Узлы пневматического оборудования
  • Маслоотделитель

    1 - отражатель; 2 - корпус; 3 - штуцер выходной; 4 - днище; 5 - штуцер входной; 6 - хомут; 7 - клапан обратный; 8 - труба; 9 - клапан автоматического слива конденсата.

    Маслоотделитель состоит из корпуса 2, отражателя 1, входного штуцера 5, выходного штуцера 3, днища 4. Воздух, поступая через входное отверстие в корпусе, закручивается по спирали и, вследствие центробежного движения из воздуха выделяются частицы масла и влаги, которые осаждаются на дно маслоотделителя и затем принудительно удаляются из него. Предварительно очищенный воздух через отверстия отражателя поступает к выходному отверстию маслоотделителя и затем в систему окончательной очистки воздуха - воздухоосушитель.
    На маслоотделителе установлен клапан автоматического слива конденсата 9, предназначенный для удаления скопившегося конденсата.

  • Клапан автоматического слива конденсата

    1 - термодатчик; 2 - элемент термонагревательный; 3 - колодка соединительная; 4 - штуцер; 5 - фильтр сетчатый; 6 - мембрана; 7, 8 - корпус.

    Клапан автоматического слива конденсата предназначен для автоматического удаления конденсата из масловлагоотделителя при отключении компрессорного агрегата, установлен на нижнем выходе масловлагоотделителя, где скапливается влага после прохождения через него.
    Клапан работает используя перепад давления, возникающий в маслоотделителе, на котором установлен. Клапан состоит из корпусов 7 и 8 между которыми установлена мембрана 6. При нагнетании в ресивер сжатого воздуха мембрана прижимается к седлу корпуса 8, перекрывая выход воздуха в атмосферу, и отрывается от седла в крышке. Одновременно скапливающаяся в ресивере влага, проходя через сетчатый фильтр 5, скапливается в полости в начале над мембраной, а затем между корпусами. Фильтр исключает возможность засорения седла мембраны и нарушения герметичности клапана. При снижении давления в ресивере или его резком падении возникает разница давлений в полости над мембраной и полости между корпусами. Под действием этого перепада мембрана перемещается вверх и открывает выход в атмосферу сжатому воздуху и влаге, которые находятся в полости между корпусами. Давление в полости между корпусами уменьшается и мембрана, опускаясь, снова перекрывает выход в атмосферу. Для исключения примерзания мембраны к седлам в корпусе 8 установлены термонагревательный элемент 2 и термодатчик 1. При снижении температуры окружающей среды до 7+5-2°С датчик включает нагревательный элемент, который нагревает корпуса. При достижении температуры 35 °С датчик отключает нагревательный элемент.

  • Осушитель воздуха

    1 - глушитель; 2 - выпускное отверстие; 3 - выхлопной клапан; 4 - датчик управления работой компрессора; 5 - камера предварительного удаления влаги; 6 - обратный клапан; 7 - гранулообразный осушающий порошок; 8 - фильтр; 9 - регулятор давления; 10 - регулировочный винт; 11 - ресивер регенерации; 12 - жиклер.

    Осушитель воздуха применяется в пневматической системе троллейбуса для очистки и осушки сжатого воздуха, поступающего от компрессорного агрегата, и регулировки рабочего давления посредством встроенного регулятора. Осушитель воздуха оборудован встроенным регулятором 9. Регулятор, достигнув верхнего предела, воздействует на датчик давления, размыкает его контакты и отключает компрессорный агрегат. Верхний предел давления отключения может регулироваться винтом 10. По мере падения давления, регулятор замыкает контакты датчика давления и включает компрессорный агрегат. Интервал включения компрессорного агрегата не регулируется и остается постоянным. Датчик давления является исполнительным механизмом и не регулируется.
    Работа осушителя. Осушение происходит за счет адсорбирования влаги на молекулярном уровне при помощи гранулообразного (высокопористого) порошка, при прохождении через который водяные пары, содержащиеся в воздухе, оседают на поверхности гранул. Для регенерации порошка часть осушенного воздуха разряжается в атмосферу, проходя через порошок в обратном направлении. Вследствие снижения давления снижается и парциальное давление пара в регенерирующем воздухе. Поэтому регенерирующий воздух вбирает в себя влагу, осевшую на поверхности порошка.
    Осушение воздуха в фазе нагнетания. Подаваемый компрессорным агрегатом воздух, подведенный к входу 1, проходит сначала через фильтр 8, где происходит его предварительная очистка от масла и частиц масляного нагара. Кроме того воздух охлаждается, и часть влаги, содержащейся в нем, собирается в камере предварительного влагоотделения 5. Воздух проходит через гранулообразный порошок 7, где происходит его осушка, к обратному клапану 6, открывает его и проходит через выход 21 к ресиверам. Одновременно через жиклер 12 и выход 22 наполняется воздухом ресивер регенерации 11. Предварительное удаление влаги и очистка воздуха в фильтре 8 увеличивает срок службы и эффективность работы порошка 7.
    Регенерация воздуха в фазе холостого хода. При возрастании давления в тормозной системе до давления отключения, происходит переключение регулятора давления. Сжатый воздух поступает (выход 4) к датчику 4, который управляет работой компрессорного агрегата, и далее в камеру а. Компрессорный агрегат отключается, и одновременно открывается выхлопной клапан. Воздух из осушителя через выпускное отверстие и выход 3 выходит в атмосферу, захватывая накопившуюся влагу и основную часть осевших на фильтре частиц грязи. Сухой воздух из ресивера регенерации проходит через выход 22 к жиклеру и заполняет все свободное пространство. Проникая между влажных гранул порошка, он успевает захватить осевшую на поверхности гранул влагу прежде, чем выйти в атмосферу через фильтр и выхлопной клапан. Обратный клапан предохраняет осушитель воздуха от обратного потока сжатого воздуха из ресиверов. Регулировка давления переключения осушителя воздуха в фазу холостого хода и, следовательно, отключения компрессорного агрегата, осуществляется при помощи регулировочного винта. Для исключения замерзания влаги в каналах в осушитель воздуха встроен нагревательный элемент и датчик, управляющий работой нагревательного элемента.

  • Клапан защитный четырехконтурный

    1 - вход клапана; 21, 22 - выходы основных контуров; 23, 24 - выходы дополнительных контуров; А - дроссельные отверстия.
    1 - крышка; 2 - винт; 3 - втулка; 4 - пружина; 5 - направляющая пружина; 6 - диафрагма; 7, 11 - клапан; 8 - клапан обратный; 9 - пружина; 10 - корпус; 12 - заглушка.

    Клапан защитный четырехконтурный состоит из корпуса 10, во внутренней полости которого установлены по два клапана 7 и 11 с пружинами 9. В клапанах 7 установлены обратные клапаны 8. К корпусу присоединены винтами четыре крышки 1, в каждой из которых установлен регулировочный винт 2, втулка 3, пружина 4 и направляющая пружины 5. Регулировочные винты защищены от загрязнения резиновой заглушкой 12. Герметизация полостей корпуса и передача усилия от сжатого воздуха к пружине осуществляется при помощи диафрагмы 6.
    Работа клапана. Сжатый воздух от питающей магистрали подается на вход 1 клапана (на рисунке не показан) и попадает в две полости В и далее через дроссельные отверстия А воздействует на обратные клапаны 8, открывая их. Затем воздух через проточки в клапанах 7 подается в полости Б на выходы основных контуров 21 и 22. С ростом давления в полостях Б увеличивается усилие, передаваемое от диафрагмы через направляющие 5 на пружины 4, которые сжимаются.
    При этом под действием давления клапаны 7 перемещаются вверх и постепенно открывают проход воздуха в контуры, минуя обратные клапаны. После достижения давления 0,67 МПа (6,9 кгс/см2 ) в основных контурах происходит открытие клапанов 11, и сжатый воздух поступает из полостей В в полости Г и далее на выходы 23 и 24 (на рисунке не показаны) дополнительных контуров.
    При разгерметизации одного из контуров происходит падение давления в полостях Б или Г вследствие чего прекращается или уменьшается воздействие на диафрагму 6 давления воздуха из разгерметизированного контура, пружина 4 разжимается и перекрывает проход воздуха в поврежденный контур, прижимая клапан 7 или 11 к седлу на корпусе 10. Наполнение исправных контуров сжатым воздухом будет происходить при этом только до определенного уровня, который определяется величиной давления открытия, на которое настроен клапан поврежденного контура.
    При разгерметизации питающей магистрали происходит падение давления в полостях В, в результате чего прекращается или уменьшается давление воздуха на клапаны 7 и 11. Но так как на выходах 21–24 давление сохранилось, и сжатый воздух воздействует на диафрагму 6, сжимая пружины 4, клапаны 7 и 11 закроются лишь при его уменьшении на указанных выходах до 0,5 МПа (5,1 кгс/см2). При этом все контуры отсоединяются от поврежденной питающей магистрали.

    Техические характеристики:

Максимальное рабочее давление, МПа (кгс/см2) 1,0 (10,2)
Давление открытия контуров, МПа (кгс/см2) 0,67 (6,9)
Диапазон рабочих температур, °С от -60 до +80

  • Клапан контрольного вывода

    1 - патрубок; 2 - клапан; 3 - шайба; 4 - гайка; 5 - корпус клапана; 6 - пружина.

    Клапан контрольного вывода предназначен для присоединения к нему контрольно-измерительных приборов при проверке давления в пневмосистеме троллейбуса. Клапан подключен к магистральной системе и рассчитан для работы с контрольно-измерительными приборами и шлангами с накидными гайками М16х1,5.
    Для проверки давления в пневмосистеме троллейбуса или наполнения пневмосистемы сжатым воздухом необходимо отвернуть гайку-барашек 4 и навернуть на патрубок 1 накидную гайку шланга или контрольно-измерительного прибора. При заворачивании гайка воздействует на толкатель клапана и отжимает клапан 2 от седла, сообщая тем самым пневмосистему троллейбуса с контрольно-измерительным прибором или внешним источником сжатого воздуха. После отсоединения шланга клапан 2 под действием пружины 6 прижимается к седлу, закрывая выход сжатого воздуха из пневмосистемы. Гайка-барашек 4 служит для предохранения внутренней полости клапана от загрязнения.

  • Клапан обратный

    1 - переходник; 2 - шайба; 3 - клапан; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - корпус.

    Обратный клапан служит для предотвращения утечки воздуха из маслоотделителя через буксировочную магистраль при работе компрессора.
    Обратный клапан состоит из корпуса 6 и переходника 1 к седлу которого пружиной 4 прижат клапан 3. Сжатый воздух, поступая на вход переходника 1, преодолевает усилие пружины 4, приподнимает клапан 3 и поступает в пневмосистему троллейбуса.
    При снижении давления в питающей магистрали пружина и обратный поток сжатого воздуха прижимают клапан к седлу корпуса, предотвращая поступление сжатого воздуха в атмосферу.

  • Глушитель

    Глушитель предназначен для снижения шума при работе пневмоаппаратов. Глушители установлены:
    - на ускорительных клапанах;
    - осушителе воздуха;
    - тормозном двухсекционном кране;
    - тормозном обратного действия кране.

  • Фильтр-регулятор

    Фильтр-регулятор давления оснащен полуавтоматическим клапаном слива (реагирует на падение давления на входе ниже 0,3 бар при отключении компрессора в конце смены). Полуавтоматический клапан слива имеет также ручной режим.

  • Клапан перепускной с ограниченным обратным потоком
    Общий вид и схема расположения выводов

    1, 21, 22, 23, 24 - выводы сжатого воздуха.


    Регулировочное устройство клапана

    1 - крышка; 2 - корпус; 3 - колпак защитный; 4 - сапун.

    Клапан перепускной с ограниченным обратным потоком предназначен для изолирования пневмосистемы дверей троллейбуса от нагнетательной магистрали пневмосистемы, исключая возможность утечки воздуха из пневмосистемы дверей в случае повреждения нагнетательной магистрали. Клапан установлен у входа в воздушный резервуар дверей и соединен с нагнетательной магистралью.
    Клапан отрегулирован таким образом, что наполнение воздухом воздушного резервуара дверей происходит только после достижения давления воздуха в нагнетательной магистрали (0,55 + 0,01) МПа (5,6 + 0,10) кгс/см2). При снижении давления в этой магистрали ниже указанной величины клапан ее разобщает с пневмосистемой дверей.

  • Клапан ускорительный

    1 – корпус верхний, 2, 6, 13 – кольцо уплотнительное, 3 – корпус нижний, 4 – клапан впускной, 5 – пружина, 7 – кольцо упорное, 8 – колпачок, 9 – клапан резиновый, 10 – корпус клапанов, 11 – тарелка, 12 – клапан выпускной, 14 – поршень     В пневмоприводе стояночной (запасной) тормозной системы установлен ускорительный клапан, предназначенный для уменьшения времени срабатывания привода за счет сокращения длины магистрали при впуске сжатого воздуха из тормозного ресивера в исполнительные механизмы энергоаккумуляторов задних тормозных камер и его выпуске в атмосферу.
    Вывод Д ускорительного клапана через управляющую магистраль соединен с выходом тормозного крана стояночной (запасной) тормозной системы. Давление в выводе Д устанавливается в соответствии с положением рукоятки тормозного крана обратного действия с ручным управлением. Вывод Г соединен с расположенным вблизи ресивером стояночной тормозной системы. Вывод Б соединен с пружинными энергоаккумуляторами.

    Работа клапана.
    В исходном положении, когда троллейбус расторможен, к выводу Д (полость А) от тормозного крана обратного действия подведено давление, под действием которого поршень 14 находится в нижнем положении, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной клапан 4. Сжатый воздух из воздушного ресивера через вывод Г и открытый клапан 4 поступает в вывод Б и далее к энергоаккумуляторам.
    При постановке троллейбуса на стояночный тормоз сжатый воздух из управляющей магистрали через тормозной кран обратного действия выходит в атмосферу, поршень 14 под действием давления в полости Б поднимается вверх, клапан 4 под действием пружины 5 закрывается, а клапан 12 открывается, воздух из энергоаккумуляторов через полости Б и В выходит в атмосферу.
    При торможении запасной тормозной системой пропорциональность управляющего и выходного давления осуществляется поршнем 14. При достижении в выводе Б давления, пропорционального давлению в выводе Д, поршень 14 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (в выводе Д) поршень 14 от более высокого давления в выводе Б перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 12.
    Сжатый воздух из тормозных камер выходит в атмосферу через открытый выпускной клапан 12 и атмосферный вывод В, отжимая клапан 9, давление на выводах Б снижается и поршень, опускаясь, закрывает клапан 12. В пневмоприводе заднего тормозного контура рабочей тормозной системы установлен аналогичный ускорительный клапан. Он служит для увеличения быстродействия рабочей тормозной системы за счет сокращения длины магистрали от ресивера к тормозным камерам. Вывод Д ускорительного клапана соединен с выходом верхней секции тормозного крана. Вывод Г соединен с расположенным вблизи ресивером заднего тормозного контура, вывод Б – с тормозными камерами заднего моста. Когда торможение рабочей тормозной системой не производится, вывод Д соединен через тормозной кран с атмосферой. Поршень 14 находится в верхнем положении, впускной клапан 4 под действием пружины 5 закрыт, выпускной клапан 12 открыт. Тормозные камеры соединены с атмосферой. При торможении рабочим тормозом на вывод Д подается давление от тормозного крана, поршень 14 опускается вниз, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной клапан 4. Сжатый воздух из ресивера через вывод Г поступает к выводу Б и далее в тормозные камеры. Пропорциональность управляющего и выходного давления обеспечивается следящим поршнем 14.

  • Клапан двухмагистральный

    1 - корпус; 2 - седло клапана; 3 - клапан

    Двухмагистральный клапан предназначен для соединения магистрали, присоединенной к выходу 2 с одной из магистралей, присоединенных к входам 11 и 12 и работает в системе как элемент «ИЛИ». В корпусе 1 перемещается клапан 3, ход которого ограничивают седла клапана 2, завернутые в корпус и герметизированные уплотнителями.
    Работа клапана. При подаче давления на вход 11 клапан 2 перемещается вправо, соединяет вход 11 с выходом 2 и перекрывает вход 12. При подаче давления на вход 12 клапан 3 перемещается влево, соединяет вход 12 с выходом 2 и перекрывает вход 11. При одновременной подаче давления на входы 11 и 12, клапан 3 занимает промежуточное положение и открывает доступ воздуха от обоих входов к выходу 2.

  • Микрорегулятор давления

    Микрорегулятор давления со сбалансированным запорно-регулирующим элементом предназначен для понижения давления и поддержания его на заданном уровне в остановочной тормозной системе.
    Микрорегулятор давления выполнен с ручной настройкой давления на выходе. Регулирующее устройство обеспечивает плавность изменения давления на выходе в пределах всего диапазона регулирования. Диапазон настройки давления на выходе составляет от 0,05 до 0,9 МПа (от 0,51 до 9,2 кгс/см2)

  • Клапан электропневматический КЭМ 07

    Клапан электропневматический (КЭМ 07) привода остановочного тормоза предназначен для подачи и выпуска воздуха в задние тормозные камеры для автоматического затормаживания и растормаживания троллейбуса при остановках.

    Технические характеристики
Номинальное напряжение 24 В
Номинальная мощность 12 Вт
Номинальное давление 0,7 МПа

eltroll2 2019-2024