Колесные пары электропоезда ЭС2Г
  • Колесная пара моторного вагона

    1 - цельнокатаное колесо; 2 - наружный фрикционный диск; 3 - внутренний фрикционный диск; 4 - тяговый редуктор; 5 - защитный кожуъ оси колесной пары; 6 - хомуты защитного кожуха оси колесной пары; 7 - буксовый узел; 8, 13 - элементы крепления фрикционного диска; 9 - полумуфта тягового редуктора; 10 - полая ось; 11 - шлицевая пробка с уплотнительным кольцом; 12 - силиконовый элемент; 13 - втулки противоусталостные.

    Колесная пара направляет электропоезд по рельсовому пути, передает тормозную силу при торможении, воспринимает статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом.
    Колесная пара вагона 01 и 05 дополнительно передает силу тяги, развиваемую тяговым электродвигателем, и преобразует вращающий момент ТЭД в поступательное движение.

    Колесная пара вагона 01 и 05 состоит из:
    - полой оси колесной пары с элементами защиты от ударов щебня;
    - цельнокатаного колеса с фрикционными дисками;
    - осевого двухступенатого редуктора с полумуфтой.

  • Ось колесной пары моторного вагона

    1 - средняя часть оси; 2 - подступичная часть оси; 3 - предподступичная часть оси; 4 - буксовая шейка; 5 - шейка моторно-осевого подшипника.

    Ось колесной пары полая, цельнокованая из специальной осевой стали. Конструктивно различают следующие элементы оси: две буксовые шейки, две предподступичные части, две подступичные части под установку цельнокатаных колес, шейку под установку моторно-осевых роликовых подшипников и среднюю часть.
    На торцах оси нарезаны четыре отверстия для крепления переднего упорного кольца буксового узла.
    На открытые части оси, установлена защита от ударов щебнем. Защита состоит из силиконовых матов разной длины, закрытых сверху двумя половинами жестяного кожуха, стянутого хомутами.

  • Цельнокатанное колесо

    Колеса выполняются цельнокатаными и насаживаются на подступичные части оси колесной пары в горячем состоянии с гарантированным натягом.По кругу, в диске колесного центра выполнены отверстия для установки 6 шлицевых пробок и 12 стяжных болтов фрикционных дисков.
    Монтируемый на колесо фрикционный диск является частью тормозной системы электропоезда и служит для преобразования кинетической энергии в тепловую энергию посредством трения.
    Фрикционный диск колесной пары моторной тележки состоит из двух идентичных половин внутренней и внешней (в зависимости от расположения на колесе). Диск представляет собой литую конструкцию, на тыльной стороне которой расположены ребра охлаждения. Эти ребра обеспечивают отвод тепла и придают жесткость фрикционному диску.
    Для крепления и центрирования фрикционного диска на колесе, а также для передачи тормозного момента используются шлицевые пробки и стяжные болтовые крепления с противоразгрузочными втулками.
    Шлицевые пробки служат для центрирования фрикционных дисков на колесе и между собой, а также предотвращают проворачивание фрикционных дисков и исключают передачу на стяжные болтовые крепления изгибающего усилия. Конструктивно, шлицевые пробки представляют собой цилиндрические изделия с уплотнительным пружинным кольцом, удерживающим их в правильном положении во время сборки. Концы шлицевых пробок входят в шлицевые отверстия на задней стороне обеих половин фрикционных дисков.
    Стяжное болтовое крепления служит для фиксации дисков на колесе, и компенсирует значительные механические нагрузки и тепловое расширение. Стяжное болтовое крепление состоит из специальных болтов с резьбой, нарезанной до головки, противоусталостных втулок и втулочных гаек.

    Элементы крепления фрикционных дисков моторной колесной пары.
    1 - цельнокатанное колесо; 2 - наружный фрикционный диск; 3 - внутренний фрикционный диск; 4 - стяжной болт; 5 - втулочная гайка; 6 - противоусталостная втулка; 7 - шлицевая пробка.

  • Осевой зубчатый редуктор

    1 - корпус редуктора; 2 - пробка заливочной горловины; 3 - указатель уровня масла; 4 - крышка роликового подшипника промежуточного зубчатого колеса; 5 - полумуфта с зубчатым зацеплением; 6 - кольцо поводковое; 7 - сапун; 8 - цельнокатаное колесо; 9 - лабиринтное уплотнение; 10 - конический роликовый подшипник; 11 - зубчатое колесо; 12 - дисковое уплотнение; 13 - полая ось колесной пары; 14 - цилиндрический роликовый подшипник; 15 - ступичная часть; 16 - болт; 17 - концевая шайба (упор); 18 - уплотнительное кольцо; 19 - крышка; 20 - скользящая втулка; 21 - цилиндрический роликовый подшипник; 22 - цилиндрическое зубчатое колесо; 23 - шариковый подшипник; 24 - крышка; 25 - упорная шайба; 26 - вал цилиндрического зубчатого колеса; 27 - промежуточный вал; 28 - промежуточное зубчатое колесо; 29 - втулка; 30 - сливная пробка.

    Осевой зубчатый редуктор предназначен для передачи крутящего момента электродвигателя на колесну. пару и представляет собой двухступенчатый цилиндрический редуктор с передаточным числом 4,8484.
    Корпус осевого редуктора отлит из высокопрочного чугуна и для удобства монтажа на оси колесной пары разделен на две части - картера и крышки. Между собой обе части скреплены стяжными болтами и уплотнены герметиком. В крышке установлен сапун для уравнивания внутреннего давления редуктора с давлением окружающей среды. В картере имеется заправочная горловина, закрытая резьбовой пробкой и магнитная пробка для слива масла. Картер каждого редуктора заполнен синтетическим редукторным маслом в объеме (5,8-6,6) л. Для контроля уровня масла, картер редуктора оборудован масломерным стеклом. Внешнее уплотнение корпуса редуктора осуществляется бесконтактными лабиринтными уплотнениями.
    Корпус осевого редуктора с одной стороны опирается на ось колесной пары через два конических роликовых подшипника, а с противоположной стороны подвешивается на кронштейн рамы тележки при помощи поводка. Поводок имеет два шарнирных резинометаллических элемента (сайлентблока), которые амортизируют толчки и колебания, возникающие при прохождении колесной пары неровностей пути. Для предотвращения падения редуктора на путь при обрыве поводка, на корпус редуктора установлена предохранительная плита.
    В качестве упреждающей меры по недопущению случаев ослабления узла редуктора, болтовые крепления поводка и предохранительной плиты оснащены стопорными шайбами Schnorr VS20.

    Элементы подвески редуктора.
    1 - болты крепления предохранительной плиты с шайбами Schnorr VS20; 2 - предохранительная плита; 3 - болты крепления поводка с шайбами Schorr VS20; 4 - рама тележки; 5 - поводок; 6 - корпус редуктора; 7 - валик шарнира; 8 - шарнир; 9 - резинометаллический элемент.

    Кинематическая схема осевого редуктора.
    1 - шестерня первичного вала; 2 - упорная шайба; 3 - промежуточная шайба; 4 - вал-шестерня; 5 - ось колесной пары; 6 - втулка; 7 - зубчатое колесо; 8 - первичный вал.

    Вал-шестерня состоящая из 25 зубьев на конец которой насажена промежуточная шестерня состоящая из 47 зубьев представляют собой промежуточный вал редуктора.

    Внешний вид промежуточного вала.
    1 - вал-шестерня; 2 - промежуточная шестерня.

    Промежуточный вал вращается в двух цилиндрических роликовых подшипниках, доступ к которым обеспечивается посредством съемных крышек установленных в корпусе редуктора. Промежуточный вал, находится в зацеплении с зубчатым колесом имеющим 49 зубьев. Зубчатое колесо устанавливается на шейку оси колесной пары и фиксируется при помощи втулки.
    Первичный вал устанавливается в корпусе редуктора и вращается в двух цилиндрических роликовых подшипниках. В центральной части первичного вала, до упорного бурта напрессована шестерня с 19 зубьями, находящаяся в зацеплении с шестерней промежуточного вала. На удлиненный конец первичного вала установлена втулка скольжения фланца полумуфты. Упором противоположной стороны первичного вала служит шариковый подшипник, зафиксированный упорной шайбой, закрепленной четырьмя болтами на торце вала.
    Муфта зубчатая обеспечивает передачу крутящего момента от тягового электродвигателя к осевому редуктору и состоит из двух полумуфт, с круговым зубчатым зацеплением: полумуфта со стороны электродвигателя и полумуфта со стороны редуктора. Устройство муфты компенсирует вертикальные, горизонтальные и продольные смещения между валом электродвигателя и редуктором.
    На втулку скольжения удлиненного конца первичного вала устанавливается фланец (ступица) полумуфты. За счет незначительного проскальзывания между втулкой и фланцем, обеспечивается сохранность редуктора от повреждений путем ограничения динамического удара, при резком увеличении крутящего момента двигателя. От сползания с втулки, фланец удерживается концевой шайбой (упором) закрепленной при помощи болта к торцу первичного вала.
    К фланцу (ступице) полумуфты крепится болтами поводок (зубчатая обойма) с внутренними шлицами. Внутренние шлицы поводка находятся в зацепление с зубчатым венцом полумуфты (зубчатой втулки). Внутренняя поверхность поовдка закрыта крышкой с уплотнительным кольцом.

    Осевой редуктор с полумуфтой.
    1 - колесо; 2 - втулка зубчатого колеса; 3 - промежуточная шестерня; 4 - вал-шестерня; 5 - цилиндрический роликовый подшипник; 6 - первичный вал; 7 - концевая шайба (упор); 8, 20 - крышка; 9 - шариковый подшипник; 10 - шестерня первичного вала; 11, 23, 28 - лабиринтное уплотнение; 12 - втулка скольжения; 13 - полумуфта (зубчатая втулка); 14 - поводок (зубчатая обойма); 15 - крышка полумуфты; 16 - уплотнительное кольцо; 17 - концевая шайба (упор); 18 - болт; 19 - фланец (ступица) полумуфты; 21 - ось колесной пары; 22 - дисковое уплотнение; 24, 27 - конические роликовые подшипники; 25 - зубчатое колесо; 26 - картер редуктора.

    Колесно-моторный блок (схема).
    1 - колесная пара; 2 - тяговый электродвигатель; 3 - муфта; 4 - осевой редуктор.

    Противоположная сторона полумуфты круговым зубчатым зацеплением обеспечивает надежное шлицевое соединение с аналогичной полумуфтой тягового двигателя.

  • Колесная пара немоторной тележки

    1 - цельнокатанное колесо; 2 - фрикционные диски типа С13; 3 - фрикционный диск типа С14; 4 - хомут защитного кожуха оси колесной пары; 5 - буксовый узел; 6 - ступицы фрикционного диска; 7 - зажимное колесо; 8 - полая ось колесной пары; 9 - силиконовый элемент (мат); 10 - защитный кожух оси колесной пары; 11 - болт зажимного кольца.

    Колесная пара вагонов 02, 03, 04 состоит из:
    - полой оси колесной пары с элементами защиты от ударов щебня;
    - цельнокатаного колеса;
    - трех фрикционных дисков.

    Ось колесной пары немоторного вагона отличается от оси колесной пары моторного вагона отсутствием шейки моторно-осевого подшипника и наличием на средней части оси трех шеек для установки ступиц фрикционных дисков. На открытые части оси, для защиты от ударов щебнем, устанавливается специальная защита.
    Цельнокатаное колесо немоторного вагона имеет те же геометрические параметры, что и цельнокатаное колесо моторного вагона, за исключением в колесе отверстий под установку стяжных болтов и шлицевых пробок крепления фрикционных дисков.
    Монтируемые на оси колесной пары фрикционные диски является частью тормозной системы электропоезда, и служат для преобразования кинетической энергии в тепловую энергию посредством трения.
    Каждая немоторная колесная пара оснащена тремя фрикционными дисками - двумя наружными и одним внутренним, различающимися внутренним диаметром ступиц. Наружные фрикционные диски имеют внутренний диаметр ступицы 2090 мм, внутренний - 2100 мм.
    На шейки оси колесной пары напрессовываются ступицы фркицонных дисков. На ступицы устснавливаются фрикционные диски и фиксируются от проворота стопорящим болтом, затем фланец диска фиксируется между буртом ступицы и зажимным кольцом и крепится по кругу 12 болтами со стопорящими гайками.

    Установка фрикционных дисков немоторной колесной пары.
    1 - цельнокатаное колесо; 2 - ось колесной пары; 3 - фрикционный диск; 4 - зажимное кольцо; 5 - ступица; 6 - болт со стопорящей гайкой.

eltroll2 2019-2024