Механическим тормозом вагона КТМ-5М3 является барабанный колодочный тормоз с соленоидно-пружинным и ручным приводом.
Барабанный тормоз состоит из стального тормозного барабана 4, насаженного и закрепленного на конусе валика ведущей конической шестерни редуктора. На осях с эксцентриками 1 гайками 2 закреплены две тормозные колодки 3, которые свободно поворачиваются вокруг эксцентриков. К тормозным колодкам с внутренней стороны прикреплены тормозные накладки из фрикционного материала, которыми колодки обхватывают барабан. На оси 7 разжимного кулака насажен двуплечий рычаг 6, к одному из концов которого закреплен трос от ручного привода тормоза 5, а на другом конце на оси 8 закреплена вилка тяги 9. Для регулировки положения рычага 6 предусмотрена регулировочная муфта 11, в которую входят концы тяг 9 и 13, закрепляемые гайками 10 и 12. На продольной балке тележки 19 на кронштейне болтами 18 закрепляется тормозной электромагнит с соленоидом 15. Конец тяги 13 соединен с рычагом 14 тормозного электромагнита. На конце рычага 14 имеется указатель хода со стрелкой 17, против которой находятся три риски, залитые красной эмалью, с обозначениями: Н, ОТР и РЕГ. Риска Н соответствует расторможенному вагону. Риска ОТР нанесена при ходе стрелки указателя на 12 мм, что соответствует выбору зазора между тормозной накладкой и тормозным барабаном. Риска РЕГ нанесена в конце хода рычага электромагнита. При заторможенном вагоне стрелка указателя хода должна быть между рисками ОТР и РЕГ. Когда стрелка указателя стоит против риски РЕГ, то тормозная система нуждается в регулировке. Для ручного оттормаживания барабанного тормоза на тормозном электромагните предусмотрена рукоятка ручного оттормаживания 16. Барабанный тормоз работает следующим образом. При движении вагона рукоятка ручного оттормаживания тормозного электромагнита находится в верхнем вертикальном положении. Рычаг 14 тормозного электромагнита находится в крайнем левом положении, а стрелка указателя хода стоит против риски Н. При торможении барабанным тормозом удерживающие катушки тормозного электромагнита под действием затормаживающиъ пружин поворачиваются против часовой стрелки. Тяга 13 перемещается при этом вправо и поворачивает двуплечий рычаг 6 и ось 7 разжимного кулака. Разжимной кулак при повороте перемещает рычаги 6. Для оттормаживания барабанного тормоза включается удерживающий электромагнит, который перемещает тормозный рычаг влево, что соответствует расторможенному состоянию тормоза. На рисунке ниже показан узел барабанного тормоза (разжимной кулак с рычагами) вагона КТМ-5М3.
Через свободные (верхние) концы тормозных колодок 1 проходят штыри 12, на которые надеты втулки 14 с пружиной 13, удерживающей тормозные колодки с некоторым зазором от тормозного барабана 2 в расторможенном состоянии тормоза. В головки штырей 12 упираются штифты 11 на рычагах 10. В рычаги 10 упираются регулировочные винты 3 рычагов 10, сидящих на осях 9.
На противоположном конце рычага 10 на осях находятся ролики 6, прилегающие к разжимному кулаку 5. Разжимной кулак 5 при повороте перемещает рычаги 10. Рычаги 10 через регулировочные винты 3, закрепленные гайками 4, нажимают на рычаги 8 и поворачивают их. Рычаги 10 своими штифтами 11 нажимают на штыри 12 и тормозные колодки и прижимают их к тормозному барабану.
Ручной привод барабанного тормоза состоит из ручной лебедки и системы передачи из тросов, роликов, регулировочных муфт и других деталей.
Лебедка ручного привода тормоза состоит из сектора 8 с зубьями 2 и 4. В зубья 2 входит удерживающая собачка 3, в конец которой упирается стержень с кнопкой 6 для оттормаживания. В зубья 4 входит упорная собачка 7. С сектором связан рычаг 5 с рукояткой, которая при торможении перемещается по стрелке. Пружина 1 служит для предупреждения провисания тросов под кузовом при проходе вагоном на прямых участках пути, а при проходе кривых участков пути пружина 1 ликвидирует подтормаживание вагона. Поскольку пружина 1 соединена с сектором 8, при движении на кривых участках удлинение тросов компенсируется поворотом сектора. На нижнем конце сектора закреплен конец троса 9, идущего к передаче ручного привода тормоза. Лебедка ручного привода тормоза работает следующим образом. При повороте водителем рычага с рукояткой по стрелке упорная собачка 7, закрепленная на рычаге 5, под действием пружины входит в зацепление с зубьями 4 сектора 8 и поворачивает сектор против часовой стрелки. На рисунке ниже приведена схема передачи ручного привода тормоза. Трос с муфтой 10 лебедки ручного привода соединен с первым тросом 9, который через ролик 8 соединен со вторым тросом 7, а этот последний - с третьим тросом 2. Тросы через ролики 6, пружины 5 и скобы 4 соединены с двуплечими рычагами барабанных тормозов. Для регулировки длины тросов имеются регулировочные муфты 3 и 1.
При повороте сектора трос 2 от передачи ручного привода тормоза натягивается. Скобы 4 тросов передают усилие на двуплечие рычаги барабанного тормоза, и происходит торможение вагона. В заторможенном положении сектор фиксируется упорной собачкой 7. Для оттормаживания рычаг 5 переводят немного вперед по стрелке и нажимают на кнопку 6, чтобы вывести из зацепления с сектором удерживающую собачку. Сектор повернется по часовой стрелке и займет исходное положение.
При техническом обслуживании барабанного тормоза и его привода периодически проверяют состояние механического тороза. Проихводят необходимое крепление деталей; проверяют зазоры между тормозными накладками и тормозным барабаном; проверяют ход и регулировку тормозного электромагнита; проверяют натяжение тросов, отсутствие заеданий при торможении от руки ручным приводом и работу ручного привода тормоза, смазку трущихся деталей.
Уход за тормозной системой барабанного тормоза заключается в периодической смазке трущихся деталей, кроме тормозного барабана и тормозных накладок, проверке и регулировке ручного привода тормоза и замене тормозных накладок при их износе. При замене тормозных колодок с изношенными накладками, а также при сборке тележки производят монтажную регулировку барабанного тормоза. При регулировке ставят вниз рукоятку ручного оттормаживания тормозного электромагнита, снимают тормозные колодки с изношенными накладками и устанавливают годные колодки. Регулируют зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном посредством эксцентриков на осях 1 (см. рисунок барабанного тормоза) и регулировочных винтов 3 (см. рисунок узла барабанного тормоза). Зазор между тормозными накладками и барабаном должен быть 0,4-0,5 мм. Разжимной кулак 5 при этом занимает вертикальное положение, а расстояние между центрами валиков 6 должно быть 65±1,5 мм. Регулировочные винты 3 законтрены гайками 4, а эксцентрики на осях 1 (см. рисунок барабанного тормоза) законтрены гайками 2. Двуплечий рычаг 6 занимает вертикальное положение. Если рычаг 6 стоит не вертикально, то его следует переставить на шлицах. Устанавливают регулировочную тягу. Рукоятку ручного оттормаживания тормозного электромагнита поднимают вверх. Расконтривают регулировочную муфту 11 ослаблением гаек 10 и 12. Поворачивая регулировочную муфту 11, устанавливают указатель хода якоря электромагнита против риски ОТР или на 2-3 мм правее ее, при этом на пульте управления должна загореться сигнальная лампа. Законтривают гайки 10 и 12. При ежедневном обслуживании при заторможенном барабанным тормозом вагоне проверяют запас хода тормозного электромагнита по указателю хода. Если при заторможенном вагоне стрелка указателя стоит против риски РЕГ, то тормоз нуждается в регулировке. В этом случае регулировку производят в такой последовательности. Рукоятку ручного оттормаживания электромагнита ставят вниз. Расконтривают регулировочные винты 3 (см. рисунок узла барабанного тормоза), ослабляя гайки 4. Винтами 3 устанавливают зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном (0,4-0,5 мм), не нарушая регулировку эксцентриков 1 (см. рисунок барабанного тормоза), которую производят только при замене тормозных колодок. Гайками 4 (см. рисунок узла барабанного тормоза) законтривают регулировочные винты 3. Ставят вверх рукоятку ручного оттормаживания электромагнита. Указатель хода якоря электромагнита должен находиться против риски ОТР или на 2-3 мм правее ее. Регулировочной муфтой 11 при эксплуатационной регулировке тормоза пользоваться не следует. Регулирвка ручного привода барабанного тормоза заключается в проверке длины и положении тросов тормозной передачи. При этой проверке устанавливают, что при движении вагона на кривых участках пути не происходит произвольного подтормаживания, а при движении на прямом участке пути нет значительного провисания тросов. Необходимо чтобы за одно движение рычага 5 (см. рисунок ручного привода барабанного тормоза) происходило затормаживание вагона. Ручной привод тормоза регулируют в такой последовательности. Регулируют положение и длину третьего троса 2 (см. схему ручного привода барабанного тормоза) так, чтобы от торцовой балки до цента блока было 300 мм. Для этого ослабляют крепление троса к сектору лебедки и устанавливают требуемый размер 300 мм, после чего закрепляют трос. Регулируют регулировочными муфтами 3 и 1 полоение второго троса 7. Регулируют натяжение возвратных пружин 5 так, чтобы в расторможенном состоянии они возвращали скобы 4 в положение оттормаживания; законтривают регулировочные муфты; проверяют крепление всех валиков тормозной системы и ее работу при обкатке вагона на линии. При необходимости повторяют регулировку. |
eltroll2 2019-2024 |