![]() |
|
1 - корпус; 2 - главный полюс; 3 - вспомогательный полюс; 4 - провод; 5 - клемма катушки; 6 - резиновый проходной изолятор; 7- щеткодержатель; 8 - верхняя коллекторная крышка; 9 - нижняя коллекторная крышка; 10 - затвор крышки; 11 - кожух впуска воздуха; 12 - щит со стороны привода; 13 - щит со стороны коллектора; 14 - роликоподшипник; 15 - смазочная головка; 16 - крышка подшипника; 17 - кронштейн; 18 - двухрядный подшипник; 19 - разбрызгиватель масла со стороны коллектора; 20 - вентилятор; 21 - втулка вентилятора; 22 - ось; 23, 24 - катушки якоря; 25 - динамный лист; 26 - коллектор; 27 - обмотка якоря; 28 - текстолитовый клин; 29 - стальной бандаж; 30 - медная пластина; 31 - щетка; 32, 33 - кольца; 34 - изоляционный болт; 35 - кронштейн изоляционного болта; 36 - ведущий шкив; 37 - диск; 38 - винт; 39 - винт крышки подшипника; 40 - центрирующее кольцо; 41 - маслоотражатель; 42, 43 - винты щитов подшипников; 44 - коробка передач; 45 - болт шкива; 46 - шайба; 47 - винт вентилятора; 48 - винт щеткодержателя; 49 - винт кронштейна; 50 - гайка из двух частей; 51 - гайка.
Тяговый двигатель последовательного возбуждения, четырехполюсный со вспомогательными полюсами, волновой обмоткой ротора, открытый с собственной вентиляцией.
Для охлаждения двигателя имеется алюминиевый вентилятор со стальной втулкой, расположенный перед коллектором на передней стороне двигателя. Двойное исполнение вентилятора позволяет охлаждать статор и ротор. Всасывающий патрубок, находящийся на задней стороне двигателя, имеет колпак. Колпак составлен из двух частей: - щиток из листовой стали, закрепленный на раме изоляционной муфтой карданного вала; - щиток из стеклотекстолита, закрепленный на всасывающем патрубке тягового электродвигателя. Щитки предназначены для предохранения от попадания разбрызгивающейся воды от карданного вала во всасывающий патрубок двигателя в дождливую погоду. Выходные отверстия на передней стороне двигателя имеют по контуру предохранительные провода, а в нижней части кожух, предохраняющий от брызг воды. Корпус двигателя из литой электростали с хорошими магнитными свойствами. Корпус имеет форму восьмисторонней призмы, в местах где находятся крышки коллектора, переходит корпус в четырехстороннюю призму и в средней части имеет четыре кронштейна для укрепления двигателя в сайлент-блоках и к раме троллеййбуса. На нижней части двигателя имеются четыре лапы для установки двигателя на землю. Статор двигателя имеет четыре главных полюса, изготовленных из листового железа толщиной 1 мм, и четыре вспомогательных полюса из массивного железа. Катушки главных и вспомогательных полюсов из голых лент, проложенных асбестовой лентой. Поверхность катушек изолирована стеклянной тесьмой. Катушки соединены между собой высоковольтными проводами, припаянными к кабельным наконечникам и привинчеными к клеммам катушек. Двигатель не имеет клеммного щитка, и выводы обмотки сделаны из специальных проводов, прикрепленных к боковой стене корпуса резиновыми проходными изоляторами. На ось из хромникелевой стали непосредственно надеты тарелки ротора, динамные листы, коллектор и вентилятор. По обеим сторонам корпуса имеются подшимниковые щиты. Щит со стороны привода шестигранный, в него установлен роликоподшипник, который смазывается смазочной головкой. Для предохранения подшипника от излишней смазки имеется клапан, устраняющий на ходу автоматически избыточное масло и облегчающий смазку подшипника. Подшипниковый щит закрыт крышкой. В щит со стороны коллектора встроен самоустанавливающийся двухрядный подшипник, который смазывается головкой и предохраняется клапаном. Щит закрыт разбрызгивателем масла, запрессованным на ось. Обмотка ротора волновая из медной ленты со стеклянной изоляцией. Ровная часть обмотки уложена в пазах, имеет проутюженную трубку из микаленты и предохранена от центробежной силы текстолитовыми клиньями. Обкладки обмотки из стального бандажа. Задняя торцевая часть обмотки ротора закрыта в стяжном кольце, предохраняющее обмотку от повреждений. Бандаж обмотки ротора из немагнитной проволоки покрыт оловом. Весь якорь подвержен динамической балансировки. На подшипниковом щите со стороны коллектора имеется кронштейн, предназначенный для монтажа альтернатора. На кронштейне укреплена коробка передач привода тахографа. Для передачи крутящего момента двигателя на коробку передач служит упругая муфта. Муфта состоит из резинового диска, поводка, закрепленного на оси коробки передач, и двух поводковых болтов, ввинченных в бок шкива, надетого на конический конец оси двигателя. Коммутатор состоит из медных пластин, изолированных друг от друга калиброванным амберитом. Пластины изолированы от металлических частей коллектора миканитовыми манжетами. Ток к коллектору подводится четырьмя двухугольными щеткодержателями. Щеткодержатели прикреплены посредством изоляционных болтов к поворотному стальному кронштейну, позволяющему одновременную установку щеткодержателей в нейтральное положение. В корпусе со стороны коллектора имеется два прямоугольных отверстия для доступа к коммутатору и щеткодержателям. Отверстия закрыты верхней и нижней крышками из листовой стали. Верхняя крышка коллектора закрывается посредством пружин двумя бутылочными затворами. Нижняя крышка коллектора имеет кожух для предохранения от попадания грязи в вентилятор и привинчена к корпусу. |
Тяговый двигатель последовательный, четырехполюсный со вспомогательными полюсами, волновой обмоткой ротора, открытый, с собственной вентиляцией.
Охлаждение двигателя обеспечивает алюминиевый вентилятор со стальной втулкой, установленный перед коллектором на передней стороне двигателя. Двойная крыльчатка вентилятора обеспечивает улучшенный выдув нагретого воздуха из двигателя. Патрубок, всасывающий воздух, на задней верхней стороне двигателя имеет кожух, состоящий из двух частей: - металлический щиток, прикрепленный к раме над изолирующей муфтой карданного вала; - стеклотекстолитовый щиток, прикрепленный к всасывающему патрубку тягового двигателя. Кожух предотвращает попадание брызг воды в дождливую погоду из карданного вала в систему всасывания двигателя. Отверстия выхода воздуха на передней стороне двигателя имеют по периметру защитные провода и в нижней части кожух, предохраняющий от брызг воды. Корпус двигателя литой из электростали гарантирует магнитные свойства. Он имеет форму восьмигранной призмы, в местах коллекторной крышки переходит в четырехгранную призму, и в средней части имеет четыре кронштейна для крепления двигателя в сайлент-блоках и к раме троллейбуса. В нижней части двигателя находятся 4 лапы для установки двигателя на землю. Статор имеет 4 главных полюса из массивного железа. Катушки главных и вспомогательных полюсов изготовлены из голых лент, проложенных асбестовой лентой. Поверхность катушек изолируется стеклянной тесьмой. Катушки пропитаны эпоксидной смолой и приклеены непосредственно на полюсы. Между собой катушки соединены высоковольтными проводами, впаяными в кабельные наконечники и привинченными к клеммам катушек. Двигатель не имеет клеммника, и выводы с обмоткой сделаны из специальных проводов, прикрепленных к боковой стенке корпуса при помощи резиновых проходных изоляторов. На вал из хромоникелевой стали непосредственно надеты катушки якоря, динамные листы, коллектор и вентилятор. С обеих сторон корпуса находятся подшипниковые щиты. Щит со стороны привода шестигранный, в него встроен роликовый подшипник, который смазывается головкой. Масляный клапан предохраняет подшипник от избыточного наполнения консистентной смазкой, в процессе работы автоматически удаляет избыточную смазку и облегчает его смазку. Подшипниковый щит закрыт крышкой. В щит со стороны коллектора встроен самоустанавливающийся двухрядный подшипник, который смазывается головкой и предохраняется масляным клапаном. Щит закрыт разбрызгивателем, запрессованным на вал. Обмотка якоря волновая из медной ленты со стеклянной изоляцией. Ровная часть обмотки вложены в пазы, имеет проутюженную трубку из микофолия и предохранена от центробежной силы текстолитными клиньями. Фиксация обмотки из стальных бандажей. Задняя торцевая часть обмотки закрыта в стяжном кольце, предохраняющем обмотку от повреждения. Бандажи обмотки ротора из антимагнитного провода и луженные. Весь якорь подвергнут динамической балансировке. На подшипниковом щите со стороны коллектора имеется кронштейн для установки альтернатора. К кронштейну крепится коробка передач привода датчика тахометра. Для передачи крутящего момента на коробку передач имеется упругая муфта. Муфта состоит из резинового диска, поводка, закрепленного на оси коробки передач, и двух поводковых болтов, ввинченных в бок шкива, надетого на конический конец вала двигателя. Коллектор составлен из медных пластин, изолированных между собой калиброванным амберлитом. Пластины изолированы от металлических частей коллектора миканитными манжетами. Ток к коллектору подводится четырьмя двухграфитовыми щеткодержателями. Они прикреплены посредством изолирующих болтов к поворотному стальному кронштейну, позволяющему одновременно установку щеткодержателей в нейтральное положение. В корпусе со стороны коллектора имеется два прямоугольных отверстия для доступа к коллектору и щеткодержателям. Отверстия закрыты верхней и нижней металлическими крышками. Верхняя крышка коллектора закрывается при помощи пружины двумя бутылочными затворами. Нижняя крышка коллектора имеет кожух, предохраняющий от проникновения грязи в пространство вентилятора, и привинчена к корпусу.
При замене углей все должны быть одной марки E50 X. Минимальная длина углей 24 мм. Давление прижимной пружины на уголь должно быть 15Н±10%.
Двигатель вынуть из троллейбуса, т.е. отсоединить провода от двигателя, альтернатора и привода тахографа. Отсоединить карданный вал, освободить подвески и двигатель опустить. Разборку двигателя проводить в чистом помещении.
Ослабить четыре сдвоенных контргайки и вывинтить винты из кронштейна, снять с него коробку передач. Демонтировать резиновый диск упругой муфты со шкива, из которого вывинтить болты. После ослабления гаек, крепящих шкив к валу ротора, стянуть шкив с вала. Демонтировать кожухи верхней и нижней крышек коллектора и кожух входа воздуха. Разъединить провода у щеткодержателей, высунуть угли из втулок и защитить их от повреждения. Ослабить винты щеткодержателей и вынуть щеткодержатели с щетками.
Между якорем и железом вспомогательного полюса вложить картитовую подкладку толщиной 6 мм для предотвращения при снятии одного щита повреждения подшипника на другой стороне. На стороне привода ослабить винты подшипниковый крышки и крышку при помощи отжимных винтов снять. Теми же винтами оттянуть центрирующее кольцо одновременно с маслосбрасывающем кольцом. Вывинтить винты подшипникового щита со стороны привода и с их помощью демонтировать подшипниковый щит, включая наружное кольцо роликового подшипника. Для демонтажа всего кронштейна токособирательного устройства ослабить, после снятия щита со стороны коллектора с якорем, его винты и кронштейн вытащить из корпуса. Кронштейн имеет точно установленное положение - нейтральную зону, по отношению к оси главных полюсов, поэтому необходимо перед демонтажом обозначить положение кронштейна относительно корпуса. Для демонтажа шарикоподшипника из якоря ослабить четыре винта и снять кронштейн альтернатора. Стянуть маслосбрасывающее кольцо и демонтировать весь подшипниковый щит со стороны коллектора. Ослабить гайки и при помощи съемника затянуть шарикоподшипник и дистанционные кольца. На другой стороне привода выпрессовать наружное кольцо подшипника с роликами из щита. Внутреннее кольцо стянуть съемником. Для демонтажа вентилятора выпрямить стопорные шайбы на вентиляторе. Обозначить вентилятор, к которому якорю он принадлежит, чтобы не настало замены в случае демонтажа нескольких якорей. Алюминиевый вентилятор имеет балансировочные грузики, поэтому положение вентилятора относительно якоря зафиксировано штифтом. При пользовании съемником необходимо избегать повреждения центрового отверстия на вале. Для демонтажа главных и вспомогательных полюсов изолировать клеммы статорной обмотки, выпрямить стопорные шайбы и вывинтить крепящие винты из клемм. Потом снять провода и полюса демонтировать вместе с клеенными катушками.
На вал со стороны коллектора надеть шарикоподшипник с дистанционными кольцами. Подшипник перед этим нагреть в масле до 70-80°С. После установки щита и охлаждения подшипника закрепить их гайкой со стопорной шайбой, язычок которой вложить в шлиц вала. На вал со стороны привода надеть внутреннее кольцо роликоподшипника, который нагреть до 70-80°С. Если якорь был подвергнуть динамической балансировке, вентилятор был уже надет. В щит со стороны привода запрессовать подшипниковое кольцо с роликами под прессом. Монтажу подшипников уделять соответствующее внимание и соблюдать абсолютную чистоту.
Если были демонтированы полюса с катушками, у вспомогательных полюсов соблюдать обозначение клемм "Z-K", чтобы не дошло к изменению поляризации катушек. Полюса монтируем так, чтобы они имели одинаковый шаг, и после монтажа соединить их проводами. Если был демонтирован кронштейн токособирательного устройства, вставить его с болтами в корпус и стянуть винтами к корпусу. Соблюдать точную установку нейтральной зоны. На подготовленный ротор установить вентилятор и закрепить винтами. Подшипниковый щит со стороны привода нагреть приблизительно до 100°С в местах укладки подшипника и насадить на шарикоподшипник. После охлаждения вложить среднее кольцо, затянуть и зафиксировать гайкой подшипника. После затяжки нагреть маслосбрасывающее кольцо приблизительно до 150°С и надеть на вал. Так подготовленный ротор с помощью трубки и подъемного устройства осторожно всунуть в статор на впредь всунутую картитовую подкладку толщиной около 6 мм, положенную на нижний вспомогательный полюс. Ротор установить так, чтобы пакет листов сопротивлений выступал на 5 мм на обеих сторонах через листы главных полюсов. Подшипниковый щит со стороны коллектора привинтить. Со стороны привода привинтить подготовленный подшипниковый щит, надеть центрирующее кольцо и маслосбрасывающее кольцо, которое перед этим нагреть приблизительно до 150°С. После охлаждения привинтить крышку подшипника и вытащить картитовую подкладку, вложенную между статором и ротором. Привинтить щеткодержателем (зазор между щеткодержателями и коллектором 3 мм), опустить угли на коллектор и подсоединить провода к щеткам. Подшипник необходимо после монтажа двигателя тщательно смазать пресс-масленкой при медленном вращении якоря. После монтажа испытать рукой, относительно ли легко ли вращается ротор, и проверить зондом воздушные зазоры главных и вспомогательных полюсов. (у главных полюсов 4 мм, у вспомогательных 6,5 мм) Воздушные зазоры должны быть равномерные по контуру. Проверить изоляционное сопротивление обмотки относительно корпус (мин. 3 мОм, 75°С) и установить кронштейн в нейтральную зону. Рекомендуется перед монтажом двигателя на троллейбусе испытать двигатель при ходе вхолостую. Проверить ход двигателя и температуру подшипников. Если щетки заменены новыми, притереть их. Потом насадить коллекторные крышки и кожух входа воздуха. На собранный двигатель установить шкив с упругой муфтой и коробкой передач в последовательности, обратной демонтажу. При испытательном пробеге проверить коммутацию двигателя. |
eltroll2 2019-2023 |