Колесная пара с редуктором вагона РВЗ-6М
  • Рисунок колесной пары

Таблица


  • Технические характеристики ведущей цилиндрической шестерни

Таблица


  • Технические характеристики конической пары редуктора

Таблица


  • Заземляющее устройство на оси колесной пары

Таблица


  • Описание колесной пары
    Колесная пара с редуктором вагона РВЗ-6М состоит из оси колесной пары 2 с подрезиненными колесами 5, запрессованными на ось.
    Кожух редуктора состоит из двух частей: короткой и длинной. В кожухе редуктора на оси колеса находятся двухрядные сферические роликовые подшипники 1 и шариковый подшипник 3. На оси колесной пары запрессовано цилиндрическое зубчатое колесо 4, сцепленной с цилиндрической шестерней 13. На одной оси промежуточного валика 14 насажена большая коническая шестерня 7, сцепленная с ведущей конической шестерней 12. Промежуточный валик 14 имеет два конических роликовых подшипника 6 №7612 (ГОСТ 333-59).
    Вал ведущей конической шестерни на двух шариковых подшипниках 2Н 410 (ГОСТ 8338-57) и роликовом подшипнике 8 №2313 (ГОСТ 8328-57) заключен в кожухе редуктора. Конец вала ведущей конической шестерни заканчивается шлицевым наконечником, на который надет фланец с закрепленным на нем тормозным барабаном 10. К фланцу крепится карданный вал 11. Для устранения осевого люфта в редукторе между шарикоподшипниками 9 устанавливают прокладки.
    Предварительный натяг конических роликовых подшипников вала ведущей конической шестерни регулируют прокладками между наружными торцами колец подшипников и буртами крышек кожуха редуктора. Положение стакана редуктора, в который установлена ведущая коническая шестерня, регулируется прокладками, расположенными между поверхностью горловины кожуха и фланцем стакана. Этой регулировкой достигаются соответствующие радиальный зазор и пятно контакта между ведущей и ведомой коническими шестернями.
    В данной таблице приведены технические данные ведущей цилиндрической шестерни и ведомого зубчатого колеса, а в этой таблице - технические данные конической пары редуктора.
    Передаточное число конической пары редуктора равно 2,27, цилиндрической пары - 3,15, общее передаточное число редуктора составляет 7,17.
    Так как при прохождении электрического тока через подшипники качения и зубья шестеренной передачи редуктора происходит электроэррозия, то для ее предупреждения колесные пары снабжают заземляющим устройством.
    На верхней половине кожуха редуктора 1 имеется полость, закрываемая крышкой 8. Эта крышка удерживается в закрытом состоянии откидным болтом 10 с сухарем 9, рукояткой 11, упором 5 и гайкой 4. Внутри полости закреплен щеткодержатель 12 со щеткой 13, соприкасающейся с осью колесной пары 14. Крышка 8 может открываться для осмотра щеткодержателя и щетки. Над щеткодержателем расположен нажимной палец 15, который под действием пружины 7 создает усилие для прижатия щетки к оси. Кронштейн 6 щеткодержателя прикреплен к кожуху редуктора болтом 3 с гайкой 2. К заземляющему устройству подходит провод заземления, соединяющий кузов с тележкой.
    Ось колесной пары изготовляют из стали по ГОСТ 6143-52. Ось переменного сечения имеет диаметры в месте посадки зубчатого колеса 115 мм, шейки оси 100 мм, в подступичной части 95 мм.

  • Подрезиненное колесо

Таблица

    Подрезиненное колесо вагона РВЗ-6М состоит из стального диска 4, который напрессован на ось колесной пары, колесного центра 7 с насаженным на него бандажом 1 и стопорным кольцом 2, 16 резиновых вкладышей 3 и нажимного диска 8. Нажимной диск 8 прижат к ступице стального диска болтами 5 и 6. Колесный центр с бандажом зажат с двух сторон резиновыми вкладышами, стяжными периферийными болтами 6, вследствие чего в собранном колесе вагона под влиянием внешних сил бандаж может перемещаться в радиальном, боковом и круговом направлениях. Эти перемещения бандажа возможны вследствие упругой деформации резины вкладышей.
    Подрезиненные колеса уменьшают неподрессоренный вес колесной пары, значительно уменьшают шум при движении вагона и увеличивают срок службы бандажей, так как износ реборд значительно уменьшается.
    Периферийные и ступичные болты создают предварительное сжатие резиновых вкладышей, что необходимо для устойчивого положения бандажа и предохранения резиновых вкладышей от деформации на растяжение при прогибе колеса.
    Бандажи на подрезиненных колесах изготовлены из мартеновской стали (ГОСТ 5257-50). Стопорное кольцо на бандаже - из листовой стали марки Ст 3 (ГОСТ 380-60) толщиной 6 мм. Колесный центр со ступицей изготовлен ковкой из стали марки Ст 5 (ГОСТ 380-60), нажимной диск кованный - из стали Ст 5. Наружная поверхность диска имеет чистую обработку.
    Резиновые вкладыши марки №1760 армированы с двух сторон стальными дисками толщиной 2 мм. Резина для вкладышей должна иметь незначительную остаточную деформацию сжатия не более 2-3% величины статического прогиба, высокую прочность и упругость и работать при температуре от -45 до +80°С.

  • Сборка подрезиненного колеса
    Сборка подрезиненного колеса вагона РВЗ-6М должна производиться с соблюдением следующих требований.
    На ось колесной пары запрессовывают внутренний диск со ступицей в холодном состоянии с натягом 0,46-0,88 мм. Перед запрессовкой выверяют оси колесной пары на прессе по уровню. Усилие запрессовки колеса на ось колесной пары должно быть в пределах 35-60 тс. Подрезиненное колесо на ось колесной пары запрессовывают гидравлическим прессом, имеющим манометр для контроля давления и самопишущий прибор для снятия диаграмм запрессовки. Перед запрессовкой подступичную часть на оси смазывают вареным или сырым льняным, подсолнечным или конопляным маслом, цинковыми белилами и др. Внутренняя часть ступицы и подступичная часть оси имеют чистоту обработки не ниже V5. Надежность прессовой посадки ступицы зависит как от конечного давления запрессовки, так и от фактической площади посадочных поверхностей ступицы и оси, что проверяется самопишущим прибором со снятием диаграмм.
    Длина кривой на диаграмме должна быть не менее 85% теоретической длины кривой запрессовки, а давление в конце запрессовки на 0,1 длины диаграммы; оно не должно превышать 5% наибольшего давления запрессовки.
    Колеса с неудовлетворительными диаграммами запрессовки должны быть распрессованы. В этом случае на колесный центр надевают бандаж в нагретом состоянии. Внутреннюю расточку бандажа и обод колесного центра выполняют с чистотой обработки под знак V5, с натягом 0,12-0,26 мм, а нагрев бандажа должен быть в пределах 250-300°, что легко проверяется свинцовой палочкой (свинец плавится при 327°).
    После насадки бандажа устанавливают стопорное кольцо, которое вводят в канавку ударами молотка по специально оправке, а буртик на бандаже выправляют ударами кувалды по гладилке, если отсутствует вальцовочный станок. Концы стопорного кольца соединяют электросваркой. Нельзя стопорное кольцо приварить к бандажу или колесному центру.
    После насадки бандажа проверяют надежность его посадки ударами молотка по поверхности катания. Чистый металлический звук указывает на хорошую посадку, глухой и дребезжащий звук служит признаком слабой насадки бандажа.
    К колесному центру с двух сторон закрепляют резиновые амортизаторы и устанавливают на ступицу внутреннего диска.
    Устанавливают нажимной (наружный) диск на ступицу и затягивают периферийные и ступичные болты до упора нажимного диска в ступицу. Гайки периферийных болтов, стягивающие нажимные диски, затягивают равномерно тарированным ключом с усилием на болт 1,0-1,5 тс, что соответствует моменту 1600-1800 кгс/см. Концы шплинтов периферийных болтов разводят, прижав их к гайке. Шейку головки шплинта утапливают в шлице легким ударом молотка.
    Устанавливают электрические соединители на бандаж и внутренний диск.
    На собранной колесной паре с подрезиненными колесами устанавливают резиновые амортизаторы одинаковой твердости и толщины; предварительный натяг амортизаторов должен быть 2-3 мм. Нельзя допустить, чтобы на собранной колесной паре был перекошенный, покоробленный или деформированный нажимной диск. Толщина резиновых амортизаторов должна быть 25±1 мм. Перед сборкой колес амортизаторы делят на две группы толщиной от 24 до 25 мм и от 25 до 26 мм. Для использования амортизаторов обеих групп в нажимном диске делают проточку глубиной 2 мм и в зависимости от толщины амортизатора устанавливают диск прточкой внутрь или наружу. Каждую группу амортизаторов разбивают на три интервала по твердости резины, определяемой твердомером ТМ-2 (ГОСТ 263-53).
    В таблице ниже приведена разбивка резиновых амортизаторов на группы по толщине и твердости резины.

Таблица

    Для обеспечения одинаковых нагрузок, воспринимаемых амортизаторами, их нужно устанавливать одной группы по толщине и твердости. Ступичные болты затягивают до упора нажимного диска в ступицу, периферийные болты обеспечивают правильное положение нажимного диска. Расстояние между внутренними гранями бандажей должно быть 1474±2 мм. Расстояние между противоположными точками внутренних плоскостей нажимного диска и ступицы по наибольшим окружностям не должно превышать 58 мм. Разность диаметров колес по кругу катания на одной колесной паре должна быть не более 0,5 мм. Радиальное биение колеса по кругу катания допускается не более 0,6 мм; осевое биение внутренних сторон бандажей на колесной паре по их наибольшему диаметру не должно быть более 2 мм. Ширина колеи у колесной пары с проточенными бандажами должна быть 1524мм.

  • Сборка редуктора на колесной паре
    Сборка редуктора и установка его на оси колесной пары состоит из монтажа промежуточного вала в горловине редуктора; установки ведущей конической шестерни в стакане; сборки подшипников на оси колесной пары; установки стакана с ведущей шестерней в горловину; присоединения горловины к кожухам редуктора и оси.
    Наиболее ответственной работой в сборке редуктора является монтаж подшипников качения и их регулировка, а также регулировка зацепления зубьев шестерен.
    При сборке кодуха, во избежание утечки смазки, поверхности прилегания половин кожухов пришабривают, а перед скреплением их смазывают суриком на натуральной олифе или пастой "Герметик".
    На оси колесной пары устанавливают два сферических роликовых подшипника 3620 (ГОСТ 5921-57) и шариковый подшипник 201 (ГОСТ 8338-57).
    Сначала устанавливают сферический роликовый подшипник 3620 в короткий кожух. Так как этот подшипник неподвижный, то его внутренняя и наружная обоймы должны быть зафиксированными. Второй роликовый подшипник 3620, устанавливаемый в длинном кожухе, является подвижным. Его внутреннее кольцо должно быть зафиксировано,а наружное может перемещаться в осевом направлении. Это необходимо для предупреждения возникновения добавочных напряжений в подшипниках при изменении длины оси от нагрева. В связи с этим сначала запрессовывают и закрепляют неподвижный роликовый подшипник, а затем подвижной. При запрессовке сферического фиксируемого роликового подшипника на оси колесной пары для получения необходимого зазора в 1 мм между наружным торцом и лабиринтной крышкой короткого кожуха в болтовое крепление лабиринтной крышки с кожухом ставят прокладки толщиной 1 мм. Количество прокладок зависит от размера между торцом подшипника и торцом фланца короткого кожуха. При размере 24,5-24,81мм ставят одну прокладку, при 23,5-24,5 мм - две прокладки, при 22,5-23,5 мм - три прокладки, при 21,5-22,5 мм - четыре прокладки и при 21,23-21,5 - пять прокладок.

  • Сборка ведущей шестерни и промежуточного вала
    Ведущую шестерню устанавливают в стакан на двух шариковых подшипниках 410 и роликовом подшипнике 2313, закрепленном кольцом в стакане со стороны ведущей шестерни. Осевой зазор шарикоподшипников регулируют прокладкой между торцами подшипников. Если установка шарикоподшипников правильная, то отсутствует осевое перемещение ведущей шестерни. При вращении за фланец крепления тормозного барабана шестерня должна проворачиваться от небольшого усилия руки. Гайку на шлицевом наконечнике валика шестерни сильно затягивают. При слабой затяжке гайки возможно проворачивание внутренней обоймы подшипника, износ регулировочных прокладок маслоотражательного кольца со стороны гайки и чрезмерное увеличение осевого люфта ведущей шестерни. Этот люфт должен быть не более 0,25 мм. Для удержания смазки в шариковых подшипниках между крышкой и торцом стакана устанавливают резиновую прокладку, маслоотражательное кольцо на валике и сальник в крышке.
    Предварительный натяг конических роликовых подшипников 7612 в горловине на промежуточном вале редуктора регулируют установкой прокладок между крышкой и торцом горловины. Этими же прокладками регулируют положение ведомой конической шестерни, т.е. величину бокового зазора. Величина предварительного натяга конических подшипников должна быть в пределах 0,03-0,05 мм.
    Ведомая коническая шестерня прикреплена к промежуточному валу заклепками и прессовой посадкой. ПРи правильной посадке щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между торцами сопряженных деталей. Натяг проверяют по крутящему моменту для проворачивания валика, который должен быть в пределах 0,4-0,5 кгм. Толщина регулировочных прокладок уменьшается от фланца стакана конического подшипника к фланцу крышки подшипника. После подбора натягов в подшипниках приступают к регулированию положения шестерен. Стакан в сборе устанавливают в горловину. При установке следят за тем, чтобы обеспечивалось правильное зацепление зубьев шестерен, отсутствовал стук при работе передачи. Зазор между зубьями шестерен проверяют щупом или свинцовой пластиной. Зазор регулируют, перемещая соответствующую шестерню. Например, если правильное положение контактного пятна получалось при перемещении ведомой шестерни, то нужная величина зазора достигается перемещением ведущей шестерни, и наоборот.
    Ведущая шестерня перемещается при изменении числа и толщины прокладок между фланцем стакана и корпусом редуктора. Ведомая шестерня перемещается при перекладывании прокладок из-под одной крышки конических подшипников под другую. Количество и толщина прокладок в этом случае не изменяются. Это делают для того, чтобы не нарушить регулировку конических подшипников промежуточного вала, которую производят до регулировки зазора в зацеплении конических шестерен.
    Для проверки правильности зацепления шестерен зубья конической передачи с двух сторон покрывают тонким слоем краски и, проворачивая ведущий вал в ту и другую сторону, получают отпечаток на зубьях шестерен.
    Боковой зазор и пятно контакта у цилиндрической пары при эксплуатации и ремонте не регулируют. Если при разборке редуктора между горловиной и кожухами была установлена прокладка, то ее ставят на прежнее место. Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,2-0,6 мм.

© eltroll2 2019-2022