Карданная передача троллейбуса Тролза 5275 Оптима
  • Чертеж карданной передачи

Таблица

    1 - фланец моста; 2 - крестовина; 3 - труба карданная; 4 - масленка; 5 - пластина для балансировки; 6 - вилка; 7 - гайка М42; 8 - фланец; 9 - сальник; 10 - фланец электроизоляционный; 11 - шайба стопорная; 12 - болт соединительный; 13 - гайка; 14 - шайба пружинная; 15 - шайба специальная (усиленная); 16 - фланец; 17 - масленка угловая; 18 - гайка; 19 - шайба пружинная; 20 - торцевое уплотнение; 21 - сальник каркасный; 22 - подшипник игольчатый с сальником; 23 - крышка подшипника; 24 - пластина стопорная; 25 - пластины балансировочные; 26 - болт.

  • Описание карданной передачи
    Карданная передача троллейбуса состоит из карданного вала и двух карданных шарниров. Карданный вал изготавливается из тонкостенной стальной электросварной холоднотянутой трубы, к концам которой приваривается после напрессовки вилка шарнира. Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает возможность изменения его длины (расстояние между шарнирами), который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста. Изготовление вала из трубы позводяет увеличить его жесткость, стойкость к поперечным изгибам и вибрациям, уменьшить вероятность разрушения вала при высоких частотах вращения.
    Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа из-за загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется резиновое уплотнение, представляющее собой кольцо сальника, повторяющее профиль шлицев наконечника карданного вала и смонтированное в металлической обойме, в виде колпачковой гайки прижимающей сальник к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.
    Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку, ввернутую в отверстие на вилке. Полость шлицев заполняется смазкой графитной УсоА.
    Карданные шарниры состоят из двух стальных вилок 6 и крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенных цапфы. На цапфах крестовин в стаканах смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца. Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника, предъявляются требования, аналогичные требованиям к внутреннему кольцу подшипника. В связи с этим крестовины подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильную форму.
    В игольчатом подшипнике 22 установлены иглы диаметром 3 мм, собранные так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор, который должен быть не более 0,16 мм. Разбирать и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.
    Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 23, которые закреплены двумя болтами 26 ввернутыми в тело вилки. Для предотвращения самоотвертывания этих болтов, установлена стопорная пластина 24, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников. Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников могут вызывать повышенные ударные нагрузки, уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников. Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.
    Игольчатые подшипники крестовин уплотняются резиновыми самоподвижными каркасными сальниками 21 и торцовым уплотнением 20.
    Шарниры карданных валов имеют проточную систему смазки игольчатых подшипников (бесклапанную).
    Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 17 находящейся в центральной части крестовины, а излишки масла с продуктами износа выдавливаются через уплотнения подшипников.
    Карданный вал в сборе динамически отбалансирован.
    Если балансировка карданного вала нарушена (что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин), то могут появиться вибрации, ощущаемые при движении троллейбуса с определенной скоростью.
    Техническое обслуживание карданной передачи производится при каждом ТО-1, при этом проверяется состояние крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.
    Проверка крепления фланцев производится на троллейбусе при расторможенном стояночном тормозе. Задний мост должен быть установлен на подставки, а передний мост должен иметь упоры, подложенные под колеса.
    Если при протачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев электродвигателя или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать или расстопорить гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать или застопорить гайку электродвигателя. Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно затянуты моментом 4,4-5,6 кг/см, замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается. Необходимо периодически проверять отсутствие ощутимых зазоров между крестовиной и игольчатыми подшипниками. При ослаблении болтов, крепящих подшипники, необходимо их подтянуть.
    Разбирать шарниры без необходимости не разрешается. Следует строго соблюдать периодичность выполнения смазочных операций и соответствие применяемой смазки для карданной передачи. При снятии карданного вала рекомендуется разбирать шлицевое соединение, очистить от старой смазки и грязи, снова смазать и собрать.
    Для обеспечения второй ступени электроизоляции тягового двигателя от корпуса троллейбуса конец карданного вала крепится к выходному валу тягового двигателя через электроизоляционный фланец.
    Фланец представляет собой металлический остов с посадочным конусом на вал тягового двигателя, облитый пресс-порошковым материалом ДСВ-2-Р-2М с выполненным в нем посадочным местом для фланца карданного вала и отверстиями для крепления.
    Изоляционный фланец устанавливается на вал тягового двигателя по шпонке, крепится гайкой 7, которая контрится стопорной шайбой. После затяжки гайки шайба отгибается на грань гайки.

    При ТО-2 произвести смазку шлицевого соединения и карданных шарниров через пресс-масленки; смазку набивать до выдавливания старой.
    Через 4 ТО-2 демонтировать карданные валы, произвести ревизию шарниров и шлицевого соединения, при необходимости, произвести замену изношенных деталей.

  • Возможные неисправности

Таблица


© eltroll2 2019-2022