Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200 электропоезда ЭС2Г
  • Технические характеристики


  • Устройство токоприемника

    1 - основание; 2 - пневматический модуль; 3 - тяга нижняя; 4, 25 - щека; 5 - рычаг; 6, 16, 27 - рама нижняя; 7, 14 - рама верхняя; 8 - воздухопровод; 9, 12 - шунт соединительный; 10 - полоз; 11, 19 - тяга продольная; 13 - вилка верхней тяги; 15 - тяга верхняя; 17 - колодка; 18 - вилка верхней тяги; 20 - накладка; 21 - каретка; 22 - пневморессора; 23 - подъемный трос; 24 - кронштейн основания; 26 - ролик.

    Токоприемник представляет собой конструкцию, выполненную по схеме асимметричного полупантографа. Подъем токоприемника осуществляется при помощи пневматического привода, опускание - за счет собственного веса системы подвижных рам и верхнего узла.
    Токоприемник состоит из следующих частей:
    - основания;
    - системы подвижных рам;
    - механизма подъема;
    - узла верхнего.
    Все узлы и агрегаты токоприемника расположены на основании, которое на опорных изоляторах устанавливается на крыше вагона электропоезда.
    Систему подвижных рам включает в себя нижние и верхние рамы, и тяги. Рама нижняя соединяется подшипниковыми узлами с основанием и рамой верхней.
    Механизм подъема состоит из пневморессоры, которая одним концом, через кронштейн, посредством двух подъемных тяг (тросов) связана с нижней рамой, а другим жестко закреплена на кронштейне основании.
    Узел верхний состоит из штанги и полоза. Штанга установлена в поперечине верхней рамы и через рычаг соединена с тягой верхней.
    Электрическая связь узла верхнего с системой подвижных рам и основание осуществляется гибкими шунтами.

  • Основание токоприемника

    1 - кронштейн; 2 - поперечная балка; 3 - продольная балка; 4 - опора; 5 - рым; 6 - клемма; 7 - стойка.

    Основание предназначено для монтажа всех систем и механизмов токоприемника и крепления токоприемника к опорным изоляторам, установленным на крыше электропоезда. Основание представляет собой раму, сваренную из стальных труб прямоугольного сечения (две продольные балки; две поперечные балки и две опоры). На основании имеются кронштейн для установки пневморессоры и две стойки для шарнирного крепления нижней рамы. К продольным балкам приварены рымы для строповки токоприемника при выполнении монтажно-демонтажных работ. На одной из поперечных балок имеется две клеммы, предназначенные для крепления шунтов, обеспечивающих электрическое соединение основания с рамой нижней.

  • Рама нижняя

    1 - балка; 2, 3 - ролики; 4, 5 - втулки; 6 - шпилька; 7 - поперечина нижняя; 8 - поперечина верхняя; 9 - подшипник; 10, 11 - щеки; 12, 13 - обоймы подшипников; 14 - колодка.

    Система подвижным рам предназначена для подъема верхнего узла из сложенного положения до контактного провода и восприятия действующих на верхний узел продольных узел продольных и поперечных нагрузок. Она состоит из рамы нижней, рамы верхней, тяги нижней и тяги верхней.
    Нижняя и верхняя рама представляют собой сварные конструкции из труб и деталей, изготовленных из алюминиевого сплава.
    Нижняя рама состоит из балки и двух поперечин (нижней и верхней). На нижней поперечине, с каждой стороны имеется по две щеки, между которыми установлены ролики. В основании каждой поперечины имеется две обоймы, в выточке которых запрессованы стальные втулки для установки подшипников. Через втулки и подшипники рама нижняя крепится на основании и соединяется с рамой верхней. Для установки кронштейна верхней тяги используется колодка с двумя ввернутыми шпильками.

  • Рама верхняя

    1 - стрела; 2 - консоль; 3 - рычаг; 4 - затыльник; 5 - укосина; 6 - накладка; 7 - щека; 8 - поперечина.

    Рама верхняя состоит из поперечины, на которую устанавливается верхний узел токоприемника; стрелы, усиленной накладками; двух щек, расположенных на консолях и предназначенных для шарнирного соединения верхней с нижней рам; рычага с затыльником и укосинами. Через отверстие рычага верхняя рама соединяется с тягой нижней.

  • Тяга нижняя

    1 - штанга; 2 - петля; 3 - корпус; 4 - палец.

    Тяга нижняя предназначена для обеспечения заданной траектории подъема верхнего узла и состоит из штанги, в один конец которой ввернута петля, и двух корпусов для подшипников, соединенными с петлей и вторым концом штангой пальцами. Через один корпус тяга нижняя соединена с верхней рамой, а через второй - с основанием.

  • Тяга верхняя

    1 - стальная труба; 2, 5 - вилка; 3 - контргайка; 4 - бобышка.

    Тяга верхняя предназначена для удержания верхнего узла в строго горизонтальном положении при работе токоприемника. Она представляет собой изогнутую стальную трубу с вилкой на одном конце и резьбовой бобышкой на другом. В резьбовую бобышку ввернута вилка с контргайкой. Соединение тяги верхней с нижней рамой и вилки с рычагом штанги верхнего узла осуществляется через втулки, зажатые гайками и установленные на подшипниках скольжения, запрессованных в рычаг штанги.

  • Верхний узел и каретка

    1 - штанга; 2 - тяга верхняя; 3, 4 - шунты; 5 - накладка; 6 - полоз; 7 - кронштейн полоза; 8 - серьга; 9 - верхняя планка; 10 - ось; 11 - пружина; 12 - поперечный валик; 13 - болт регулировочный; 14 - основание каретки.

    Механизм подъема предназначен для подъема с помощью системы подвижных рам верхнего узла и прижатия полоза к контактному проводу с заданным усилием в рабочем диапазоне. Механизм подъема включает в себя пневморессору с регулятором давления и две подъемные тяги (тросы). Один конец каждого из тросов соединен с кронштейном пневморессоры, а другой закреплен на щеке нижней рамы болтами с гайками и шайбами. Управление пневморессорой выполняется посредством регулятора давления.
    Верхний узел предназначен для съема тока с контактного провода и дополнительно подрессоривания полоза относительно конца верхней подвижной рамы. Он состоит из штанги и полоза. Штанга является основной несущей частью верхнего узла. В качестве демпфирующих элементов используются каретки. На каретках установлен полоз.
    Полоз двумя кронштейнами установлен на каретках и закреплен при помощи калиброванного пустотелого валика, к которому подведена магистраль сжатого воздуха "В".
    При подъеме, полоз токоприемника упирается в контактный провод, пружины кареток сжимаются на величину от 30 до 50% от их полного перемещения. При динамическом возрастании нагрузки на полоз, пружины кареток сжимаются, а их жесткость возрастает. Пределы изменения жесткости пружин кареток выбраны так, что при наибольших динамических нагрузках на полоз со стороны контактного провода, замыкания подвижной и неподвижной частей кареток не происходит. Изменение пределов жесткости пружины каретки осуществляется регулировочным болтом.

  • Пневматический блок управления токоприемника и модуль блока управления

    1 - регулятор давления; 2 - дроссель; 3 - пневмораспределитель ПР1; 4 - пневмораспределитель ПР2.

    Управление работой токоприемника осуществляется при помощи пневматического модуля токоприемника и модуля блока управления. Оба модуля соединены между собой посредством трубопроводов и воздушных изолирующих шлангов.
    Пневматический модуль токоприемника, установлен на основании токоприемника на вагоне 02 (04), состоит из отдельных компонентов.
    Дроссель служит для создания сопротивления потоку сжатого воздуха, тем самым позволяя регулировать быстродействие пневмораспределителя.
    Коллектор предназначен для распределения и регулирования поступающего сжатого воздуха по отдельным контурам.
    Регулятор давления обеспечивает регулировку статического нажатия токоприемника и настройку времени на подъем и опускание.
    Пневмораспределитель предназначен для изменения направления потока сжатого воздуха в пневматической магистрали под воздействием управляющего устройства.

    Пневматический блок управления, установленный на вагоне.
    1 - пневмораспределитель (ПР3); 2 - реле давления (Р2); 3 - реле давления (Р1); 4 - глушитель; А, Б, С, М - штуцеры; Х1, Х2, Х3 - соединители электрические.

    Блок управления расположен в потолочном пространстве вагона 02 и 04 и состоит из отдельных компонентов.
    Пневмораспределитель (ПР3) предназначен для управления подачей воздуха к токоприемнику.

    Реле давления.
    1 - присоединительный штуцер; 2 - корпус; 3 - электрические контакты; 4 - защитный чехол электрических контактов..

    Регулируемые реле давления Р1 с нормально замкнутым контактом и Р2 с нормально разомкнутым контактом отслеживают наличие давления воздуха в сигнальных магистралях "Б" и "С". Регулировка реле осуществляется поворотом регулировочного винта с помощью шлицевой отвертки.
    Пневмораспределитель ПР1 установленный на основании токоприемника имеет механическое управление и приводится в действие при помощи концевого выключателя при раскрытии токоприемника выше наибольшей предельной высоты подъема.

  • Пневмоэлектрическая схема токоприемника

    А - магистраль подвода воздуха к токоприемнику; Б - магистраль автоматического аварийного опускания; С - магистраль превышения максимальной высоты подъема токоприемника; М - магистраль питательная; П - полоз; ПР - пневморессора; РД - регулятор давления; Д1 - дроссель; ПР1-ПР3 - пневмораспределители; Р1-Р2 - реле давления; Г - глушитель; Х1-Х3 - соединители электрические.

  • Принцип работы токоприемника
    При подаче с пульта машиниста сигнала "Поднять токоприемник" напряжение поступает на контакты разъема Х1, пневмораспределитель (ПР3) включается и открывает канал от магистрали "М" к магистрали "А". Сжатый воздух поступает на регулятор давления (РД), который понижает давление сжатого воздуха до уровня, необходимого для обеспечения статического нажатия токоприемника, а далее через дроссель (Д1) в пневморессору, которая обеспечивает подъем токоприемника. Так же воздух подходит к пневмораспределителям (ПР1 и ПР2).
    Через канал пневмораспределителя (ПР1) сжатый воздух поступает в магистраль "С" и к реле давления (Р1), которое замыкает свой контакт.
    ПРи появлении давления в пневмоприводе токоприемника происходит переключение пневмораспределителя (ПР2) и сжатый воздух магистрали "А" поступает в магистраль "Б" к реле давления (Р2), которое, в свою очередь, замыкает контакт. В цепь управления электропоезда поступает сигнал о подъеме токоприемника.
    Реле давления (Р1 и Р2) имеют нормально разомкнутые контакты. При наличии давления воздуха в магистралях "Б" и "С" контакты реле замкнуты.
    После подачи управляющего сигнала "Опустить токоприемник" отключается питание с пневмораспределителя (ПР3), сжатый воздух из магистрали "А" и пневморессоры через глушитель выходит в атмосферу, при этом токоприемник опускается под собственным весом.
    При достижении полоза токоприемника высоты более 7000 мм над уровнем головки рельса, срабатывает концевой пневмораспределитель (ПР1), установленный на основании токоприемника. Через открывшийся канал пневмораспределителя сжатый воздух из магистрали "С" выходи в атмосферу. Реле давления (Р1) размыкает свой контакт, пневмораспределитель (ПР3) теряет питание и токоприемник опускается на данном вагоне.
    При воздействии на полоз ударных нагрузок со стороны контактной сети (при ее неисправностях) происходит разрушение калиброванного пустотелого валика в каретке токоприемника, разряжается магистраль пневмопривода токоприемника, переключается пневмораспределитель (ПР2) соединяя магистраль "Б" с атмосферой. Вследствие чего контакт реле давления (Р2) размыкается, пневмораспределитель (ПР3) теряет питание, происходит аварийное опускание токоприемников на всем электропоезде.

eltroll2 2019-2024