Универсальный автоматический выключатель автостопа (УАВА)
  • Общий вид УАВА

    УАВА усл. №88 и №288 предназначены для отключения автостопной магистрали от тормозной и автоматического отключения тяговых двигателей при автостопном торможении поезда.
    УАВА состоит из основания 39, выключательной части, собранной в корпусе 6,и контактной части, собранной в корпусе 33. Выключательную и контактную части при помощи болтов 44 и 45 крепят через резиновые прокладки 8 и 37 к основанию. Основание представляет собой чугунную литую деталь, внутри которой проходит коленообразный канал. В левой части основания запрессовано латунное седло 12 для посадки выключательного клапана. В правой части запрессованы две латунные трубки: нагнетательная 13 с калиброванным отверстием диаметром 1.75 мм и всасывающая 38 с двумя калиброванными отверстиями - вертикальным (в конусе трубки) диаметром 2 мм и горизонтальным диаметром 1.5 мм.

  • Выключательная часть
    Внутри корпуса помещают в собранном виде выключательный клапан, который состоит из большого стакана 4 с ввинченной в него обоймой 7 с резиновой прокладкой 9, закрепленной шайбой 10 и винтом 11.
    В большой стакан вставлен малый стакан 3, имеющий сверху цилиндрический выступ. Внутри малого стакана помещают пружину 5, которая верхней частью опирается в дно малого стакана, а нижней - в обойму клапана. Для исключения проворачивания большого и малого стаканов в корпус сбоку ввинчивают ограничительный винт 14, хвостовик которого входит в боковые вырезы обоих стаканов.
    В верхнюю часть корпуса вставляют валик 2, на шпонках которого туго надеты эксцентрик 41 и ручка 1 с навинченным на нее текстолитовым шариком. Корпус сверху закрыт крышкой 18, которая закреплена двумя болтами 46. В крышку вставлен стопор 19 эксцентрика.
    В проушине корпуса укреплен контрольный стержень 40, который будучи выдвинут до конца, входит в сквозное отверстие эксцентрика, и, таким образом, фиксирует эксцентрик (и ручку УАВА) в верхнем включенном положении. Перемещения стержня ограничивает винт 47.

  • Контактная часть
    В нижнюю часть корпуса контактной части запрессовывают латунную втулку 35, в которую вставляют поршень 15 с уплотнительным кольцом 36 из специального сплава. В выточке поршня стальной шпилькой укреплено резиновое уплотнение 16. Поршень снизу нагружен пружиной 34, прижимающей его к седлу 17, запрессованному в перегородку корпуса. В верхнюю часть корпуса вставляют текстолитовую панель 31, в выточки которой вкладывают два латунных контактных сегмента 29. В них закрепляют концы проводов. В УАВА усл. №88 концы проводов разделывают в скрутку и обслуживают, после чего через пластмассовые изоляционные втулки 42 вставляют в отверстия контактных сегментов и закрепляют винтами. В УАВА усл. №288 в контактные сегменты 48 ввинчивают латунные шпильки 49, которые выведены наружу корпуа прибора. Концы проводов с напаянными на них наконечниками закрепляют на шпильках при помощи шайб и гаек 50. Снаружи соединение закрывают пластмассовой крышкой 51, которую крепят винтом 52. Контактные сегменты прижимают в выточки панели пластмассовой крышкой 27 с резиновым кольцом 21.
    Внутрь панели вставляют текстолитовый поршенек 32, в который входит пластмассовый толкатель 26 с надетой на него бронзовой лепестковой пружиной контактов 30. Во включенном положении толкатель и поршенек, находясь в нижнем положении, замыкают лепестковой пружиной оба контактных сегмента.
    Корпус сверху закрывают крышкой 24, которая закреплена двумя болтами 20. Через круглое отверстие в крышке можно видеть положение толкателя: при замкнутых контактах УАВА толкатель утоплен, а при разомкнутых - поднят вверх. Сверху на крышке при помощи оси 22 укреплен стальной диск 23.
    В кабине машиниста УАВА шпилькой 43 с гайкой укреплен к скобе на передней стенке. Снизу к резьбовым патрубкам УАВА при помощи накидных гаек закреплены трубопроводы диаметром 1": к левому патрубку - трубопровод от тормозной магистрали, к правому - трубопровод к срывному клапану автостопа.
    В кабинах головного и хвостового вагонов состава УАВА включают, и сжатый воздух из тормозной магистрали свободно поступает в автостопную магистраль.
    Давлением воздуха из тормозной магистрали клапан выключательной части поднимается в верхнее положение до упора буртиком стальной обоймы 7 в резиновую прокладку 8. Ручка УАВА установлена в первое положение и застопорена контрольным стержнем 40, который входит в сквозное отверстие эксцентрика. Через калиброванные отверстия нагнетательной и всасывающей трубок 13, 38 сжатый воздух заполняет полости по обе стороны поршня 15, но снизу поршень еще нагружен пружиной, под действием которой прижат к седлу. При этом резиновое уплотнение 16 поршня закрывает центральное отверстие в седле. При помощи УАВА можно производить временное или постоянное выключение автостопа.

  • Действие УАВА
    Временное выключение производят при необходимости проезда запрещающего показания светофора по разрешению, предусмотренное правилами технической эксплуатации метрополитена. Для этого предварительно краном машиниста понижают давление в тормозной магистрали до 3,5-2,5 атм., т.е. производят остановку поезда перед красным светофором. Затем контрольный стержень 40 выдвигают наполовину (до освобождения эксцентрика) и ручку УАВА переводят из положения I в положение II до упора в контрольный стержень. При повороте ручки УАВА эксцентрик давит на цилиндрический выступ малого стакана, который опускается и сжимает пружину. Усилие сжатой пружины преодолевает давление воздуха на выключательный клапан и сажает его на седло, отключая автостопную магистраль от тормозной магистрали. При наезде срывного клапана на путевую шину автостопа разрядки тормозной магистрали не произойдет. При временном отключении ручку УАВА удерживают нажатием руки, а после освобождения ручка прибора под действием пружины 5 клапана занимает включенное положение.
    Постоянно автостоп выключают во всех случаях его неисправности, а также в средних вагонах состава, для чего производят разрядку тормозной магистрали до 3,5-2,5 атм. Затем контрольный стержень 40 выдвигают влево до конца и ручку УАВА переводят в положение III, т.е. опускают вниз до тех пор, пока не будет утоплен стопор 19, фиксирующий эксцентрик 41 в нижнем положении. Автостопная магистраль будет отключена от тормозной магистрали так же, как и при временном отключении. Для включения УАВА необходимо поднять стопор 19 и тем самым освободить эксцентрик, после чего нажатием руки снизу перевести ручку в верхнее положение и задвинуть фиксирующий стержень 40 вправо до упора.
    При наезде на путевую шину автостопа, находящуюся в заграждающем положении, скоба срывного клапана взаимодействует с шиной и через открывшееся атмосферное отверстие срывного клапна происходит экстренная разрядка тормозной магистрали. Движение воздуха по коленообразному каналу УАВА создает в колене напор сжатого воздуха, который через нагнетательную трубку 13 распространяется в полость над поршнем 15. В это же время через калиброванные отверстия всасывающей трубки 38 мгновенно происходит отсос сжатого воздуха из полости под поршнем (так называемый напорно-эжекторный принцип работы). Под действием разности давлений поршень 15 пойдет вниз, преодолевая через центральное отверстие в седле поступит под текстолитовый поршенек 32 и поднимет его вверх вместе с толкателем 26 и лепестковой контактной пружиной 30. Произойдет разрыв электрической цепи УАВА. Лепестки контактной пружины войдут в углубление крышки 27 и зафиксируют пружину в верхнем положении. Когда срывной клапан прекратит разрядку тормозной магистрали, через кран машиниста давление в ней поднимают до зарядного (5 атм.) Тогда через нагнетательную и всасывающую трубки давление в полостях над поршнем и под поршнем также станет зарядным и действием пружины поршень 15 будет поднят до упора в седло.
    Для восстановления контактной части УАВА необходимо отодвинуть в сторону диск 23 и нажать на толкатель 26, утопив его до упора. При этом произойдет замыкание контактных сегментов панели лепестковой пружиной. Сжатый воздух из-под текстолитового поршенька выйдет в атмосферу через калиброванное отверстие А диаметром 0,7 мм в стенке корпуса.
    При разрядке тормозной магистрали краном машиниста или стоп-краном разрыва контактов УАВА не произойдет, так как в коленообразном канале УАВА движение воздуха будет происходить в обратном направлении и отсос сжатого воздуха происходит из полости над поршнем, в результате чего поршень будет плотнее прижат к седлу.

eltroll2 2019-2024