ELTROLL Троллейбусный сайт


Троллейбус ЯТБ-1
Каталог
Общее описание

         Троллейбус ЯТБ-1 производился на Ярославском автомобильном заводе (позднее Ярославский моторный завод) с 1936 по 1938 гг. Первый экземпляр был выпущен 25 июля 1936 г. Проектирование и сборку возглавлял конструктор ЯАЗ В. Осепчугов.
         Особенностями нового троллейбуса, по сравнению с троллейбусами серии ЛК, были смещённые влево от продольной оси тяговый электродвигатель и редуктор главной передачи (на 250 мм), наличие пневмосистемы, значительный наклон рулевой колонки и реостатное электродинамическое торможение, помимо рекуперативного.
         Первое новшество позволило понизить уровень пола над дорогой до 680 мм, но потребовало усиления левых рессор. Пневматическая система служила для привода рабочей тормозной системы, что сделало её эффективнее, безопаснее и облегчило работу водителя, а также приводов дверных механизмов и стеклоочистителей. Компрессорная установка, вместе с ресиверами, служившая для создания запаса сжатого воздуха, состояла из трёхцилиндрового компрессора ЯТБ-1 и высоковольтного электродвигателя. Давление воздуха в заданных пределах – 5,5-7,0 атм. – поддерживал автоматический регулятор давления АК-2Г, непосредственно коммутировавший цепь двигателя компрессора.
         Для редуктора главной передачи было применено червячное зацепление с передаточным отношением 10,67, что сделало его работу плавной и бесшумной. Червяк был размещён под ведомой шестернёй, благодаря чему был понижен уровень пола и созданы оптимальные условия для охлаждения червячной пары маслом.
         Наклон рулевой колонки вместе с введением пневматического привода рабочей тормозной системы также значительно уменьшили утомляемость водителя.
         Реостатное электродинамическое торможение позволило снижать скорость троллейбуса до 5-7 км/ч. Его основным преимуществом перед рекуперативным является то, что для его эффективного функционирования не требуется сильноточная нагрузка в контактной сети, т.е. другого троллейбуса, тяговый двигатель которого в это время работает в тяговом режиме. Кроме того, рекуперативное торможение позволяет снижать скорость троллейбуса только до 20-25 км/ч.
         Система управления тяговым двигателем реостатно-контакторная косвенная неавтоматическая. Включала в себя панель с контакторами, контроллер управления КВП-5А и комплект угольных пуско-тормозных сопротивлений СТУ-6Г, размещённый в двух ящиках на крыше позади токоприёмников, а также комплект трубчатых шунтовых и дугогасящих сопротивлений в цепях подъёмных катушек контакторов и реле.
         Подвеска обоих мостов рессорная зависимая, левые рессоры усилены. В подвеске ведущего моста дополнительно установлены реактивные штанги.


  • Основные характеристики троллейбуса
Длина, мм 9320
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2725
База кузова, мм 5200
Собственная масса, т С 1 по 9 экземпляр - 9,5, с 10 и далее 9,05
Максимальная скорость, км/ч 40
Рулевое управление Механическое без усилителя
Размеры шин 10,50-20
Вместимость, чел.
Мест для сидячих пассажиров 34
Мест для стоячих пассажиров 14
Двигатель
Тип ДТБ-60
Мощность, кВт 60
Система управления РКСУ
Рабочее напряжение, В 550-600


  • Кабина троллейбуса


  • Планировка салона


  • Чертеж шасси


  • Пневматическая схема

         1 - компрессор; 2 - мотор компрессора; 3 - сепаратор; 4 - кран отбора воздуха; 5 - обратный клапан; 6 - предохранительный клапан; 7 - баллон; 8 - ускорительный клапан; 9 - тормозной кран; 10 - тормозная камера заднего колеса; 11 - клапан быстрого оттормаживания; 12 - тормозная камера переднего колеса; 13 - кран управления механическим открыванием дверей; 14 - механизм для открывания передней двери; 15 - механизм для открывания задней двери; 16 - регулятор; 17 - стеклоочиститель; 18 - манометр.

© ElTroll2 2019-2020