Воздухораспределитель троллейбуса ЗиУ 683Б
  • Чертеж воздухораспределителя

Воздухораспределитель

     1 - клапан сапуна; 2 - кольцо уплотнительное; 3 - клапан разгруженный; 4 - пружина; 5 - кольцо отопорное; 6 - пружина; 7 - кольцо уплотнительное; 8 - крышка верхняя; 9 - гайка; 10 - шайба; 11 - шпилька; 12 - гайка; 13 - кольцо уплотнительное; 14 - шток; 15 - манжета; 16 - поршень; 17 - корпус; 18 - манжета; 19 - поршень; 20 - крышка нижняя; 21 - упор; 22 - клапан обратный; 23 - пружина клапана


  • Устройство воздухораспределителя
     Воздухораспределитель предназначен для управления тормозами прицепа троллейбуса. Воздухораспределитель выполнен из корпуса 17, герметично закрытого верхней и нижней крышками 8 и 20. Герметичность обепечивается двумя уплотнительными кольцами 2, установленными между корпусом и крышками. Прижим крышек к корпусу осуществляется посредством гаек 9 с пружинными шайбами, навернутых на шпильки 11, которые ввинчены во фланцы нижней крышки и проходят через сквозные отверстия в верхней крышке.
     В нижней крышке 20 в специальном углублении установлен клапан сапуна 1. Внутренняя полость корпуса 17 разделена перегородкой, в которой имеется отверстие, поверхность которого служит направляющей для цилиндрической части штока 14, уплотненного резиновым кольцом 7. В одну из бобышек корпуса (вид Ж) встроен обратный клапан 22, который под действием пружины 23 прижимается к упору 21.
     Поршни 16 и 19, находящиеся по обе стороны перегородки корпуса, жестко связаны со штоком 14, образуя с ним следящий механизм. Уплотнение между поршнями и корпусом достигается применением резиновых манжет 15, установленных в поршнях
     Уплотнение между поршнем 16 и штоком обеспечивается резиновым кольцом 13 и шайбой 10. Поршень прижат к опорной части штока гайкой 12, которая контрится пружиннной шайбой.
     Жесткая связь между поршнем 19 и штоком осуществляется при помощи фланца штока и стопорного кольца 5, входящего в кольцевую канавку поршня. Во фланце штока расположен разгруженный клапан 3, прижимаемый пружиной 4. Уплотнение между клапаном и штоком обеспечивается резиновой манжетой 18, установленной в клапане. Основание клапана обрезинено.
     Под действием усилия пружины 6, следящий механизм находится в крайнем верхнем положении.

  • Работа воздухораспределителя
     Воздухораспределитель имеет пять полостей, условно обозначенных А, Б, В, Г, Д. Эти полости сообщаются:

     А - с питающей магистралью тягача.
     Б - с тормозным резервуаром прицепа.
     В - с тормозными цилиндрами прицепа.
     Г - с магистралью управления.
     Д - с тормозным резервуаром прицепа.

     Сжатый воздух из питающей магистрали (от магистрального резервуара тягача) поступает в полость А воздухораспределителя, затем через обратный клапан 22 в полость Д, соединенную с резервуаром тормозного привода прицепа и далее - в полость Б воздухораспределителя. Полости А и Б связаны между собою дроссельным отверстием Е, обеспечивающим при незначительной скорости утечки из питающей магистрали выравнивание давления между указанными полостями, что позволяет исключить подтормаживание прицепа при работе воздухораспределителя.
     Разгруженный клапан 3 давлением сжатого воздуха и пружиной 4 прижимается к седлу поршня 19, разобщая полости Б и В. При этом полость В, соединенная с тормозными цилиндрами прицепа, через отверстие в нижней крышке 20 и клапан сапуна 1 соообщается с атмосферой.
     При нажатии на тормозную педаль и срабатывании тормозного крана сжатый воздух из магистрали управления клапана управления тормозным приводом прицепа поступает в полость Г и следящий механизм под действием силы со стороны полости Г перемещается вниз.
     Перемещаясь вмсте со следящим механизмом, разгруженный клапан 3 вначале садится на седло в нижней крышке 20, разобщая полость В тормозных цилиндров прицепа с атмосферой. При увеличении давления в плости Г разгруженный клапан 3 отрывается от седла поршня 19 и через образовавшийся зазор между седлом поршня и клапаном, воздух из тормозого резервуара прицепа (полость Б) поступает в тормозные цилиндры прицепа (полость В).
     По мере роста давления в полости В растет и сила, противодействующая перемешению следящего механизма вниз. Под действием этой силы следящий механизм перемещается вверх, зазор между разгруженным клапаном 3 и седлом поршня 19 уменьшается и затем разгруженный клапан садится на седло в поршне 19, не отрываясь при этом от седла в крышке 20.
     Таким образом, следящим действием воздухораспределителя обеспечивается строго определеное соотношение между давлениями в полостях Г и В.
     При торможении сжатый воздух продолжает поступать из питающей магистрали в резервуар тормозного привода прицепа.
     При оттормаживании давление в магистрали управления и в полости Г падает и следящий механизм перемещается вверх, отрывая разгруженный клапан 3 от седла крышки 20. При этом полость В, соединенная с тормозными цилиндрами прицепа, сообщается с атмосферой.
     Аналогичен описанному выше принцип работы воздухораспределителя при значительном падении давления воздуха в питающей магистрали, однако, отличается тем, что при определенном перепаде давления между полостями А и Б (Д), обратный клапан 22 перекрывает дроссельное отверстие Е и разобщает полость А от Б и Д, а следящий механизм перемещается вниз под действием избыточной силы со стороны полости Б.

     Краткая техническая характеристика воздухораспределителя:
     1 - чувствительность - не более 0,08 МПа (0,8 кгс/см2);
     2 - максимальное давление - 0,8 МПа (8 кгс/см2);
     3 - перепад давления между полостями резервуара тормозного привода и тормозных цилиндров - не более 0, 06 МПа (0,6 кгс/см2);
     4 - обратный клапан 22 должен разобщать полости А и Б при перепаде давления между ними - 0,012-0,025 МПа (0,12-0,25 кгс/см2);

© eltroll2 2019-2022