Рулевое управление троллейбуса АКСМ 32100
  • Схема установки рулевого управления

    1 - кронштейн с колонкой; 2 - кардан колонки; 3 - механизм рулевой; 4 - сошка; 5 - тяга сошки; 6 - редуктор угловой; 7 - вал карданный

  • Схема работы рулевого механизма при движении по прямой

    При прямолинейном движении золотник 1 и винт 4 установлены так, что распределитель занимает гидравлически нейтральное положение, при котором полость нагнетательной магистрали и полости А, Б рулевого механизма соединяются через распределительные каналы с полостью сливной магистрали, причем давления в этом случае в полостях А, Б и сливной магистрали одинаковы.

  • Схема работы рулевого механизма при повороте направо

    При повороте рулевого колеса направо золотник 1 поворачивается, закручивая торсион 2 относительно винта 4 так, что площадь щелей в распределительных каналах, соединяющих нагнетательную магистраль с полостью Б рулевого механизма и площадь щелей в распределительных каналах, соединяющих полость сливной магистрали с полостью А рулевого механизма увеличиваются, а площадь щелей распределительных каналов, соединяющих полость сливной магистрали с полостью Б, и площадь щелей распределительных каналов, соединяющих полость нагнетательной магистрали с полостью А, уменьшаются. В результате такого изменения щелей распределительных каналов в распределителе происходит рост давления жидкости, поступающей от насоса 3 в нагнетательную магистраль и полость Б. Поступающая под давлением в полость Б жидкость вызывает перемещение поршень-рейки и поворот винта 4 в направлении поворота золотника 1 до тех пор, пока не прекратится вращение рулевого колеса. При перемещении поршень-рейки происходит вытеснение жидкости из полости А в сливную магистраль.
    Давление в гидросистеме, развиваемое насосом 3, увеличивается с увеличением усилия сопротивления колес повороту и определяется соотношением площадей щелей распределительных каналов, соединяющих полости А и Б рулевого механизма в данный момент времени с полостями нагнетательной и сливной магистралей. Площади щелей распределительных каналов зависят в свою очередь от величины взаимного углового смещения золотника 1 и винта 4: чем больше их угловое смещение, тем выше давление в гидросистеме.
    При увеличении углового смещения золотника относительно винта увеличивается угол закручивания торсиона и момент, необходимый для его закручивания. Таким образом, с увеличением усилий сопротивления управляемых колес повороту увеличивается и усилие для поворота рулевого колеса, что обеспечивает водителю так называемое "чувство дороги".
    При выходе автомобиля из поворота водитель отпускает рулевое колесо, торсион, раскручиваясь, поворачивает золотник относительно винта и устанавливает распределитель в гидравлически нейтральное положение, который в таком положении не препятствует самовозврату управляемых колес.
    Если при управлении автомобилем во время движения в заданном направлении на управляемые колеса со стороны дороги при наезде на препятствие воздействует сила, стремящаяся повернуть их, то этот поворот колес вызовет перемещение поршень-рейки и поворот винта относительно золотника, а, следовательно, подачу жидкости под давлением в соответствующую полость рулевого механизма, вызывая возвращение поршень-рейки и винта в исходное до наезда на препятствие положение.

  • Схема работы рулевого механизма при повороте налево

    При повороте рулевого колеса налево гидроусилитель работает также, как и при повороте направо, с той лишь разницей, что жидкость под давлением поступает в полость А, а из полости Б жидкость вытесняется поршнем в сливную магистраль.
    При неработающем гидроусилителе крутящий момент с золотника 1 на винт 4 передается после поворота золотника относительно винта на величину углового зазора между соответствующими поверхностями упоров золотника и впадины на винте.
    На троллейбусе установлены две продольные тяги (тяга сошки и тяга рычага), которые отличаются размером и конфигурацией соединительной трубы.

  • Тяга продольная рулевая

    1 - гайка; 2 - палец шаровой; 3 - ограничитель; 4, 7 - сухарь; 5 - корпус; 6 - пресс-масленка; 8 - пружина; 9 - прокладка; 10 - пробка; 11 - крышка; 12 - уплотнитель; 13 - обойма уплотнительная; 14 - болт; 15 - наконечник.

    Продольная рулевая тяга – трубчатая, с двумя шаровыми наконечниками.
    Наконечник рулевой тяги состоит из корпуса, в котором между сухарями 4 и 7 установлен шаровой палец 2. Сухари прижимаются к сферической головке пальца пружиной 8. Предварительное сжатие пружины производится при затягивании регулировочной пробки 10. Пробка после регулировки и затягивания болтов стопорится зачеканкой участка крышки 11 в паз корпуса. Со стороны конусной части пальца шарнир герметизируется уплотнителем 12. Для смазки шарнира в корпус наконечника ввернута пресс-масленка 6. На тяге наконечник 15 зажимается двумя болтами 14.

  • Технические характеристики рулевых механизмов с гидроусилителем ШНКФ 453461.700


  • Редуктор угловой

    1 - кольцо уплотнительное; 2 - шпонка; 3 - кольцо стопорное; 4 - шестерня; 5, 9 - подшипник; 6 - прокладка регулировочная; 7 - болт; 8 - картер; 10 - стакан; 11 - прокладка; 12 - гайка; 13, 18 - крышка; 14 - манжета; 15 - вал ведущий; 16 - пробка заливная; 17 - втулка; 19 - вал ведомый.

    Рулевая колонка соединяется карданным валом с угловым редуктором, который служит для передачи вращения от рулевой колонки, расположенной вертикально, к входному валу рулевого механизма, расположенному горизонтально.
    Угловой редуктор имеет общее передаточное число i=1 и посредством карданного вала соединяется с рулевым механизмом.
    Угловой редуктор состоит из ведущего 15 и ведомого 19 валов с парой конических шестерен 4, посаженных на шпонки 2. Валы установлены в картер 8 на конических подшипниках 5 и 9. В картере имеется заливное отверстие, закрытое пробкой 16. Предварительный натяг конических подшипников 9 регулируется гайкой 12. Предварительный натяг подшипников 5 и зазор в зубчатом зацеплении пары конических шестерён регулируется набором прокладок 6. Ведущий и ведомый валы уплотняются манжетами 14.

  • Рулевая колонка с травмобезопасным устройством

    1 - кронштейн; 2 - ось с треугольными шлицами; 3 - пружина спиральная; 4 - ось эксцентрика; 5 - пластина пружинная; 6 - эксцентрик; 7, 10 - рукоятка; 8 - рулевая колонка; 9, 14 - гайка; 11 - шайба; 12 - рычаг; 13 - ось; 15 - болт; 16 - пластина срезная; 17 - шпонка; 18 - рейка с треугольными шлицами; 19 - палец; 20 - пластина поворотная.

    Рулевая колонка расположена в переднем свесе троллейбуса, соединена верхним карданным валом с угловым редуктором, передающим усилие через нижний карданный вал к рулевому механизму.
    Рулевая колонка 8 имеет возможность поворота относительно оси 13, на которой установлена поворотная пластина 20, к боковым граням которой приварена срезная пластина 16 на которую опирается рычаг 12. К поворотной пластине 20 крепится рейка с треугольными шлицами 18, которая может поворачиваться на пальце 19. Рейка находится в зацеплении со шлицами оси 2. С другой стороны зубчатая рейка упирается в эксцентрик 6, установленный на оси 4, прижатой к рейке спиральной пружиной 3.
    В случае столкновения троллейбуса с препятствием водитель воздействует на рулевое колесо, в результате чего пластина 16 срезается рычагом 12, поглощая при этом энергию удара и, тем самым, снижая усилие воздействия рулевого колеса на водителя до безопасной величины. Весь механизм закреплен на кронштейне 1.
    Травмобезопасное устройство должно срабатывать при приложении к рулевому колесу усилия не более 11134 Н.
    Противоугонное устройство при отсутствии ключа в замке зажигания предусматривает:
    -блокировку вращения вала рулевой колонки;
    -отключение АБ и цепей управления троллейбуса.

  • Рулевой механизм

    Картер рулевых механизмов одновременно является цилиндром гидроусилителя, в котором перемещается поршень-рейка, в которой выполнена винтовая канавка шарико-винтовой передачи. В паз поршень-рейки, соединённый двумя отверстиями с её винтовой канавкой, вставляют два штампованных желоба, образующих трубку, по которой шарики, выкатываясь при повороте винта с одной стороны гайки, возвращаются к её другому концу.
    Винт рулевых механизмов, являющийся частью шарико-винтовой передачи, установлен на двух упорных подшипниках, которые размещены в корпусе распределителя. Шарики в винтовой передаче подобраны с точностью 0,002 мм и замена шариков из комплекта не допустима.
    В рулевых механизмах трёхзубый сектор, взаимодействующий с поршень-рейкой, выполнен заодно с выходным валом (деталь называется вал сошки), и установлен в картере рулевого механизма на двух опорах. В состав опоры входят: кольцо наружное, цилиндрические ролики и уплотнение. Беговая дорожка выполнена с эксцентриситетом относительно наружного диаметра кольца наружного, что позволяет вращением наружных колец регулировать зазор в зубчатой передаче рулевых механизмов.
    На торце шлицевого конца вала сошки нанесена метка для правильной установки сошки. Метки сошки и вала сошки при сборке должны быть совмещены.
    Завинченная в картер магнитная пробка служит только для слива масла из рулевого механизма. Заливка масла в рулевой механизм осуществляется при заправке гидросистемы через бачок.
    Гидравлический распределитель механизмов - роторного типа с центрирующим элементом в виде торсиона.
    Золотник распределителя с рабочими гидравлическими элементами размещен в осевом отверстии винта. Золотник и винт связаны между собой торсионом. Поперечно расположенные упоры, выполненные на золотнике, ограничивают взаимный относительный поворот золотника и торсиона, а также обеспечивают механическую связь при передаче вращения от золотника к винту рулевого механизма при выходе из строя гидроусилителя или при неработающем двигателе (например, при буксировке).
    Винт и золотник подобраны из деталей одной размерной группы, золотник выставлен и зафиксирован штифтом на торсионе относительно винта в строго определенном угловом (гидравлически нейтральном) положении.
    Для возможности управления при неработающем усилителе в корпусе распределителя предусмотрен клапан, перепускающий жидкость из полости слива в полость нагнетания.
    В механизмах предусмотрен предохранительный клапан, установленный в корпусе распределителя. Перерегулировка клапана в автохозяйствах запрещается.
    Для уменьшения нагрузок в механизме и повышения его долговечности при максимальных углах поворота рулевого колеса в поршень-рейке установлены концевые выключатели, которые осуществляют перепуск рабочей жидкости из полости нагнетания гидроцилиндра в полость слива при перемещении поршень-рейки в крайние положения.
    Концевые выключатели и поршень-рейка подобраны из деталей одной размерной группы, разборка и нарушение комплектности деталей, принятой при заводской сборке (поршень-рейка, концевые выключатели), не допускается.
    В рулевых механизмах ШНКФ 453461.700 (рисунок 14) угловой редуктор отсутствует, вместо него установлена передняя крышка (поз. 22) с манжетой.

eltroll2 2019-2024