воздух, полностью выпустить его в атмосферу;
    установить ручку крана водителя на третье положение;
    включить мотор-компрессор и ввести наблюдение за повышением давления в воздухопроводе.
    Исправный мотор-компрессор пр электрическом приводе дверей должен за 3 мин. работы обеспечить повышение давления в напорном воздухопроводе поезда (КТМ-2+КТП-2) от 0 до 6,5 атм.

Таблица

Таблица

Таблица


© eltroll2 2019-2022