Рулевое управление троллейбуса Сварз-Маз 6235
  • Схема рулевого управления

    1 - рулевое колесо; 2 - рулевая колонка; 3 - масляный бачок; 4 - электрический насос; 5, 6 - трубопроводы; 7 - рулевой механизм со встроенным распределителем; 8 - нижний карданный вал; 9 - карданный вал; 10 - угловой редуктор; 11 - силовой цилиндр; 12 - промежуточная рулевая тяга; 13 - маятниковый рычаг; 14 - продольная рулевая тяга; 15 - шланги.

    Усилие водителя передается через рулевое колесо 1, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку 2, верхний карданный вал 9, угловой редуктор 10, нижний карданный вал 8, рулевой механизм со встроенным распределителем усилителя рулевого управления 7, продольную рулевую тягу 14, маятниковый рычаг 13 и промежуточную рулевую тягу 12 к правому управляемому колесу. Правое управляемое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой.
    Силовой цилиндр 11 закреплен одним концом на кузове троллейбуса, а штоком через нако-нечник, унифицированный с наконечником рулевых тяг, присоединен к маятниковому рычагу 13.
    Распределитель встроен в рулевой механизм 7, и соединен с силовым цилиндром 11, элек-трическим насосом 4 и масляным баком 3 трубопроводами 5, 6 и шлангами 15.

  • Рулевой механизм

    1 - крышка; 2 - регулировочные прокладки; 3 - подшипники; 4 - корпус; 5 - гайка-рейка; 6 - шарики; 7 - винт; 8 - распределитель; 9 - клапан разгрузки давления; 10 - эксцентричные втулки; 11 - игольчатые подшипники; 12 - сливная пробка; 13 - упорное кольцо; 14 - зубчатый сектор.

    Рулевой механизм со встроенным распределителем состоит из винта 7 и шариковой гайки-рейки 5, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 14. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполнен при сборке рулевого механизма шариками 6. Комплектность, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.
    Зубчатый сектор установлен на сдвоенных игольчатых подшипниках 3 в эксцентричные втулки 10 с рядом отверстий на торцах наружных поверхностей втулок, смещенных относительно оси отверстий подшипников, что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектор - рейка поворотом втулок.     Распределитель гидроусилителя руля 8 – золотникового типа, встроен в рулевой механизм, и служит для управления потоками рабочей жидкости от насоса к полостям силового цилиндра, а также для сообщения между собой полостей силового цилиндра при внезапном прекращении подачи рабочей жидкости от насоса гидроусилителя (это необходимо для возможности управления троллейбусом только усилием водителя).
    Рулевой механизм укомплектован клапаном разгрузки давления 9 в крайних положениях сошки, что увеличивает межремонтный ресурс наконечников рулевых тяг.
    Клапан связан трубкой разгрузки с напорной магистралью на входе в распределитель. При достижении валом-сектором предельных углов поворота, клапан открывает канал, связанный с напорной магистралью и внутренним объемом рулевого механизма, постоянно сообщающимся со сливом гидросистемы. Детали рулевого механизма смазываются маслом, поступающим из гидросистемы усилителя руля (картер рулевого механизма при этом заполняется полностью).
    Для передачи усилия от цилиндра усилителя рулевого управления на продольную рулевую тягу применяется маятниковый рычаг.

  • Маятниковый рычаг рулевого управления

    1 - корпус; 2 - вал; 3 - подшипник; 4 - гайка; 5 - винт; 6 - крышка; 7 - винт.

    Маятниковый рычаг вместе с корпусом 1 опоры выполнен как одна цельносварная конструкция, которая крепится к кронштейнам каркаса двумя скобами. Вал 2 маятникового рычага зажимается в скобах неподвижно. Сам рычаг установлен на валу на двух роликовых конических подшипниках 3, что позволяет ему поворачиваться относительно неподвижного вала. Буртик на валу с одной стороны и гайка 4, фиксируемая винтом 5, с другой стороны, препятствуют перемещению подшипников вдоль оси вала маятникового рычага. Сверху и снизу корпус закрыт крышками 6, каждая из которых приворачивается к корпусу шестью винтами 7.
    На троллейбусе применены унифицированные с автомобилями МАЗ-6422 наконечники рулевых тяг. Наконечники всех рулевых тяг имеют правую и левую резьбу для возможности регулировки длины без снятия наконечников. Наконечники на тягах фиксируются стяжными болтами.

  • Наконечник рулевой тяги

    1 - уплотнитель; 2 - шаровой палец; 3 - гайка; 4 - корпус; 5 - крышка; 6 - болт; 7 - пружина; 8 - пробка; 9, 10 - сухари.

    Наконечник рулевой тяги состоит из корпуса 4, в котором установлен между сухарями 9 и 10 шаровой палец 2. Сухари прижимаются к сферической головке пальца пружиной 7. Предварительное сжатие пружины производится при затягивании пробки 8. Пробка после регулировки и затягивания болтов 6 стопорится зачеканкой участка крышки 5 в паз корпуса 4. Со стороны конусной части пальца шарнир герметизируется уплотнителем 1. Для смазки шарнира в корпус наконечника ввернута масленка.

  • Силовой цилиндр гидроусилителя

    1, 16 - крышки; 2 - винты; 3 - корпус шарнира; 4, 6 - штифты; 5, 21 - защитный чехол; 7, 10, 11, 15, 41, 46, 47 - кольцо; 8 - шток; 9 - поршень; 12, 19, 35, 43, 45 - гайки; 13 - корпус; 14 - манжета; 17 - ленточный хомут; 18 - грязесъемник; 20 - шаровой палец; 22 - ограничитель; 23 - сухарь; 24 - пружина; 25 - пробка; 26 - кронштейн; 32 - масленка; 36 - болт; 40 - штуцер; Г, Д - полости.

    Силовой цилиндр гидроусилителя преобразует энергию жидкости в механическую энер-гию, затрачиваемую на облегчение поворота колес.
    Корпус 13 силового цилиндра представляет собой трубу, один торец которой закрыт приварной крышкой. Внутри цилиндра помещен поршень 9 с уплотнительными кольцами 10 и 11, разделяющими рабочие полости цилиндра. Поршень закреплен на конце штока 8 гайкой 12, которая после затягивания стопорится шплинтом. С другой стороны корпус 13 закрыт крышкой 16, которая фиксируется на корпусе проволочным штифтом 6. По наружной поверхности крышка герметизируется уплотнительным кольцом 7. Шток уплотнен манжетой 14, резиновым кольцом 15 и грязесъемником 18. Для предохранения от пыли и грязи шток закрыт защитным чехлом 5, который крепится на корпусе ленточным хомутом 17.
    На шток навернут наконечник с шаровым пальцем 20. Корпус шарнира 3 закреплен на штоке штифтом 4 и стяжным болтом 36 с гайкой 35. Шаровой палец 20 установлен в сухарях 23, которые прижимаются к сферической поверхности пальца пружиной 24 и пробкой 25.
    Шаровой палец силового цилиндра крепится на маятниковом рычаге гайкой 19. Корпус 13 крепится на кронштейне 26 каркаса автобуса через такой же шаровой палец.
    Между штоковой и поршневой полостями устанавливается перепускная трубка 48 с регулировочным дросселем. Необходимость использования регулировочного дросселя может возникнуть в исключительных случаях, при появлении вибрации управляемых колес при повороте их на месте.
    Рабочий ход штока силового цилиндра составляет 280 мм.

  • Угловой редуктор

    1 - уплотнительное кольцо; 2 - шпонка; 3 - стопорное кольцо; 4 - шестерня; 5, 9 - подшипник; 6 - регулировочные прокладки; 7 - болт; 8 - картер; 10 - стакан; 11 - прокладки; 12 - гайка; 13, 18 - крышки; 14 - манжета; 15 - ведущий вал; 16 - заливная пробка; 17 - втулка; 19 - ведомый вал.

    Угловой редуктор передает усилие, приложенное к рулевому колесу, через карданные валы на рулевой механизм.
    Угловой редуктор состоит из ведущего 15 и ведомого 19 валов с парой конических шестерен 4, посаженных на шпонки 2. Валы устанавливаются на конических подшипниках 5 и 9 в картер 8. В картере имеется заливное отверстие, закрытое пробкой 16. Предварительный натяг конических подшипников 9 регулируется гайкой 12. Предварительный натяг подшипников 5 и зазор в зубчатом зацеплении пары конических шестерен регулируется набором прокладок 6. Ведущий и ведомый валы уплотняются манжетами 14.
    Угловой редуктор заполняется по край заливного отверстия любым трансмиссионным или моторным маслом.

  • Насосная станция

    1 - крышка выдвижного ящика с фильтрующим элементом в сборе; 2 - фильтрующий элемент; 3 - масляный бак; 4 - выдвижной ящик насосной станции; 5 - изолирующая перегородка; 6 -электрический насос BOSCH; 7 - прижимная скоба; 8 - клапан расхода и давления.

    Электрический насос 6 объединен с масляным баком 3 и клапаном расхода и дав-ления 8 в выдвижной модуль, который располагается в изолированном отсеке за средней дверью троллейбуса. Допускается применение насосной станции другого типа, имеющей производительность не менее 15 л/мин при рабочем давлении – не менее 100 бар.
    Фильтрующий элемент 2 заборника воздуха изготовлен из прокладочного материала Вазапрон ТУ 17-1384-75. Фильтрующий элемент закреплен на крышке 1 прижимными планками. Замену фильтрующего элемента необходимо проводить через одно ТО-2.
    Электрический насос 6 установлен в ящике 4 на постели и закреплен прижимной скобой 7. В зоне щеточного узла электрического насоса установлена на уплотнителе изолирующая перегородка 5, исключающая закольцовку охлаждающего воздуха внутри ящика насосной станции.
    Клапан ограничения расхода и давления 8 настроен на давление 100-110 бар и расход 12 л/мин., установлен на электрическом насосе через переходной фланец.
    Масляный бак 3 с фильтрующим элементом и датчиком уровня рабочей жидкости аналогичен применяемым на автомобилях и автобусах МАЗ.
    Внутри ящика все эти элементы соединены между собой патрубками и шлангами высокого давления. С гидросистемой рулевого управления выдвижной модуль соединен шлангом высокого давления (линия нагнетания) и резиновым рукавом (линия слива), которые уложены петлей. Это позволяет выдвигать ящик за борт троллейбуса без отсоединения гидролиний.

  • Клапан расхода и давления

    1 - корпус клапана; 2 - плунжер; 3, 7 - пружины; 4 - шарик клапана; 5 - регулировочные прокладки; 6 - пробка; 8 - жиклер; 9 - седло клапана; А, Б, В, Г, Д, Е - каналы и полости.

    Клапан расхода и давления служит для поддержания постоянного расхода масла независимо от частоты вращения вала насоса и ограничения максимального давления.
    Работает клапан расхода и давления следующим образом:
    -рабочая жидкость (масло) из насоса под давлением поступает в полость Е и далее по каналу Д в корпусе клапана 1 и через центральное отверстие в жиклере 8 к распределителю гидроусилителя руля. Так как скорость в центральном отверстии жиклера выше, чем в канале Д, из-за разности проходных сечений давление в центральном отверстии жиклера и в полости В будет ниже, чем в канале Д и Е. С увеличением расхода рабочей жидкости через жиклёр 8 разность давлений в полостях В и Е возрастает и, при достижении максимального расхода, плунжер 2 перемещается вправо, сжимая пружину 7. Рабочая жидкость частично из полости Е поступает в полость А и далее на слив. Давление в полости Е падает и плунжер, поджимаемый пружиной 7 перемещается влево, разъединяя полости Е и А, таким образом поддерживается постоянный расход рабочей жидкости;
    -при достижении в полости В максимального давления, масло преодолевает усилие пружины 3, отталкивает шарик 4, и через радиальное отверстие в плунжере 2 стравливается в полость А, давление в полости В становится ниже чем в полости Е (давление не успевает сравняться из-за ограничения прохода рабочей жидкости через отверстия жиклера 8) и плунжер 2 перемещается вправо, сжимая пружину 7 и соединяя полости Е и А, ограничивая таким образом максимальное давление.

  • Масляный бак гидроусилителя

    1 - уплотнитель; 2 - заливная пробка со щупом; 3 - гайка; 4 - крышка; 5 - стержешь; 6 - стопор; 7 - предохранительный клапан; 8 - сливная пробка; 9 - фильтрующий элемент; 10 - пружина; 11 - корпус; 12 - заливной фильтр.

    Бак гидроусилителя рулевого управления состоит из корпуса 11, крышки 4, заливной пробки со щупом, заливного фильтра 12 и фильтрующего элемента 9. При засорении фильтра автоматически открывается перепускной клапан 7, и рабочая жидкость циркулирует в системе без очистки.

  • Рулевая колонка

    1 - кронштейн; 2 - ось с треугольными шлицами; 3 - спиральная пружина; 4 - ось эксцентрика; 5 - пружинная пластина; 6 - эксцентрик; 7, 10 - рукоятки; 8 - рулевая колонка; 9, 14 - гайки; 11 - шайбы; 12 - рычаг; 13 - ось; 15 - болт; 16 - срезная пластина; 17 - шпонка; 18 - рейка с треугольными шлицами; 19 - палец; 20 - поворотная пластина.
    На троллейбусы устанавливается регулируемая травмобезопасная рулевая колонка.
    Рулевая колонка 8 имеет возможность поворота относительно оси 13, на которой установлена поворотная пластина 20, к боковым граням которого приварена срезная пластина 16 на которую опирается рычаг 12. К поворотной пластине 20 крепится рейка с треугольными шлицами 18, которая может поворачиваться на пальце 19. Рейка находится в зацеплении со шлицами оси 2. С другой стороны зубчатая рейка упирается в эксцентрик 6, установленный на оси 4, прижатой к рейке спиральной пружиной 3.
    В случае столкновения троллейбуса с препятствием водитель воздействует на рулевое колесо, в результате чего пластина 16 срезается рычагом 12, поглощая при этом энергию удара и, тем самым, снижая усилие воздействия рулевого колеса на водителя до безопасной величины. Весь механизм закреплен на кронштейне 1.

eltroll2 2019-2024