Тележки вагонов 81-765/81-766/81-767
  • Общий вид тележек

    1, 69 - катушки приемные КПУ; 2, 9, 14, 25, 179 - токоприемники; 3, 12, 26, 46, 56, 65, 90, 91 - колодочные тормозные блоки с пружинными аккумуляторами (с функцией стояночного тормоза); 4, 23, 47, 54, 66, 92, 93, 94 - колодочные тормозные блоки; 5, 7, 22, 37, 53, 70, 95, 96 - горизонтальные демпферы; 6, 71, 72, 73, 97, 98, 99, 100 - вертикальные демпферы; 8 - питатель (бак) гребнесмащывателя АГС10; 10 - брус с токоприемником и срывным клапаном; 11, 13 - датчики вращения; 15, 16, 30, 33 - пробки; 17, 50, 102, 180 - рамы тележек; 18, 41, 49, 59, 103, 104, 105, 106 - колесные пары; 19, 28, 34, 38, 51, 57, 60, 62, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114 - термодатчики; 20, 39, 52, 63, 115, 116, 117, 118 - токоотводы; 21, 40, 119, 120, 121, 122 - электродвигатели; 24, 55, 74, 75, 123, 124, 125, 126 - пневморессоры; 27, 36, 127, 128, 129, 130 - зубчатые муфты; 29, 35, 58, 61, 131, 132, 133, 134 - датчики противоюза; 31, 48, 135, 136 - тяги связи кузова с тележкой; 32, 42, 137, 138, 139, 140 - редукторы; 43, 67, 141, 142 - упоры центральные; 44, 68 - шкворни; 45, 64, 143, 144, 145, 146, 147, 148 - буксы; 76, 81, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155 - буксовые демпферы; 77, 80, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163 - буксовые пружины; 78, 79, 164, 165, 166, 167, 168, 169 - страховочные скобы; 82, 83, 170, 171, 172, 173 - регулировочные тяги электродвигателей; 84, 85, 101, 174, 175, 176, 177, 178 - тяги регуляторов положения кузова РПК; 86, 87, 88, 89, 180 - брусы токоприемников.

  • Установка на вагонах тележек

    1 - шплинт; 2 - крышка; 3 - болт; 4 - планка; 5, 9, 14, 25, 28 - болты; 6, 10, 15 - шайбы; 7 - кронштейн; 8, 12 - боковые упоры (амортизаторы) на раме кузова; 11 - элемент резинометаллический; 13, 31, 35 - кронштейны на раме кузова; 16 - демпфер гидравлический центральный; 17 - вкладыш; 18 - кольцо упорное; 19, 26, 29 - гайки; 20, 27, 30 - шплинты; 21, 23 - кронштейны на раме тележки; 22 - пневморессора; 24 - демпфер гидравлический горизонтальный; 32 - штуцер; 33 - шкворневая балка рамы кузова; 34 - тяга связи кузова с тележкой; 36 - тяга РПК; 37 - регулятор положения кузова (РПК); 38 - рама кузова вагона; 39 - рама тележки.
    *Размер "Ж" регулировать путем изменения длины тяги поз. 36 после установки кузова вагона на тележки.

  • Технические характеристики моторных тележек


  • Технические характеристики немоторных тележек


  • Описание тележек
    Вагоны метрополитена 81-765 и 81-766 имеют в своем составе по две моторные двухосные тележки с индивидуальным приводом осей.
    Тележки предназначены для приведения состава в движение, направления его движения по рельсовому пути с обеспечением минимального сопротивления и необходимой плавности хода, распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь, а также восприятия тяговых и тормозных усилий.
    Тележки передняя и задняя головного вагона по конструкции аналогичны. Отличия тележек головного и промежуточного вагонов состоят в различии длин горизонтальных тяг связи тележек с кузовом (на передней тележке тяга имеет большую длину), а также наличия на передней тележке дополнительных крепежных элементов для установки оборудования автоматических гребнесмазывателей и подвески приемных катушек АРС. Кроме того, на передней тележке головного вагона на одном из брусьев токоприемника устанавливается срывной клапан автостопа.
    Промежуточный немоторный вагон 81 – 767 имеет две немоторные двухосные тележки, рисунок 10, и предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути с обеспечением минимального сопротивления и необходимой плавности хода, а также распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь и восприятия тяговых и тормозных усилий.

    Составные части моторных тележек.
    Тележка состоит из следующих основных узлов и механизмов:
    - рамы 17 (180, 102);
    - двух колесных пар 18 и 41 (103 и 104, 105 и 106);
    - двух тяговых асинхронных приводов (электродвигатели 21 и 40 (119 и 120, 121 и 122), редукторы 32 и 42 (137 и 138, 139 и 140), муфты зубчатые 27 и 36 (127 и 128, 129 и 130));
    - пневматического центрального подвешивания с пневморессорами 24 и 74 (123 и 124, 125 и 126), центральными (вертикальными) 71 и 100 (97 и 99, 6 и 98), и горизонтальными 22 и 37 (95 и 96, 5 и 7) демпферами;
    - тяги связи кузова с тележкой 31 (135, 136);
    - двух колодочных тормозных блоков 47 и 94 (4 и 92, 23 и 93) и двух колодочных тормозных блоков с пружинными аккумуляторами 26 и 46 (3 и 90, 12 и 91);
    - четырех узлов буксового рессорного подвешивания с буксами 45, 64 (143,144, 145, 146), буксовыми демпферами 76, 81, 153 (149, 150 ,151, 152), буксовыми пружинами 77, 80, 160 (156, 157, 158, 159), страховочными скобами 78, 79 (164, 165, 166, 167).
    Кроме того, на тележках устанавливаются брусы с токоприемниками 88, 89, 2, 10, 86, 87, токоотводящие (заземляющие) устройства 20, 39, 115, 116, 117, 118, пневматические магистрали тормозных блоков и управления токоприемниками, а также другие устройства.
    На передней тележке головного вагона дополнительно установлено оборудование гребнесмазывателя АГС10, приемные катушки АРС 1 и 69, срывной клапан автостопа на брусе с токоприемником 10.
    Весь комплекс оборудования, обеспечивающий работу тележки, смонтирован, в основном, на раме тележки или с опорой на нее.

    Составные части немоторных тележек.
    Тележки немоторные вагона 81-767 состоят из следующих основных узлов и механизмов:
    - рамы 50;
    - двух колесных пар 49 и 59;
    - пневматического центрального подвешивания с пневморессорами 55 и 75, центральными (вертикальными) 72 и 73, и горизонтальными 53 и 70 демпферами;
    - тяги связи кузова с тележкой 48;
    - двух колодочных тормозных блоков 54 и 66 и двух колодочных тормозных блоков с пружинными аккумуляторами 56 и 65;
    - четырех узлов буксового рессорного подвешивания с буксами 147,148, буксовыми демпферами 154, 155, буксовыми пружинами 161, 162, 163, страховочными скобами 168, 169.
    Кроме того, на тележках устанавливаются токоотводящие (заземляющие) устройства 52 и 63, брусы с токоприемниками, пневматические магистрали тормозных блоков, а также другие устройства.
    Весь комплекс оборудования, обеспечивающий работу тележки, смонтирован, в основном, на раме тележки или с опорой на нее.

  • Колесные пары

    1, 7, 8, 13 - буксы; 2, 5, 10, 12 - колеса цельнокатаные; 3 - редуктор; 4, 11 - оси; 6, 9 - пробки; 14, 18, 30, 32 - болты; 15 - шайба отгибная; 16, 33 - проволока контровая; 17 - масленка; 19 - прокладка; 20 - крышка; 21 - кольцо уплотнительное; 22, 25 - роликовые цилиндрические подшипники; 23 - кольцо малое; 24 - кольцо большое; 26 - лабиринтное кольцо; 27 - воротник; 28 - шайба тарельчатая; 29 - технологическая крышка; 31, 37 - кольца; 34 - стопорные кольца; 35 - резиновый вкладыш; 36 - валик шарнира; 38 - корпус буксы; 39 - полый вал редуктора.

Технические характеристики колесных пар моторных тележек
Ширина, мм 2400
Высота, мм 916
Диаметр колеса по кругу катания, мм 860
Масса, кг 1670±3%

    Пары колесные 7600.31.10.002.2-01 с шириной колеи 1520 мм, применяемые на моторных тележках вагонов 81-765/766, предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия нагрузок от вагона на рельсы и обратно, преобразуют крутящий момент от тяговых электродвигателей в поступательное движение вагона.
    Используются в составе тележек с опорно-осевым подвешиванием тягового привода.
    Пара колесная моторной тележки, рисунок 11, состоит из оси 4, двух цельнокатаных колес 2 и 5, букс 1 и 7, редуктора 3.
    Конструктивно редуктор полностью собирается на ступице и напрессовывается на подступичную часть оси. Зубчатое колесо редуктора со ступицей установлено на оси 4 колесной пары. Корпус редуктора неразъемный.
    На осевых шейках колесной пары установлены буксы 1 и 7, каждая из которых имеет по два цилиндрических роликовых подшипника 22 и 25 с установленными между ними кольцами 23 (малое) и 24 (большое).
    В стакане (корпусе) буксы установлены тарельчатая шайба 28, крышка 20, лабиринтное кольцо 26, а на оси 4 – воротник 27. Такое устройство позволяет удерживать смазку в буксах.
    Букса, установленная на оси колесной пары, удерживается от осевого перемещения через тарельчатую шайбу 28 и кольцо 31 болтами 14, 18, 30 и 32.
    Под болты 18 установлены отгибные шайбы 15, которые предохраняют их от отворачивания.
    На буксах имеются масленки 17, через которые пополняется смазка.
    Сферический шарнир своими валиками 36 крепится к кронштейнам рамы тележки, а второй конец буксы служит для установки пружин и крепления амортизатора.
    На одной из букс каждой колесной пары моторных тележек устанавливается токоотводящее устройство, а на другой буксе – датчик противоюза. Для контроля нагрева буксы на каждой буксе колесной пары устанавливается термодатчик. Расположение устанавливаемых датчиков показано на рисунках 10 и 20.

Технические характеристики колесных пар немоторных тележек
Ширина, мм 2400
Высота, мм 916
Диаметр колеса по кругу катания, мм 860
Масса, кг 1228±3%

    Пары колесные 7630.31.10.003-01 с шириной колеи 1520 мм, применяемые на немоторных тележках вагонов 81-767, предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия нагрузок от вагона на рельсы и обратно.
    Пара колесная немоторной тележки, рисунок 11, состоит из оси 11, двух цельнокатаных колес 10 и 12, букс 8 и 13.
    Конструкция букс немоторной тележки аналогична конструкции букс моторных тележек.
    На одной из букс каждой колесной пары немоторных тележек устанавливается токоотводящее устройство, а на другой буксе – датчик противоюза. Для контроля нагрева буксы на каждой буксе колесной пары устанавливается термодатчик.

  • Рамы тележек

    1, 8, 12, 22, 36, 44, 50, 60 - кронштейны крепления буксовых демпферов; 2, 7, 13, 21, 37, 43, 51, 59 - кронштейны крепления тросов при транспортировке рамы; 3, 6, 16, 20, 39, 41, 53, 58 - кронштейны крепления тормозных блоков; 4, 17, 40, 54 - кронштейны крепления центральных демпферов; 5, 61 - подкладки; 9, 45, 49 - кронштейны крепления страховочных скоб буксового подвешивания; 10, 11, 46, 48 - кронштейны крепления букс; 14, 55, 64, 68 - продольные балки; 15, 35, 42, 52 - кронштейны крепления горизонтальных демпферов; 18, 32, 56, 66 - кольца крепления пневморессор; 19, 34, 47, 57 - кронштейны крепления регулировочных тяг регуляторов положения кузова; 23, 27, 62, 63 - концевые балки; 24, 30 - кронштейны крепления редукторов; 25, 29 - кронштейны крепления электродвигателей; 26, 28 - кронштейны крепления регулировочных тяг электродвигателей; 31, 65 - отверстия под шкворни центральных упоров; 33, 67 - центральные балки.

    Рама тележки моторной.
    Рамы тележек вагонов 81-765 и 81-766 являются несущими элементами конструкции тележки и представляет собой жесткую сварную конструкцию коробчатого сечения, замкнутой формы.
    Рама моторной тележки, в соответствии с рисунком 12, состоит из центральной балки 33, двух продольных балок 14 и 68 и двух концевых балок 23 и 27.
    На центральной балке рамы имеются кольца 18 и 32 для установки и крепления пневморессор центрального пневматического подвешивания и отверстие 31 под шкворень центрального упора для установки и крепления горизонтальной тяги, которая вторым концом закреплена на раме кузова. Также на балке имеются опоры 25 и 29 для подвешивания тяговых электродвигателей с одной стороны, а с другой стороны кронштейны 26 и 28 для подвешивания регулировочных тяг, посредством которых тяговые приводы крепятся к концевым балкам рамы. Кронштейны 24 и 30, расположенные на центральной балке, служат для закрепления редуктора тягового привода.
    На продольных балках крепятся сферические шарниры букс и буксовые амортизаторы (кронштейны крепления буксовых демпферов 1, 8, 12, 22, кронштейны крепления букс 10 и 11, кронштейн крепления страховочных скоб буксового подвешивания 9).
    В конструкции рамы предусмотрены различные кронштейны, втулки и другие силовые элементы для установки и крепления оборудования тележки и других систем, смонтированных на тележке (кронштейны крепления тормозных блоков 3, 6, 16, 20, кронштейны крепления центральных 4, 17 и горизонтальных 15, 35 демпферов, кронштейны крепления тяг регулятора положения кузова 19 и 34).

    Рама тележки немоторной.
    Рама тележки вагона 81-767 является несущим элементом конструкции тележки и представляют собой жесткую сварную конструкцию коробчатого сечения, замкнутой формы.
    Рама немоторной тележки, в соответствии с рисунком 12, состоит из центральной балки 67, двух продольных балок 55 и 64 и двух концевых балок 62 и 63.
    На центральной балке рамы имеются кольца 56 и 66 для установки и крепления пневморессор центрального пневматического подвешивания и отверстие 65 под шкворень центрального упора для установки и крепления горизонтальной тяги.
    На продольных балках аналогично раме моторной тележки крепятся сферические шарниры букс и буксовые амортизаторы.
    В конструкции рамы предусмотрены различные кронштейны, втулки и другие силовые элементы для установки и крепления оборудования тележки и других систем, смонтированных на тележке (кронштейны крепления тормозных блоков 39, 41, 53, 58, кронштейны крепления центральных 40, 54 и горизонтальных 42, 52 демпферов, кронштейны крепления тяг регулятора положения кузова 47, 57).

  • Буксовое подвешивание

    1 - валик; 2 - рама тележки; 3 - крышка; 4, 5, 19 - шайбы; 6 - втулка; 7 - проволока контровая; 8 - планка; 9, 20, 21 - гайки; 10 - страховочная скоба; 11 - пружина наружная; 12 - пружина внутренняя; 13 - опора верхняя; 14 - опора нижняя; 15 - прокладка; 16, 17, 18 - болты; 22 - буксовый демпфер; 23 - кронштейн крепления буксового демпфера; 24 - кронштейн крепления буксы; 25 - масленка; 26 - отверстие для установки датчика температуры буксы; 27 - букса колесной пары; 28 - колесная пара; 29 - сферический шарнир буксы.

    Подвешивание буксовое моторных и немоторных тележек предназначено для передачи боковых и продольных усилий, возникающих при движении вагона, снижения динамических усилий и ударных нагрузок от колесной пары на раму тележки и уменьшения динамического воздействия колес на рельсы.
    На каждой тележке предусмотрено четыре узла буксового подвешивания.
    Подвешивание буксовое обеспечивается сферическими шарнирами 29, связывающими буксы колесной пары 27 с рамой тележки 2 с одной стороны и буксовыми пружинами 11 и 12 с демпферами (гасителями колебаний) 22, установленными между буксами колесной пары 27 и рамой тележки 2 – с другой стороны.
    Демпферы буксовые 22 предназначены для гашения колебаний, возникающих между колесными парами и рамой тележки при движении вагона.
    Гашение колебаний происходит в режиме дросcелирования демпферной жидкости (масла), проходящей через отверстия клапанов, встроенных в поршне и днище цилиндра, при движении штока с поршнем относительно рабочего цилиндра демпфера.

  • Тяговый привод моторной тележки

    В состав привода тягового моторных тележек вагонов 81-765/766 входят тяговый электродвигатель, редуктор и муфта, обеспечивающие передачу вращающего момента от электродвигателя на колесную пару.
    На каждой моторной тележке установлено два тяговых привода.
    Передача крутящего момента в тяговом приводе, рисунок 14, осуществляется по схеме: тяговый электродвигатель 6 – зубчатая полумуфта ведущая 5 – зубчатая полумуфта ведомая 4 – вал-шестерня редуктора 3 – зубчатое колесо 2 – ось колесной пары 1.
    Крепление каждого тягового привода осуществляется в четырех точках.
    Тяговый электродвигатель с одной стороны подвешен к центральной балке рамы тележки на двух кронштейнах 2, крепление к которым выполнено с использованием резинометаллических шарниров, а с другой стороны крепится к концевой балке рамы тележки с помощью регулировочных тяг 7. Крепление тяг выполнено с помощью шарнирного соединения. С помощью данных тяг регулируется соосность валов двигателя и редуктора.
    Использование резинометаллических шарниров позволяет уменьшить шум и вибрации конструкции.
    Муфты зубчатые, рисунок 14, являются невключаемыми, жесткими к скручиванию с самоцентрирующимся зубчатым зацеплением и предназначены для передачи крутящего момента от электродвигателя к редуктору.
    Крутящий момент от электродвигателя к редуктору передается путем кинематического замыкания через зацепляющиеся друг за друга внешнее и внутреннее зубчатое зацепление с эвольвентным профилем ступицы и гильзы.
    Муфта состоит из двух полумуфт 13 и 17, которые насаживаются, соответственно, на вал тягового электродвигателя и вал-шестерню редуктора, и высокоэластичного промежуточного элемента 16, который дополнительно влияет на крутильную жесткость муфты и на индивидуальную частоту всего привода.
    Полумуфты через специально предусмотренные отверстия заполняются консистентной смазкой.

  • Редуктор
    Редуктор - одноступенчатый, с косозубой передачей, передаточное число 5,737, предназначен для передачи крутящего момента от тягового электродвигателя на колесную пару.
    Общий вид редуктора и его составных частей представлены на рисунке выше.

  • Центральное подвешивание пневматическое

    1 - опора; 2 - оболочка резинокордная; 3 - кольцо; 4 - плита; 5 - основание; 6 - шайба; 7 - вкладыш; 8, 10 - центральные (вертикальные) демпферы; 9, 14 - пневморессоры; 11, 12 - горизонтальные демпферы; 13 - рама кузова; 15 - рама тележки.

    Подвешивание центральное пневматическое предназначено для опоры кузова на тележку, а также снижения динамических усилий и ударных нагрузок от рамы тележки к кузову, возникающих при движении вагона.
    Подвешивание центральное осуществляется с помощью пневморессор 9 и 14, установленных на центральной балке рамы тележки.
    Основным элементом пневморессоры, является резинокордная оболочка 2 диафрагменного типа, заполняемая сжатым воздухом. Внутри пневморессор установлены опоры 1, на которые опираются верхние плиты 4 при отсутствии давления воздуха в пневморессорах.
    Все элементы установки и крепления пневморессоры (опора 1, оболочка резинокордная 2, кольцо 3, плита 4, основание 5, шайба 6, вкладыш 7).
    Воздух поступает в оболочку резинокордную из напорной магистрали пневмосистемы вагона. Оболочки пневморессор соединяются между собой перепускным быстродействующим клапаном.
    Каждая пневморессора управляется регулятором положения кузова, который в зависимости от загрузки вагона автоматически изменяет давление в оболочке пневморессоры, поддерживая постоянное расстояние между рамой кузова и тележки.
    Для контроля давления в пневморессорах первой и второй тележек имеются датчики давления.
    Если в пневморессорах одной тележки возникает разность давлений более 1,5 кгс/см2 при завале кузова или повреждении оболочки резинокордной, то происходит срабатывание перепускного быстродействующего клапана и воздух из пневморессор аварийной тележки стравливается в атмосферу. В систему управления движением поступает сигнал и по запросу машиниста устанавливается номер неисправного вагона. Последующее движение состава следует продолжать со скоростью (20-30) км/ч.

    Гасители колебаний центральные и горизонтальные.
    Для гашения колебаний кузова при работе пневморессорного центрального подвешивания на тележках предусмотрено два центральных гасителя колебаний (демпфера) и два горизонтальных гасителя колебаний (демпфера).
    Центральные (вертикальные) демпферы 8 и 10 устанавливаются в вертикальном положении и подсоединяются крепежными элементами одним концом к раме тележки, а другим – к раме вагона, обеспечивая гашение колебаний кузова.
    Горизонтальные демпферы 11 и 12 крепятся одним концом к продольным балкам тележки, а другим концом - к раме кузова, служат для гашения поперечных колебаний кузова.
    Принцип действия центрального и горизонтального гасителей аналогичен работе буксового демпфера. Обозначение (номер) демпферов и их параметры (тяга / давление / скорость) указываются на защитной трубе гасителей.

eltroll2 2019-2024