1 2 3 4
Тяговые двигатели
    В настоящее время вагоны могут комплектоваться двигателями: ТАД 280М 4У2 производства АЭК "Динамо; ДАТЭ-170 4У2 производства "ООО Электротяжмаш-Привод" г. Лысьва; ТАДВМ-280 4У2 производства ОАО "НИПТИЭМ" г. Владимир; ДАТМ-2У2 производства "ОАО Псковский электромашиностроительный завод"; ДТА 170 У2 АО "Рижский электромашиностроительный завод"; ТА 280 4МУ2 производства "ОАО ELDIN" (Ярославский машиностроительный завод)
  • Фото двигателей


  • Составные элементы двигателей

    1 - защитная сетка с пластиной; 2 - щит подшипниковый (сборка); 3 - подшипник роликовый; 4 - ротор; 6 - клица; 7 - щит подшипниковый (сборка); 8 - защитная сетка с пластиной; 9 - подшипник шариковый; 10 - колесо зубчатое; 11 - пластина; 12 - крышка подшипниковая; 13 - крышка коробки выводов; 14 - коробка выводов.

  • Технические характеристики двигателей
Мощность часового режима 170 кВт
Номинальный режим работы - повторно-кратковременный
(с длительностью рабочего периода неизменной нагрузки)
S2-60 мин
(60 мин)
Номинальное линейное напряжение 530 В
Номинальная частота тока 43 Гц
Максимальная частота тока 120 Гц
Номинальный линейный ток 237 А
Номинальная частота вращения 1290 об/мин
Максимальная часота вращения 3600 об/мин
Номинальное скольжение не менее 1,5%
КПД 0,92
Перегрузочная способность (Mmax/Mном) 3,5
Шаг по пазам обмотки статора 1-12
Масса двигателя 765 кг

  • Описание двигателей
    Тяговые двигатели, установленные на вагонах 81-760/761 асинхронные, трехфазные, четырехполюсные с короткозамкнутым ротором. Электродвигатели относятся к классу самовентилируемых.
    Охлаждение тягового двигателя осуществляется по принципу самовентиляции. Использование вентилятора нагнетателя поддерживает повышенное внутреннее давление, что снимает необходимость использования фильтра для удаления пыли. Пыль, содержащаяся в воздухе, выбрасывается через специальное отверстие центробежной силой нагнетающего вентилятора, отделяясь при этом охлаждающего воздуха внутри двигателя, что снижает проникновение пыли внутрь двигателя. Дополнительный вентилятор небольшого размера установлен для охлаждения блока датчика скорости («HITACHI» (HS35533-01RB)).
    Асинхронная электрическая машина характеризуется тем, что при ее работе возбуждается вращающееся магнитное поле, которое вращается асинхронно относительно скорости вращения ротора.

    Тяговый двигатель состоит из: статора, ротора, двух подшипниковых щитов, вентилятора.
    Статор 5 (неподвижная часть) – предназначен для укладки в него двухслойной обмотки.     Основное назначение обмотки статора – создание в машине вращающего магнитного поля. Обмотка статора представляет собой трехфазную обмотку, проводники которой равномерно распределены по окружности статора и пофазно уложены в пазах с угловым расстоянием 120°. Фазы обмотки статора соединяют по стандартным схемам «треугольник» или «звезда» и подключают к сети трехфазного тока. Сердечник статора набирается из листовой электротехнической стали и запрессовывается в станину. Магнитопровод статора перемагничивается в процессе изменения (вращения) магнитного потока обмотки возбуждения, поэтому его изготавливают из электротехнической стали для обеспечения минимальных магнитных потерь.
    Имеет форму полого цилиндра, собранного из пластин электротехнической стали, толщиной 0,5мм, изолированных друг от друга слоем лака, что обеспечивает уменьшение потерь от вихревых токов. Фазные обмотки, которые возбуждают вращающее магнитное поле, размещаются в пазах на внутренней стороне сердечника статора. Обмотка статора подсоединяется к 3-х фазному источнику переменного тока – инвертору.
    Ротор 4 (вращающаяся часть) – короткозамкнутый. Короткозамкнутая обмотка ротора, часто называемая «беличьей клеткой» из-за внешней схожести конструкции. В машинах большой мощности «беличью клетку» выполняют из медных стержней, концы которых вваривают в короткозамыкающие медные кольца. Стержни этой обмотки вставляют в пазы сердечника ротора без какой-либо изоляции. Сердечник ротора набирается из листов электротехнической стали, на внешней стороне которых имеются пазы. В них закладывается обмотка ротора. Обмотка ротора бывает двух видов: короткозамкнутая и фазная. Соответственно этому асинхронные двигатели бывают с короткозамкнутым ротором и фазным ротором (с контактными кольцами). Магнитопровод ротора выполняется аналогично магнитопроводу статора - из электротехнической стали.
    Ротор тягового двигателя «HITACHI» (HS35533-01RB) изготовлен из алюминия методом литья под давлением. Материал ротора - чистый алюминий, заливаемый в жидком виде под давлением в пазы, изготовленные из холоднокатаной углеродистой стали толщиной 0.5 мм. Вал двигателя выполнен из хромированной молибденовой стали (SCM435). Радиальные вентиляторы охлаждающего воздуха изготовлены литьём из алюминиевого сплава и фиксируются на валу болтами.
    Ротор насажен на вал тягового двигателя. Вал тягового двигателя изготавливается из высоколегированной стали и имеет несколько шеек различной длины и диаметров для посадки на них подшипниковых щитов, сердечника ротора и зубчатого колеса для импульсного датчика частоты вращения (ДЧВ). Подшипниковые щиты» устанавливаются в статор с двух сторон. Подшипники щитов опираются на вал тягового двигателя.
    Асинхронные двигатели для вагонов метрополитена, выпускаемые разными заводами-изготовителями, конструктивно аналогичны, т.к. созданы на основе двигателя ТАД 280М 4У2 производства АЭК «Динамо». Двигатели имеют принципиально одинаковое устройство: габариты, конструкционные размеры, обмоточные данные и др.
    По конструкции двигатель является самовентилируемым. Под действием вращающегося вентиляторного колеса наружный воздух поступает через отверстия в подшипниковом щите, обтекает лобовые части обмотки статора как со стороны соединений, так и со стороны привода, а так же сердечники статора и ротора и выбрасывается наружу через вентиляционные отверстия станины со стороны привода.

eltroll2 2019-2024