Кран машиниста 013
  • Общий вид крана


  • Составные части крана

  • Описание крана
    Кран машиниста предназначен для управления пневматическим тормозом путем изменения давления в ТМ.
    По принципу действия относится к прямодействующим приборам с автоматической перекрышей, а по конструкции - к приборам клапанно-диафрагменного типа.
    На головных вагонах 81-760 установлен кран «КМ 013А», который включает в себя:
    1. Кран управления (КУ).
    2. Реле давления (РД).
    3. Разобщительное устройство (РУ).
    Для подключения крана машиниста установлен трёхходовой разобщительный кран К29, который имеет два рабочих положения: А - автоматическое, Р. - ручное управление. Положение А: При подаче питания на вентиль "В4" - тормозная магистраль заряжается до трёх атмосфер, потому что ручка КУ находится в шестом положении.
    Если нет возможности включить вентиль "В4" необходимо перевести тумблер «Тормоз экстренный» на ОПУ в верхнее положение, кран К29 в положение Р. Поставить ручку КУ во 2 положение – тормозная магистраль ТМ зарядится из НМ до 5 атмосфер.
    Совместно с краном машиниста работает электропневматический вентиль В6 от системы АРС. Подключение и отключение вентиля В6 производится разобщительным краном К9.
    На промежуточных вагонах, в правом отсеке, установлен кран «КМ 013-1» - включает в себя кран управления и реле давления. Для его отключения установлены краны 2-й тяги.

  • Кран управления
    Кран управления (КУ) предназначен для изменения управляющего давления в камере над диафрагмой реле давления Устройство: Внутри корпуса крана управления, в верхней его части, установлена резиновая диафрагма 1. По центру резиновой диафрагмы имеется атмосферный канал 2, который постоянно сообщается с атмосферой через боковой канал 3 в корпусе. В атмосферный канал установлена полая трубка d=2 мм, с толкателем 4. имеющая наклонный, боковой канал – дроссельное отверстие диаметром 0,3 мм. Через отверстие 0.3 мм постоянно продувается воздухом камера под диафрагмой крана управления и полый толкатель в атмосферу. Это необходимо для исключения скопления конденсата в полом толкателе, а так же для повышения чувствительности диафрагмы крана управления. Под толкателем установлен конусный атмосферный клапан 5, ниже питательный клапан 6 с пружиной 7. Камера под питательным клапаном сообщена с НМ, а камера под диафрагмой крана управления - с полостью над диафрагмой реле давления.
    Сверху на диафрагму крана управления воздействуют регулировочные пружины 8 с центрирующими шайбами, которые находятся внутри регулировочного (латунного) стакана 9. Усилие пружин регулируется винтом сверху. В нижней части стакана расположена шайба, которая при VII положении ручки крана управления приподнимает пружины и выключает их из работы. Стакан имеет прямоугольную, ходовую резьбу. На стакане, при помощи хомута 10 закреплена ручка крана 11, внутри которой расположен шариковый фиксатор 12 с пружиной 13. Фиксатор предназначен для фиксации ручки крана в семи фиксированных положениях.
    При вращении ручки крана стакан либо поднимается, либо опускается, при этом нагружая или разгружая регулировочные пружины. Сверху стакан закрыт крышкой. Под полым толкателем расположен конусный атмосферный клапан, седлом которого является нижний торец полого толкателя. Внизу хвостовика атмосферного клапана имеется резиновое уплотнение, являющееся питательным клапаном крана управления. Его седлом является специальная втулка, запрессованная в корпус крана. Снизу питательный клапан имеет свою возвратную пружину. В нижней части корпуса крана управления, канал напорной магистрали имеет калиброванное сужение d=2,5 мм (рядом с сетчатым фильтром). Кран управления крепится на специальном кронштейне. К нему подведены два канала - трубопровод напорной магистрали, и трубопровод соединяющий камеру под диафрагмой крана управления и камеру над диафрагмой реле давления.

    Ручка имеет 6 фиксированных положений. Седьмое положение заглушено механически (только на головных вагонах).
    1 положение – 5,7-5,8 Атм. (сверхзарядка);
    2 положение – 5,1-5,3 Атм. (поездное);
    3 положение - 4, 4 Атм. (1-ая ступень торможения);
    4 положение - 4, 1 Атм. (2-ая ступень торможения);
    5 положение - 3, 8 Атм. (3-я ступень торможения);
    6 положение - 3, 1 Атм. (Полное служебное торможение);
    7 положение - 0 Атм. (Экстренное торможение). 81-760. Заглушено механически. При всех тормозных положениях разрядка ТМ происходит темпом 0,8 - 1 атм./сек.

  • Реле давления

    Реле давления (РД) - является повторителем работы крана управления. Непосредственно заряжает или разряжает тормозную магистраль поезда.
    Установлено под кабиной на одном кронштейне с разобщительным устройством.
    Устройство: В верхней части прибора, между корпусом и крышкой установлена резиновая диафрагма 14. Диафрагма имеет свою нагрузочную пружину снизу. Под диафрагмой установлен плавающий атмосферный клапан 15. Под ним полая латунная трубка 16 с питательным клапаном 17 и возвратной пружиной 18. Седлом питательного клапана является втулка, выполненная в корпусе. Камера над диафрагмой сообщена с краном управления (КУ). Камера под диафрагмой сообщена с тормозной магистралью (ТМ). Камера под питательным клапаном сообщена с напорной магистралью (НМ). Внутренний канал латунной трубки выходит в атмосферные отверстия нижней крышки реле давления. В нижней части реле давления размещается крышка, ввернутая в корпус и имеющая 6 атмосферных отверстий d=8 мм.
    Реле давления крепится на специальном кронштейне к которому подведены три канала - трубопровод тормозной магистрали, трубопровод напорной магистрали, трубопровод, соединяющий камеру под диафрагмой крана управления и камеру над диафрагмой реле давления.

  • Разобщительное устройство
    Разобщительное устройство предназначено для подключения к реле давления напорной и тормозной магистрали.
    Устройство: В корпусе разобщительного устройства расположены два клапана 19, нагруженные сверху пружинами 20 (рис.25). Клапан тормозной магистрали слева и клапан напорной магистрали справа. Клапаны выполнены с хвостовиками 21. На хвостовиках клапанов снизу, установлены поршни 22. Под поршнями - канал идущий к разобщительному трёхходовому крану К29. Над левым клапаном расположена камера, соединенная с тормозной магистралью, а над правым камера, соединенная с напорной магистралью.

  • Работа крана

    Подключение: НМ подсоединяется к разобщительному устройству через кран К-27 (кран постоянно открыт, находится с правой стороны под кабиной машиниста). При подаче питания на вентиль В4 - положение крана К29 - А. (Автоматическое), или при переводе крана К29 в положение Р. (Ручное) воздух из НМ поступает под поршни разобщительного устройства. Поршни разобщительного устройства силой воздуха снизу поднимаются вверх, и клапаны открываются, подключая НМ и ТМ к реле давления. Одновременно воздух из НМ через кран К29 поступает под питательный клапан крана управления.
    Через открытый питательный клапан крана управления воздух поступает в камеру под диафрагмой крана управления и в камеру над диафрагмой реле давления, вызывая прогиб диафрагмы реле давления вниз. При этом атмосферный клапан в реле давления закрывается, а питательный открывается.
    Воздух из напорной магистрали через разобщительное устройство и открытый питательный клапан реле давления поступает в тормозную магистраль и одновременно происходит зарядка камеры под диафрагмой реле давления. В это время, возрастающие давление в камере под диафрагмой крана управления прогибает диафрагму реле давления вверх, питательный клапан под действием своей пружины закрывается, а атмосферный не успевает открыться. В кране управления наступает «перекрыша», прекращая зарядку камеры под диафрагмой крана управления и как следствие камеру над диафрагмой реле давления.
    Возрастающее давление в камере под диафрагмой реле давления, складываясь с усилием нагрузочной пружины прогибает диафрагму реле давления вверх.
    Питательный клапан реле давления под действием пружины закрывается, а атмосферный клапан не успевает открыться, в реле давления наступает «перекрыша», прекращая зарядку тормозной магистрали.
    Кран машиниста в штатном режиме включён в работу вентилем В4, получающим питание при включении контроллера реверса основного (КРО) или контроллера реверса резервного (КРР) по цепи: +75В, панель поездной защиты (ППЗ), автоматы защиты «питание кран машиниста основное» или «питание кран машиниста резервное», контроллер реверса основной или контроллер реверса резервный включённый в положение «ВП - вперед» или «НЗ - назад», вентиль В4.
    При неисправности цепи питания КРМ (выбиты автоматы защиты «питание крана машиниста основное и резервное», обрыв провода, неисправность катушки В-4) кран машиниста (КРМ) включается в работу краном К29 установленном в положение «Р».

    Зарядка ТМ: Второе положение ручки Крана Управления. Давление в ТМ – 5,1-5,3 атм. При постановке ручки КУ во второе положение латунный стакан поворачивается по резьбе вниз и усиливает действие регулировочных пружин. Под действием пружин диафрагма крана прогибается вниз. Атмосферный клапан закрывается, а питательный открывается. Воздух из НМ через открытый питательный клапан поступает под диафрагму крана управления и одновременно по трубопроводу в камеру над диафрагмой реле давления. Когда давление воздуха под диафрагмой крана управления сравняется с усилием регулировочных пружин - диафрагма прогнётся вверх и питательный клапан закроется под действием своей пружины снизу. Наступает состояние перекрыши.
    В это время давление воздуха над диафрагмой реле давления прогнёт диафрагму вниз. Атмосферный клапан закрывается, а питательный клапан открывается. Воздух из НМ через открытый питательный клапан поступает в ТМ и одновременно в камеру под диафрагмой реле давления. Когда давление воздуха на диафрагму реле снизу складываясь с усилием нагрузочной пружины, сравняется с давлением сверху, питательный клапан закроется. Наступает состояние перекрыши.

    Неистощимость ТМ: Неистощимость тормозной магистрали осуществляется при любом положении ручки крана управления кроме VII (промежуточный вагон). При понижении давления (естественных утечках) в тормозной магистрали, под давлением воздуха сверху, диафрагма реле давления прогнется вниз и через открывшийся питательный клапан реле давления воздух из напорной магистрали зарядит тормозную магистраль до нужного давления. При этом в процессе эксплуатации крана управления также происходит постоянное дросселирование воздуха из-под диафрагмы крана управления через калиброванный канал d=0,3мм.в атмосферу через полый толкатель и боковой канал в корпусе крана.

    Торможение: Ручку крана управления устанавливают в одно из тормозных положений. При этом латунный стакан выкручивается по резьбе вверх и действие регулировочных пружин на диафрагму крана управления сверху уменьшается. Диафрагма силой воздуха снизу, прогибается вверх, открывая атмосферный клапан. Воздух из камеры под диафрагмой крана управления и одновременно из полости над диафрагмой реле давления выходит в атмосферное отверстие сбоку крана управления. Когда давление воздуха под диафрагмой крана управления сравняется с усилием регулировочных пружин, диафрагма выпрямится и атмосферный клапан закроется. А в это время диафрагма реле давления прогнётся вверх давлением снизу. Откроется плавающий атмосферный клапан и начнётся разрядка ТМ в атмосферные отверстия нижней крышки реле давления. Когда давление сверху и снизу диафрагмы уравняется, атмосферный клапан закроется. На всех тормозных положениях неистощимость тормозной магистрали "ТМ" обеспечивается при помощи реле давления "РД" аналогично второму положению ручки крана управления "КУ".

    При экстренном торможении (промежуточный вагон) регулировочный стакан выворачивается так высоко, что своим кольцевым упором приподнимает нижнюю упорную шайбу, выключая регулировочные пружины из работы. Диафрагма крана управления при этом, прогибается вверх полностью и через открытый атмосферный клапан крана управления происходит разрядка камеры над диафрагмой реле давления, а следовательно и тормозной магистрали до 0 Атм. Но при давлении под диафрагмой крана управления 0,1-0,15 Атм. за счет жесткости резиновой диафрагмы она займёт горизонтальное положение и в кране управления наступит состояние перекрыши – конусный атмосферный клапан закроется, чего не произойдет с реле давления, так как нагрузочная пружина диафрагмы будет удерживать её в верхнем положении, а плавающий атмосферный клапан останется открытым. Таким образом можно сказать, что при VII положении рукоятки крана управления в реле давления перекрыша не наступает.

    “В6 - РВТБ”. Резервный вентиль тормоза безопасности:
    Представляет собой вентиль включающего типа, но его нижнее отверстие закрыто заглушкой. При включенной системе АРС его катушка всегда находится под питанием, и теряя его РВТБ сообщает с атмосферой камеру над диафрагмой реле давления. РВТБ подключается к камере над диафрагмой реле давления через 2х ходовой разобщительный кран К9 в кабине машиниста.
    Кран К9 включения РВТБ постоянно открыт и опломбирован.
    При снятии питания с вентиля РВТБ воздух из полости над диафрагмой реле давления и одновременно из камеры под диафрагмой крана управления выходит в атмосферное отверстие вентиля. Диафрагма реле давления прогнётся вверх давлением воздуха снизу. Откроется плавающий атмосферный клапан и начнётся экстренная разрядка ТМ в атмосферные отверстия нижней крышки реле давления.
    При начале инициализации системы “Витязь-1” - после постановки КР в положение “ВПЕРЕД” - РВТБ не запитан (т.к. разомкнуты электронные ключи БКПУ в цепи питания РВТБ), вследствие чего будет происходить утечка воздуха из тормозной магистрали.
    Утечка воздуха из тормозной магистрали прекратится после окончания инициализации системы “Витязь -1” и выхода в штатный режим экрана монитора.
    При работе на линии - при экстренном торможении по команде БКПУ (разрыв петли безопасности), будет так же происходить экстренная разрядка тормозной магистрали, т.к. размыкаются электронные ключи БКПУ в цепи питания РВТБ. Утечка воздуха из тормозной магистрали прекратится после полной остановки поезда (состава) и замыкания электронных ключей БКПУ в цепи питания РВТБ.

    Отключение крана. При снятии питания с вентиля В-4 воздух из под поршней клапанов разобщительного устройства выходит в атмосферное отверстие вентиля. В связи с тем, что в полом толкателе крана имеется калиброванный канал, воздух из под диафрагмы крана управления выходит через этот канал d=0,3 мм в полом толкателе, нарушая баланс сил между регулировочными пружинами и давлением на диафрагму снизу. Так же в атмосферное отверстие вентиля В4 выходит и воздух из под питательного клапана крана управления. Усилием регулировочных пружин диафрагма крана управления прогибается вниз, питательный клапан крана управления открывается, и сообщает с атмосферой камеру под диафрагмой крана управления и камеру над диафрагмой реле давления разряжая их до «0». В реле давления диафрагма прогибается вверх, атмосферный клапан открывается и так как воздух из под поршней клапанов разобщительного устройства выходит через зауженный канал, диаметром 2,5 мм., клапана садятся на свои седла с некоторой задержкой времени, благодаря которой реле давления успевает разрядить тормозную магистраль на ~ 0,7 атм.

eltroll2 2019-2024