Рулевое управление троллейбуса ЗИУ-5
  • Общий вид рулевого управления

Троллейбус

    1 - рулевой механизм; 2 - кронштейн пневмоусилителя; 3 - пневматический усилитель; 4 - передняя продольная рулевая тяга; 5 - рычаг усилителя; 6 - задняя продольная рулевая тяга; 7 - кронштейн рычага усилителя; 8 - механизм воздухораспределения.

    Рулевое управление состоит из рулевого механизма, пневматического усилителя руля, введенного в рулевое управление для облегчения работы водителя, следящей системы включения пневматического усилителя и системы рычагов и тяг.
    Пневматический цилиндр размещен в передней части левого лонжерона, он размещен с наружной стороны лонжерона. Шток цилиндра связан через рычаг усилителя и продольную тягу с рулевой трапецией троллейбуса. Цилиндр получает воздух через клапаны воздухораспределителя и передает усилие, необходимое для обеспечения поворота. Клапаны приводятся в действие посредством системы рычагов 9 и 11, установленных на валу сошки рулевого механизма и соединенных системой тяг и рычагов с рулевой трапецией троллейбуса. При повороте рулевого колеса включается соответствующий клапан и воздух поступает в переднюю и заднюю полость пневматического цилиндра усилителя. Передние колеса при этом поворачиваются в ту сторону, в которую повернуто рулевое колесо рулевого механизма.
  • Чертеж рулевого механизма

Троллейбус

         Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка 1, размещенного на двух конических роликовых подшипниках 4 и 11, и трехрядного ролика 5, установленного на оси 7 в игольчатых подшипниках 6. В червяк 1 запрессована нижняя шлицевая часть рулевого вала 8, конец которого развальлован. Верхний конусный конец этого вала соединен с рулевым колесом 14. Место соединения фиксируется шпонкой и затягивается гайкой. Верхняя часть рулевого вала установлена в шариковом радиально-упорном подшипнике 18, расположенном во внешней трубе 12 рулевой колонки.
            Механизм глобоидальной передачи размещен в картере 2, отлитом из ковкого чугуна. В съемной боковой крышке 15 картера расположена одна из втулок вала 16 рулевой сошки 18. В картер рулевого механизма запрессован нижний конец внешней трубы 12 рулевой колонки. Рулевая сошка 18 установлена на конусном конце вала 16, снабженном мелкими шлицами, и закреплена гайкой 17. Вал рулевой сошки вращается в двух брoнзовых втулках, запрессованных в картер 2 и крышку 15. Во избежание перекоса и защемления вала сошки обработка обеих втулок производится одновременно.
            Для регулирования и устранения зазора при износе конических роликовых подшипников глобоидального червяка под фланец нижней крышки 9 картера закладывают набор тонких стальных прокладок 10. В случае износа подшипников 4 и 11 часть стальных прокладок удаляют.
             Внутри полого рулевого вала пропущены два провода 8 для кнопки электрического сигнала, помещенной в ступице рулевого колеса.
            Среднее угловое передаточное число рулевого механизма составляет 23,5: 1. Полный поворот из одного крайнего положения в другое совершается за 4,85 оборота рулевого колеса.
            Для облегчения труда водителя рулевой механизм снабжен пневматическим усилителем.

  • Пневматический усилитель рулевого управления

Троллейбус

Троллейбус

    1 - вилка штока; 2 - чехол; 3 - задняя крышка цилиндра; 4 - манжета крышки; 5 - цилиндр; 6 - шток; 7 - поршень; 8 - манжета поршня; 9 - передняя крышка; 10 - кожух штока; 11 - пробка.

    Корпус цилиндра 5 - литой из алюминиевого оплава, внутренний диаметр 150 мм.
    Поршень имеет резиновые манжеты 8.
    Направляющими для штока 6 поршня служат передняя 9 и задняя 3 крышки, уплотненные резиновыыми манжетами 4. Цилиндр подвешен шарнирно к лонжерону за переднюю крышку 9 и может поворачиваться вокруг вертикальной оси. Шток поршня защищен с передней стороны кожухом 10, сзади - резиновым чехлом 2. Через вилку 1 усилие передается на рычаг усилителя. Корпус цилиндра в нижней части имеет две пробки 11, вывертывая которые, переодически следует проверять, нет ли конденсата в цилиндре. Сбоку цилиндра имеется еще одна пробка, закрывающая отверстие, через которое выполняется смазка внутренней поверхности цилиндра.
    Монтаж пневматического усилителя следует производить когда поршень находится в крайнем заднем положении и когда кожух 10 снят.

  • Механизм включения пневматического усилителя рулевого управления

Троллейбус

    1 - продольная рулевая тяга; 2 - масленка; 3 - толкатель; 4 - контргайка; 5 - регулировочный болт; 6 - контргайка; 7 - регулировочный винт; 8 - пружина; 9 - двуплечий рычаг; 10 - клапан воздухораспределителя; 11 - рычаг шлицевый; 12 - ось рычага.

eltroll2 2019-2024