Тормозные блоки вагонов 81-760
  • Тормозной блок

    1 - шпиндель; 2 - корпус регулятора; 3 - зубчатая муфта; 4 - контргайка; 5 - гофрированный кожух; 6 - зубчатая муфта; 7 - пружинная шайба; 8 - регулировочная гайка; 9 - винт; 10 - тормозная колодка; 11 - серьга подвески; 12 - торсионная пружина; 13 - поршень тормозного цилиндра; 14 - возвратная пружина; 15 - болт; 25 - рычаг.

    Предназначен для преобразования энергии сжатого воздуха в тормозную силу, путем нажатия тормозной колодки на колесо.
    Положение отпуска. Во время движения в камере тормозного блока отсутствует давление сжатого воздуха. Возвратная пружина поршня 14 и торсионная пружина 12 удерживают все элементы конструкции в положении отпуска. При этом зубчатая муфта 6 удерживается в закрытом состоянии усилием возвратной пружины 14 поршня тормозного цилиндра с учетом передаточного числа рычага 25. Пружина сжатия удерживает зубчатую муфту 3 в зацеплении.
    Работа в режиме торможения. При наполнении тормозного цилиндра давлением сжатого воздуха поршень ТЦ 13 через передаточный рычаг, смещает регулятор полностью, со всеми его отдельными деталями настолько, пока шпиндель 1 не обеспечить прижатие тормозной колодки к колесу.
    Работа в режиме отпуска. При отпуске уменьшается, передаваемая поршнем тормозного цилиндра и тормозное усилие колодки, и все части движутся под воздействием силы возвратной пружины в противоположную сторону.

  • Тормозной блок с пневмопружинным тормозом

    1 - шпиндель; 2 - корпус регулятора; 3 - зубчатая муфта; 4 - контргайка; 5 - гофрированный кожух; 6 - зубчатая муфта; 7 - пружинная шайба; 8 - регулировочная гайка; 9 - винт; 10 - тормозная колодка; 11 - серьга подвески; 12 - торсионная пружина; 13 - поршень тормозного цилиндра; 14 - возвратная пружина тормозного цилиндра; 15 - болт; 16 - распорный штифт; 17 - толкатель; 18 - жесткая сцепка; 19 - прижим; 20 - шпиндель; 21 - муфта; 22 - поршень стояночного тормоза; 23 - пружина стояночного тормоза; 24 - шестерня; 25 - рычаг.

    Тормозной блок с пневмопружинным тормозом предназначен для принудительного затормаживания вагона при длительных стоянках (ПТО, ночная расстановка). Обеспечивает автоматическое торможение колесных пар при отсутствии давления в НМ.

     Положение отпуска.

    1 - торсионная пружина; 2 - поршень рабочего тормоза; 3 - возвратная пружина поршня; 4 - болт; 5 - поршень пружинного аккумулятора; 6 - энергоаккумуляторная пружина; 7 - жесткая сцепка; I - узел служебного тормоза; II - пружинный аккумулятор; F - камера давления.

    Во время движения пружинный аккумулятор находится в отпущенном состоянии. Поршень стояночного тормоза (22) нагружен давлением напорной магистрали и удерживается в положении отпуска, преодолевая силу пружинного аккумулятора (23). Жесткая сцепка (18), которая при действии пружинного аккумулятора переносит усилие пружины на поршень тормозного цилиндра (13) телескопически входит в трубку поршня. При торможении и отпуске с помощью тормозного цилиндра эта трубка надвигается на жесткую сцепку, в ходе чего болт (15) скользит в продольных пазах трубки поршня. В процессе торможения жесткая сцепка находится в положении отпуска.

    Отпуск пружинного аккумулятора давлением напорной магистрали. Для отпуска стояночного тормоза в камеру давления подается давление напорной магистрали, и поршень (22) стояночного тормоза перемещается в положение отпуска, преодолевая действие пружинного аккумулятора. Возврат в исходное положение функциональных деталей служебного тормоза происходит благодаря возвратной пружине поршня (14) и торсионной пружине (12).

    Отпуск посредством вспомогательного размыкающего устройства

    1 - торсионная пружина; 2 - поршень рабочего тормоза; 3 - возвратная пружина поршня; 4 - распорный штифт; 5 - толкатель; 6 - шестерня; 7 - энергоаккумулирующая пружина; 8 - поршень пружинного аккумулятора; 9 - прижим; 10 - жесткая сцепка; 11 - шпиндель; 12 - рычаг; К - муфта.

    Для отпуска пружинного аккумулятора вручную необходимо поднять распорный штифт (16) при этом толкатель (17) выходит из фиксатора шестерни (24). Шестерня (24) теперь может вращаться на шарикоподшипниках. Сдерживание крутящего момента шпинделем (1) с резьбой, не имеющих самотормозящих свойств, прекращается.
    Так как фрикционное сцепление муфты, создающее силовое замыкание между шпинделем (1) и прижимом (19), находится с сцеплении, то разжимающаяся при этом энергоаккумулирующая пружина и обе установленные на шарикоподшипники детали (прижим и шестерня), на которые опирается энергоаккумулирующая пружина, начинают вращаться. При этом шпиндель (1) полностью выкручивается из жесткой сцепки (18). В момент начала процесса вспомогательного размыкания сила энергоаккумулирующей пружины очень велика. Она ускоряет энергоаккумулирующую пружину, прижим и шпиндель до достижения такого числа оборотов, что большая часть энергии пружины преобразуется во вращательный момент. Остаток энергии поступательного движения крайне незначительный и не требует стопорения. При прилегании поршня стояночного тормоза (22) ко дну цилиндра, энергоаккумулирующая пружина с двух сторон опирается на корпус и больше не может передавать усилие. Из-за инертности массы, установленные на подшипниках и способные вращаться части продолжают вращаться и после того, как поршень упрется в дно цилиндра. Фрикционное сцепление фрикционной муфты 21 в сцепке под воздействием силы тяги, которая передается от возвратной пружины 14 поршня тормозного цилиндра через жесткую сцепку 18 на шпиндель 20. Следовательно шпиндель вращается вместе с прижимом 19. Поршень 13 тормозного цилиндра с жесткой сцепкой под воздействием возвратной пружины поршня может переместиться в положение отпуска.
    Регулятор и держатель колодки с помощью передаточного рычага 25, увлекаемого поршнем 13, при поддержке торсионной пружины 12 затягиваются в положение отпуска. Если поршень 13 достиг своего конечного положения, на фрикционное сцепление конической муфты 21 больше не действует никакая сила, поэтому она размыкается.
    После отпуска распорного штифта (16) толкатель (17) снова крепится в фиксаторе шестерни (24). Фиксаторы выполнены таким образом, что если прижим (19) ещё вращается, штырь может пройти мимо. Если после процесса вспомогательного размыкания тормозная колодка на полностью отошла от колеса, то с помощью этого устройства возврата её можно вернуть в исходное положение.
    При подаче давления в камеру стояночного тормоза энергоаккумулирующая пружина снова сжимается. С началом нагнетания давления поршень (22) стояночного тормоза прилегает к шару шпинделя (20) с буртиком. Коническая муфта (21) при этом открывается, и при обратном скольжении поршня шпиндель вкручивается в жесткую сцепку (18), поскольку резьба шпинделя не имеет самотормозящих свойств. Если прижим (19) прилегает к буртику жесткой сцепки (18), то процесс отпуска завершен, и пружина стояночного тормоза снова готова к работе.

  • Включение и отключение стояночного тормоза

    Включение и отключение стояночного тормоза на вагонах 81.760/761 производится тумблером «Тормоз стояночный» на вспомогательном пульте управления «ВПУ».
    Тумблер «Тормоз стояночный» имеет два положения: верхнее - отпущен, нижнее - прижат. Сжатый воздух в магистраль управления стояночными тормозами поступает из НМ через кран К-23, фильтр) Ф5 в блок управления стояночным тормозом «БУСТ» и далее в тормозной блок с пневмопружинным тормозом.
    В магистрали управления стояночным тормозом установлен датчик давления СД-115, сигнализирующий об отсутствии или наличии давления в магистрали (при отсутствии давления стояночный тормоз прижат). Информация о прижатии стояночного тормоза выводится в строку информации БКПУ. Бортовой компьютер поездного управления «БКПУ» формирует сигнал о запрете движения. Проверка наката и движение состава в этом случае производится от контроллера реверса резервного КРР.
    При установке тумблера «Тормоз стояночный» в положение "Отпущен" (верхнее) получает питание вентиль отпуска в блоке управления стояночным тормозом «БУСТ», по цепи: панель поездной защиты ППЗ, автомат защиты «Питание крана машиниста основное», или «Питание крана машиниста резервное», тумблер «Тормоз стояночный», вентиль отпуска БУСТ, контакты СД-115 и на провод «общий».
    При включении вентиля "отпуск" поршень пневмораспределительного устройства перемещается и соединяет НМ с тормозным блоком с пневмопружинным тормозом , пружина в тормозном блоке с пневмопружинным тормозом сжимается давлением воздуха и стояночный тормоз отпускает.
    При установке тумблера «Тормоз стояночный» в положение "прижат" (нижнее) - получает питание вентиль БУСТ (прижатия) и поршень в пневмораспределительном устройстве перемещается и соединяет тормозной блок с пневмопружинным тормозом с атмосферой, отсоединяя воздух НМ от тормозного блока с пневмопружинным тормозом. Воздух из тормозного блока с пневмопружинным тормозом выходит в атмосферу. Пружина разжимается, и тормозные колодки прижимаются к поверхности катания колеса.
    Информация о включении стояночного тормоза отображается на многофункциональном дисплее управления (МФДУ). Следовательно, при снятии напряжения с цепи сигнализации БУСТ в БКВУ (ст. тормоз прижат, отключены или выбиты автоматы защиты «питание КРМ основное», «питание КРМ резервное») на мониторе машиниста отображается информация «прижат стояночный тормоз» и «БКПУ» формирует сигнал на запрет движения при управлении на основном пуске.

eltroll2 2019-2024