Общее описание
    ТЭМ2 — Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип - 2. Выпускался в 1960-1974 годах на Брянском машиностроительном заводе, Луганском тепловозостроительном заводе. Построено 4355 тепловозов..
    Основной целью было создание более мощного маневрового тепловоза на базе предшествующей серии ТЭМ1. Для этого был разработан новый дизель ПД1, который обеспечивал мощность в 1200 л.с. Тепловоз ТЭМ2 имеет шестиосную конструкцию с осевой формулой 30−30. Его масса в рабочем состоянии составляет 120 тонн, а сила тяги при скорости 11,2 км/ч достигает 200 кН (20 400 кгс)..
    Запасы топлива, масла, воды и песка позволяют ТЭМ2 работать без экипировки до 10 суток, что делает его идеальным для маневровых работ на больших железнодорожных узлах и на промышленных предприятиях. Кузов тепловоза немного изменен по сравнению с предшественником ТЭМ1: боковые стенки кабины машиниста выполнены без наклона, что улучшило обзор пути..
    Часть тепловозов оснащалась тележками, позволяющими менять колею на 1435 мм и устройствами для размещения автосцепки на высоте 875 или 1055 мм от головок рельсов — такие тепловозы получили обозначение ТЭМ2А. В 1974 и 1975 годах Брянский завод построил 7 опытных тепловозов серии ТЭМ2М, на которых вместо дизеля ПД1М был установлен дизель 6Д49.
    С 1978 года на ТЭМ2 начали устанавливать модернизированный дизель ПД1М и улучшили электрическое оборудование, обновлённая серия получила название ТЭМ2У. С течением времени ТЭМ2 нашли применение не только на магистральных железных дорогах, но и на путях промышленных предприятий.     Особенности:
    - Относительно предшественника ТЭМ1, здесь установлен новый дизель и генератор, улучшены электрические схемы


Технические характеристики

Габариты:
Длина
Ширина
Высота

16970 мм
3150 мм
5010 мм
Конструкционная скорость 100 км/ч
Минимальный радиус прохождения кривых 80 м
Осевая формула 30-30
Тип передачи электрическая, постоянного тока
Служебная масса 120 т
Дизель
Марка двигателя ПД1
Мощность двигателя 1200 л.с.
Тип двигателя четырехтактный шестицилиндровый бескомпрессорный с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом
Диаметр поршня 318 мм
Ход поршня 330 мм
Минимально устойчивая частота вращения вала 300+15 об/мин
Турбокомпрессор
Марка ТК-30С
Производительность при номинальном режиме 2±0,1 кгс/см2
Максимальная частота вращения ротора 20000 об/мин
Генератор
Марка ГП-300Б
Тип постоянного тока с независимым возбуждением и самовентиляцией
Число главных полюсов 8
Число добавочных полюсов 8
Напряжение длительное 870 В
Сила тока длительная 900 А
Мощность номинальная 780 кВт
Двухмашинный агрегат
Марка возбудителя тягового генератора МВТ-25/9
Марка вспомогательного генератора МВГ-25/11
Частота вращения при номинальное частоте вращения вала 2000 об/мин
Мощность возбуждителя 5,6 кВт
Напряжение возбудителя 75 В
Мощность вспомогательного генератора 5,75 кВт
Напряжение вспомогательного генератора 75 В
Тяговый электродвигатель
Марка ЭД-118
Тип постоянного тока с принудительной вентиляцией
Мощность ТЭД 6*105 кВт (630 кВт)
Тип подвески опорно-осевая
Частота вращения максимальная 2290 об/мин
Компрессор
Марка КТ6
Тип компаундный трехцилиндровый с промежуточным охлаждением воздуха
Производительность при n=750об/мин, м3/мин 4,6
Число ступеней сжатия 2
Число цилиндров первой ступени 2
Число цилиндров второй ступени 1
Привод механический от вала генератора

Расположение оборудования

    1 - буферный фонарь; 2 - редуктор вентилятора холодильной камеры; 3 - жалюзи боковые; 4 - прожектор; 5 - песочницы передние; 6 - холодильная камера; 7 - жалюзи верхние; 8 - вентилятор холодильника; 9 - масляные фильтры; 10 - бак для воды; 11 - бак для масла; 12 - дизель-генератор; 13 - искрогаситель; 14 - компрессор; 15 - аппаратная камера; 16 - двухмашинный агрегат; 17 - тифон; 18 - пульт управления; 19 - кабина машиниста; 20 - антенна; 21 - ручной тормоз; 22 - песочницы задние; 23 - аккумуляторная батарея; 24 - калорифер (нагревательная секция); 25 - тяговый электродвигатель; 26 - кран машиниста; 27 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 28 - кожух редуктора; 29 - топливный бак; 30 - воздухоочиститель (воздушный фильтр) дизеля; 31 - главная рама тепловоза; 32 - главный резервуар; 33 - тележка; 34 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 35 - масло- и топливоподкачивающие насосы; 36 - топливоподогреватель; 37 - охлаждающие секции масла дизеля; 38 - водяной насос контура охлаждения наддувочного воздуха; 39 - водяные секции охлаждения наддувочного воздуха; 40 - водяные секции охлаждения воды дизеля; 41 - путеочиститель; 42 - автосцепка.

Органы управления и индикации

Общий вид кабины машиниста


Расположение оборудования в кабине машиниста

    1 - автоматический выключатель; 2 - выключатель (тумблер); 3 - амперметр зарядки аккумуляторной батареи; 4 - вольтметр вспомогательного генератора; 5 - сигнальная лампа; 6 - электроманометр; 7 - контроллер машиниста; 8 - скоростемер; 9 - манометр тормозной системы; 10 - кнопка автосцепки; 11 - кнопка проворота вала дизеля; 12 - электротермометр; 13 - киловольтметр; 14 - амперметр нагрузки тягового генератора; 15 - кнопка прожектора; 16 - реостат освещения пульта; 17 - блокировочный ключ.

Механическое оборудование

Дизель ПД1М


Пневматическое оборудование

Компрессор КТ-6