Элементы пневматического оборудования трамвая РВЗ-6М
  • Маслоотделитель Э-120/Т

    Маслоотделитель Э-120/Т устанавливают между компрессором и главным резервуаром. Маслоотделитель состоит из корпуса с крышкой. В нижей части корпуса установлен спускной кран для выпуска масла и конденсата. Верхняя часть маслоотделителя заполнена металлической мелкой стружкой. Сжатый воздух подводят к отверстию под стружкой. Он проходит слой стружки и через верхний патрубок поступает в главный резервуар.

  • Главный и вспомогательный воздушные резервуары
    Главный и вспомогательный воздушные резервуары изготовлены электросваркой из стального листа толщиной 3 мм и рассчитаны на давление сжатого воздуха 6 кгс/см2. После изготовления резервуары подвергают гидравлическому испытанию под давлением 9 кгс/см2. Емкость главного резервуара 110 л, вспомогательного 30л.

  • Редукционный клапан R-7
    Клапан служит для поддержания давления в тормозной магистрали в пределах, необходимых для торможения пневматическим тормозом. Это давление вагона РВЗ-6М равно 4,0 кгс/см2. Корпус редукционного клапана состоит из двух частей, скрепленных болтами.
    Между верхней и нижней частями корпуса редукционного клапана находится мембрана из трех латунных листов или из нержавеющей стали толщиной 0,1-0,15 мм. На мембране лежит шайба, на которую опирается клапан. Верхняя часть корпуса имеет две воздушные камеры, разделенные клапаном с пружиной. Мембрана снизу также находится под действием регулировочной пружины. Сжатый воздух из главного резервуара поступает в один из патрубков верхней части корпуса. Другой патрубок соединен с тормозной магистралью пониженного давления. Высокое давление главного резервуара уравновешивается низким давлением тормозной магистрали и добавочным давлением пружины.
    Редукционный клапан регулируют ввертыванием или отвертыванием регулировочного стакана, положение которого после регулировки фиксируется стопорным винтом. Габариты редукционного клапана 180*180*195 мм, вес 7,32 кг.

  • Фильтр всасывающий
    Фильтр 1ФК (всасывающий) набивают конским волосом 300±10г или латунной проволокой диаметром 0,05 мм.
    Фильтр Э-114 набивают конским волосом и устанавливают на трубопроводе, идущем к реверсору и электропневматическому вентилю торможения.

  • Обратный клапан
    Обратный клапан установлен на нагнетательном трубопроводе между двигатель-компрессором и маслоотделителем. Для облегчения правильности установки обратного клапана на трубопроводе при сборке на его наружной поверхности корпуса имеется стрелка, указывающая направление воздуха от компрессора к маслоотделителю.

  • Манометр
    Манометр установлен в кабине водителя. К нему подведены две трубы - нагнетательная и тормозная, а на шкале имеются две стрелки, показывающие давление нагнетания и рабочее давление для торможения. Манометр после проверки пломбируют.

  • Предохранительный клапан
    Предохранительный клапан установлен перед главным воздушным резервуаром и отрегулирован на давление 7 кгс/см2. При повышении давления в нагнетательном трубопроводе сверх установленного на 0,1 кгс/см2 клапан открывается, и сжатый воздух выходит в атмосферу. Предохранительный клапан после регулировки пломбируют.

  • Переключательный клапан

    Переключательный клапан установлен на тормозном трубопроводе и соединен с краном водителя, электропневматическим вентилем замещающего торможения и тормозными цилиндрами.
    Переключательный клапан состоит из стального литого корпуса 1 и бронзового клапана 2 с резиновыми шайбами 3. Корпус клапана закрыт крышкой на резьбе 4. В корпусе клапана имеются три отверстия - одно верхнее и два боковых. Верхнее отверстие соединено с тормозными цилиндрами. Одно боковое отверстие соединено с краном водителя, а другое - с электропневматическим вентилем замещающего торможения. При поступлении сжатого воздуха в одно из боковых отверстий (от крана водителя или от вентиля торможения) клапан 2 закрывает противоположное боковое отверстие и сообщается с тормозными цилиндрами.
    Аналогичный переключательный клапан установлен для разделения действия пневматической песочницы, приводимой в движение ногой водителя, и вентилем песочницы, работающим автоматически при экстренном торможении.

  • Тормозной цилиндр с самоустанавливающимся штоком
    Тормозной цилиндр с самоустанавливающимся штоком. Внутренний диаметр тормозного цилиндра равен 78 мм. Тормозной цилиндр жестко закреплен на продольной балке тележки. Воздухопровод, подведенный к тормозному цилиндру, соединен с последним гибким шлангом. На каждой тележке установлено по два тормозных цилиндра.

  • Кран экстренного открывания дверей
    Кран экстренного открывания дверей установлен непосредственно у двери. К этому крану по воздухопроводу поступает сжатый воздух от дверных цилиндров, а через патрубок кран соединен с атмосферой. Рукоятка крана в нерабочем положении установлена вниз. Для открывания дверей рукоятку крана устанавливают в верхнее положение.

  • Кран водителя (кран машиниста)
    Кран водителя золотникового типа предназначен для управления пневматическим тормозом.
    К крану водителя подведены: воздухопровод от вспомогательного резервуара, воздухопровод от тормозной магистрали и воздухопровод к шумоглушителю. Кран водителя имеет четыре положения торможения и два положения отпуска. Положения торможения: служебное, полное и два экстренных; положения отпуска: служебный и полный отпуск. Габариты крана 196*150*288 мм, вес 10 кг.

  • Дверные цилиндры
    Дверные цилиндры для открывания и закрывания дверей вагона с рычагами и тягами приводного механизма дверей установлены над дверными проемами на отдельных площадках под внутренней облицовкой кузова и закрыты люками.
    Для плавного открывания и закрывания дверей конструкция дверных цилиндров допускает регулировку подачи сжатого воздуха при закрывании дверей и выпуска сжатого воздуха в атмосферу при открывании. Для этой цели имеется регулировочный вентиль, состоящий из двух регулировочных винтов и двух обратных шариковых клапанов. Регулируя вентилем интенсивность поступания сжатого воздуха в дверные цилиндры, можно установить нужную скорость открывания и закрывания дверей.

  • Электропневматический вентиль включающего типа

    Для впуска и выпуска сжатого воздуха в дверные цилиндры пневматического привода дверей вагона применен электропневматический вентиль включающего типа ВВ-2А. Вентиль состоит из корпуса 11, в нижней части которого имеются три отверстия: первое - соединенное с воздухопроводом, второе - с дверными цилиндрами и третье - с атмосферой. Выпуск воздуха регулируют винтом 8.
    В корпусе запрессована втулка 9 с двумя клапанными гнездами: верхним, закрываемым клапаном стержня 16, и нижним, закрываемым клапаном 14. Нижний клапан 14 закрывает клапанное седло под действием пружины 13. В нижнее отверстие в корпусе вентиля ввинчина пробка 12.
    В верхний конец стержня 16 упирается якорь электромагнита 19, а нижний конец 10 поддерживается шайбой с пружиной 13. На сердечник 7 надета электромагнитная катушка 17. Верхняя часть вентиля закрыта крышкой 2, закрепленной винтом 3 к коробке 4, через которую в середине проходит кнопка 1 с пружиной 20. Между коробкой 4 и катушкой 17 проложена изоляционная шайба 5. Крышка 2 прикреплена винтом 18 к ярму 15. Кнопка 1 предназначается для выпуска вручную сжатого воздуха их цилиндров дверного привода в атмосферу. Катушка 17 вентиля питается от низковольтной цепи напряжением 50В через клеммы 6.
    При подаче напряжения в катушку 17 вентиля якорь 19 притягивается к сердечнику 7 и нажимает на верхний конец стержня 16. При этом верхний клапан закроется, а нижний клапан 14 откроет клапанное седло во втулке 9. Сжатый воздух из воздухопровода пневматической системы через отверстия попадает в дверные цилиндры привода дверей, и двери откроются. После прекращения возбуждения катушки 17 якорь 19 под дейтсивем пружины 13 и стержня 16 поднимается вверх, клапан 14 закроет нижнее клапанное гнездо и откроет верхний клапан, соединенный через отверстие с атмосферой. Сжатый воздух выйдет из дверных цилиндров в атмосферу, и двери закроются. Если обнаружится неисправность в цепи питания клапана, то для выпуска сжатого воздуха из дверных цилиндров нажимают на кнопку 1.
Номинальное напряжение 50В
Минимальный ток срабатывания при давлении 5 кгс/см2 0,13А
Зазор между якорем и сердечником:
при возбужденном вентиле
при невозбужденном вентиле

1,2-1,4мм
2,1-2,3мм
Давление сжатого воздуха от 3,5 до 7 кгс/см2
Сечение впускного клапана 6мм2
Сечение выпускного клапана 6,5мм2

  • Электропневматический вентиль выключающего типа

    Электропневматический вентиль замещающего торможения КЛП-6Б-1 выключающего типа двухкатушечный. Одна катушка вентиля включена в цепь электрического реостатного торможения, а вторая - в цепь педали безопасности. Этот вентиль предназначен для автоматического действия пневматического тормоза при истощении реостатного торможения или прекращения его действия, а также при отпуске педали безопасности.
    При возбуждении одной из катушек вентиля якорь его нажмет на стержень выпускного клапана, который при открывании выпускает сжатый воздух из тормозных цилиндров в атмосферу, а впускной клапан закроет доступ сжатого воздуха в тормозные цилиндры.
    При невозбужденных катушках вентиля якорь не притянут к сердечнику и под действием пружины нижний выпускной клапан открыт, а следовательно, тормозные цилиндры сообщены с воздухопроводом. Верхний клапан при этом будет закрыт, и тем самым прекращается сообщение тормозных цилиндров с атмосферой. Следовательно, пневматическое торможение возможно только при невозбужденных катушках вентиля.
    Возбуждение катушек возможно только при истощении реостатного торможения, при неработающем реостатном тормозе или при разрыве цепи педали безопасности (отпуске педали).
    Электропневматический вентиль выключающего типа КЛП-6Б-1 выполняет функции вентиля замещения торможения. В нижней части корпуса вентиля имеется отверстие 1 для воздухопровода со сжатым воздухом; отверстие 2 соединяет камеру клапана с атмосферой. Отверстие 7 сообщается с воздухопроводом к тормозным цилиндрам. Нижняя камера вентиля закрыта заглушкой 9. Вентиль имеет две катушки 5 с клеммами 3 и питается от цепи аккумуляторной батареи напряжением 50В. Верхняя часть клапана снабжена крышкой 5 с кнопкой 4 для выпуска сжатого воздуха вручную. Корпус вентиля соединен с держателями 8 и 11 и пробкой 10.

  • Автоматический выключатель торможения

    Автоматический выключатель торможения АВТ предназначен для взаимной блокировки реостатного торможения с пневматическим. Для предупреждения резкого торможения при накладывании пневматического торможения на реостатное в схеме пневматики и цепи управления предусмотрен автоматический вентиль управления Э-119В или ПРУ-4. Вентили ПРУ-4 начали устанавливать на вагона РВЗ-6М с №1370, на ранее выпущенных вагонах устанавливались вентили Э-119В. Автоматический выключатель торможения устанавливают на тормозном воздухопроводе.
    Вентиль, выполняющий функции автоматического выключателя торможения, представляет собой электрический выключатель с автоматическим действием и размыкающими контактами, включенными в цепь управления. При действии пневматического торможения вентиль управления автоматически отключает свою блокировку, разрывая этим тормозной контур и прекращая реостатное торможение. Таким образом, при возникновении пневматического торможения в процессе реостаного торможения последнее автоматически прекращается.
    Автоматический выключатель торможения Э-119В (см. рисунок выше) состоит из корпуса 1, в нижней части которого находится поршень 3, закрепленный гайкой 2 на поршневом штоке 4. Поршень со штоком занимает нижнее положение при отсутствии сжатого воздуха в тормозном трубопроводе. На противоположном конце штока со шпилькой 6 закреплена втулка 7, сделанная из изоляционного мтериала. На втулку 7 насажено медное кольцо 8, закрепленное гайкой 9 с шайбами 10. С кольцом 8 соприкасаются электрические контакты 11, закрепленные винтами 12. Контакты изолированы от корпуса изоляционным кольцом 13.
    В нижней части корпуса автоматического выключателя имеется нарезка, посредством которой выключатель устанавливается на тормозной воздухопровод. При впуске сжатого воздуха в тормозной трубопровод поршень 3, преодолевая действие пружины 5, поднимается вверх и штоком переместит втулку 7 с контактным кольцом 8, вследствие чего контакты 11 разомкнутся и разорвут электрическую цепь тормозного контура.

Технические данные автоматического выключателя торможения Э-119В
Номинальное напряжение 50В
Ток длительный
Нажатие электрических контактов 0,2-0,3 кгс
Замыкание цепи при давлении от 0,4 до 0,6 кгс/см2
Разрыв цепи управления при давлении от 1,8 до 2 кгс/см2
Вес выключателя 3,2кг

  • Электропневматический вентиль песочницы

    1 - подвод сжатого воздуха из резервуара; 2 - отверстие, соединяющее вентиль с цилиндром песочницы; 3 - отверстие для крепления вентиля; 4 - воздухопровод; 5 - катушка; 6 - кнопка с пружиной; 7 - якорь; 8 - клеммы; 9 - отверстие для выпуска сжатого воздуха.

    Вагон РВЗ-6М снабжен электропневматическим вентилем песочницы ВП типа КЛП-5Б-1, который состоит из вентиля ВВ-3Б-3, установленного на металлическом держателе. Вентиль песочницы предназначен для подачи сжатого воздуха к песочницам вагона. Он приводится в действие при экстренном торомженииЮ при котором сжатый воздух, попадая в цилиндр песочницы, открывает задвижку привода песочницы. При необходимости водитель может включить песочницы, нажав педаль песочницы.
    Вентиль песочницы питается от цели 50В и действует при токе срабатывания 0,22А и при давлении сжатого воздуха 5 кгс/см2. Сечение впускного отверстия для воздуха соответствует 8 мм2, а сечение выпускного - 19 мм2, ход клапана песочницы 1,3 ± 0,005 мм.

© eltroll2 2019-2022