Кондиционирование и вентиляция троллейбуса ПК ТС 6281 Адмирал
  • Схема гидравлическая СКВ-СТ-26000


  • Схема электрическая соединений СКВ-СТ-26000


  • Технические характеристики СКВ


  • Описание СКВ-СТ-26000
    Система кондиционирования и вентиляции салона троллейбуса СКВ-СТ-26000 предназначена для обеспечения комфортных климатических условий в пассажирском салоне троллейбуса.
    Работа в режиме кондиционирования. Принцип действия изделия в режиме кондиционирования основан на использовании в качестве теплоносителя хладагента (хладона R134а), а также вентиляторов, компрессора, конденсатора, испарителя, блока управления СКВ, терморегулирующих вентилей, заслонок подачи рециркуляционного воздуха. Применяемые в СКВ аппараты соединены между собой трубопроводами высокого и низкого давления, по которым циркулирует хладагент, передающий тепло из салона троллейбуса в окружающую среду.
    Поступивший, на вход компрессора газообразный хладагент сжимается компрессором, вследствие чего нагревается до температуры 60-80 °С и поступает в конденсатор. В конденсаторе хладагент переходит в жидкое состояние за счет интенсивного обдува теплообменника при помощи вентиляторов. Для автоматического регулирования подачи жидкого хладагента в испарители в СКВ используются терморегулирующие вентили. Поступающий в терморегулирующие вентили, хладагент в жидком состоянии выходит из них в виде смеси жидкого и газообразного хладагента и далее попадает в испарители, где жидкость снова превращается в пар. Далее хладагент в газообразном состоянии поступает на вход компрессора и цикл охлаждения повторяется.
    Вентилирование салона осуществляется за счет нагнетания приточного воздуха в каналы для подачи охлажденного воздуха в вагон.
    Регулирование температуры поступающего в салон троллейбуса воздушного потока производится с использованием пульта управления и передачи данных по CAN шине.

    Описание логики работы электрической схемы
    Управление СКВ производится с помощью платы управления (А8). Данная плата коммутирует между собой все основные электрические элементы изделия. Регулирует скорость вращения вентиляторов блока конденсатора (М3-М5) и испарителей (М1-М2, М6-М7). Плата переключает состояния тех или иных исполнительных устройств путем замыкания их отрицательного провода транзисторными ключами на контакт заземления. Также, на данную плату поступают температурные параметры системы (DT1 — DT4), сигналы об ошибках с защитных реле, сигналы об ошибках вентиляторов. Также плата связана с CAN-линией троллейбуса - получает оттуда сведения о задаваемой температуре с пульта управления, команды включения/выключения, сигналы о готовности СКВ и диагностические сообщения. Вспомогательная плата (А9) управляет заслонками приточного/салонного воздуха и заслонками кабины водителя с помощью сервоприводов (А4, А7 и A1, A6 соответственно). Аппаратная защита компрессора реализована посредством реле высокого давления А2 (порог срабатывания реле 18 bar, дифференциал 5 bar), реле низкого давления А3 (порог срабатывания реле 0,3 bar, дифференциал 1 bar).
    В СКВ реализован алгоритм плавного пуска. Плавный старт блока питания – увеличение напряжения и частоты от нуля до номинальной в течение 5-7 секунд. Такая процедура плавного пуска нужна, чтобы после неожиданного пропадания питания (проезд нейтральной вставки или дребезг токоприемника) совершить синхронный запуск реле компрессора СКВ и преобразователей, так как при включении реле на номинальной частоте и напряжении питания большие пусковые токи компрессора (140 А по фазе) могут отключить блок питания.
    Для защиты от короткого замыкания при эксплуатации на линии 24 В используются предохранители (FU1-FU8).

    Описание алгоритма работы
    С момента подачи питания СКВ находится в режиме ожидания. При поступлении команды «Вкл. СКВ» с ПВИ СКВ переходит в активный режим, при этом производится анализ полученных по CAN значений температуры уставки, салона и окружающей среды. Если температура в салоне ниже температуры уставки, то СКВ переходит в режим вентиляции и устанавливает мощность вентилятора испарителя на 10 %. Если температура в салоне выше температуры уставки, то СКВ переходит к охлаждению салона, повышая мощность вентилятора испарителя на 15 % с каждым градусом (аналогично для понижения температуры).
    Далее, проверяется температура окружающей среды: если она ниже + 16 °С, компрессор не включается и СКВ продолжает находиться в режиме вентиляции. Если температура окружающей среды + 16 °С или выше, то СКВ переходит в режим кондиционирования, запускается компрессор и выдается управляющий сигнал «+ 24» на пуск трехфазного преобразователя.
    Если во время работы СКВ температура в салоне опускается ниже температуры уставки, мощность вентиляторов устанавливается на 40 %. Поскольку регулировка мощности вентиляторов происходит с относительно небольшим шагом, инерционность системы в целом определяется инерционностью датчика температуры.
    Если при работе компрессора (режим кондиционирования) температура теплообменника испарителя становится ниже + 6 °С, при этом, датчик DT4 будет определять температуру 2 °С (при низкой температуре воздуха на входе испарителя, либо при снижении мощности вентиляторов до 40 %, т.е. после достижения температуры уставки), то СКВ переходит в режим вентиляции, компрессор отключается, при этом снимается сигнал «+ 24» для остановки трехфазного преобразователя.
    Если при работе компрессора температура теплообменника конденсатора становится выше + 60 °С (что указывает на нештатный режим работы), то СКВ переходит в режим вентиляции, компрессор отключается, при этом снимается сигнал «+ 24» для остановки трехфазного преобразователя*. При этом, обороты вентилятора продолжают регулироваться, а запас теплоемкости испарителя позволяет в течение непродолжительного времени (1-2 минуты) обеспечивать охлаждение воздуха. Вентиляторы конденсатора так же продолжают работу, что должно позволить вернуть температуру конденсатора в норму за сравнимое время (1-2 минуты), если температура окружающей среды с учетом нагрева на солнце не превышает + 42 °С.
    Если в режиме вентиляции температура теплообменника испарителя достигает + 16 °С и выше, а температура теплообменника конденсатора снижается до + 43 °С или ниже, то СКВ переходит в режим кондиционирования, при этом запускается компрессор и выдается команда по CAN на пуск трехфазного преобразователя. Разница граничных температур отключения и включения (+ 6 ÷ + 16 °С для испарителя и + 60 ÷ + 43 °С для конденсатора соответственно) обеспечивает необходимую задержку (гистерезис) для пуска/остановки компрессора.
    При всех переходах из режима вентиляции в режим кондиционирования и обратно, вентиляторы продолжают работать, меняя обороты в зависимости от разницы температур. При поступлении по CAN команды от ПВИ на отключение СКВ производится остановка вентиляторов испарителя, конденсатора и остановка компрессора (снимается сигнал «+ 24» для остановки трехфазного преобразователя).

eltroll2 2019-2024