Содержание
  1. Тяговый электродвигатель ЭДП 810У1
  2. Технические характеристики двигателя
  3. Габаритный чертеж двигателя
  4. Устройство и работа двигателя
  5. Разборка двигателя
  6. Подшипниковые узлы двигателя
  7. Вид со стороны коллектора на двигатель с горизонтальным и наклонным люками
  8. Траверса
  9. Щеткодержатель
  10. Устройства прижима и фиксации траверсы и стяжки и разжима траверсы
  11. Схема электрическаяс соединений обмоток двигателя с горизонтальным нижним люком
  12. Схема электрическаяс соединений обмоток двигателя с наклонным нижним люком
  13. Тяговый электродвигатель ДПТ810-2У1
  14. Технические характеристики двигателя
  15. Габаритный чертеж двигателя
  16. Устройство и работа двигателя
  17. Коробка выводов
  18. Схемы электрические соединений катушек
  19. Траверса
  20. Поворотный механизм траверсы
  21. Устройство фиксации траверсы
  22. Стопорное устройство траверсы
  23. Разжимное устройство
  24. Щеткодержатель
  25. Коллектор
  26. Подшипниковый узел
  27. Схема электрическая соединений катушек якоря и уравнителей с коллектором
  28. Тяговый электродвигатель СТК-810 У1
  29. Технические характеристики двигателя
  30. Габаритный чертеж двигателя
  31. Устройство и работа двигателя
  32. Схемы электрические соединений катушек
  33. Траверса
  34. Поворотный механизм траверсы
  35. Устройство фиксации траверсы
  36. Стопорное устройство траверсы
  37. Щеткодержатель
  38. Коллектор
  39. Схема укладки обмоток
  40. Подшипниковый узел
Тяговый электродвигатель ЭДП 810У1

Технические характеристики двигателя

    Основные параметры
    Предельные параметры

Габаритный чертеж двигателя


Устройство и работа двигателя

    Электродвигатель с секторами на вентиляционных отверстиях
    1 - траверса; 2,12 - шит подшипниковый; 3 - вал; 4 - коллектор; 5 - щеткодержатель; 6 - уравнитель; 7 - компенсационная обмотка; 8 - полюс главный; 9 - корпус; 10 - полюс дополнительный; 11 - катушки якоря; 13 - сердечник якоря; 14 - корпус якоря; 15 - сектор.
    Электродвигатель с решетками на вентиляционных отверстиях
    1 - траверса; 2,12 - шит подшипниковый; 3 - вал; 4 - коллектор; 5 - щеткодержатель; 6 - уравнитель; 7 - компенсационная обмотка; 8 - полюс главный; 9 - корпус; 10 - полюс дополнительный; 11 - катушки якоря; 13 - сердечник якоря; 14 - корпус якоря; 15 - решетка.

    Электродвигатель ЭДП810 постоянного тока независимого возбуждения, производства ГП завод «Электротяжмаш» г. Харьков, предназначен для тягового привода колесных пар электровоза 2ЭС6.
    Электродвигатель представляет собой компенсированную шестиполюсную реверсивную электрическую машину постоянного тока независимого возбуждения. Электродвигатель выполнен для опорно-осевой подвески. Для установки шестерен электродвигатель имеет два свободных конусных конца вала. Вентиляция электродвигателя - принудительная. В подшипниковых щитах со стороны противоположной коллектору имеются отверстия для выхода охлаждающего воздуха, на которые устанавливаются сектора или решетки.

    Якорь электродвигателя опирается на два одинаковых роликовых подшипника, вмонтированных в подшипниковые щиты. Якорь состоит из следующих основных частей: вала 3, корпуса 14, сердечника якоря 13, коллектора 4 и катушек якоря 11 с уравнителями 6.
    Вал 3 запрессован в корпус 14 якоря. Такая конструкция позволяет заменить (выпрессовать) поврежденный вал без разборки якоря.
    Катушки 11 якоря и уравнители 6 образуют петлевую обмотку с уравнительными соединениями. Уравнители 6 расположены под лобовыми частями катушек 11 якоря со стороны коллектора 4. Соединение уравнителей и катушек якоря с коллекторными пластинами выполнено сваркой. Головки катушек обмотки якоря со стороны противоположной коллектору защищены закрытой задней нажимной шайбой от механических повреждений при эксплуатации и ремонтах электродвигателя. Обмотка якоря имеет изоляцию класса нагревостойкости "Н".
    В якоре применен коллектор 4 арочного типа, состоящий из комплекта пластин, скрепленных конусом и втулкой с помощью коллекторных болтов.
    На торец нажимного корпуса коллектора установлены изоляционные секторы с целью исключения возникновения переброса электрической дуги с пластин коллектора - на заземленные части якоря (конус).

    Магнитная система состоит из корпуса 9, шести главных полюсов 8, шести добавочных полюсов 10 и шести катушек компенсационной обмотки 7, а также соединений проводных.
    Корпус 9 имеет со стороны коллектора 4 вентиляционный люк для подачи в электродвигатель охлаждающего воздуха и два смотровых люка (верхний и нижний) для технического обслуживания и текущего ремонта внутренних составных частей электродвигателя.
    Добавочные полюсы выполнены в виде моноблоков, путем плотной насадки катушки на сердечник и пропитки в компаунде с последующей запечкой, что обеспечивает влагостойкость, устойчивость к вибрации. Замена катушки возможна только на ремонтных заводах.
    Все полюсные катушки и компенсационная обмотка, соединённые между собой в соответствии с электрической схемой электродвигателя, имеют изоляцию класса нагревостойкости "Н".
    Выводы якорной цепи и цепи главных полюсов выведены в коробку выводов.

Разборка двигателя

    1 - кольца уплотнительное,- 2 - крышка подшипника; 3 - подшипник; 4 - щит подшипниковый; 5 - внутреннее кольцо подшипника; 6 - траверса; 7 - щеткодержатель; 8 - коллектор; 9 - обмотка компенсационная; 10 - полюс добавочный; 11 - якорь; 12 - сердечник главного полюса; 13 - система магнитная; 14 - катушка главного полюса; 15 - щит подшипниковый; 16 - вал.

Подшипниковые узлы двигателя

    В электродвигателе для опоры, свободного вращения и центрирования якоря относительно магнитной системы применяются роликовые подшипники, установленные в щиты подшипниковые.
    Подшипниковый щит со стороны, противоположной коллектору, имеет каналы для выхода охлаждающего воздуха.

Вид со стороны коллектора на двигатель с горизонтальным и наклонным люками

    На торцовой стороне электродвигателя со стороны коллектора расположены устройства: стопорения траверсы 3, проворота 4 и прижима 2 траверсы, трубка 1 для подвода смазки и камера сброса отработанной смазки (закрытая крышкой 6), а также контрольная точка замера давления воздуха в коллекторной камере.

Траверса

    1 - изолятор; 2 - щеткодержатель; 3 - планка

Щеткодержатель

    1 - фиксатор; 2 - корпус; 3 - пружина; 4 - щетка; 5 - болт.

    На внутренней торцовой поверхности подшипникового щита со стороны коллектора закреплена траверса с шестью щеткодержателями, допускающая проворот на 360 градусов и обеспечивающая осмотр и обслуживание каждого щеткодержателя через нижний смотровой люк.
    Траверса выполнена разрезной, по наружному диаметру которой выполнен зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерни проворотного устройства. В электродвигателе траверса крепится тремя прижимными устройствами 2, каждое из которых состоит из фиксатора 8 и пальца 5, а также устройством разжима траверсы. В рабочем положении траверса должна быть разжата. Накладка после установки щеток на электрическую нейтраль зафиксируется на подшипниковом щите двумя сварными швами в двух местах.
    К траверсе ввинчиваются изоляторы 1, к каждой паре изоляторов при помощи болтов крепится планка 3, к которой при помощи специального болта и гайки с пружинной шайбой закрепляется щеткодержатель 2. Сопрягаемые поверхности планки и корпуса щеткодержателя выполнены типа "гребенки" с целью обеспечения фиксации и регулировки положения щеткодержателя относительно рабочей поверхности коллектора в радиальном направлении.
    Каждый щеткодержатель имеет две щетки, а также два нажимных устройства со спиральными пружинами. Нажимные устройства не требуют регулировки нажатия на щетки в процессе эксплуатации и обеспечивают фиксацию положения пружин при замене и осмотре щеток.

Устройства прижима и фиксации траверсы и стяжки и разжима траверсы

    Устройство прижима и фиксации траверсы
    Устройство стяжки и разжима траверсы

Схема электрическая соединений обмоток двигателя с горизонтальным нижним люком


Схема электрическая соединений обмоток двигателя с наклонным нижним люком


Тяговый электродвигатель ДПТ810-2У1

Технические характеристики двигателя

    Основные параметры
    Параметры двигателя в предельных режимах

Габаритный чертеж двигателя


Устройство и работа двигателя

    Продольный разрез двигателя

    Электродвигатель ДПТ810-2У1 постоянного тока независимого возбуждения, производства Карпинского ОАО «КЭМЗ», предназначен для тягового привода колесных пар на тележках электровоза 2ЭС6.
    Тяговый электродвигатель представляет собой шестиполюсную компенсированную электрическую машину постоянного тока с независимым возбуждением и независимой системой вентиляции. Охлаждающий воздух поступает в тяговый электродвигатель со стороны коллектора и выходит из тягового электродвигателя со стороны противоположной коллектору через щелевые отверстия подшипникового щита.
    Тяговый электродвигатель состоит из щитов подшипниковых поз.1 и поз.20, траверсы поз.3, системы магнитной поз.13, якоря 15.
    В магнитную систему поз.13 электродвигателя входят: станина поз.8, главные полюса поз.16, добавочные полюса поз.10, якорь поз.15, щиты подшипниковые поз.1 и поз.20.
    Вид на двигатель со стороны коллектора

    На торцевой стенке станины со стороны коллектора расположены устройства стопорения поз.1, поворота поз.2 фиксации поз.3 и разжимное устройство поз.4 траверсы.
    С наружной стороны станина имеет выступы для крепления кронштейна подвески электродвигателя к раме тележки, коробку выводов, проушины для транспортировки и кантования станины и электродвигателя. В электродвигателе имеется два отверстия диаметром 14 мм для слива конденсата: одно - в станине со стороны противоположной коллектору, второе - в крышке нижнего коллекторного люка.
    Главные полюсы крепятся к станине тремя болтами М30, добавочные - тремя болтами М20. Болты добавочных полюсов изготовлены из немагнитной стали. На головках болтов главных и добавочных полюсов маркируется условное обозначение предела прочности материала из которого изготовлены болты. Для предохранения от самоотвинчивания под головку установлены пружинные шайбы.
    Главный полюс состоит из катушки 17 и сердечника 14. Сердечник главного полюса выполнен шихтованным из штампованных стальных листов и стянут заклепками. Для крепления полюса к станине в сердечник запрессован один стальной стержень с резьбовыми отверстиями под болты крепления. В каждом сердечнике имеется восемь пазов открытой формы, в которые укладываются катушки компенсационной обмотки.
    Катушка главного полюса имеет 16 витков, намотанных из мягкого медного провода ПММ. Для лучшего прилегания катушки к внутренней поверхности станины и поверхности полюса ее в процессе изготовления опрессовывают в специальном приспособлении для придания соответствующей формы. К крайним виткам катушки припаяны выводы из гибкого медного провода. Корпусная изоляция катушки состоит из слюдинитовой ленты. Междувитковая изоляция выполнена из ГИК-Т-ЛСК(В).
    Главные полюсы выполнены моноблочной конструкцией. Моноблоки представляют собой неразъемные соединения, получаемые пропиткой в компаунде «Элпласт-180ИД» изолированных катушек, надетых на сердечники полюсов, с последующей их термообработкой . К поверхности катушки, прилегающей к станине, приклеивают прокладки из триацетатцеллюлозной пленки Это обеспечивает предохранение изоляции катушек от повреждения и плотное зажатие катушки между наконечником полюса и станиной.
    Добавочный полюс состоит из сердечника поз. 9 и катушки поз. 7. Сердечник полюса выполнен по высоте из двух частей, изготовленных из стального листа. На часть сердечника, расположенную со стороны якоря, крепятся наконечники и устанавливается катушка.
    Катушка добавочного полюса имеет шесть витков, намотанных из мягкого медного провода ПММ. Выводы катушки - из гибкого медного провода.
    Корпусная изоляция катушки аналогична изоляции катушки главного полюса. Катушка с полюсом пропитываются в компаунде «Элпласт-180ИД» и после термообработки представляют собой единый монолитный блок.
    Компенсационная обмотка состоит из шести отдельных катушек поз.6 по 12 витков каждая. Намотана компенсационная обмотка из мягкого медного провода ПММ. Выводы катушки выполнены из гибкого медного провода. Междувитковая и основная корпусная изоляция катушки выполнена из элмикатерма, короностойкий слой корпусной изоляции - слюдинитовой лентой, покрывная - лентой стеклянной. От механических повреждений изоляция защищена изоляционными пазовыми гильзами из имидофлекса. Крепление компенсационной обмотки в пазах полюса выполняется клиньями из стеклотекстолита. Концы обмоток через резиновые втулки выведены на колодки клеммные в коробку выводов поз.5.
    Якорь поз.15 состоит из коллектора поз.2, сердечника якоря поз.12, втулки якорной поз.11, вала поз.21, обмоткодержателя поз.18 и обмотки якоря с уравнителями поз.5.

    Принцип работы тягового электродвигателя основан на взаимодействии тока, проходящего по обмотке якоря и потока главных полюсов. В результате этого взаимодействия в якоре возникает электромагнитный момент, который в зависимости от направления токов в обмотке якоря и главных полюсов, может быть либо вращающим (в двигательном режиме), либо тормозным (в режиме электрического торможения). Ток, проходящий через компенсационную обмотку и обмотку добавочных полюсов, создает направленные магнитные потоки, облегчающие условия коммутации.

Коробка выводов

    Колодки клеммные выполнены из пресс - материала. Наконечники обмоток закреплены в клеммной колодке поз.1 рис 3 на болтах М12 поз.5 гайками поз.3 и поз.4. Для предохранения от самоотвинчивания под гайки установлена пружина пластинчатая поз.2. Для исключения проникновения пыли и влаги, а также для электробезопасности коробка выводов закрывается стеклопластиковой крышкой, к которой приклеена фторопластовая прокладка. Соединение катушек между собой выполнено пайкой твердым припоем.

Схемы электрические соединений катушек


Траверса

    Траверса поз.1 - разрезная, по наружному ободу имеет зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерен поворотного механизма. На траверсе закреплены планки поз.3 с изоляторами поз.2, шесть щеткодержателей поз.4 и соединяющие их между собой гибкие провода поз.5 . В двигателе траверса крепится фиксирующим и тремя стопорными устройствами, а также специальным разжимным устройством.
    Планки поз.3 закреплены на траверсе поз.1 через изоляторы поз.2 с помощью болтов. Щеткодержатель поз.4 крепят к планке поз. 3 при помощи болта и гайки с контргайкой. На сопрягаемых поверхностях планки и щеткодержателя для более надежного их крепления выполнена гребенка, которая позволяет выбрать и зафиксировать определенное положение щеткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора.

Поворотный механизм траверсы

    Поворотный механизм траверсы состоит из вала-шестерни поз.2, установленного в отверстии станины поз.1. Вал шестерня поз.2 входит в зацепление с зубьями траверсы поз.3. Один конец вала-шестерни имеет квадратную головку . При вращении вала-шестерни за квадратную головку шестерня поворачивает траверсу.

Устройство фиксации траверсы

    Устройство фиксации траверсы состоит из накладки поз.1, шайбы поз.2 и фиксатора поз.3 . После установки нейтрали фиксатор поз.3 вкрутить в кольцо траверсы поз.5 и приварить накладку поз.1 к щиту подшипниковому поз.4. Контроль установки траверсы на геометрическую нейтраль в эксплуатации производят по совпадению риски Б, нанесенной на кольце траверсы, и стрелки поз.6, установленной на станине.

Стопорное устройство траверсы

    Стопорное устройство траверсы состоит из пальца поз.2, установленного в отверстии станины поз.3, фиксатора поз.5 и обоймы поз.4. Фиксатор поз.5 при вращении пальца поз.2 входит в обойму поз.4 и прижимает траверсу поз . 6 к щиту подшипниковому поз.1.

Разжимное устройство

    Разжимное устройство состоит из стяжки поз.5, двух шарниров поз.4, закрепленных планками поз.3, болтами поз.2 и шайбами поз.1 на траверсе.
    Один шарнир имеет отверстие с правой резьбой, другой - с левой. В шарниры вкручена стяжка, имеющая шестигранник для вращения ее ключом. При вращении стяжки поз . 5 в ту или другую сторону происходит разжатие или сжатие траверсы по диаметру. В рабочем положении траверса должна быть разжата.

Щеткодержатель

    Щеткодержатель состоит из обоймы поз.1, имеющей два окна для щеток и двух рычагов поз.3. Обойма и рычаг отлиты из латуни. Нажатие рычагов поз.3 на щетки создают две пружины поз.2. Конструкция щеткодержателя обеспечивает сохранение неизменной величину диапазона силы нажатия рычага на щетку на весь период эксплуатации щетки. В окно щеткодержателя устанавливаются две разрезные щетки марки ЭГ-61А размером 20х40х62 мм.

Коллектор

    Коллектор по способу крепления коллекторных пластин - арочного типа, состоит из нажимного конуса 1, комплекта крепящих болтов поз.2 с уплотнительными шайбами поз.4, изоляционных манжет поз.3 и поз.7, пакета коллекторных пластин поз.5 и втулки коллектора 6.
    Для обеспечения герметичности коллекторная камера А заполняется герметиком. На втулку якоря коллектор посажен с натягом и дополнительно закреплен гайкой. Сердечник якоря поз.12 посажен с натягом на шпонку втулки якорной поз.11, напрессованной на вал поз.21, и состоит из штампованных листов электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Сердечник якоря закреплен на втулке с одной стороны обмоткодержателем поз.18, с другой - кольцом. В сердечнике имеются пазы открытой формы для размещения обмотки и аксиальные отверстия для прохода вентилирующего воздуха. Наличи е втулки якоря обеспечивает возможность замены вала в случае его повреждения без полной разборки якоря.
    Втулка якорная (см. рисунок из раздела "устройство и работа двигателя") поз.11 - коробчатой конструкции. По наружному диаметру втулка якорная обработана под посадку заднего обмоткодержателя поз.18, сердечника якоря поз.12 и коллектора поз.2, по внутреннему - под посадку на вал поз.21.
    Наружная поверхность обмоткодержателя поз.18 служит для опоры лобовых частей обмотки якоря. Для повышения поверхностного сопротивления изоляции обмотки якоря на наружную поверхность обмоткодержателя устанавливаются сектора из стеклолакоткани, которые крепятся бандажом из ЛЭСБ.
    Вал якоря поз.21 имеет галтельные переходы от одного диаметра к другому. Цилиндрические поверхности вала обработаны под посадку втулки якорной поз.11, внутренних колец подшипников, уплотнительных колец подшипниковых узлов. Конусные части вала предназначены для установки шестерен зубчатой передачи.
    Обмотка якоря поз.5 - простая петлевая с уравнителями первого рода, расположенными на стороне коллектора под катушками якоря. Состоит из якорных катушек поз.19 и уравнителей поз.4, концы которых приварены к петушкам коллектора.
    Обмотка якоря в пазах сердечника закреплена клиньями из стеклотекстолита, а лобовые части обмоток закреплены стеклобандажом.
    Катушки якоря и уравнители выполнены из изолированного обмоточного провода. Основная корпусная изоляция выполнена лентой из элмикатерма; короностойкий слой корпусной изоляции - из имидофлекса; покрывная - лентой стеклянной. Для обеспечения влагостойкости изоляции и повышения ее срока службы якорь пропитан вакуумно-нагнетательным способом в компаунде «Элпласт -180 ИД».

Подшипниковый узел

    Подшипниковые щиты поз.1 и поз.20, сварной конструкции, имеют гнезда для посадки наружных колец подшипников, посадочные утолщения по наружному контуру для напряженной установки щитов в станину и фланцы с отверстиями для крепления щитов болтами к станине. Во фланцах имеется три отверстия с резьбой для отжимных болтов, с помощью которых щиты выпрессовываются из станины при разборке двигателя. В станину подшипниковые щиты посажены напряженно и закреплены болтами. Под головки болтов установлены пружинные шайбы. С наружной сторо ны на щитах имеются трубки для подачи смазки в подшипники и одна бобышка те резьбой для крепления кожухов зубчатой передачи.
    Якорные подшипники - радиальные однорядные с короткими цилиндрическими роликами. Для смазывания подшипников используется смазка Буксол. Добавление смазки производится через трубки, ввинченные в отверстия подшипниковых щитов. Внутренние кольца подшипников посажены на вал якоря с натягом и в осевом направлении зафиксированы на валу кольцом 3 и втулкой лабиринтовой 2. Наружные кольца подшипников установлены в гнезда подшипниковых щитов и закреплены в аксиальном направлении крышкой 1, которая крепится к щиту болтами. Под головки болтов установлены пружинные шайбы, предохраняющие болты от самоотвинчивания.
    Конструкцией подшипниковых узлов предусмотрены уплотняющие устройства, которые обеспечивают защиту подшипников от проникновения в них жидкой смазки из кожухов зубчатой передачи и утечки смазки из подшипниковых камер.
    С внутренней стороны лабиринтные уплотнения через отверстия А сообщаются с атмосферой. Это способствует выравниванию давления в подшипниковых камерах до уровня атмосферного и тем самым исключается выдавливание смазки из них разностью давлений, возникающих в работающем двигателе при продувке через него вентилирующего воздуха.
    При добавлении смазки в подшипники отработанная смазка попадает в камеру Б. Удаление отработанной смазки из камеры Б производится при каждом добавлении смазки в подшипники.

Схема электрическая соединений катушек якоря и уравнителей с коллектором


Тяговый электродвигатель СТК-810 У1

Технические характеристики двигателя


Габаритный чертеж двигателя


Устройство и работа двигателя

    Продольный разрез тягового двигателя
    Вид на двигатель со стороны коллектора

    Электродвигатель СТК-810 Уl постоянного тока независимого возбуждения, производства ОАО "НПП "СЭМЗ" г. Смела, предназначен для тягового привода колесных пар на тележках электровоза 2ЭС6.

    Тяговый электродвигатель представляет собой шестиполюсную компенсированную электрическую машину постоянного тока с независимым возбуждением и независимой системой вентиляции. Охлаждающий воздух поступает в тяговый двигатель со стороны коллектора через вентиляционный люк и выходит из тягового двигателя со стороны, противоположной коллектору, через окна, находящиеся в корпусе и вентиляционные отверстия подшипникового щита.
    Электродвигатель состоит из щитов подшипниковых 1 и 11, траверсы 2, системы магнитной 3, якоря 4.
    Корпус магнитной системы - сварная конструкция сложной формы, является одновременно магнитопроводом и корпусом, к которому крепятся главные и добавочные полюса. С торцов корпус имеет горловины с привалочными поверхностями для установки подшипниковых щитов с роликовыми подшипниками, в которых вращается якорь. В корпусе имеются два коллекторных люка, для осмотра и обслуживания коллектора и щеточного аппарата, которые закрываются крышками.
    На торцевой стенке корпуса со стороны коллектора расположены устройство фиксации 2, проворота 3 и стопорения 4 траверсы.
    Конструкцией корпуса предусмотрены кронштейны для крепления цапфы привода и двигателя к раме тележки, а также уши для транспортировки и кантования электродвигателя.
    Главные полюса крепятся к корпусу тремя болтами М30, добавочные - тремя болтами М20. Для предохранения от самоотвинчивания под головки установлены пружинные шайбы.
    Соединение катушек между собой выполнено пайкой твердым припоем, изолированные межкатушечные соединения закреплены к скобам, расположенным на внутренней поверхности корпуса.
    Концы обмоток через резиновые втулки выведены в коробку выводов. Подсоединительные зажимы закреплены на панели клеммной. Коробка выводов закрывается крышкой и уплотнена прокладками из электроизоляционной резины.
    Главный полюс состоит из катушки 10 и сердечника 9. Сердечник главного полюса выполнен шихтованным из штампованных стальных листов и стянут заклепками. Для крепления полюса к корпусу в сердечник запрессован стальной стержень с резьбовыми отверстиями под болты крепления. В каждом сердечнике имеется восемь пазов открытой формы, расположенных параллельно продольной оси добавочных полюсов. В эти пазы укладываются катушки компенсационной обмотки.
    Катушка главного полюса имеет 15 витков, намотанных из шины марки ШММ.
    Корпусная изоляция катушки состоит из слюдяной непропитанной и пропитанной ленты, покровная - ленты стеклянной ЛЭС. Между катушкой полюса и корпусом проложена прокладка из кремнийорганической резины К-8, что обеспечивает предохранение изоляции катушки от повреждений и плотное зажатие катушки между наконечником полюса и корпусом.
    Добавочный полюс состоит из сердечника 7 и катушки 6. Сердечник полюса выполнен массивным, изготовленным из стального листа. К сердечнику со стороны якоря крепятся наконечники полюсные, изготовленные из немагнитного сплава, на сердечник устанавливается катушка.
    Катушка добавочного полюса имеет шесть витков, намотанных из шины медной мягкой. Корпусная изоляция катушки аналогична изоляции катушки главного полюса.
    Компенсационная обмотка состоит из 11 витков. В шести пазах полюса расположено по три полувитка, в двух пазах - по два полувитка. Намотана компенсационная катушка из проволоки медной мягкой.
    Междувитковая изоляция выполнена лентой П-ПМ /180/КО, основная корпусная изоляция катушки выполнена лентой Элизтерм-180; покровная - лентой стеклянной ЛЭС. Крепление компенсационной обмотки в пазах полюса выполняется клиньями из профильного стеклотекстолита.
    Якорь состоит из коллектора 17, сердечника 8, втулки якоря 14, вала 15, задней нажимной шайбы 13, передней нажимной шайбы 16 и обмотки якоря.

    Работа тягового двигателя. В результате взаимодействия тока, проходящего по обмотке якоря, и потока главных полюсов в якоре возникает электромагнитный момент, который, в зависимости от направлений токов в обмотках якоря и главных полюсов, может быть либо вращающим (в двигательном режиме), либо тормозным (в режиме электрического торможения).
    Ток, проходящий через компенсационную обмотку и обмотку добавочных полюсов, создает магнитные потоки, улучшающие потенциальные условия на коллекторе и облегчающие процессы коммутации

Схемы электрические соединений катушек


Траверса

    Траверса по наружному ободу имеет зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерни поворотного механима. На траверсе установлены изоляторы 3 с кронштейнами 2, к которым крепятся щеткодержатели 4, равномерно распределенные по окружности коллектора. Однополярные щеткодержатели соединены между собой проводами 5.

Поворотный механизм траверсы

    Поворотный механизм траверсы состоит из валика 1, установленного в отверстии корпуса 2.
    В зацепление с зубчатым венцом траверсы 3 входит шестерня, выполне на заодно с валиком. При вращении валика шестерня проворачивает траверсу.

Устройство фиксации траверсы

    Устройство фиксации траверсы состоит из накладки 1 и фиксатора 2.
    После установки электрической нейтрали и затягивания фиксатора накладка 1 приваривается в двух точках к подшипниковому щиту . Контроль установки траверсы на геометрическую нейтраль в эксплуатации производят по совпадению рисок нанесенных на корпусе и траверсе в районе коллекторного люка.

Стопорное устройство траверсы

    Стопорное устройство траверсы состоит из болта 1, установленного в отверстии корпуса, накладки 2 и обоймы 3.
    Накладка 2 при вращении болта 1 входит в обойму 3 и прижимает траверсу 4 к подшипниковому щиту 5.

Щеткодержатель

    Изоляционные пальцы представляют собой стальные шпильки, отпрессованные прессмассой с последующей установкой фторопластовых изоляторов. Щеткодержатель крепят к кронштейну шпилькой и гайкой с пружинной шайбой. Положение щеткодержателя в осевом направлении относительно петушков коллектора регулируется перемещением кронштейна вдоль изоляционного пальца. На сопрягаемых поверхностях кронштейна и щеткодержателя для более надежного их крепления выполнена гребенка, которая позволяет выбрать и зафиксировать определенное положение щеткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора.
    Щеткодержатель состоит из корпуса 1, имеющего окно для щеток 2, и двух нажимных пальцев 3. Корпус отлит из латуни. Нажатие пальцев 3 на щетки 2 создают две пружины 4. Винты 5 служат для регулирования усилия нажатия пружин. В окно щеткодержателя устанавливаются две разрезные щетки марки ЭГ-61А размером (2 х 10) х 32 х 57 мм.

Коллектор

    В якоре применен коллектор арочного типа который состоит из комплекта пластин 4, выполненных из меди, легированной серебром и скрепленных конусом 1 и втулкой 8 с помощью коллекторных болтов 2.
    Коллекторные пластины изолированы одна от другой электроизоляционными прокладками из слюдопласта. Пакет коллекторных пластин изолирован от конуса нажимного и коллекторной втулки манжетами 3, 7 из миканита и слюдопласта, а также прокладкой 6 из с теклослюдопласта . Внутренняя полость коллектора заполнена компаундом.
    Сердечник якоря посажен с натягом на втулку якоря 14, напрессованную на вал, и состоит из штампованных листов электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Сердечник закреплен на втулке с нажимными шайбами 13 и 16. В сердечнике имеются пазы открытой формы для размещения обмотки и аксиальные отверстия для прохода вентилирующего воздуха. Наличие втулки якоря обеспечивает возможность замены вала в случае его повреждения без полной разборки якоря.
    Втулка якоря 14 выполнена в виде 6-ти реберной конструкции, обработанной по наружному диаметру под посадку задней нажимной шайбы 13, сердечника якоря, передней нажимной шайбы и коллектора, по внутреннему - под посадку на вал. На выступающем конце втулки имеется резьба для установки гайки крепления коллектора.
    Нажимные шайбы 13 и 16 представляют собой два кольца, соединенных ребрами. Внутреннее кольцо является ступицей для посадки на втулку якоря, а наружное - упором для сердечника и обмоткодержателем. Наружное кольцо покрыто стеклопластиковыми сегментами для усиления электрической прочности изоляции обмотки относительно корпуса.
    Вал якоря 15 имеет галтельные переходы от одного диаметра к другому. Цилиндрические поверхности вала обработаны под посадку втулки якоря, внутренних колец подшипников, уплотнительных колец подшипниковых узлов. Конусные части вала предназначены для установки шестерен зубчатой передачи.
    Для снятия шестерни с вала гидравлическим способом в торце вала имеется специальное отверстие с резьбой, а также отверстие с резьбой для ввинчивания рым-болта при транспортировании якоря.
    Обмотка якоря простая петлевая с уравнителями первого рода, расположенными на стороне коллектора под катушками якоря, состоит из якорных катушек 12 и уравнителей 4, концы которых приварены к петушкам коллектора.
    Обмотка якоря в пазах сердечника закреплена клиньями из профильного стеклотекстолита, а лобовые части обмотки закреплены стеклобандажом.
    Катушки якоря и уравнители выполнены из провода марки ПММ. Корпусная изоляция выполнена полиимидной пленкой и слюдяной попитанной лентой; покровная - стеклолентой.

Схема укладки обмоток


Подшипниковый узел

    Подшипниковые щиты 1 и 11 выполнены сварными, имеют гнезда для посадки наружных колец подшипников и фланцы с отверстиями для крепления щитов болтами к корпусу. Во фланцах имеется три отверстия с резьбой для выжимных болтов, с помощью которых щиты выпрессовываются из корпуса при разборке двигателя. В корпус подшипниковые щиты запрессованы с натягом и закреплены болтами. Под головки болтов установлены пружинные шайбы. С наружной стороны на щитах имеются трубки 1 для добавления смазки в подшипники.
    В щитах имеются камеры А для сбора отработанной смазки. Якорные подшипники - радиальные однорядные с короткими цилиндрическими роликами типа NJ 330 - Е - Ml - Fl - С4 FAG. Для смазывания подшипников используется смазка Буксол. Внутренние кольца подшипников посажены на вал якоря с натягом и в осевом направлении зафиксированы на валу кольцами 2 и 4.
    Наружные кольца подшипников установлены в гнезда подшипниковых щитов и закреплены в осевом направлении крышками, которые крепятся к щиту болтами. Под головки болтов установлены пружинные шайбы предохраняющие болты от самоотвинчивания. Конструкцией подшипниковых узлов предусмотрены уплотняющие устройства, лабиринтного типа, которые обеспечивают защиту подшипников от проникновения в них жидкой смазки из кожуха зубчатой передачи и утечки смазки из подшипниковых камер.
    При добавлении смазки в подшипники отработанная смазка попадает в камеры А закрытые крышками и прокладками из резины.
    Удаление отработанной смазки из камер производится при каждом добавлении смазки в подшипники.