Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха электропоезда ЭС2Г
  • Общий вид климатической установки пассажирского салона

    1 - контейнер климатической установки; 2 - кронштейны крепления установки к крыше вагона; 3 - жалюзи забора наружного воздуха.

  • Устройство и принцип работы климатической установки пассажирского салона

    1 - теплообменники; 2 - компрессоры; 3 - нагреватель 3000В; 4 - нагреватель 380В; 5 - испаритель; 6 - вентиляторы приточного воздуха; 7 - воздушный фильтр с системой обеззараживания; 8 - электронный блок управления; 9 - жалюзи наружного воздуха с заслонкой; 10 - жалюзи рециркуляционного воздуха с заслонкой; 11 - вытяжные вентиляторы; 12 - отверстия для выброса отработанного воздуха; 13 - осевой вентилятор.

    Климатическая установка пассажирского салона смонтирована в специальном контейнере, установленном на крыше каждого вагона электропоезда.
    Контейнер климатической установки представляет собой сварную конструкцию, обшитую металлическими листами. Контейнер установки неподвижно соединен с крышей вагона с помошью 8 захватов. В установке предусмотрено гашение вибрации работающих компрессоров.
    Подключения кабелей питания напряжением 380В, управляющего напряжения и шины CAN осуществляются изнутри вагона через штекеры на правой стороне установки. Подключение кабелей питания напряжением 3000В осуществляется с крыши вагона.
    Каждая установка кондиционирования воздуха включает в себя двухконтурную систему охлаждения и устройство обработки воздуха.
    Двухконтурная система охлаждения включает в себя два винтовых компрессорных агрегата, два теплообменника и вентилятор. Регулировка мощности охлаждения осуществляется посредством отвода (байпаса) горячего газа на один из контуров охлаждения. Контур охлаждения имеет защиту от недопустимых давлений хладагента. Теплообменники выполнены в виде пластинчатого радиатора из медных трубок и алюминиевых пластин. Вентилятор теплообменника представляет собой осевой вентилятор с двумя скоростями вращения. Доступ к конструктивным элементам контуров охлаждения обеспечивается через съемную технологическую крышку компрессорного агрегата.
    Устройство обработки воздуха состоит из воздушного фильтра с системой обеззараживания, двух вентиляторов приточного воздуха, испарителя, нагревателей напряжением 380 и 3000В. Устройство обработки воздуха расположено в отсеках контейнера климатической установки, оборудованных звуко- и теплоизоляцией.
    Для обеспечения нагнетания и циркуляции воздуха, в корпусе устройства обработки воздуха установлены два центробежных вентилятора приточного воздуха, приводимых во вращение электродвигателями постоянного тока напряжением 110В.
    Забор наружного воздуха осуществляется через решетчатые жалюзи, расположенные вертикально на боковых стенках контейнера. Жалюзи осуществляют грубую фильтрацию наружного воздуха. Рециркуляционный воздух поступает внутрь устрйоства обработки воздуха из салона элеткропоезда через жалюзи. Отверстия забора рециркуляционного воздуха из салона вагона и подачи вентилируемого воздуха в салон находятся в нижней части климатической установки. Жалюзи наружного и рециркуляционного воздуха оборудованы заслонками. При помощи данных заслонок осуществляется регулирование соотношения рециркуляционного и наружного воздуха в климатической установке. Далее приточный (смешанный) воздух проходит через общий фильтр, где очищается и обеззараживается при помощи ультра-фиолетового излучения.
    Испаритель выполнен в виде пластинчатого теплообменника из медных трубок и алюминиевых пластин. В испарителе расположены два контура охлаждения. Отток конденсата происходит на крышу через спускной патрубок в бачке испарителя.
    В отсеке высокого и нижнего напряжения установлены электрические нагреватели, распределительные коробки, регуляторы, контакторы и предохранители. Электрический нагреватель 380В состоит из 2 групп, мощность по 14 кВт каждая. Электрический нагреватель 3000В имеет мощность 20 кВт. Доступ к электрическим компонентам обеспечивается через технологическую крышку, расположенную с торца.
    Дополнительно климатическая установка включает в себя электронную систему управления и регулирования, предохранительные элементы нагревателей, контактор на 3000В и его предохранитель.
    Приточный (смешанный) воздух охлаждается или нагревается, в зависимости от того, какой режим работы установки выбран в данный момент (кондиционирование или обогрев). Одновременная работа режима кондиционирования и обогрева не предусмотрена. Затем, после вышеуказанных этапов обработки, охлажденный (или подогретый) воздух поступает через систему воздушных каналов во внутреннее пространство вагона.
    Отработанный воздух откачивается из внутреннего пространства вагона двумя вентиляторами климатической установкой из зоны потолка, а также из зоны под багажной полкой по всей длине вагона. Дополнительно откачка отработанного воздуха производится из зоны входа и выхода пассажиров. Часть отработанного воздуха выдувается вентиляторами наружу, а часть подается в качестве рециркуляционного воздуха обратно в салон вместе с наружным воздухом.
    В зоне забора рециркуляционного воздуха из внутреннего пространства вагона, на высоте багажных полок, расположены два датчика внутренней температуры, один из которых измеряет температуру в головной, а другой - в хвостовой части вагона. Исходя из среднего значения данных температур в пассажирском салоне, а также из показаний датчика температуры рециркуляционного воздуха, расположенного в климатической установке, регулятор климатический установки автоматически выбирает один из режимов работы (обогрев, вентиляция, кондиционирование).

  • Расположение воздушных каналов пассажирского салона

    1 - потолочный канал; 2 - климатическая установка; 3 - установка распределения потолков; 4 - вертикальный канал.

    Система воздушных каналов внутреннего пространства вагона включает в себя каналы потолка, боковых стен и пола вагона.
    Приточный (смешанный) воздух поступает от климатической утсановки в камеру распределения потоков воздуха, которая расположена в середине зоны потолка пассажирского салона. Система воздушны каналов в потолке вагона присоединена непосредственно к камере распределения воздуха. В средней части воздушного канала потолка циркулирует холодный воздух, в двух боковых каналах - теплый. Раздельная подача воздуха для режимов обогрева и охлаждения обеспечивается в климатической установке при помощи заслонок.
    Теплый воздух от климатической установки поступает через распределитель потоков и подается слева и справа от канала холодного воздуха в зоне потолка салона. Вертикальные воздуховоды, расположенные по сторонам стоек дверей и в концах вагона, подают теплый воздух в район пола вагона, где он выдувается в две стороны через канал пола, проходящего по всей длине вагона. В области наружных автоматических входных дверей осуществляется раздельное выдувание теплого воздуха в район пола. Зоны боковых стенок между окнами также снабжаются теплым воздухом. В боковой обшивке стен под окнами имеются отверстия для подачи воздуха.

  • Циркуляция воздуха в режиме отопления пассажирского салона

    В зоне автоматических наружных дверей теплый воздух подается из нижней части облицовки ограждения привода дверей. Основная часть подаваемого воздуха выдувается на дверь, остальной воздух подается вдоль двери в зону входа/выхода пассажиров. Таким образом, воздух в зоне входа/выхода пассажиров нагревается быстрее, что необходимо при эксплуатации электропоезда в режиме частого открывания/закрывания дверей. Дополнительно в зоне автоматических наружных дверей предусмотрен наддув теплого воздуха от рециркуляционных нагревателей.

  • Циркуляция воздуха в режиме кондиционирования и вентялции пассажирского салона

    В режимах кондиционирования и вентиляции, основная масса охлажденного воздуха поступает в вагон через систему потолочных воздушных каналов и перфорированный потолок вагона.

  • Аварийный режим работы климатических установок пассажирского салона
    В случае неисправности регулятора климатической установки пассажирского салона имеется воможность включения климатической установки в аварийном режиме.
    Климатическая установка каждого вагона переводится на аварийный режим работы при помощи переключателя установленного в салоне каждого вагона, под облицовкой, в первом по ходу движения входном портале автоматических дверей.
    Переключатель управляется вручную и имеет шесть рабочих положений: "обогрев", "охлаждение", "вентиляция" и одно нерабочее положение "Выкл." Установка переключателя в одно из положений осуществляется в зависимости от температуры наружного воздуха.

    Переключатель аварийного режима.
    Переключатель имеет следующие режимы работы:
    - режим "охлаждение 100%", при температуре наружного воздуха выше плюс 40С;
    - режим "охлаждение 50%", при температуре наружного воздуха от плюс 30 до плюс 40С;
    - режим "вентиляция", при температуре наружного воздуха от плюс 5 до плюс 29С;
    - режим "обогрев 50%", при температуре наружного воздуха от плюс 5 до минус 29С;
    - режим "обогрев 100%", при температуре наружного воздуха от минус 30С и ниже.
    Работа климатической установки в аварийном режиме от переключателя, может быть автоматически прекращена, если сработали выключатель перегрева, выключатель повышенного давления или выключатель давления всасывания.

  • Климатическая установка кабины машиниста

    1 - жалюзи наружного воздуха с заслонкой; 2 - нагреватель; 3 - компрессор; 4 - теплообменник; 5 - вентилятор теплообменника; 6 - фильтр и испаритель; 7 - вентилятор приточного воздуха.

    Климатическая установка кабины машиниста смонтирована в специальном контейнере, установленном на крыше головных вагонов электропоезда, над кабиной управления.
    Контейнер климатической установки представляет собой сварную конструкцию, обшитую металлическими листами. Контейнер соединен с крышей вагона с помощью четырех захватов. В установке предусмотрено гашение вибрации работающих компрессоров.
    Подключения кабелей питания напряжением 380В, управляющего напряжения и шины CAN осуществляются изнутри вагона через штекеры.
    Каждая установка кондиционирования воздуха включает в систему охлаждения и систему обработки воздуха.
    Система охлаждения включает в себя компрессорный агрегат, теплообменник и вентилятор. Вентилятор теплообменника нагнетает воздух со стороны боковой стенки установки. Регулировка мощность охлаждения осуществляется посредством отвода (байпаса) горячего газа на один из контуров охлаждения.
    Устройство обработки воздуха состоит из воздушного фильтра, вентилятора приточного воздуха, испарителя и нагревателя напряжением 380В. Устройство обработки воздуха расположено в отсеках контейнера климатической установки, оборудованных звуко- и теплоизоляцией.
    Забор наружного воздуха осуществляется через решетчатые жалюзи, расположенные на боковой стенке контейнера. Жалюзи осуществляют грубую фильтрацию наружного воздуха. Рециркуляционный воздух поступает внутрь устройства обработки воздуха из кабины управления через отверстие в нижней части климатической установкой. При помощи заслонки осуществляется регулирование соотношения рециркуляционного и наружного воздуха в климатической установке. Далее приточный (смешанный) воздух выдувается вентилятором приточного воздуха в сторону фильтра, испарителя и нагревателя, где очищается, охлаждается или нагревается (в зависимости от включенного в данный момент режима работы - охлаждения или обогрев). После этого воздух поступает через систему воздушных каналов в кабину машиниста.
    В режимах обогрева и охлаждения воздух выдувается через щелевые выходные отверстия, расположенные у лобового стекла. С боковой стороны располагаются регулируемые выходные отверстия, которые позволяют локомотивной бригаде электропоезда индивидуально настраивать поток воздуха на своих рабочих местах.
    Часть отработанного воздуха под действием избыточного давления через отверстие в потолке кабины и систему каналов выводится через климатическую установку наружу. Другая часть, в качестве рециркуляционного воздуха засасывается в области потолка кабины машиниста и подается вместе с наружным воздухом в устройство обработки воздуха климатической установки. После обработки (обогрев, охлаждение) приточный (смешанный) воздух вновь подается в кабину машиниста.

eltroll2 2019-2024