Петля безопасности и управление электропневматическим тормозом
  • Схема петли безопасности и управления электропневматическим тормозом

    На вагонах серии 81-760/761 в штатном режиме работы используется электрическое управление экстренным и пневматическим тормозом по поездным проводам. Ручка крана машиниста в штатном режиме должна быть установлена в VI положение. При шестом положении ручки крана машиниста тормозная магистраль запитывается до трех атмосфер.

  • Работа петли безопасности
    При включении основного или резервного контроллера реверса, на блок тормоза безопасности (БТБ) подаётся напряжение + 75В по следующей цепи:
    + 75В с АКБ головного вагона → автоматы SF-7 (Питание крана машиниста основное) или SF-8 (Питание крана машиниста резервное) → транзисторные ключи VT4 или VT5, которые открываются при включении основного или резервного контроллеров реверса → замкнутые при давлении в ТМ более 2,8Ат контакты сигнализатора давления СД-115А (при неисправности СД-115А - через контакты распломбированного и включенного тумблера аварийной блокировки сигнализатора давления АБСД) → нормально замкнутые, в отключенном положении, контакты переключателя БТБ БТБ1→ БТБ → блокиратор БКПУ, установленный в положение БКПУ-1 или БКПУ-2 → включенные при исправном состоянии БКПУ ключи (или при блокираторе БКПУ, установленном в положение УОС → педаль безопасности) → нулевой провод АКБ.
    При появлении питания +75В на "БТБ" в нём получают питание контактор "К1" и преобразователь напряжения 50В. Контактор "К1" включившись, подключает к 524 поездному проводу транзисторный ключ "КЛ4", который управляется микропроцессорным блоком и в нормальном состоянии открыт.
    По 524, 525 и 526 поездным проводам на всех вагонах включаются вентили тормоза безопасности "ВТБ" следующим образом: +50В → транзисторный ключ "КЛ4" → контакты "К1.1" → включенный тумблер экстренного тормоза → 524 поездной провод → включенный тумблер экстренного тормоза хвостового вагона → замкнутые контакты "К1.1" контактора "К1" хвостового вагона → 526 поездной провод → вентили тормоза безопасности "ВТБ" всего состава → 525 поездной провод → Ноль вольт "0В" преобразователя напряжения → блокиратор БКПУ → ключи БКПУ при включенном "АРС" или "ПБ" при включенном УОС → "0В АКБ".
    Вентили "ВТБ" включившись, отключают в блоке электропневматических приборов воздухораспределитель, находящийся в заторможенном состоянии при шестом положении крана машиниста, от переключателя "П".

    Таким образом, экстренный тормоз включается при:
    -сработке автоматов SF-7 или SF-8;
    -отключении контроллеров реверса;
    -включении тумблера "Тормоз экстренный", в головной, или хвостовой кабине;
    -разрыве поезда;
    -отключении ключей БКПУ при следовании с включенной системой АРС;
    -отпускании педали безопасности ПБ при следовании на УОС.

    При появлении постороннего питания на 526 поездном проводе включение экстренного тормоза тумблерами экстренного тормоза и отключением контроллеров реверса становится невозможным. Для этих целей установлен переключатель БТБ. При включении этого переключателя размыкаются контакты БТБ1, снимая питание +75В с БТБ, и замыкаются контакты БТБ 2, соединяя между собой 526 и 525 поездные провода. Разность потенциалов между этими поездными проводами становится равной нулю, и ВТБ отключаются.

  • Работа электропневматического тормоза
    Для того чтобы использовать электропневматический тормоз необходимо на пульте машиниста нажать кнопку "Тормоз резервный", при этом загорится подсветка кнопки.
    При нажатии кнопки "Тормоз резервный" микропроцессорный блок выдаст команду на открытие транзисторного ключа "КЛ3". Ключ откроется и подаст питание +75В на 527 поездной провод. От 527 провода на всех вагонах состава включатся контакторы "К", которые своими блок-контактами отключат вентили "В1 и В2" от бортовых компьютеров вагонного управления "БКВУ" и подключат к 530 и 529 поездным проводам.
    При нажатии на кнопку "Тормоз" (КТ) на пульте управления однократно, микропроцессорный блок выдаёт команду на включение транзисторного ключа "КЛ1". Ключ откроется и соединит 530 поездной провод с "0В АКБ". На всех вагонах состава включатся вентили "В1" по цепи: 527 провод → диод → вентиль В1 → 530 поездной провод. Включится первая уставка электропневматического тормоза.
    При нажатии на кнопку "Тормоз" на пульте машиниста второй раз, микропроцессорный блок выдаёт команду на включение транзисторного ключа "КЛ2". Ключ откроется и соединит 529 поездной провод с "0В АКБ". На всех вагонах состава включатся вентили В2 по цепи: 527 провод → диод → вентиль В2 → 529 поездной провод. Включится вторая уставка электропневматического тормоза.
    Для получения третьей уставки электропневматического тормоза необходимо на основном пульте машиниста нажать кнопку "Тормоз" третий раз. При этом микропроцессорный блок снимет разрешающую команду на включение транзисторного ключа "КЛ4". Ключ закроется и снимет питание +50В с 524 провода, что аналогично разрыву петли безопасности. При этом вентили тормоза безопасности отключатся и в блоке электропневматических приборов подключат уже заторможенные воздухораспределители к переключателю "П". Включится последняя третья уставка электропневматического тормоза.
    Для отпуска тормоза на пульте машиниста необходимо нажать кнопку "Отпуск".
    При первом нажатии на кнопку микропроцессорный блок выдаст команду на включение ключа "КЛ4". Ключ откроется и восстановит петлю безопасности. На всех вагонах включатся "ВТБ".
    При втором нажатии на кнопку "Отпуск" микропроцессорный блок закроет ключ "КЛ2". На всех вагонах отключатся вентили "В2".
    При третьем нажатии на кнопку "Отпуск" микропроцессорный блок закроет ключ "КЛ1" и на всех вагонах отключатся вентили "В1". Электропневматический тормоз отпустит полностью.
    После отключения кнопки "Тормоз резервный" микропроцессорный блок закроет ключ "КЛ3" и с 527 поездного провода снимется питание. Контакторы "К" отключатся и подключат вентили "В1 и В2" к "БКВУ".
    При отпущенной кнопке "Тормоз резервный" вентилями "В1 и В2" управляет "БКВУ".
    Следует помнить, что при установленной во второе положение ручке крана машиниста при электропневматическом торможении в случае включения третьей уставки электропневматического тормоза произойдёт отпуск пневмотормозов состава.
    Отпуск тормозов произойдет потому что, при втором положении ручки крана машиниста тормозная магистраль (ТМ) зарядится до пяти атмосфер и воздухораспределитель (ВР) перейдет в режим отпуска тормоза. При включенных ВТБ (вентиль тормоза безопасности) ВР в работе не участвует. При снятии питания с ВТБ - ВР включается в работу. Так, как в тормозной магистрали 5,1-5,3 атмосфер произойдет отпуск тормозов на составе.
    В этом случае машинисту необходимо:
    - при ручном управлении электропневматическими тормозами от КТР нажать кнопку «Отпуск» один раз для перехода на вторую ступень торможения (ВТБ включатся).
    - при отключении контроллера реверса основного «КРО» включить его обратно (петля соберется и перейдет в штатный режим удержания от второй ступени торможения).
    В исключительных случаях допускается управление пневматическим тормозом при помощи крана машиниста. Для перехода на кран машиниста отключить тумблер «Тормоз экстренный (ВТБ отключатся) и перевести рукоятку крана К29 в положение «Р - ручное».

eltroll2 2019-2024