Задний мост троллейбуса ЛиАЗ 5280
  • Технические характеристики заднего моста

Троллейбус


  • Чертеж заднего моста

Троллейбус

    1 - колесный редуктр; 2 - тормозной барабан; 3 - рабочая тормозная камера; 4 - картер моста; 5 - подкладка; 6 - кронштейн; 7 - главная передача (центральный конический редуктор и дифференциал); 8 - тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; А - размер.

    На троллейбусе применяется задний мост модели Raba 718.20-3300 (венгерского производства, специальной модификации для троллейбусов созданных на базе автобуса ЛиАЗ-5256).
    Задний мост троллейбуса - ведущий, предназначен для передачи нагрузки от элементов подвески на колеса, увеличения крутящего момента двигателя и подведения его к ведущим колесам.

  • Конструкция заднего моста
    Задний мост состоит из картера 4, главной передачи 7 (центрального конического редуктора с дифференциалом), и колесных редукторов 1. Кроме того, на заднем мосту монтируются элементы тормозной системы - тормозные барабаны 2, рабочие тормозные камеры 3, тормозные камеры 8 с энергоаккумулятором, тормозные механизмы.
    Картер 4 заднего моста служит для размещения главной передачи и полуосей, передающих крутящий момент к колесам. В средней части картера имеется закрытое пробкой отверстие для заливки и контроля уровня масла. Сверху на картере установлен сапун. Картер заднего моста Raba 718.20 состоит из двух штампованных половин, соединенных сваркой, с приваренной в средней части крышкой.

  • Чертеж главной передачи

Троллейбус

    1, 15 - полуоси; 2, 11 - гайки; 3, 16, 21, 29 - подшипники; 4 - ведомая шестерня центрального редуктора; 5, 13 - коробки дифференциала; 6 - втулка; 7 - сателлит; 8, 33 - промежуточные кольца; 9, 32 - болты; 10 - маслоотражательный экран; 12 - картер моста; 14, 34 - полуосевые шестерни; 17 - картер центрального редуктора; 18 - шпилька; 19 - уплотнительная прокладка; 20 - ведущая шестерня центрального редуктора; 22 - стакан; 23 - распорная втулка; 24, 30 - регулировочные прокладки; 25 - крышка; 26 - фланец; 27 - гайка; 28 - сальник; 31 - крестовина.

  • Детали дифференциала

Троллейбус

    Обозначение деталей смотрите на рисунке выше.

  • Описание дифференциала
    Дифференциал позволяет на поворотах левым и правым ведущим колесам троллейбуса вращаться с разной скоростью, что предотвращает проскальзывание колес, движущихся по внешней кривой, так как эти колеса проходят по кривой больший путь. То же самое происходит при движении по неровной дороге. Устройство дифференциала показано на рисунке, а более наглядно детали дифференциала показаны в аксонометрических проекциях на рисунке.
    Дифференциал состоит из двух конических полуосевых шестерен 14 (см. рисунок) и 34, которые своими внутренними шлицами соединены с полуосями 1 и 15. Полуосевые шестерни находятся в зацеплении с четырьмя сателлитами 7 - коническими шестренями, свободно вращающимися на крестовине 31. Концы крестовины зажаты в отверстиях корпуса дифференциала, который образован из двух коробок 5 и 13, стянутых болтами 9. Цилиндрические хвостовики полуосеваых шестерен 14 и 34 свободно входят в отверстия корпуса дифференциала.
    При вращении ведомой шестерни 4 центрального редуктора вместе с ней вращается корпус дифференциала, а, следовательно, и крестовина 31 с сателлитами 7.
    При движении по прямой и ровной дороге обе пары колес встречают одинаковое сопротивление, вследствие чего будут одинаковыми и усилия на зубьях обеих полуосевых шестерен. Сателлиты не вращаются вокруг собственных осей, находясь в состоянии равновесия. Все детали дифференциала вращаются как одно целое, и скорость вращения обеих полуосевых шестерен и обеих полуосей с колесами будет одинаковой.
    При повороте пара внутренних колес испытывает большее сопротивление, чем наружных, и усилие на полуосевой шестерне, связанной с внутренними колесами, становится больше. Равновесие сателлитов нарушается, и они начинают перекатываться по полуосевой шестерне, связанной с внутренними колесами, вращаясь относительно собственной оси и вращая вторую полуосевую шестерню с увеличенной скоростью. В результате скорость вращения внутренних колес уменьшается, а наружных колес возрастает, и поворот совершается без юза и пробуксовки.
    Наличие дифференциала имеет и свои отрицательные стороны: если одна из пар колес попадает на скользкий участок дороги и начинает буксовать, то крутящий момент передается только на буксующие колеса. В результате буксующие колеса начинают вращаться с повышенной скоростью, а другая пара колес останавливается.

  • Колесный редуктор со ступицей и тормозным барабаном заднего моста

Троллейбус

    1, 3 - болты; 2 - уплотнительное кольцо; 4 - крышка; 5 - пробка; 6 - полуось; 7 - регулировочные прокладки; 8 - упор; 9 - солнечная шестерня; 10 - игольчатый подшипник; 11 - шарик; 12 - ось; 13 - водило; 14 - сателлит; 15 - коронная шестерня; 16 - ступица колес; 17 - опора; 18 - гайка; 19 - болт крепления колеса; 20, 28 - подшипники; 21 - кольцо; 22 - уплотнительное кольцо; 23 - тормозной барабан; 24 - сальник; 25 - маслоуловитель; 26 - винт; 27 - цапфа картера заднего моста; 29 - стопорная шайба; 30 - контргайка; А - дренажное отверстие.

  • Детали колесного редуктора заднего моста

Троллейбус

    Обозначение позиций см. на рисунке выше.

  • Описание колесного редуктора заднего моста
    Колесный редуктор заднего моста Raba 718.20 планетарного типа. Он состоит из солнечной шестерни 9, трех шестерен-сателлитов 14 и коронной шестерни 15 внутреннего зацепления. Солнечная шестерня соединена шлицами с полуосью 6 и является ведущей шестерней колесного редуктора. Каждый сателлит вращается на отдельной оси 12 на игольчатых подшипниках 10. Оси установлены в отверстиях водила 13 и фиксируются от осевого перемещения шариками 11.
    Коронная шестерня 15 неподвижно закреплена на зубцах опоры 17, которая, в свою очередь, установлена шлицевым отверстием на шлицах цапфы 27 картера заднего моста.
    Водило 13 болтами 1 крепится к ступице 16 задних колес троллейбуса. Снаружи колесный редуктор закрыт крышкой 4 с пробкой для щаливки масла и контроля его уровня. В нижней части редуктора имеется такая же пробка для слива масла (на рисунке не видна).
    Крутящий момент от солнечной шестерни передается сателлитам, которые, обкатываясь по неподвижной коронной шестерне, через оси 12 передают вращение водилу, соединенному со ступицей задних колес. Колесный редуктор увеличивает крутящий момент, поэтому нагрузка на полуоси и шестерни дифференциала значительно уменьшаются.
    Упор 8 служит для предотвращения осевого перемещения полуоси 6. Зазор между упором и полуосью регулируется прокладками 7.
    Ступица 16 вращается на цапфе 27 на двух роликовых подшипниках 20 и 28. Полость ступицы уплотняется сальником 24 и кольцом 22. На случай возникновения течи в узле уплотнения ступицы предусмотрен маслоуловитель 25. Проникшее в полость маслоуловителя масло будет под действием центробежных сил направляться через дренажные отверстия А наружу. Таким образом исключается замасливание тормозных колодок.
    Снаружи к фланцу ступицы крепится винтами 26 тормозной барабан 23. К тормозному барабану болтами 19 крепятся диски колес. Колеса центрируются по наружному диаметру ступицы. Болты 19 фиксируются от проворачивания при креплении колес плотной посадкой в отверстиях ступицы. Для лучшего сцепления на посадочной поверхности болтов нарезаны мелкие шлицы.

  • Возможные неисправности и способы их устранения

Троллейбус

© eltroll2 2019-2022