Токоприемник KE-13 трамвая Tatra T3SU
  • Общий вид токоприемника


  • Пружинный механизм

    а - медленное опускание токоприемника; б - процесс западания тяги за крючок; в - положение защелки при опущенной подвижной части.

  • Защелка

    1 - корпус; 2 - крышка; 3 - вал; 4 - малый шкив; 5, 7 - пеньковые канаты; 6 - большой шкив; 8 - спиральная пружина; 10 - подшипники вала.

  • Описание токоприемника
    На вагонах Т-3 установлены двухполозные токоприемники КЕ-13. Токоприемник состоит из основания 5, двух нижних 4, 6 и двух верхних 1, 3 подвижных рам, токосъемной головки 2, пружинного механизма (барабана) для подъема и опускания, защелки для фиксации токоприемника в опущенном состоянии.
    Токоприемник монтируют на крыше вагона на четырех опорных изоляторах 9, представляющих собой резиновые амортизаторы (сайлент-блоки). Изоляторы укреплены на деревянных брусках, котоыре установлены на металлических скобках, приваренных к крышевым дугам кузова.
    Основание токоприемника изготовлено из четырех стальных уголков, соединенных между собой сваркой. На продольных уголках основания расположены короткие цапфы, на которых укреплены шарикоподшипники. В них вращаются стальные трубчатые главные валы нижних подвижных рам. Последние выполнены из профильной листовой стали. Верхние концы этих рам шарнирно соединены с верхними рамами, которые сварены из стальных труб. Для создания жесткости конструкции верхние рамы имеют диагональные связи.
    Шарнирное соединение нижних и верхних рам состоит из держателя, в котором укреплен шариковый подшипникк. Внутреннее кольцо этого подшипника насажено на ось, пропущенную через отверстия наконечника верхней рамы. На ось помещена втулка и на резьбовую часть оси навинчена гайка. К держателю винтами прикреплены крышки. Держатель укреплен к трубе нижней рамы болтом, под головку которого помещен наконечник медного шунта. Второй конец шунта соединен с верхней рамой. По шунтам проходит ток от верхних рам к нижним, что предохраняет подшипники шарнира от электрокоррозии.
    Верхние концы рам имеют наконечники, шарнирно соединенные между собой, а также связанные с механизмом токосъемной головки. Последняя состоит из двух корытообразных элементов, укрепленных на шарнире верхних рам. На верхнем элементе винтами крепят две контактные полосы из алюминия. В канавку, образованную двумя алюминиевыми полосами, заклыдвают сухую графитовую смазку.
    В вертикальном направлении токосъемная головка удерживается нажимными пальцами 10, к концам которых крепят пружины 11, допускающие поворот головки в оба направления до 15°. В горизонтальном направлении токосъемная головка удерживается параллелограммом из рычагов, смонтированных в ее средней части.
    На главных валах укреплены рычаги, к котором посредством шарниров крепят две цилиндрические пружины 8. Эти пружины при опущенном токоприемнике растянуты; стремясь сжаться, они поднимают подвижные рамы. Концы пружины с большим натягом навернуты на держатели. Натяг пружин регулируют болтами шарнирного устройства. Главные валы соединены между собой тягой 7, которая обеспечивает одновременный поворот главных валов, а следовательно, и рам токоприемников.
    Опускание и подъем токоприемника осуществляются из кабины водителя с помощью пружинного механизма.
    Диаметр большого шкива в 2 раза больше диаметра малого шкива. На малый шкив наматывается пеньковый канат 5, идущий в кабину водителя через направляющий ролик. Малый шкив насажен на вал, который посредством спиральной плоской пружины передает вращение на большой шкив. Этот шкив установлен на подшипнике, запрессованном в корпусе устройства. На канавку большого шкива наматывается пеньковый канат 7 диаметром 8 мм, который соединен с нижней частью токосъемной головки.
    Пружинный механизм позволяет не только опускать и поднимать токоприемник вручную из кабины, но также обеспечивает защиту от попадания высокого напряжения в кабину водителя и изменение высоты подъема и опускания токоприемника при работе без движения каната, идущего в кабину водителя.
    Токоприемник удерживается в опущенном состоянии специальной защелкой, состоящей из стойки 1, приваренной к основанию, и специального крючка 2, положение которого регулируется гайкой-барашком 3 на его хвостовике. При резком опускании токоприемника происходит западание крючка за верхнюю соединительную тягу и токоприемник остается в опущенном состоянии. При медленном опускании происходит поворот крючка и он освобождает тягу 4, позволяя подняться токоприемнику.

eltroll2 2019-2024