eltroll2

Задний ведущий мост троллейбуса МТБ-82Д
  • Картер заднего моста троллейбуса МТБ-82Д

Троллейбус

1 - картер моста (стальное литье); 2 - суппорт; 3 - рукав; 4 - кронштейны разжимных валиков.

  • Червячный редуктор троллейбуса МТБ-82Д

Троллейбус

1 - картер редуктора; 2 - картер балки заднего моста; 3 - крышки подшипников дифференциала; 4 - радиально-упорные подшипники дифференциала; 5 - полуоси заднего моста; 6 - червяк редуктора; 7 - радальный подшипник червяка; 8 - задний радиально-упорный подшипник; 9 - передний радиально-упорный подшипник; 10 - червячная шестерня; 11 - кресотвина дифференциала; 12 - сателлиты; 13 - наливная горловина; 14 - задняя крышка; 15 - передняя крышка.

  • Червячная пара троллейбуса МТБ-82Д

Троллейбус

Троллейбус

Троллейбус

а - поковка червяка; б - червяк; в - червячное колесо.

  • Характеристика, химический состав и технические условия на червячное колесо редуктора
Характеристика нарезки
Расстояние между осями в мм 203,20(8")
Нарезка зуба ведения на расстоянии между осями в мм 203,08-203,12
Число зубьев шестерни 32
Число заходов червяка 3
Передаточное число 10,67
Форма зуба Эвольвента
Химический состав сплава (ОФН)
Примесей, не более В % По весу в кг
Олово 10-12 5,1
Никель 0,4-0,7 0,23
Фосфор 0,2-0,4 Фосфористая медь 2,48
Медь Остальное 35,93
Всего 100 43,74
Свинец 0,35 -
Цинк 0,35 -
Железо 0,20 -
Всего не более 0,90 -
Механические свойства
Предел прочности при растяжении в кг/мм2 не менее 26
Удлинение в % 6
Твердость по Брипеллю не менее 95Нв

  • Характеристика червяка редуктора
Наружный диаметр в мм 101,6
Диаметр начальной окружности в мм 81,28
Диаметр основной окружности в мм 56,44
Диаметр внутренней окружности в мм 59,74
Шаг спирали в мм 95,755
Угол спирали по начальной окружности 20°33'
Число заходов червяка 3
Глубина цементации в мм 1,5-2
Твердость Rc 58-62
Направление спирали Левое
Профиль нитки Эвольвента

  • Дифференциал троллейбуса МТБ-82Д

Троллейбус

1 - червячная шестерня; 2 - сателлитовые чашки; 3 - болты дифференциала с гайками; 4 - прокладочные шайбы под полуосевые шестерни; 5 - полуосевые шестерки; 6 - прокладочные шайбы под сателлитовые шестерни; 7 - крестовина сателлитов; 8 - сателлитовые шестерни; 9 - втулка сателлитовой шестерни.

  • Данные для нарезки зуба шестерен дифференциала
Наименование Полуосевая шестерня Сателлит
Число зубьев 28 14
Модуль в мм 6,036 6,036
Шаг в мм 18,925 18,925
Диаметр начальной окружности в мм 169 84,5
Высота головки зуба в мм 3,62 8,45
Высота ножки зуба в мм 9,42 4,59
Полная высота зуба в мм 13,04 13,04
Измерительная высота головки в мм 3,66 8,81
Толщина зуба по начальной окружности в мм 8,215 10,71
Толщина зуба по хорде без зазора в мм 8,21 10,70
Резать зуб на толщине по хорде в мм 8,01
-------
7,96
10,50
-------
10,45
Угол эвольвентного зацепления 14°30' 14°30'
Угол конусности зуба 3°58' 3°58'
Глубина цементации в мм 0,8-12 0,8-12
Твердость по Роквеллу (шкала С) 58-63 58-63
Эксцентричность начальной окружности, не более 0,12 0,06

  • Полуось заднего моста троллейбуса МТБ-82Д в сочетании с фланцем и полуосевой шестерней

Троллейбус

а - полуось; б - фланец полуоси; в - полуосевая шестерня.

  • Шлицевые соединения полуосей троллейбуса МТБ-82Д

Троллейбус


  • Заднее колесо троллейбуса МТБ-82Д в сборе с балкой заднего моста и редуктором

Троллейбус

1 - балка заднего моста; 2 - картер редуктора; 3 - полуосевая шестерня; 4 - сателлитовая чашка; 5 - подшипники дифференциала; 6 - рукав полуоси; 7 - полусоь; 8 - фланец полуоси; 9 - ступица колеса; 10 - подшипники ступицы колеса; 11 - разжимной вал тормоза; 12 - кронштейн разжимного вала; 13 - рычаг разжимного вала; 14 - рессора; 15 - резиновый упор; 16 - лонжерон рамы; 17 - сальник.

  • Описание моста
     На рис. 47 показана балка заднего моста (картер) в сборе с суппортами, рукавами и кронштейнами разжимных валиков.
     К горловине картера снизу крепится червячный редуктор (рис. 48), который состоит из червячной пары и механизма лифференциала, посредством которого ведушие колеса получают возможность вращаться с различным числом оборотов. Червячная пара и механизм лифференциала заключены в общий картер.
     Для увеличения жесткости всей системы крышки подшипников сателлитовых чашек заходят в специально обработанные приливы в картере заднего моста, что заставляет последний воспринимать на себя часть нагрузки, передаваемой с червяка на шестерню.
     Червяк редуктора расположен под червячной шестерней. Вращение червяка осуществляется в одном радиальном и двух радиально-упорных подшипниках. Сателлитовые чашки дифференциала вместе с червячной шестерней вращаются в двух радиально-упорных подшипниках.
     Передний подшипник червяка воспринимает на себя только радиальные нагрузки.
     Задние радиально-упорные подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые усилия, возникающие на червяке кондуктора.
     При тяговом режиме осевые усилия воспринимает на себя задний радиально-упорные подшипник, при режиме торможения - передний.
     Червячное колесо редуктора показано на рис. 49, в, а его характеристика и технические даннные - в табл. 10.
     Дифференциал (рис. 50) симметричного типа с четырьмя коническими сателлитами, установленными на пальцах крестовины, которая зажимается между двумя чашками дифференциала. Соединение выполнено на болтах, что облегчает разборку и сборку дифференциала.
     Для того чтобы дать сателлитам возможность самоустанавливаться, их торцы и соответствующие опорные поверхности чашек дифференциала обработаны по сфере. Под опорную поверхность сателлитов и полуосевых шестерен устанавливаются латунные шайбы-прокладки.
     Полуосевые шестерни центрируются в теле крестовины и соединяются с полуосями при помощи шлиц. Характеристики шестерен приведены в табл. 12.
     Передача усилий от дифференциала к ведущим колесам осуществляется полуосями разгруженного типа (рис. 51 и табл. 13). Передача вращения от полуосей к ступицам производится посредством фланцев, сидящих на полуосях на шлицах и крепящихся к ступицам шпильками и гайками. Внешний конец полуоси опирается на два широко расставленных подшипниа, установленных между ступицей колеса и балкой ведущего моста; при этом боковая сила, приложенная к колесу, образует пару сил, которые создают радиальные нагрузки на подшипники, не вызывая их перекоса.
     Ступица заднего колеса (рис. 52) вращается на роликовых конических подшипниках, закрепленных на рукавах полуосей гайками, между которыми расположена стопорная шайба. Подшипники ступицы, как внутренний, так и наружный, занимают строго фиксированное положение, определяемое конструкцией ступицы.

  • Технические требования к червячному редуктору троллейбуса МТБ-82Д
     Окончательную затяжку болтов крепления червячного колеса с чашками дифференциала необходимо производить крест-накрест, одинаковым усилием, применяя торцовый ключ с плечом 600 мм.
     Шестерни в собранном дифференциале должны легко проворачиваться от руки.
     Нормальный люфт медлу зубьями шестерен дифференциала должен быть в пределах 0,15-0,2 мм.
     Биение торца червячного колеса проверяется при центровке на шейках чашек дифференциала и должно быть не более 0,2 мм (рис. 53, а).
     При постановки радиально-упорных подшипников до упора в заплечики чашек дифференциала плотность посадки между заплечиком чашки и внутренним торцом кольца подшипника К следует проверить щупом 0,05 мм, который не должен проходить (рис. 53, б).
     При правильной регулировке зацепления червяка с червячным колесом окружной люфт червячного колеса, измеряемый индикатором при заторможенном червяке, должен быть в пределах 0,4-0,7 мм по окружности зубьев шестерни (после обкатки на стенде).

Троллейбус

Контроль и регулировка червячной пары

а - проверка биения торца червячного колеса; б - контроль плотности посадки подшипника; в - измерение осевого люфта в подшипниках лифференциала; г - измерение осевого люфта червяка в подшипниках.

     Пятна контакта при пробе на краску для переднего и заднего ходов должны располагаться крестообразно, каждое на месте выхода червяка из зацепления с колесом. Расположение пятен контакта по всем зубьям должно быть одинаковым. Для определения контакта червяк нужно смазывать тонким слоем берлинской лазури, разведенной на касторовом масле.
     Зона распространения пятна должна занимать 35-55% от всей рабочей поверхности зуба червячного колеса (рис. 54). Указанное положение контактных пятен выбирается для того, чтобы при отжиме колеса под нагрузкой во время работы зона контакта сдвигалась к середине зуба. При этом на больших оборотах червяка на входе зуба должен оставаться клинообразный зазор для масла между зубом колеса и ниткой червяка. На сторонах зубцов, работающих на заднем ходе, контакт может быть сдвинут к середине зуба.
     Зацепление регулируется перемещением червячного колеса в направлении, перпендикулярном оси червяка, поворотом кольцевой гайки. Поворот кольцевой гайки на одно деление соответствует осевому перемещению колеса на 0,125 мм.
     Осевой люфт в подшипниках дифференциала допускается не более 0,05 мм (рис. 53, в).

Троллейбус

Расположение пятен контакта на зубьях шестерни

     Осевой люфт червяка в подшипниках допускается не более 0,05 мм (рис. 53, г).
     Поверхность соприкосновения картера редуктора с картером заднего моста должна быть гладкой, без забоин, заусенцев и следов краски.
     Окончательно собранный и отрегулированный редуктор до постановки его на задний мост троллейбуса должен быть приработан на специальном стенде в течение 3 часов при постоянно повышающейся нагрузке.
     Максимальная скорость вращения при испытании должна быть 3000 об/мин., крутящий момент - 20 кгм. Максимальный крутящий момент должен составлять 150 кгм при 100 об/мин.
     К концу последнего часа приработки температура смазки в редукторе не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 70°.
     Для смазки червячного редуктора в процессе испытаний (н в эксплуатации) применяется "Трансмиссионное масло для редукторов троллейбусов."

© ElTroll2 2019-2020