Общее описание
    ТЭ3 — Тепловоз с Электрической передачей, тип - 3. Выпускался в 1953-1973 годах на Коломенском заводе, Луганском тепловозостроительном заводе, Харьковском заводе транспортного машиностроения, Электротяжмаш. Построено 13617 тепловозов.
    В 1947 году после начала серийного производства ТЭ1 и ТЭ2 принято решение о разработке более мощного тепловоза. У данной машины применён более совершенный дизельный двигатель 2Д100 (однорядный бескомпрессорный 10-ти цилиндровый двухтактный) мощностью 2000 л.с. и с суммарной мощностью секций в 4000 л.с..
    Особенности:
    - Тепловоз выпускался для замены мощных грузовых паровозов, как Е (1943-1947), ЛВ, П36 «Победа» и ФД.
    - При выпуске нумерация разделена по заводам: 01—1000 для Харьковского завода, 1001—2000 для Коломенского завода и 2001—7805 для Луганского завода.


Технические характеристики

Габариты:
Длина
Ширина
Высота

2*16974 мм (33948 мм)
3270 мм
4825 мм
Конструкционная скорость 100 км/ч
Минимальный радиус прохождения кривых 125 м
Тип двигателя 2Д100
Мощность двигателя 2*2000 л.с. (4000 л.с.)
Тип ТЭД ЭД-200, коллекторный
Мощность ТЭД 2*6*206 кВт (2472 кВт)
Осевая формула 2*(3030)
Тип передачи электрическая, постоянного тока
Служебная масса 2*121 (242) т

Расположение оборудования на тепловозе

    1 - высоковольтная камера; 2 - редуктор привода двухмашинного агрегата, вентилятора передних тяговых электродвигателеq и тахогенераторов (передний редуктор); 3 - канал для подвода охлаждающего воздуха к тяговому генератору; 4 - тяговыq генератор; 5 - воздуходувка; 6 - дизель 2Д100; 7 - кнопка экстренного выключения дизеля; 8 - восстанавливающая рукоятка механизма выключения дизеля; 9 - реле давления масла; 10 - фильтр тонкой очистки масла; 11 - электровентилятор машинного помещения; 12 - расширительный водяной бак; 13 - механизм привода жалюзи холодильника; 14 - верхнне жалюзи холодиль11ика; 15 - люк; 16 - боковые жалюзи холодильника; 17 - кабина тепловоза; 18 - дверцы передних песочниц; 19 - главный воздушный резервуар (передний); 20 - тележка (новой конструкции); 21 - фильтр вентилятора тяговых электродвигателей передней тележки; 22 - опора под домкрат; 23 - гофрированный пол машинного отделения; 24 - запасный тормозной резервуар; 25 - rорловина для заправки дизеля маслом; 26 - вентиль слива масла из системы дизеля; 27 - топливный бак; 28 - заправочная горловина топливного бака; 29 - аккумуляторная батарея; 30 - люк рейки топливомера; 31 - главный воздушный резервуар (задний); 32 - вентилятор задней тележки; 33 - гидромеханический редуктор; 34 - воздушный фильтр вентилятора тяговых электродвигателей задней тележки; 35 - воздушный компрессор; 36 - бак противопожарной установки; 37 - опора тележки; 38 - подогреватель топлива; 39 - санузел; 40 - крышка задней песочницы; 41 - патрубок слива воды из системы охлаждения дизеля.

Продольный разрез и план тепловоза

    1 - штурвал ручного тормоза; 2 - пульт управления; а - передняя тележка; 4 - стяжной ящик передний; 5 - каналы для подвода охлаждающего воздуха к тяговым электродвнгателям передней тележки; 6 - двухмашинный агрегат; 7 - вентнлягор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележкн; 8 - высоковольтная камера; 9 - прожектор; 10 - передний редукrор и тахогенераторы; 11 - тяговый генератор; 12 - канал вентиляции генератора; 13 - воздуходувка; 14 - дизель; 15 - глушитель; 16 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 17 - гидромеханический редуктор; 18 - воздушный компрессор; 19 - электровентилятор машинного помещения; 20 - расширительный бак водяной системы охлаждения дизеля; 21 - фильтр тонкой очистки масла; 22 - вентиляторное колeco; 23 - подпятник; 24 - карданный вал вентиляторного колеса; 25 - редуктор привода вентилятора; 26 - фрикционная муфта включения вентиляторного колеса; 27 - дверка передней песочницы; 28 - стяжной ящик задннй; 29 - автосцепка; 30 - хребтовая балка; 31 - боковые опоры главной рамы; 32 - секции холодильника; 33 - центральный шкворень задней тележки; 34 - топливоподогреватель; 35 - тяговый электродвигатель; 36 - фильтр грубой очистки мacлa; 37 - бак противопожарной установки; 38 - топливоподкачивающий насос; 39 - главный воздушный резервуар; 40 - топливный бак; 41 - маслопрокачивающий насос; 42-аккумуляторная батарея; 43-главный воздушный резервуар (передний); 44-сиденье машиниста; 45 -санузел.

Органы управления и индикации

Общий вид кабины машиниста


Расположение оборудования в кабине машиниста

    1 — манометр, показывающий давление воздуха в уравнительном резервуаре; 2 — световые сигналы; а — сброса нагрузки с генератора первой секции; б — работы дизеля второй секции; в — сброса нагрузки с генератора второй секции; 3 — двухстрелочный манометр давления воздуха в главном резервуаре и тормозной магистрали; 4 — электротермометр, показывающий температуру воды во второй секции; 5 — амперметр зарядки аккумуляторной батареи; 6 — электротермометр, показывающий температуру воды в первой секции; 7 — манометр, показывающий давление воздуха в тормозных цилиндрах; 8 — манометр, показывающий давление воздуха в резервуаре электропневматических' контакторов; 9 — стеклоочиститель; 10 — вольтметр, показывающий напряжение в цепи управления; 11 — переключатель автоматического регулирования; 12 — светильник; 13 — пульт управления радиостанцией ЖР-3; 14 — ручка крана вспомогательного тормоза; 15 — выключатель левых жалюзи холодильника; 16 — выключатель верхних жалюзи холодильника; 17 — выключатель правых жалюзи холодильника; 18 — выключатель муфты вентилятора; 19 — выключатель шунтировки поля, 20 — клапаны тифона и свистка; 21 — рукоятка запора (ключ) кнопочных выключателей; 22 — кнопочные выключатели; г — пуск дизеля первой секции; д — топливный насос первой секции; е — управление общее; ж — масляный насос (резервная кнопка); з — прожектор тусклый; и — прожектор яркий; к — электроманометр и электротермометр; л — мотор калорифера; м — топливный насос второй секции; н — пуск дизеля второй секции; 23 — кнопочные выключатели: о — освещение приборов; п — управление тепловозом; 24 — манометр, показывающий давление топлива; 25 — электротермометр, показывающий температуру масла до холодильника первой секции; 26 — ручка крана машиниста; 27 — штурвал ручного тормоза, 28 — манометр, показывающий давление масла в первой секции; 29 — светильник; 30 — электроманометр, показывающий давление масла во второй секции; 31 — вольтметр, показывающий напряжение тягового генератора; 32 — амперметр тока нагрузки тягового генератора; 33 — рукоятка реверсора; 34 — огнетушитель; 35 — рукоятка контроллера машиниста; 36 — динамик радиостанции; 37 — локомотивный светофор; 38 — скоростемер

Механическое оборудование

Тележки


Пневматическое оборудование

Схема тормозного оборудования тепловоза и схема соединения воздухопровода двух секций

    1 - кран вспомогательного тормоза №254; 2 - манометр тормозной магистрали; 3, 23 - краны разобщительные; 4 - кран комбинированный №114; 5 - кран двойной тяги №377; 6 - манометр уравнительного резервуара; 7 - кран машиниста №222; 8 - манометр тормозных цилиндров; 9 - резервуар уравнительный; 10 - клапан автостопа; 11 - фильтр Э-114; 12 - кран разобщительный №383; 13 - цилиндр тормозной №507А; 14, 17, 18 - краны разобщительные №379; 15 - воздухораспределитель №270-002; 16 - камера в сборе №295-001; 19 - резервуар запасной; 20 - рукав; 21 - регулятор давления ЗРД; 22 - кран концевой; 24 - шланг дюритовый; 25 - компрессор КТ6; 26 - клапан предохранительный Э-216; 27 - резервуары главные; 28 - маслоотделитель Э-120/Т; 29 - кран спускной; 30 - резервуар времени; 31 - резервуары дополнительные; 32 - манометр главных резервуаров.

Компрессор КТ-6