Ускоритель трамвая Tatra T3SU
Ускоритель трамвая Tatra T3SU |
---|
Фото ускорителяОбщий вид ускорителяОписание ускорителя
Для выведения пусковых реостатов при разгоне (или тормозных реостатов при электрическом торможении) на вагоне Т-3 имеется многопозиционный переключатель клавишного типа, называемый ускорителем. Он расположен в средней части вагона под кузовом в специальном отсеке, закрываемом двумя крышками снизу и съемным люком (размером 1070*1070 мм) в полу для осмотра сверху. В собранном виде масса ускорителя 180 кг.
Ускоритель имеет большой цилиндр 1 из изоляционного материала, на котором крепят нижние держатели. В верхней части на держателях 10 укреплено асбоцементное кольцо, состоящее из двух полуколец 5 для верхних держателей 9. Между верхними и нижними держателями зажимами 3 закреплены 95 ленточных элементов реостатов ускорителя 11. Нижние держатели одновременно служат для крепления пальцев 13. Каждый из 99 пальцев состоит из стальной плоской пружины, медного шунта из полосок фольги для лучшего токопрохождения и медного контакта. Пальцы ускорителя расположены двумя рядами, имеют нумерацию - один ряд нечетные с 1 до 99, другой ряд - четные с 2 до 98. К 1, 2, 75 и 76 пальцам через выводы 6 подключены выводные провода 2. К нижней части изоляционного цилиндра крепят токосъемное кольцо 21 с шестью медными сегментами 22, а к верхней - плиту 13, на которой укреплен редуктор 7. Редуктор ускорителя
Редуктор состоит из корпуса 3, стального червяка 1, текстолитовой шестерни 2, которую крепят на валу 4. Для работы червячной передачи закладывают смазку "ЦИАТИМ-201". на другом конце вала 4 крепят крестовину 17 с двумя изоляционными роликами 16, прижимаемыми через рычаги пружинами 18. Крестовина соединена с внутренним изоляционным цилиндром 19. Крестовина и внутренний цилиндр вращаются при повороте вала редуктора. На внутреннем цилиндре крепят пять рядов сегментов 15, которые являются приводами десяти низковольтных кулачковых элементов 20. При вращении крестовины изоляционные ролики нажимают поочередно на пальцы 13, которые, касаясь сегментов токосъемного кольца, создают контакт, соединяя таким образом соответствующий элемент реостата с токосъемным кольцом. Элементы реостата имеют М-образную форму и выполняют их из сплава, обладающего большим удельным сопротивлением. Они выполнены двух типов: КА и КВ (маркируемые цифрами 6 и 8), отличающихся значением сопротивления. На ускорителе они объединены в группы и подсоединены к пальцам (см. табл. ниже). Полное сопротивление реостатов ускорителя равно 3,614 Ом.
Крестовина при своей работе может поворачиваться почти на половину оборота. Ее поворот ограничивается упором. Положение крестовины, при котором прижаты какие-либо пальцы к токосъемному кольцу, называется позицией ускорителя. Позиции ускорителя обозначают по номерам прижатых пальцев. Таким образом, позиция ускорителя может быть от 1-й до 99-й. С целью получения большого числа позиций пальцы относительно центра расположены несимметрично. Поэтому, когда первый ролик прижимает один палец, нажимая на его середину, второй ролик находится в положении, при котором он прижимает два пальца (и наоборот), поэтому при вращении крестовины чередуются нажатие четных и нечетных пальцев.
Вал ускорителя через редуктор 7 и гибкий вал 4 приводится в движение электродвигателем. Схема прохождения тока в цепи на позициях ускорителя
а - в начале пуска; б - при разгоне; в - в начале торможения; г - при торможении.
В начале пуска вагона ускоритель находится на 1-й позиции и ток поступает через вывод, соединенный с 75-м пальцем на нечетные элементы реостата. Пройдя все нечетные элементы до 1-го пальца, прижатого к токосъемному кольцу, ток поступает через токосъемное кольцо на прижатый к нему второй палец и проходит все четные элементы реостата до 76-го пальца, палец и проходит все четные элементы реостата до 76-го пальца, через зажим которого размыкается цепь тока. По мере разгона реостаты ускорителя выводятся, для чего работает двигатель ускорителя, вращая крестовину. Изоляционные ролики поочередно прижимают к токосъемному кольцу другие пальцы. Первый ролик вместо 1-го пальца будет прижимать 3-й, 5-й и т.д., а второй - вместо 2-го пальца - 4-й, 6-й и т.д. Тогда цепь тока по элементам реостата ускорителя сокращается. На 75-й позиции ток, минуя все реостаты, с зажима 75-го пальца проходит через палец и токосъемное кольцо, 76-й палец и его зажим на выход. При элетрическом торможении на ускоритель ток поступает через зажим на 2-м пальце, затем проходит четные элементы реостата до прижатого к токосъемному кольцу пальца (при большой скорости вагона прижаты 98-й и 99-й пальцы). Далее цепь замыкается через токосъемное кольцо, прижатый нечетный палец, нечетные элементы реостата ускорителя и зажим 1-го пальца. По мере уменьшения скорости вагона двигатель ускорителя поворачивает крестовину в сторону уменьшения номера позиции, вследствие чего тормозные реостаты выводятся. Подобным образом, но с меньшей скоростью работает ускоритель и при выбеге вагона. Включение низковольтных контактов ускорителя ZR1-ZR10, приводимых в действие от сегментов внутреннего изоляционного цилиндра, происходит в зависимости от позиции ускорителя в соответствии с таблицей ниже.
При работе ускорителя в его элементах реостатов выделяется большое количество тепла. Чтобы они не перегрелись и не покоробились, ускоритель при работе непрерывно обдувается наружным воздухом, подаваемым вентиляторами двигатель-генератора. В холодное время нагретый ускорителем воздух подается по каналам вдоль правой боковой стенки кузова в салон для обогрева, а в теплое - выбрасывается в атмосферу (под вагон).
Ускоритель со стальным кольцом и фарфоровыми изоляторами
1 - стальное кольцо; 2, 3 - фарфоровые изоляторы.
Фирмой ЧКД выпускались ускорители, не имеющие изоляционного кольца. Крепление элементов реостатов этих ускорителей осуществляют при помощи фарфоровых изоляторов на стальном кольце. Это повышает надежность с точки зрения противопожарной техники и по прочности конструкции. Однако такая конструкция при ремонте требует замены большого числа фарфоровых изоляторов, которые при эксплуатации получают трещины от температурных воздействий, а при демонтаже ускорителя раскалываются.
Крепление элементов реостатов.
1 - элемент реостата; 2 - держатель; 3, 9 - гайки; 4, 8 - стальные шайбы; 5 - внутренняя фарфоровая втулка; 6 - несущее стальное кольцо ускорителя; 7 - наружная фарфоровая втулка; 10, 11 - миканитовые шайбы. |