Элементы пневматического оборудования трамвая ЛМ-68
  • Электропневматический вентиль

    Электропневматический вентиль предназначен для управления сжатым воздухом в аппаратах, имеющих пневматический привод. По принципу действия различают вентили включающего и отключающего типов. Вентили включающего типа при подаче напряжения на катушку соединяют воздушную магистраль с пневматическим аппаратом, а при выключении катушки пневматический аппарат сообщается с атмосферой. Вентили отключающего типа при включении катушки сообщают пневматический цилиндр с атмосферой, а при отключении катушки соединяют воздушную магистраль с пневматическим цилиндром.
    На вагоне ЛМ-68 вентили включающего типа ВВ-2 установлены в пневматических цепях привода реверсора, песочниц, предохранительной подвагонной сетки, воздушной завесы зеркала обратной видимости, а выключаюего типа ВВ-5 - в цепях дотормаживания вагона при служебном тормозе, открывания и закрывания дверей. Работа вентиля включающего типа заключается в следующем. При возбуждении катушки 2 магнитные силовые линии замыкаются по ярму 4 и якорь 1 притягивается к сердечнику 8 и перемещает вниз ствол верхнего клапана 3. Отверстие седла клапана 7 при этом будет закрыто, сообщение пневматического аппарата А с атмосферой Б прекратится. Одновременно нижний клапана 6, преодолевая усилие пружины 5, соединит пневмавтический аппарат с напорной магистралью В. При отключении катушки все подвижные детали вентиля перемещаются вверх под действием пружины, причем воздух из цилиндра через верхний клапан выйдет в атмосферу, а нижний клапан прекращает подачу сжатого воздуха из напорной магистрали.
    Вентиль отключающего типа по конструкции магнитной системы аналогичен вентилю включающего типа. Клапанная система вентиля имеет обратное действие. Вентили в верхней части крышки имеют кнопку 9 для испытания и приведения в действие вентиля вручную. При нажатии или отпускании кнопки вентиль производит те же операции, что и при включении или отключении катушки.

  • Предохранительный клапан Э-216

    Предохранительный клапан Э-216 служит для защиты от чрезмерного повышения давления воздуха в воздушной системе вагона в случае неисправности электропневматического регулятора давления. При повышении давления предохранительный клапан выпускает избыточное количество сжатого воздуха в атмосферу. Клапан состоит из двух частей: нижней 1 и верхней 2. В нижней части корпуса помещается клапан 3, прижимаемый к седлу пружиной 5. Пружина центрируется специальными шайбами 4. Давление пружины регулируется гайкой 6, закрытой колпачком 7. Усилие пружины предохранительного клапана после регулировки уравновешивается давлением сжатого воздуха. В случае превышения давления сжатого воздуха клапан отойдет от седла и воздух через отверстия на верхней части будет выходить в атмосферу до тех пор, пока усилие пружины не будет уравновешено давлением воздуха.

  • Пневматический цилиндр подвагонной сетки

    Пневматический цилиндр подвагонной сетки имеет поршень, тяга 7 которого шарнирно соединена с подвагонной сеткой, манжету 1, шайбу 2 и распорное кольцо 3. Пружина 6, фиксируемая шайбой 4 и крышкой 8, постоянно удерживает шток в верхнем положении. В верхней части корпуса 5 сеточного цилиндра имеется отверстие с резьбой для присоединения трубопровода. При подаче сжатого воздуха в сеточные цилиндры давление сжатого воздуха на поршень переместит его вниз вместе со штоком, сжимая пружину, сетка при этом опустится. При выпуске сжатого воздуха из сеточных цилиндров под действием усилия сжатой пружины поршеньподнимается вверх, а вместе с ним и сетка. Сеточный цилиндр крепят к раме вагона четырьмя болтами. Привод сетки осуществляется от двух цилиндров.

  • Обратный клапан

    1 - корпус чугунный; 2 - клапан стальной; 3 - крышка.

    Обратный клапан установлен между конденсатором и первым воздушным резервуаром. Корпус клапана имеет два отверстия с резьбой для присоединения трубопроводов. Клапан в нижней части полый, наружная его поверхность скользит по направляющей поверхности корпуса. В средней части клапана по окружности расположены шесть сквозных отверстий для пропуска сжатого воздуха. Верхняя часть клапана имеет посадочную поверхность, которой она опирается на седло. Подъем клапана ограничивается упором в приливе на верхней крышке. На корпусе обратного клапана имеется стрелка, направление которой должно совпадать с направлением нагнетаемого воздуха. Сжатый воздух, поступающий из компрессора под клапан, приподнимает его и через имеющиеся в нем отверстия проходит в канал над клапаном и далее в резервуары. При прекращении работы мотор-компрессора сжатый воздух из резервуара своим давлением прижимает клапан к седлу и таким образом исключает возможность обратного поступления воздуха в клапанную коробку компрессора. Клапан такого типа не обладает свойства прилипания и имеет большое сопротивление проходу воздуха.

  • Конденсатор

    Конденсатор (рисунок а) служит для защиты воздушного оборудования от влаги, которая содержится в воздухе в парообразном состоянии и конденсируется в системе воздушного оборудования. В зимних условиях происходит замерзание влаги, что нарушает нормальную работу тормоза.
    Корпус 1 конденсатора изготовлен из трубы диаметром 150 мм. К корпусу приварены днища 2 и фланцы 3 с резьбой для присоединения труб. На нижней цилиндрической поверхности корпуса имеется спускной кран 4 для удаления влаги и масла. Внутри корпус (рисунок б) разделен на четыре камеры перегородками 5 и 6 разной длины. Нагретый сжатый воздух, поступая от компрессора в конденсатор, попадает в одну из верхних камер и проходит по всей длине конденсатора, затем поступает в нижние камеры и вновь в верхнюю, но другую камеру. В конденсаторе, пройдя сложный путь, воздух охлаждается, находящаяся влага конденсируется, капельки масла, ударяясь о стенки и днища теряют свою скорость и оседают на дно.

  • Воздушный резервуар

    Воздушные резервуары служат для создания запаса сжатого воздуха. На вагоне ЛМ-68 установлены два резервуара емкостью по 55 л в цепи высокого давления и один резервуар емкостью 25 л в цепи низкого давления. Воздушные резервуары выполнены сварными и имеют в днищах 2 фланцы 1 с резьбой для присоединения трубопроводов и в нижней цилиндрической части 3 фланец 4 с резьбой для спускного крана. Через этот кран выпускаются из резервуара вода и масло, проникающие туда вместе со сжатым воздухом. На нижней цилиндрической части резервуара приварена маркировочная табличка, на которой нанесены дата испытания и номер резервуара.

  • Редукционный клапан

    Редукционный клапан установлен в кабине водителя. Наличие клапана позволяет создать пониженное постоянное давление сжатого воздуха для питания тормозных цилиндров при подтормаживании во время служебного электродинамического торможения. Корпус редукционного клапана состоит из двух частей: нижней 12 и верхней 6, скрепленных болтами. В верхней части помещается клапан 5 в закрепленном седле 4. Клапан прижимается к седлу пружиной 3, помещающейся в выточке заглушки 1, которая ставится на уплотнительной кожаной прокладке 2. В нижней части редукционного клапана помещается поршень 9. Регулирующие пружины 10 и 11 опираются на упорные шайбы 8. Регулировка пружин осуществляется регулирующим стаканом 13, который стопорится винтом 15; резьба на стакане предохраняется от повреждения алюминиевой пробкой 14. Между нижней и верхней частями клапана установлена диафрагма 7 из тонкой листовой латуни или нержавеющей стали. Под действием пружины диафрагма прогибается вверх и клапан находится в приподнятом состоянии. Воздух из напорной магистрали поступает в систему низкого давления, пополняя ее. Как только давление на диафрагму выравняется с усилием пружины, диафрагма начнет прогибаться вниз, клапан перекроет отверстие и доступ воздух в цепь низкого давления прекратится. По мере расходования воздуха или утечек давление над диафрагмой снова понизится и вновь произойдет пополнение порции сжатого воздуха. Таким образом, редукционный клапан поддерживает постоянное давления в трубопроводе низкого давления. Низкое давление регулируют вращением стакана в нужном направлении. Контроль давления осуществляют по показанию манометра в цепи низкого давления.

  • Тормозной цилиндр

    Тормозной цилиндр установлен на одном из рычагов центрального тормоза. Цилиндр состоит из чугунного корпуса 4 и крышки 1, скрепленной с корпусом резьбовым соединением. Корпус имеет прилив для подключения трубопровода. Крышка имеет одно отверстие для выхода воздуха и смазки, а другое - для направляющей трубы 2, соединенной с поршнем. Поршень состоит из тарелки 5, кожанной или резиновой манжеты 11, нажимной шайбы 9 и распорного кольца 10. Поршневая тарелка, манжета и шайба соединены гайкой 8 и пружинной шайбой 7, направляющая труба и поршневая тарелка - заклепкой 6. При торможении воздух поступает в пространство между задней стенкой корпуса цилиндра и поршнем, создавая усилие на шток, который с одной стороны примыкает к поршню шаровой головкой, а с другой соединен с рычажной системой. При оттормаживании сжатый воздух выходит из цилиндра через клапанную систему вентиля в атмосферу, а поршень отжимается пружиной 3.

  • Кран машиниста

    Кран машиниста (рисунок а) служит для управления процессами торможения, подачи звуковых сигналов, подачи песка на рельсы, приведения в действие подвагонной сетки. Этот кран устанавливают в кабине и крепят к кронштейну на пульте. Корпус крана состоит из трех частей: верхней 7, средней 2 и нижней 3. Нижняя часть корпуса крана имеет семь каналов, которые снизу заканчиваются отверстиями с резьборй для подвода труб. Средняя часть снизу имеет также семь каналов, совпадающих с отверстиями на нижней части корпуса. На верхней поверхности средней части (рисунок б), называемой зеркалом, имеются соединенные с каналами канавки и отверстия. По зеркалу средней части перемещается золотник 5, изготовленный из латуни. Золотник разделен перегородкой на две камеры, одна из которых имеющая на зеркале ряд отверстий, соединена с напорной магистралью, а другая - с атмосферой. Отверстия и канавки в золотнике (рисунок в) при перемещении обеспечивают необходимое соединение пневматического оборудования с напорной и атмосферной трубами. Золотник прижимается к зеркалу средней части пружиной 6 и давлением сжатого овздуха в камере А, который поступает через отверстие в золотнике. На верхней поверхности золотника имеются направляющие, между которыми вставлен нижний конец стержня 1 для вращения золотника. В средней части стержня имеется сквозное отверстие, соединенное со звонковой трубой. На квадратную часть стержня 8 насажена ручка крана машиниста. Все части крана при соединении уплотняют прокладками 4. Кран имеет восемь положений ручки:
    III - крайнее левое, соответствует быстрому оттормаживанию с посыпкой песка;
    II - предшествующее положению III, соответствует полному оттормаживанию, песочное отверстие перекрыто;
    I - поездное;
    IV - перекрытия; золотник перекрывает все отверстия в зеркале средней части корпуса крана. Только в этом положении можно снять и надеть ручку крана машиниста;
    V и VI - служебного торможения. Воздух из напорной магистрали перетекает в тормозную;
    VII - экстренного тормоза с посыпкой рельсов песком;
    VIII - экстренного тормоза, крайнее правое. При этом положении, кроме посыпки рельсов песком, происходит также опускание подвагонной сетки.
    Из рассмотренных положений крана машиниста видно, что сила торможения легко может быть отрегулирована краном, так как, если рукоятку крана возвратить из положения V в положение IV, останется слабая заторможенность вагона, что важно при спуске под уклон. Если ручку крана возвратить из VI положения в IV, то вагон медленно затормозится. Таким же образом можно произвести и медленный ступенчатый отпуск быстрым возвратом ручки из I или II положения в IV. Ручка крана машиниста имеет фиксированные положения от II к III и от VII к VIII. Остальные положения не фиксированы.

  • Дверной цилиндр

    Дверной цилиндр служит для открывания и закрывания дверей. Корпус цилиндра 3 изготовлен из стальной трубы двух различных диаметров. Цилиндр большего диаметра закрывается крышкой 18, уплотнением служит прокладка 17. В крышке по центру и в верхней части цилиндра большего диаметра имеются резьбовые отверстия, к которым подключена воздушная магистраль. Внутри цилиндра перемещается стакан 11, в выточку которого заложен сальник 12. С правой стороны в стакан ввернут на резьбе поршень 16. Между поршнем и стаканом зажата манжета 15, которая уплотнена прокладками 14 и дисковыми пружинами 13. Поршень 6 малого диаметра, уплотняемый сальником 7 имеет манжету 9, прокладку 8, пружину 10 и соединен с регулируемой тягой 2. Регулировку осуществляют гайкой 1 и серьгой 4. Поршень малого диаметра крепят фигурным болтом и гайкой 5. Принцип действия дверного цилиндра описан выше.

  • Стеклоочиститель СЛ-21

    Стеклоочиститель СЛ-21 состоит из цилиндра 9, закрытого с одной стороны крышкой 2 и прокладкой 3, с другой - головкой 12, закрепленных винтами. Вдоль цилиндра проходит тонкая трубка 13 (рисунок б), соединяющая воздушные каналы в головке и в крышке. В цилиндре помещен сдвоенный поршень 6. Каждый поршень состоит из манжеты 5, тарелки 4 и пружинного распорного кольца.
    Стержень основания поршня представляет собой зубчатую рейку, соединенную с зубчатым сектором 7, который насажен на ось 8 стеклоочистителя. Нижняя часть стержня имеет отверстие, в которое завернут ниппель 10.
    В головке помещен клапанный механизм, состоящий из двухсторонних клапанов: впускного 15 и выпускного 16, соединенных между собой перемычкой 14. К перемычке клапанов присоединена тяга 11, второй конец которой загнут и заведен в отверстие основания поршня. Для четкой работы стеклоочитстеля и устранения случаев, при которых оба клапана могут оказаться в промежуточных положениях, в систему клапанов введен рычажно-пружинный механизм, удерживающий оба клапана: один в открытом, а другой в закрытом положении.
    Держатель щетки стеклоочистителя закреплен на конце оси, выведенном наружу. На втором конце оси надета ручка для ручного привода щетки. Для ограничения хода зубчатого сектора по бокам его ввернуты в заглушку два упорных винта 1. При движении поршня влево (рисунок б) воздух поступает через отверстие А под седло а, отсюда по каналу в головке и по трубе в цилиндре через канал в правой крышке в полость цилиндра и оказывает давление на правую манжету поршня. Давление воздуха заставляет поршень перемещаться влево. Воздух, находящийся в левой части полости цилиндра, через клапан б выходит в атмосферу.
    При достижении крайнего левого положения поршень, упираясь в загнутый конец тяги, передвигает ее, а вместе с ней передвигаются влево и клапаны, которые занимают положение, показанное на рисунке в. Сжатый воздух через клапан в поступает в левую часть полости цилиндра, создает давление на поршень и передвигает его вправо. Из правой части полости цилиндра воздух через трубку и канал в головке выходит через клапан г в атмосферу. При движении поршня в крайнее правое положение загнутый конец тяги упретсяч в ниппель поршня и переместит клапаны.
    Описанный выше порядок стеклоочистителя повторяется до тех пор, пока к стеклоочистителю будет поступать сжатый воздух.

  • Фильтр
    Фильтр для очистки воздуха при всасывании мотор-компрессором представляет собой чугунный стакан, навертываемый на трубу воздушной системы. Фильтрующая набивка из конского волоса находится между сеткой и крышкой с отверстиями. Фильтрующую набивку желательно слегка смачивать машинным маслом.

  • Шумоглушитель
    Шумоглушитель предназначен для уменьшения шума при выпуске воздуха из тормозных цилиндров и воздухопровода в атмосферу, когда происходит оттормаживание. Он установлен на конце воздухопроводной трубки под полом передней площадки. Шумоглушитель имеет чугунный корпус, внутри которого расположены под углом к вертикали с противоположных сторон два ребра. Выходящий воздух встречает сопротивление ребер. Это уменьшает скорость его истечения, и, завихряясь от нижнего ребра вверх, он выходит в нижнюю горловину с меньшим шумом.

  • Воздухопроводы
    Воздухопроводы служат для соединения пневматического оборудования в единую систему. Воздухопроводы выполняют из стальных и медных труб и гибких шлангов. Стальными, преимущественно сварными, трубами соединяют оборудование, жестко закрепленное на раме вагона. Медными трубами соединяют манометры и стеклоочистители. Трубы крепят к полу или элементам рамы вагона. Сечение труб для различных магистралей выбирают в зависимости от потребляемого сжатого воздуха. Гибкими шлангами осуществляют подвижные соединения: мотор-компрессора нагнетательным рукавом с напорной магистралью, песочницы с направляющим патрубком тележки, а также соединения в труднодоступных местах (дверных цилиндров с воздушной магистралью и т.д.).

© eltroll2 2019-2022