Пневматическое оборудование троллейбуса
  • Водомаслоотделитель

Таблица

    1 - корпус; 2 - заклепка 2,5*5; 3 - табличка; 4 - мембранный диск; 5 - мембрана; 6 - поршень; 7 - пружина; 8 - золотник; 9 - крышка; 10 - диск направляющий; 11 - штуцер; 12 - опора; 13 - уплотнение; 14, 15 - кольцо упорное; 16 - шайба 5-10; 17 - кольцо уплотнительное; 18 - кронштейн; 19 - кольцо 016-020-25-2-2 ГОСТ 18829-73; 20 - болт М8-6gx16; 21 - 21 болт М8*50; 22 - тарелка клапана; 23 - пружина; 24 - кольцо уплотнительное; 25 - кольцо стопорное; 26 - поршень; 27 - клапан новый; 28 - шайба 8Т; 29 - шайба 6Т; 30 - болт М6*20; 31 - охладитель.

    Водомаслоотделитель в схеме предназначен для предварительного отделения воды и масла, выбрасываемого компрессором. Горячий сжатый воздух от компрессора поступает в оребренный змеевик холодильника водомаслоотделителя, где охлаждается ниже точки росы. В циклонной камере, завихряясь, отделяются сконденсированные при охлаждении частицы пара и масла. Для сброса отделенной жидкости в нижней части вихревой камеры имеется автоматический клапан сброса конденсата. При резком сбросе давления (при отключении компрессора и разгрузке участка магистрали от компрессора до осушителя) мембрана клапана поднимается и открывается связанный с ней поршень. На случай замерзания воды в лабиринте водомаслоотделителя и перекрытия его проходного сечения между входом и выходом аппарата имеется обводной канал, защищенный перепускным клапаном, открывающимся при разнице давлений на входе и выходе 0,4МПа.

  • Кран тормозной двухсекционный с рычагом

Таблица

    1 - рычаг; 2 - упорный винт рычага; 3 - защитный чехол; 4 - ось ролика; 5 - ролик; 6 - толкатель; 7 - корпус рычага; 8 - гайка; 9 - тарелка; 10, 16, 19, 27 - уплотнительные кольца; 11 - шпилька; 12 - пружина следящего поршня; 13, 24 - пружины клапанов; 14, 20 - тарелки пружин; 15 - поршень малый; 17 - клапан; 18 - толкатель; 21 - атмосферный клапан; 22 - упорное кольцо; 23 - корпус атмосферного клапана; 25 - нижний корпус; 26 - пружина малого поршня; 28 - большой поршень; 29 - клапан верхней секции; 30 - следящий поршень; 31 - упругий элемент; 32 - верхний корпус; 33 - опорная плита; I-V - выводы.

    Кран тормозной двухсекционный с рычагом для управления исполнительными механизмами рабочего привода троллейбуса при двухконтактном тормозном приводе, а также для управления клапанами привода тормозов прицепа.
    Тормозной кран установлен на второй ферме под полом кабины водителя на кронштейне. Выпуск воздуха из крана происходит вниз через вывод V. Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно (тандем). Выводы I и II крана соединены с воздушными резервуарами раздельных приводов рабочей тормозной системы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль усилие передается через систему рычагов и тяг привода на рычаг I крана и далее через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31, на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, поршень 30 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем открывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывает проход сжатому воздуху от вывода II в вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление в выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 1 не уравновешивается усилием, создаваемым давлением на верхний поршень 30. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно с повышением давления в выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе 25. Сжатый воздух из вывода I поступает к выводу IV и далее в исполнительные механизмы второго контура рабочего тормоза.
    Одновременно с повышением давления в выводе IV повышается давление под поршнем 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого в выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана. При отказе в работе верхней секции тормозного крана, нижняя секция будет управляться механически через шпильку 11 и толкатель 18, малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При отказе нижней секции тормозного крана, верхняя секция работает как описано выше.

  • Клапан контрольного вывода

Таблица

    1 - штуцер; 2 - корпус; 3 - петля; 4 - колпачок; 5 - толкатель с клапаном; 6 - пружина; I, II - выводы.

    Клапан контрольного вывода предназначен для проверки давления с помощью измерительных приборов, а также для отбора сжатого воздуха. Клапаны установлены во всех контурах пневматического привода. Для присоединения к клапану должны применяться шланги и измерительные приборы с накидными гайками М16*1,5. Для измерения давления или отбора сжатого воздуха нужно отвернуть колпачок 4 клапана и навернуть на его корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному манометру или какому-либо потребителю. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном и воздух через радиальные и осевое отверстие в толкателе поступает в шланг. После отсоединения шланга толкатель с клапаном под действием пружины 6 прижимается к седлу клапана в корпусе, закрывая выход сжатому воздуху из пневмопривода.

  • Клапан ускорительный

Таблица

    1 - выпускной клапан; 2 - верхняя камера; 3 - поршень; 4 - впускной клапан; 5 - пружина; 6 - корпус клапанов; I-IV - выводы.

    Клапан ускорительный предназначен для уменьшения времени срабатывания привода стояночного тормоза за счет сокращения магистрали впуска сжатого воздуха из воздушного резервуара в исполнительный механизм и выпуска воздуха непосредственно через ускорительный клапан в атмосферу. Клапан установлен в районе заднего моста.
    Работа ускорительного клапана рассматривается в контуре рабочего тормоза заднего моста.
    К выводу I подается сжатый воздух из воздушного ресивера ускорительного клапана. Выводу II соединен с управляющим аппаратом - двухсекционным тормозным краном, а вывод III - с тормозными камерами заднего моста.
    При отсутствии давления в выводе II поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 4 закрыт под действием пружины 5, а выпускной клапан I открыт. Через открытый выпускной клапан и выводы III и IV тормозные камеры сообщаются с атмосферой. Колеса троллейбуса расторможены.
    При подаче сжатого воздуха к выводу II от верхней секции тормозного крана воздух поступает в надпоршенвое пространство - камеру 2. Поршень 3 под действием сжатого воздуха движется вниз. Закрывается выпускной клапан, а затем открывается впускной. Тормозные камеры, присоединенные к выводу III, заполняются сжатым воздухом из воздушного ресивера через вывод I и открытый впускной клапан. Пропорциональность управляющего давления в выводе III (следящее действие) осуществляется поршнем 3. При достижении в выводе III давления, соответствующего давлению в выводе II, поршень 3 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана, движущегося под действием пружины 5. При снижении давления управляющей магистрали (т.е. выводе II), поршень 3 вследствие более высокого давления в выводе III перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 1.Сжатый воздух из тормозных аккумуляторов через открытый клапан, полный корпус клапанов 6 и атмосферный вывод IV выходит в атмосферу. Троллейбус растормаживается.

  • Противозамораживатель

Таблица



    1 - корпус; 2, 3, 7, 10 - кольца уплотнительные; 4 - штуцер; 5 - стакан; 6 - футорка; 8 - шайба; 9, 11 - гайки; 12 - дроссель; 13 -штифт; 14 - диск; 15 - болт; 16 - шайба пружинная; 17 - указатель уровня.

    Противозамораживатель предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматической системы троллейбуса. Принцип действия противозамораживателя основан на явлении насыщения сжатого воздуха пневмосистемы парами антифриза, что препятствует замерзанию конденсата. В качестве антифриза используется спиртоглицериновая смесь, состоящая из равным количест этилового спирта и глицерина.
    Спиртоглицериновая смесь залита в стакан 5 через отверстие, закрытое пробкой, на которой имеется указатель уровня 17. Интенсивность парообразования спиртоглицериновой смеси регулируется дросселем 12 в зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха.
    Работа противозамораживателя протекает следующим образом. В правую часть отверстия в корпусе 1 поступает сжатый воздух, часть которого через соединительный канал в корпусе поступает в стакан 5 и оказывает давление на спиртоглицериновую смесь. Движение сжатого воздуха по узкому участку отверстия в корпусе 1 создает в отверстии штуцера 4 и трубе штуцера разряжение. Вследствие разницы давления в стакане 5 и трубке штуцера спиртоглицериновая смесь по зазору между трубой штуцера и иглой дросселя 12 поступает по соединительному каналу в корпусе 1 в сквозное горизонтальное отверстие корпуса, где захватывается потоком сжатого воздуха, испаряется и, смешиваясь с воздухом, поступает в пневмосистему троллейбуса.

  • Клапан защитный двойной

Таблица



    1 - корпус; 2 - шайба опорная; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - пружина; 5 - пробка; 6 - пружина; 7 - поршень малый; 8 кольцо уплотнительное; 9 - пружина коническая; 10 - поршень большой; 11 - клапан; 12 - крышка; 13 - колпачок; 14, 15 - шайбы регулировочные; 16 - кольцо уплотнительное.

    Двойной защитный клапан предназначен для разделения магистрали, идущей от компрессора, на два независимых пневматических контура рабочей тормозной системы, для автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения или нарушения герметичности, для сохранения давления сжатого воздуха в неповрежденном контуре, а также для сохранения давления сжатого воздуха в обоих контурах в случае повреждения или нарушения герметичности магистрали, идущей от компрессора.
    Двойной защитный клапан установлен между лонжеронами на поперечной балке в передней части троллейбуса и соединен с нагнетательной магистралью, идущей от магистрального воздушного резервуара. На корпусе клапана нанесена стрелка, указывающая направление движение сжатого воздуха.
    Клапан состоит из корпуса 1, во внутренней полости которого установлен большой поршень 10 с двумя симметрично расположенными клапанами 11, выполняющий роль золотника. Клапаны прижимаются к седлам большого поршня с помощью пружин 9 при установке малых поршней 7, которые перемещаются в отверстиях крышек 12. Для регулировки усилия пружины 6, определяющего давление сжатого воздуха, при котором происходит отключение поврежденного контура, служат регулировочные шайбы 14 и 15. В пробках 5 имеются отверстия для сообщения с атмосферой полости под малыми поршнями 7 при их перемещении.
    Клапан работает следующим образом. Сжатый воздух от нагнетательной магистрали пневмосистемы троллейбуса подводится к выводу А и, проходя через отверстия в большом поршне 10, открывает клапаны 11. Далее воздух через выводы Б и В поступает в воздушные резервуары раздельных контуров тормозного привода. При достижении давления сжатого воздуха в выводах Б и В, равного давлению в полости А, клапаны 11 закрываются.
    При повреждении одного из контуров или нарушении его герметичности давлени в этом контуре (например, в выводе Б) падает, большой поршень 10 вследствие разности давлений в контурах перемещается в сторону поврежденного контура и своим седлом упирается в клапан 11, разобщая при этом вывод Б от вывода В. Клапан второго (исправного) контура остается открытым, и воздух из нагнетательной магистрали продолжает поступать в неповрежденный контур. При достижении давления в исправном контуре более 0,56-0,6 МПа (5,6-6,0 кгс/см2) открывается клапан 11 поврежденного контура и часть воздуха поступает в поврежденный контур. После устранения негерметичности системы повреждений контур постепенно дополняется сжатым воздухом, давление в контурах вырванивается, большой поршень 10 занимает среднее (нейтральное) положение и сжатый воздух вновь продолжает поступать в воздушные резервуары обоих контуров.

  • Клапан защитный одинарный

Таблица



    1 - винт регулировочный; 2 - гайка; 3 - крышка; 4 - тарелка; 5, 6 - пружины; 7 - прокладка; 8 - поршень; 9 - диафрагма; 10 - кольцо упорное; 11 - корпус клапана; 12 - втулка; 13 - пружина; 14 - клапан обратный; 15 - корпус; 16 - винт; 17 - шайба.

    Одинарный защитный клапан предназначен для изолирования пневматической системы подвески троллейбуса от нагнетательной магистрали пневматической системы троллейбуса. Тем самым исключается возможность утечки воздуха из пневматической системы подвески в случае повреждения нагнетательной магистрали.
    Клапан установлен у входа в воздушный резервуар подвески троллейбуса и соединен с нагнетательной магистралью согласно стрелке, нанесенной на крышке 3 и указывающей направление движения сжатого воздуха.
    Клапан отрегулирован таким образом, что наполнение воздухом воздушного резервуара подвески происходит только после достижения давления воздуха в нагнетательной магистрали 0,55±0,01 МПа (5,5±0,1 кгс/см2). При снижении давления в этой магистрали ниже указанной величины клапан ее разобщает с пневматической системой подвески.
    В корпусе 15 установлен обратный клапан 14, прижатый к седлу пружиной 13. Корпус клапана 11 установлен в направляющей втулке 12. Втулка удерживается упорным кольцом 10. Между корпусом 11 и крышкой 3 зажата диафрагма 9, разъединяющая каналы Б и В. Пружины 5 и 6 воздействуют на поршень 8, который прижимает диафрагму 9 к седлку корпуса 16.
    Сжатый воздух через вывод 1 поступает под диафрагму 9. При достижении давления 0,55±0,01 МПа (5,5±0,1 кгс/см2) диафрагма 9 прогибается и сжатый воздух через канал В поступает в вывод А, отжимая при этом обратный клапан 14.
    При снижении давления в выводе Г до величины ниже указанной поршень 8 под действием пружин 5 и 6 пермещается вниз и прижимает диафрагму 9 к седлу корпуса 15, разъединяя каналы Б и В. Дальнейшее поступление воздуха в вывод А прекращается.
    Регулировочный винт 1 служит для установки давления срабатывания клапана.

  • Сливной краник

Таблица



    1 - корпус; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - гайка; 5 - шарик; 6 - прокладка; 7 - рычаг.

    Сливные краники установлены в нижней части воздушных резервуаров пневматической системы троллейбуса и служат для слива конденсата.
    Каждый краник снабжен тягой, которая крепится к рычагу 7. Для удаления конденсата необходимо указанную тягу потянуть влево. При этом рычаг 7, поворачиваясь, нажмет на шарик 5 и сжатый воздух выдавит изз резервуара скопившийся конденсат. При отпущенной тяге пружина 2 прижмет шарик 5 к прокладке 6 и выход сжатого воздуха из резервуара прекратится.

  • Датчик-сигнализатор аварийного давления



    1 - корпус; 2 - неподвижный контакт; 3 - изолятор; 4 - вывод; 5 - пружина; 6 - подвижный контакт; 7 - мембрана; 8 - толкатель.

    Датчик-сигнализатор минимального давления ДЕ-В (ММ-124). Датчики установлены в каждом контуре рабочей тормозной системы и представляют собой пневматические выключатели, предназначенные для замыкания цепи контрольной лампы на приборном щитке троллейбуса при падении давления воздуха в воздушных резервуарах тормозных контуров ниже 0,45+0,05 МПа (4,5+0,5 кгс/см2). Индикация падения давления воздуха в резервуарах осуществляется с помощью одной лампочки, при этом аварийный контур рабочей тормозной системы определяется по показаниям манометров, расположенных на приборном щитке троллейбуса.
    Датчик имеет нормально замкнутые контакты. Когда давление сжатого воздуха в резервуарах достигает 0,45-0,5 МПа (4,5-5,0 кгс/см2), мембрана прогибается и через толкатель воздействует на подвижный контакт, который преодолев усилие пружины, отрывается от неподвижного контакта и разрывает электрическую цепь датчика. Замыкание контактов, а следовательно, выключение сигнализаторов и зуммера, происходит, когда давление менее указанного.

© eltroll2 2019-2021