Механический тормоз вагона РВЗ-6М
  • Рисунок барабанного тормоза с внутренним расположением тормозных колодок

Таблица


  • Схема барабанного тормоза с наружным расположением тормозных колодок

Таблица

    1 - шток тормозного цилиндра; 2 - тормозной рычаг; 3 - регулировочная гайка; 4 - эксцентриковый палец; 5 - регулировочный валик; 6 - тормозной барабан; 7 - разжимной кулак; 8 - пружина; 9 - рычаг; 10 - балка подвешивания тягового двигателя.

  • Описание механического тормоза
    Механическим тормозом вагона РВЗ-6М является барабанный тормоз. На горловине редуктора установлен барабан с двумя наружными тормозными колодками и двумя рычагами.
    Привод к тормозным колодкам подходит от тормозного цилиндра, который установлен на крышке горловины. Рычаги шарнирно соединены с горловиной и в расторможенном положении упираются в планки.
    Тормозные колодки шарнирно соединены с рычагами, и их установка регулируется упорными болтами и пружиной. Для предупреждения трения тормозных колодок о поверхность барабана в расторможенном состоянии тормоза служит оттяжная пружина.
    Тормозные колодки снабжены сменными накладками. Зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном обеспечивается планками, приваренными к корпусу горловины редуктора, на которых в расторможенном положении должны опираться тормозные рычаги с колодками.

    На ранее выпущенных вагонах РВЗ-6М был установлен барабанный тормоз с внутренними тормозными колодками.
    Тормозной барабан 1 укреплен болтами 7 на валу у ведущей шестерни редуктора. Наружная поверхность барабана снабжена ребрами 6 для лучшего охлаждения барабана. Внутренняя рабочая поверхность барабана чисто обработана, и к ней могут прилегать тормозные колодки 5. Тормозные колодки шарнирно закреплены на пальцах 4 с эксцентриками на приливе горловины редуктора. Противоположные (верхние) концы тормозных колодок прижимаются к поверхности разжимного кулака 9, сидящего на оси 3. К тормозным колодкам со стороны тормозного барабана посредством медных заклепок прикреплены пластмассовые тормозные накладки. Верхние концы колодок соединены с пружиной 8, которой колодки прижимаются к разжимному кулаку в расторможенном состоянии тормоза. Зазор между внутренней поверхностью барабана и тормозными накладками колодок регулируется посредством червячной пары, размещенной в тормозном рычаге 2 разжимного кулака, и поворотом пальцев, на которых насажены эксцентрики тормозных колодок. Тормозной рычаг 2 соединен со штоком тормозного цилиндра и с тягой от ручного привода тормоза. При повороте рычага шткоом тормозного цилиндра разжимной кулак поворачивает тормозные колодки, которые прижимаются к барабану и вызывают торможение. Для облегчения осмотра тормозных коодок тормозной барабан изготовляется съемным и крепится к фланцу на шести шпильках. Тормозной барабан изготовлен из стали марки Ст 3. Внутренняя поверхность барабана зацементирована на глубину 1,5-2,0 мм и закалена на твердость по Роквеллу 52-55. Для регулировки зазора между тормозными накладками и барабаном в нижней части горловины редуктора имеется отверстие. Тормозные колодки регулируют поворотом регулировочных пальцев с эксцентриками: правого - по часовой стрелке, левого - против часовой стрелки. Зазор между нижними концами тормозных накладок и барабаном должен быть 0,25 мм, а между верхними концами накладок и тормозным барабаном - 0,45 мм.

    Кроме пневматического привода, к барабанному тормозу на вагоне РВЗ-6М имеется ручной привод. Он состоит из механизма привода и системы тросов, роликов и других частей.

  • Ручной привод барабанного тормоза

Таблица

    Ручной привод установлен на площадке под полом кабины водителя и представляет собой рычаг 4 с рукояткой, который собачкой 3 связан с храповым колесом, насаженным на шпонке на валу 6. Храповое колесо связано с валом 7, на котором насажен сектор 8 с закрепленным концом троса 9 ручного привода тормоза, расположенного под кузовом.
    При движении рычага 4 вперед передача тормоза расторможена, при движении рычага назад (в сторону водителя) рычаг поворачивает храповое колесо, вал 6, сектор 8 и натягивает трос. От обратного поворота храповое колесо удерживается собачкой, закрепленной на кронштейне.
    Конструкция стопорения храпового колеса относительно ручного рычага и кронштейна допускает поворот вала 7, натягивающего трос только в одну сторону, что позволяет несколькими движениями рычага 4 получить необходимый ход троса 9. Растормаживание ручного привода осуществляется нажатием ногой на педаль 5, которая выводит полумуфты из зацепления через систему рычагов. Под действием пружин трос возвращается в исходное положение. Оттяжная пружина 1 на рычаге 2 возвращает педаль в исходное положение после растормаживания.
    Под кузовом вагона расположена система тросов и роликов передачи ручного привода тормоза. Передача состоит из четырех тросов 1-4, четырех роликов 5, 8, 9 и 11. Ролики 5, 8 и 9 могут перемещаться по продольной оси вагона, а ролик 11 закреплен неподвижно.
    Длина троса регулируется стяжными муфтами 10, расположенными на каждом тросе. Между роликами 8 и 9 и поперечными балками 7 устанавливаются необходимые зазоры.
    Ролики троса изготовляют из волокнита ВЛ1 (ГОСТ 5689-66). Ролики 5, 8 и 9 расположены в направляющих, в которых они могут перемещаться при регулировке ручного привода тормоза. Длина тросов регулируется так, чтобы при движении вагона на кривых не наблюдалось подтормаживание, поэтому тросы должны немного провисать.

  • Схема ручного привода барабанного тормоза

Таблица


© eltroll2 2019-2022